Урок литературного чтения на тему "сказание о кише". История происхождения и толкование имени киша Поступки и черты характера киша

Гриценко Елизавета

Научно-исследовательская работа. Образ главного героя в произведении Джека Лондона «Сказание о Кише».

Скачать:

Предварительный просмотр:

филиал Муниципального общеобразовательного учреждения

Средней общеобразовательной школы № 17 –

Средняя общеобразовательная школа № 3

Научно-исследовательская работа

Образ главного героя в произведении Джека Лондона «Сказание о Кише»

Выполнила:

Гриценко Елизавета,

ученица 5 а класса

Филиал МОУ СОШ № 17-СОШ № 3

Руководитель:

Толмачева Наталья Михайловна

учитель русского языка и литературы

г. Карталы, 2015 год

  1. Введение …………………………………………………………….3
  2. Основная часть
  1. Интересные факты из биографии писателя…………………... 4
  2. Термины: Образ, главный герой, сказание…………………….6
  3. Образ Киши………………………………………………………8
  1. Заключение…………………………………………………………10
  2. Список литературы………………………………………………..11
  1. Введение

Я только начала заниматься научными исследованиями и это моя первая работа. Но я с полной ответственностью могу сказать, что заниматься литературоведческим исследованием очень полезно по нескольким причинам:

  1. Расширяешь свой кругозор и получаешь новые знания.
  2. Возможно именно мы (молодые учёные) сможем найти что-то новое, что не заметили исследователи ранее. Ведь мы смотрим на произведения совершенно под новым углом.
  3. Мы (молодые учёные) сможем раскрыть образы героев изученных нами произведений, что поможет нашим одноклассникам сэкономить время и расширить кругозор не меньше нашего.

Мой выбор пал на произведение Джека Лондона «Сказание о Кише», не только потому, что его интересно читать. Образ главного героя мне показался достаточно сложным и актуальным для нашего времени. Большинству ребят очень хочется повзрослеть, они стараются казаться взрослыми. Девочки начинают рано наносить макияж, а парни показывают свою мужественность в разговорах употребляя нецензурную лексику. По моему мнению, раскрытие образа главного героя поможет многим молодым ребятам понять, что значит быть взрослыми в столь раннем возрасте.

Степень изученности проблемы.

Я смогла найти только различные конспекты уроков по проведению «Сказание О Кише»: либо один урок, либо ряд уроков литературы с зарубежными авторами. Это позволяет говорить о том, что этому произведению мало уделялось внимания, а значит и тема моего исследования мало изучена. Из этого следует – она актуальна.

Цель моей работы : Раскрыть образ главного героя и при этом показать, каким образом можно в очень юном возрасте не просто казаться взрослым, а поступать, как взрослый человек.

Таким образом, задачами моего исследования стали:

  1. Выявить основные этапы взросления главного героя.
  2. Изучить его жизненную позицию.
  3. Ответить на главный вопрос: Киши кажется взрослым или он рано повзрослевший малыш?

Объект исследования: Главный герой (Киши).

Предмет исследования: Произведение Джека Лондона «Сказание о Кише».

Методологическая основа исследования . В ходе исследования применялись сравнительно-литературоведческий метод, биографический метод, а также принцип избирательности и принцип целостности.

  1. Основная часть

2.1 Интересные факты из биографии Джека Лондона

По моему мнению, Джек Лондон не только великий автор, но и очень интересный. В его честь назвали одно из озёр Дальнего Востока. Есть две версии названия этого озера.

Одна из версий говорит, что старожилы, проживающие близь этого озера, утверждают, что во время обнаружения озера, на берегу была найдена книга Джека Лондона «Мартин Иден» .

Однако есть и другая версия возникновения этого названия у озера. Существует версия, что многие геологи очень любили произведения Лондона. Есть убеждения, что целых два руководителя различных экспедиций хотели назвать какой-нибудь из географических объектов в честь этого автора. И в 1932 году геолог П.И. Скорняков, осуществил свою мечту и назвал в его честь одно из озёр северо-востока, дав ему имя Джека Лондона .

Как отмечает Лунина Ирина Евгеньевна в своей диссертации «Художественный мир Джека Лондона», «по данным проведенного в 1952 г. ЮНЕСКО исследования, Дж.Лондон был признан самым популярным писателем в Европе и России и самым «переводимым» писателем» .

Думаю, немало важно знать, что Джек Лондон – это его не настоящее имя. Настоящее - Джон Гриффит Чейни. Джек – это сокращение от Джона, так его называли самые близкие люди. Его мать вышла замуж за Джона Лондона, на тот момент малышу Чейни исполнился почти год. После замужества матери, Джона Гриффити Чейна все стали звать, как и его отчима, Джон Лондон .

Маленький Джек Лондон не понаслышке знал, что значит вести себя как взрослый. Работал мальчик не меньше взрослого мужчины. Он рано начал трудовую жизнь, которая была полна лишений. В начальной школе он продавал утренние и вечерние газеты. После окончания начальной школы стал работать на консервной фабрике простым рабочим, но работа оказалась слишком тяжёлой для мальчика, и он ушёл. После этого он нелегально ловил устриц в бухте Сан-Франциско. После чего он был нанят матросом на шхуну, где впервые и побывал в море. Шхуна, на которую нанялся Джек была промысловой, она отправлялась к берегам Японии и в Берингово море.

Я считаю, что именно такая разнообразная и трудовая жизнь Джека Лондона позволила ему написать одно из самых замечательных произведений, которое я анализирую в своей работе – «Сказание о Кише».

Но если бы Джек Лондон был необразованным матросом, то мы бы никогда не смогли читать его произведения. Именно поэтому, я думаю, что в моей работе стоит рассказать об образовании этого писателя.

Он самостоятельно подготовился и сдал все экзамены для того, чтобы поступить в Калифорнийский университет. Однако после 3-го семестра, из-за отсутствия средств на учёбу, вынужден был уйти. Весной 1897 года он отправляется на рудники, в то время это называли «золотой лихорадкой». Он уехал на Аляску. В Сан-Франциско вернулся в 1898. Лондон испытал все «прелести» северной зимы. Золотом он не был осыпан, зато судьба подарила ему огромное количество встреч, думаю, что именно там он и повстречал нашего героя Киши .

Таким образом, Джек Лондон был человеком, который:

Я считаю, что именно перечисленные мною события его жизни позволили создать Лондону образ «Киши».

  1. Термины: Образ, главный герой, сказание.

Рассмотрев термин образ в различных толковых словарях, я пришла к выводу, что в словарях под редакциями Ефремовой, Ожегова, Шведовой и Ушакова, есть общее и различное. Общим можно считать: облик, вид, подобие. Различным в этих толковых словарях – живое, отражение, идея, чувство, изображение, обобщение, отражение, тип, характер .

А в философском энциклопедическом словаре, на мой взгляд, даётся самое верное понятие образу: «результат отражения объекта в сознании человека» .

Таким образом, каждое определение дополняет и распространяет то общее, что дано в них. Я вывела своё определение образа, чтобы понимать, что я имею ввиду, говоря об образе Киши.

Образ – это результат отражения в сознании человека, облика, вида, подобия, которое является живым, обобщенным отражением идей, чувств и характера кого-либо.

Поскольку я рассматриваю не просто образ в произведении, а образ главного героя, то необходимо рассмотреть и дефиницию: главный герой.

Когда я искала определение этого термина, то столкнулась с проблемой. Именного этого словосочетания я не нашла. Очень часто встречается формулировка термина «герой», а также в литературоведческом словаре можно найти термин «литературный герой»: « одно из главных действующих лиц произведения искусства(в отличие от персонажа)» . По моему мнению, это определение можно приравнять к искомому понятию «главный герой». В толковых словарях в определения слова «герой» находится указание на литературного героя. Общим в толковых словарях под редакциями Ожегова, Шведовой и Ефремовой является: главный, действующий, подвиги, лицо; а различное: необычный, вызывает интерес, воплощает черты эпохи .

Таким образом, термины литературный герой и главный герой произведения можно считать тождественными. К термину в литературоведческом словаре «литературный герой», для полного понимая необходимо добавить то общее и различное, что есть в толковых словарях. Получаем следующую дефиницию: главный герой – это главное действующее лицо произведения, которое является необычным, благодаря тому, что воплощает черты эпохи, в связи с чем вызывает интерес.

Произведение, в котором я буду рассматривать образ главного героя является сказанием, это указано в самом названии произведения: «Сказание о Кише». Получается, что сам автор с самого начала подразумевает знание этого слова. Это говорит, что нам просто необходимо рассказать о значении этого слова.

Значение этой дефиниции можно искать только в литературоведческом словаре. Так в словаре под редакцией Фриче, Луначарского говорится, что сказание подразумевает под собой несколько видов: исторические, житийные, апокрифические, поучения и повести . Прочитав само произведение можно с точностью сказать, что оно относится к повести-сказанию. Повесть-сказание - это «обширный жанр светских и духовных рассказов, переводных и оригинальных, которые аналогичны современной литературной повести» .

Из всего выше сказанного следует, что в повести-сказании образом главного героя можно считать результат отражения в сознании человека вид, облик главного действующего лица в произведении.

2.3 Образ Киши

События, описанные в сказании, происходили у полярного моря, где жил главный герой. Он жил в игле. Иглу – это ледяной дом эскимосов, который имеет куполообразную форму .

Главным героем является мальчик Киши, которому 12 лет .

Его голос раздаётся на совете, несмотря на то, что таким маленьким было запрещено высказываться. Первый раз его голос раздался, потому что, когда они ели, мясо было жесткое старое и в нем было много костей. Потом голос Киша раздался в новь, потому что он гордился своим отцом. Мальчик отрыто, не боясь никого заявляет, что он сможет ходить на охоту и убивать медведей самостоятельно.

«Справедливость» является ключевым понятием в словах Киша. Киш хотел добиться справедливости и равенства, несмотря на возраст. Он считал справедливо помогать своему племени, если ты можешь это делать и неважно сколько тебе лет. Справедливо, если каждому жителю города достанется хороший кусок мяса. Но мужчины племени считали несправедливо, если им будет указывать какой-то маленький мальчик, не повидавший жизнь.

Я составила таблицу доказательств, которые говорят о правоте охотников племени и обратные доводы и вот, что получилось:

Таким образом, читатель должен понять и мальчика, который говорит, как взрослый мужчина и мужчин племени.

Покидая совет Киш испытывал злость, расстройство и досаду. Автор передаёт его чувства словами: «Глаза Киша загорелись, кровь забурлила и жарким румянцем прилила к щекам…. он стиснул зубы и пошёл».

Кишу всё-таки удалось отстоять свою правоту, потому что он сумел доказать, что он может сам убить медведя без какой-либо помощи.

Удачная охота главного героя стала вызывать в посёлке толки о колдовстве. Этому есть объяснение. Мальчик убил пятерых медведей, остался не вередимым, на нем не было царапин. Вот почему жители считали его колдуном .

Киш не считал секретом или тайной свою удачную и лёгкую охоту. Он взял китовый жир и облепил смятый ус, концы которого были очень острыми и получился комок жира с китовым усом внутри. Эти комки жира приносили большую боль медведю и с ним можно было легко расправиться. Мужчины хотели получить тайну его охоты украдкой, но нужно было только спросить. Когда к нему пришел Клош-Кван и попросил рассказать, как он охотится. Мальчик не задумываясь рассказал об этом.

Из родителей у главного героя была только мама. Она жила не богато, жители города не обращали на неё внимание, ей доставалось плохое мясо, как и многим женщинам из племени. Жила мама Киши в маленькой игле. Но потом, когда Киш начал ловить медведей, на маму Киша и на него самого смотрели другим взглядом .

Несмотря на то, что его прогнали с совета, он не озлобился, он приносил мясо всему посёлку, кормил всех, делил всё по честному, как и обещал, не забывал и о семье, о доме: «Я хочу построить себе новую иглу, - сказал Киш однажды Клош-Квану и другим охотникам. - Это дожлна быть просторная иглу, чтобы Айкиге и мне было удобно в ней жить» .

Я считаю, что Киша можно назвать человеком честным, добрым, гордым и трудолюбивым.

Писатель объясняет нам почему Киш стал первым человеком в племени, а потом и вождём: Нужно думать и работать не только руками, но и головой, не нужно уповать на чудо, его смекалка помогла подняться, а не колдовство.

  1. Заключение

Проводя своё исследование с целью изучения образа главного героя произведения «Сказание о киши», я познакомилась с терминами: образ, главный герой, сказание, также я вывела дефиниции наиболее полные, охватывающие все стороны этих определений. Я познакомилась с произведением и изучила литературоведческую терминологию.

Целью моей работы было раскрыть образ героя так, чтобы показать, как должен поступать подросток, если хочет, чтобы к нему прислушивались взрослые и считали его равным.

Я считаю, что цель достигнута. Основополагающими чертами главного героя являются:

  1. Слова соотносятся с делом.
  2. Слова не бросаются на ветер.
  3. Идёт на тяжелый труд, на труд не соотносимый с возрастом.
  4. Труд должен быть не только физическим, но и умственным.
  5. «Справедливость» является ключевым понятием в словах.

Основными этапами взросления можно назвать следующие:

Первый: Смело выражает свою точку зрения на совете.

Второй: Решается пойти на трудное дело – охоту.

Третий: Начинает приносить пользу племени, принося хорошую добычу с охоты.

Четвёртый: Осознание того, что ему по статусу положено соответствующее жильё. Он не может построить его сам, так как постоянно занят охотой, его ему должны построить соплеменники, которые питаются за его счет.

Пятый: Легко раскрывает тайну своей удачной охоты, тем самым помогая другим охотникам приносить больше мяса племени.

Шестой: Становится первым человеком племени, а в последствии и вождём.

Таким образом, отвечая на вопрос: Киши кажется взрослым или он рано повзрослевший малыш? Можно смело сказать, что он повзрослевший малыш. Ему пришлось повзрослеть, потому что отец рано умер, а маме нужна была помощь, нужно, чтобы она хорошо питалась. Именно поэтому Киши проходит все этапы взросления.

Проведя это исследование, я смогу познакомить большое количество учащихся не только с терминами, но и с образом главного героя «Сказание о Киши». Я смогу донести до них свою мысль, что накрашенные лица девочек и ругательства из уст мальчиков не делают их взрослыми. Я смогу подтвердить это на примере двенадцатилетнего мальчика по имени Киши.

  1. Список литературы
  1. Диссертация доктора филологических наук. - Лунина, Ирина Евгеньевна. – Москва//Филологические науки. Художественная литература -- США -- Американская литература -- кон. 19 - нач. 20 в. (2-ая пол. 90-х гг. 19 в. - 1917 г.) -- Персоналия писателей -- Лондон Джек (1876-1916) - писатель -- Общая характеристика и значение творчества писателя. – 618 С.
  2. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000
  3. Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939.
  4. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка. – М., 2005 г.
  5. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)
  6. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. - М.: Флинта, Наука. Н.Ю. Русова. 2004.
  7. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
  8. Электронный ресурс: Джек Лондон «Сказание о Киши» .

    Цель работы состоит в изучении содержания и своеобразия произведения Джека Лондона прежде всего в аспекте восприятия и художественного отображения им образа главного героя.

    В первой главе проекта говорится о Джеке Лондоне как об авторе книги «Сказание о Кише». Изучив биографические сведения об этом авторе были выделены следующие факторы, повлиявшие на содержание рассматриваемого текста:

    1. Испытал на себе, в раннем детстве, самую различную и трудную работу.
    2. Занимался самообразованием, так как получить образование в университете у него не хватило средств.
    3. Повстречал огромное количество народа, образы которых, по моему мнению, стали основой многих произведений.
    4. Побывал в Японском и Балтийском морях, а также на севере.

    Во втором параграфе проекта были рассмотрены термины, необходимые для литературоведческого анализа образа, а именно: главный герой, образ, сказание.

    В третьем параграфе раскрывается образ главного героя в произведении «Сказание о Кише».

    Киша можно назвать человеком честным, добрым, гордым и трудолюбивым. Писатель объясняет нам почему Киш стал первым человеком в племени, а потом и вождём: Нужно думать и работать не только руками, но и головой, не нужно уповать на чудо, его смекалка помогла подняться ему.

    Киш вырастит хорошим мальчиком, раз в столь юном возрасте он думает не только о себе, а о целом племени.

    Рассказ о Киши учит нас, что нужно не просто бросать слова, а делать. Если ты хочешь быть взрослее, то будь готов совершать взрослые поступки. Будь готов, что в тебя не поверят. И только упорством и трудом можно добиться уважения среди взрослых.

    Полученные новые знания позволят мне не просто раскрыть образ героя, при обсуждении этого произведения на внеурочной деятельности, но и показать ребятам, что значит быть взрослым.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Гриценко Елизавета 5 а класс филиал МОУСОШ № 17 СОШ № 3

    «Образ главного героя в произведении Джека Лондона «Сказание о Кише »

    Спасибо за внимание!

«Сказание о Кише» главные герои рассказа Джека Лондона показывают пример поведения в сложный жизненных ситуациях.

«Сказание о Кише» главные герои

  • Киш -главный герой
  • Айкига -мать Киша
  • Клош-Кван -вождь племени
  • Массук -соплеменик
  • Ук-Глук -охотник племени
  • Бим и Боун -два молодых, лучших в поселке охотника

«Сказание о Мише» характеристика Киша

Черты характера Киша – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства.

Главный герой 13-летний мальчик по имени Киш взял ответственность за свою жизнь и жизнь своей матери. Чтобы выжить, ему пришлось стать мужчиной уже в 13 лет, и отправиться на охоту.

«Справедливость» является ключевым понятием в словах Киша. Киш хотел добиться справедливости и равенства, несмотря на возраст. Он считал справедливо помогать своему племени, если ты можешь это делать и неважно сколько тебе лет. Справедливо, если каждому жителю города достанется хороший кусок мяса. Но мужчины племени считали несправедливо, если им будет указывать какой-то маленький мальчик, не повидавший жизнь

Покидая совет Киш испытывал злость, расстройство и досаду. Автор передаёт его чувства словами: «Глаза Киша загорелись, кровь забурлила и жарким румянцем прилила к щекам…. он стиснул зубы и пошёл».

Кишу всё-таки удалось отстоять свою правоту, потому что он сумел доказать, что он может сам убить медведя без какой-либо помощи.

Удачная охота главного героя стала вызывать в посёлке слухи о колдовстве. Этому есть объяснение. Мальчик убил пятерых медведей, а на нем не было царапин. Вот почему жители считали его колдуном.

Киш не считал секретом или тайной свою удачную и лёгкую охоту. Он взял китовый жир и облепил смятый ус, концы которого были очень острыми и получился комок жира с китовым усом внутри. Эти комки жира приносили большую боль медведю и с ним можно было легко расправиться. Мужчины хотели получить тайну его охоты украдкой, но нужно было только спросить. Когда к нему пришел Клош-Кван и попросил рассказать, как он охотится. Мальчик не задумываясь рассказал об этом.

Из родителей у главного героя была только мама. Она жила не богато, жители города не обращали на неё внимание, ей доставалось плохое мясо, как и многим женщинам из племени. Жила мама Киши в маленькой игле. Но потом, когда Киш начал ловить медведей, на маму Киша и на него самого смотрели другим взглядом.

Несмотря на то, что его прогнали с совета, он не озлобился, он приносил мясо всему посёлку, кормил всех, делил всё по справедливости, и не забывал и о семье, о доме: «Я хочу построить себе новую иглу, — сказал Киш однажды Клош-Квану и другим охотникам. — Это дожлна быть просторная игла, чтобы Айкиге и мне было удобно в ней жить».

Киша можно назвать человеком честным, добрым, гордым и трудолюбивым.

Писатель объясняет нам почему Киш стал первым человеком в племени, а потом и вождём: Нужно думать и работать не только руками, но и головой, не нужно уповать на чудо, его смекалка помогла подняться, а не колдовство.

ГУ « Бейнеуская гимназия »

Урок литературного чтения

в 7 классе по рассказу

Джека Лондона «Сказание о Кише»

Разработала:Аймагамбетова С.Б.

2013-2014 учебный год

Тема : Джек Лондон «Сказание о Кише»

Обучающая ц ель : 1)познакомить учащихся с произведением Д.Лондона «Сказание о Кише»;2) продолжить формирование навыка работы с текстом;3)ввести понятие «сказание» в контексте литературоведческого образования. Развивающая цель :развитие устной речи, умения высказывать и аргументировать свое мнение; продолжить работу над характеристикой героя;Воспитательная цель :нравственное воспитание: помочь разобраться в мотивах человеческих поступков; определить, что значит быть взрослым.

Оборудование: презентационный материал, шляпы для метода «Шесть типов мышления»

Ход урока

І Оргмомент .

ІІ Предварительная работа по теме урока.

2/1.Вступительное слово у чител я : Наше путешествие по стране Литератур а продолжается… В этом учебном году нами уже были прочитаны п роизведения великих русских , казахских писателей.Сегодня мы будем работать с произведением зарубежной литературы. Э то начало великого знакомства с сокровищами мирового искусства. Мы учимся не только читать произведения, но и мыслить, думать, высказывать свою точку зрения.
Сегодня мы встретимся с великим американским писателем Джеком Лондоном и попытаемся сделать анализ его рассказ а «Сказание о Кише».
Так кто же такой Джек Лондон?

2/2.Блиц- опрос -Что вы знаете о жизни Джека Лондона? (№2-10 слайды) Кто такой Джек Лондон? Какой была его жизнь? Сколько книг было им написано? Какие черты характера присущи писателю? –Дома вы должны были прочитать «Сказание о Кише » .Откройте тетради и запишите в тетрадях число и тему урока.

ІІІ Работа по теме урока - Обрати те внимание, что этот рассказ называется - «сказание» .

Д.Лондон создает как бы подражание местным индейским легендам,похожим на сказки.

3/1.Работа по опорной схеме Обратимся к опорным записям и прочитаем, что такое «сказание».

3/2. Понравился ли вам рассказ? Назовите героев рассказа.

Пользуясь таблицей, соотнесите информаию, данную в таблице с главными героями сказания.

3/3.Словарная разминка Задание: Объясните лексическое значение данных слов и словосочетаний чтимый – почитаемый всеми иглу - жилище северных индейцев дерзкие слова - слишком смелые слова ошеломлены – очень удивлены одинёшенек – совсем один пристыженный – ему было очень стыдно свежевать – разделывать тушу зверя нарты - узкие длинные сани, предназначенные для езды на упряжках из собак, северных оленей. Погонщик упряжной нарты называется каюр.

3/4. Сюжетный и идейный анализ сказания с применением метода «Шесть типов мышления»

Слово учителя: М ы не только по-разному воспринимаем мир, но и по-разному мыслим. И мыслить мы можем шестью различными способами, то есть в шести «шляпах»!

Нас мало, поэтому я не могу разделить вас на группы. Каждый из вас получает жеребьевкой одну из шести шляп и должен представить свой опыт, свои впечатления и мысли по рассказу Д.Лондона «Сказание о Кише », исходя из цвета шляпы.

Белая шляпа

М ыслит фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!!

Желтая шляпа

Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему.

Черная шляпа

Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно и – объяснить, почему так произошло.

Красная шляпа

Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему.

Зеленая шляпа

Это – творческое мышление.

Синяя шляпа

Это – философская, обобщающая шляпа.

(Учащиеся по результатам жеребьевки выбирают шляпы, готовятся к выступлению. На подготовку к выступлению отводится 10 минут)

Примерные ответы учащихся

2.Определить идею сказания с применением метода «РАФТ».

Основной задачей для выполняющих задание этой игры является описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Сложность задачи в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается.

Роль

Аудитория

Форма

Тема

Киш

Молодежь XXI века

Повествование

Жизнь дана на добрые дела!

Киш

Учащиеся 7 класса

Рассуждение

Что значит быть взрослым?

Примерные ответы:

Жизнь дана на добрые дела

Доброта – вещь удивительная. Она сближает людей, как ничто другое, она тот язык, на котором всякий с вами захочет разговаривать. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрощенных обид. Мы больше приобретем, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что человек становится человеком только благодаря другому человеку. Путь к доброте нелегкий. Это долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках.

Что значит быть взрослым?

Я думаю, вам понравилось «Сказание о Кише». Главный герой – мальчик 13 лет – символ для подражания многим, своими поступками и действиями Киш заслужил называться «взрослым». А как, по-вашему, что значит быть взрослым?Быть взрослым – это значит оценивать свои поступки, не совершать неверных действий, помогать слабым, уважать тех, кто рядом с тобой. Быть примером во всем. Джек Лондон в своих северных рассказах не оправдывал безволие и малодушие. Его герои умели терпеть лишения, не завидовали друг другу. Писатель учит нас уважению к людям всех племен, наций, языков. И уважению к природе, которая бывает суровой, но добра в ней все-таки больше,ч ем зла. Рассказ о Кише позволяет понять, что быть взрослым – это не только права, но и обязанности.

ІҮ Подведение итогов урока

1)Выполнение тестовых заданий. Взаимопроверка и взаимооценка учащихся.

1. В произведении Джека Лондона «Сказание о Кише» рассказывается о... А) о вожде племени Кише;
В) об охотнике, который стал настоящим воином;
С) мужественном мальчике, который не испугался вождя племени и вступил с ним противоборство.

2. Сколько Кишу лет?

А) 13 лет
В) 23 года
С) 30 лет
Д) 33 года

3. Как звали вождя племени?

А) Киш
В) Бок
С) Массук
Д) Клош-Кван

4. В какой части земного шара происходит действие рассказа?

А) В Индии
В) В Канаде
С) На юге США
Д) На севере США
Е) В южной части Мексики

5. Для героев рассказа родиной явля ется...

А) Юг
В) Север С)Запад Е) Восток

6. Что случилось с отцом Киша? А) Стал вождем племени
В) Был убит медведем
С) Уехал в далекую страну7. Чем увенчалась первая охота Киша?

А) Его растерзал медведь
В) Он был ранен медведем
С) Он убил полярного медведя и двух медвежат

8. Как решили соплеменники узнать тайну «удачной охоты» Киша? А) Они послали Массука по пятам отважного Киша разузнать эту тайну
В) Они послали Клош-Квана по пятам отважного Киша разузнать эту тайну
С) Они послали Бима и Боума по пятам отважного Киша разузнать эту тайну 9. Как у Киша получалось охотиться на медведя?

А) С помощью силы
В) С помощью смекалки
Д

Оценивание: 9-10 правильных ответов – «5»

6-8 правильных ответов –«4»

4-5 правильных ответов –«3»

2) Рефлексия «Две звезды и одно пожелание»

3)Вывод: Известный индийский руководитель движения за независимость Махатма Ганди писал: «Умение прощать- свойство сильных. Слабые никогда не прощают».

Мы должны научиться уметь любить, уметь прощать, уметь делать добро!

У Полярного моря живёт тринадцатилетний мальчик Киш, вместе с матерью Айкигой. Братьев и сестёр у Киша нет, а его отец Бок погиб в схватке с полярным медведем, в которую он вступил, спасая людей от голодной смерти. Со временем люди забыли о подвиге храброго мужчины, как и про мать с мальчиком, живущих в самом бедном иглу.

В иглу вождя Клош-Квана собирается совет. Киш встаёт и говорит, что им с матерью достаётся положенная доля мяса, но зачастую оно старое и жёсткое. Своей речью мальчик ошеломляет всех, охотники поражены тем, что юнец говорит совсем как взрослый и бросает им в лицо такие дерзкие слова. Участники совета возмущены, они отправляют Киша спать со словами, что не может он учить взрослых мужчин. Тогда мальчик говорит своё последнее слово - он будет молчать на совете, пока его не попросят заговорить. Отныне он сам будет охотиться и делить мясо, и делёж его будет справедливым.

На следующий день Киш отправляется на охоту в одиночку. Проходит несколько дней, а его всё нет. Соплеменники уже считают его погибшим, а мать даже мажет лицо сажей в знак скорби, но он одним утром он объявляется, неся на плече часть туши убитого медведя. Он посылает мужчин по своему следу, и те находят на льду много мяса. Медведица с медвежатами оказалась не только убитой, но и освежёванной по всем правилам. У Киша появляется тайна.

Он ещё несколько раз выходит на охоту, не беря с собой никого, и возвращается с неизменным успехом. Делёж его неизменно справедлив. Киш просит людей, которые едят приносимое им мясо, выстроить ему новое иглу, попросторнее, что соплеменники и делают.

Суеверные люди начинают говорить о колдовстве. За Кишем посылают следить двух молодых охотников - Бима и Боуна. Они возвращаются через пять дней и рассказывают историю о том, как Киш встретился с медведем, злил его, привлекая внимание, но когда разъярённый хищник бросился к нему, он начал удирать и ронять на лёд маленькие шарики, которые медведь поедал. Через некоторое время медведь забыл про Киша, так как эти шарики наделали, по словам Боуна, много беды. Из-за боли медведь начал рвать себя когтями, пока не ослабел, после чего Киш добил копьём вконец измученного хищника.

По возвращении Киша за ним посылают гонца, приглашая на совет, но тот отвечает, что его иглу достаточно просторная, чтобы вместить всех. Любопытство мужчин так велико, что в дом к юному охотнику идут все во главе с вождём Клош-Кваном.

Киш объясняет, что придумал простой способ охоты. Он берёт китовый ус, заострённый с двух сторон как игла, скручивает его и заворачивает в шарики из тюленьего жира, которые выставляет на мороз, где они застывают. На охоте Киш бросает эти шарики медведям. Медведи проглатывают их, жир в желудке тает, а ус распрямляется, причиняет зверю страшную боль и изматывает его.

Так заканчивается повествование о Кише. Позже он становится вождём племени, и при его правлении у всех достаточно мяса.

\ Документы \ Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Разработка урока литературы по произведению Джека Лондона "Сказание о Кише"

Разработку урока прислала: Наумова Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы, высей категории, МОУ СОШ №6 города Волжска, Республики Марий Эл.

"13 солнц Киша..." (Урок литературы в 5 классе по произведению Джека Лондона "Сказание о Кише")

Цель урока :

  • - Познакомить учащихся с произведением Д.Лондона "Сказание о Кише";
  • - Ввести понятие "сказание" в контексте литературоведческого образования;
  • - Продолжить работу над характеристикой героя;
  • - Определить, что значит быть взрослым.

Оборудование: Текст произведения; "Рабочие тетради по литературе для 5 класса М.Н.Наумовой; портрет Д.Лондона; опорные материалы урока.

Ход урока:

I. Предварительная работа по теме урока.

Учитель: Наше путешествие по стране Литературии продолжается... Произведения великих русских и зарубежных писателей уже были прочитаны нами в этом учебном году. Это не просто произведения, это начало великого знакомства с сокровищами русского и мирового искусства. Наши уроки построены по программе А.Г.Кутузова. Мы учимся не только читать произведения, но и мыслить, думать, высказывать свою точку зрения.

Сегодня очередная встреча с великим... Это рассказ Джека Лондона "Сказание о Кише".

Джек Лондон - один из наиболее популярных в нашей стране американских писателей. Его биография, его личность человека активного, волевого, в чем-то напоминавшего его джек-лондоновских героев, вызывала не меньший интерес, чем его творчество, в котором сильно сказывалось автобиографическое начало.

Так кто же такой Джек Лондон?

Ученица: Джек Лондон, внебрачный сын астролога Уильяма Чейни и спиритки Флоры Уэллман, со своим отцом никогда не встречался и носил фамилию отчима - Джона Лондона, фермера. Дела Джона Лондона шли с переменным успехом, так что его пасынок, едва окончив начальную школу, устроился на консервную фабрику с десятичасовым рабочим днём. Это был сущий ад, и пятнадцати лет Джек ушёл с фабрики - в устричные пираты залива Сан-Франциско. Затем он чередовал вольную жизнь с подневольным трудом и попытками завершить образование. Океанское плавание на шхуне "Софи Сазерленд", джутовая фабрика в Окленде, бродяжничество, тюрьма, полтора года в средней школе, семестр в Калифорнийском университете, случайные заработки; в разгар "золотой лихорадки" - зимовка на Клондайке.

Оттуда Джек вернулся без единой унции золота и полный решимости добывать средства к существованию писательским трудом. Он отчётливо сознавал, что таланта, впечатлений и усердия ему не занимать. Он положил себе за правило вырабатывать тысячу слов в день. Журналы не устояли. В двадцатый век двадцатичетырёхлетний Джек Лондон вошёл профессиональным писателем. И быстро стал писателем известным и высокооплачиваемым. Однако на этом не успокоился. В 1902 году, специально, чтобы написать книгу "Люди бездны", Джек Лондон, член Американской социалистической партии, три месяца провёл в лондонских трущобах, выдавая себя за списанного на берег матроса. В начале 1904 года отправился корреспондентом на русско-японскую войну. В 1907 году по собственному проекту построил яхту "Снарк" и совершил на ней двухгодичное плавание к островам Океании. Поблажек для себя в работе не допускал: тысяча слов в день - "Зов предков", "Морской Волк", "Мартин Иден"… Бешеные деньги и безумные траты. Нельзя сказать, что ему везло. Едва выстроенный "Дом Волка", задуманный как "родовой замок" для будущих поколений Лондонов, сгорел. Долгожданный наследник так и не появился. Творческое воображение иссякло.

Да, ребята, Джек Лондон был особенным человеком, даже внешне. Вот как описывает его писатель И. Стоун: "Джек был от природы добр, безрассудно щедр - воистину друг из друзей, король славных малых... Что это был за превосходный образец человеческой породы! У него было чистое, полное радости, нежное, незлобивое сердце... Он выглядел старше своих лет, тело гибкое и сильное, открытая у ворота шея, копна спутанных волос - они падали ему на лоб, и он, занятый оживленной беседой, нетерпеливо отбрасывал их назад. Не комнатный житель, а человек вольных просторов - словом, настоящий человек, мужчина. Он был одержим жаждой правды" (Обращение к портрету писателя)

Он прожил жизнь бойцом, "моряком в седле", как он однажды выразился, стал большим писателем, хотя жизнь с детских лет нагромождала ему одно препятствие за другим. Он ушел из жизни сорокалетним. Пятьдесят книг - итог его литературной деятельности. Одна из этих книг включает в себя рассказ "Сказание о Кише". Дома вы прочитали это произведение.

II. Работа по анализу текста.

Понравился ли вам рассказ? Почему? (Да, он рассказывает о храбром мальчике, о том, как герой в свои 13 лет не испугался вождя племени и вступил с ним в противоборство; это рассказ о мужественном мальчике).

Назовите героев рассказа.

  • Киш - главный герой рассказа;
  • Клош-Кван - вождь племени;
  • Бок - отец Киша;
  • Айкига - мать героя;
  • Массук - соплеменник;
  • Уг-Глук - охотник племени;
  • Бим и Боун - два молодых, лучших в поселке охотника.

В какой части земного шара происходит действие рассказа? (На севере Соединенных Штатов Америки).

Продолжение урока в архиве.....

 

Возможно, будет полезно почитать: