Социальные проекты в начальной школе. Методика проведения социальных проектов в начальной школе Социальный проект тематика для начальной школы

Социальные проекты в начальной школе.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать…»

Л.Н.Толстого

Думаю, эти слова можно взять эпиграфом к моей статье потому, что в настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в мире информационных технологий, осваивать новые профессии и области знаний. Эти качества получили название «ключевых компетенций». Для выполнения задач, которые ставит перед нами государство, в педагогической практике используются личностно-ориентированное обучение, проектная деятельность, индивидуальный подход, различные формы интеграции.

Социальные проекты создают условия для обеспечения эмоционального благополучия и развития личности ребёнка, раскрытия его творческого потенциала, предполагают ситуации выбора, в которых школьник должен найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и социального опыта. В нашей школе социальные проекты это одно из приоритетных направлений воспитательной работы.

Цель работы над социальными проектами в начальной школе: развитие личности и создание основ творческого потенциала обучающихся для реализации социально значимого результата.

    формировать позитивную самооценку, самоуважение;

    развивать коммуникативную компетентность в сотрудничестве;

    содействовать способности к организации деятельности и управлению ею;

    учить работать с информацией.

Проект – это замысел, план, с латинского означает «брошенный вперёд».

Проектирование - это процесс создание проекта.

Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном социуме (классе, школе, городе, регионе)

Представляете, как чувствует себя маленький человечек, который способен полноценно помочь решить кому то социально значимую проблему! И речь не идёт о крупномасштабных операциях по спасению всего мира…можно просто посадить дерево, покормить птиц и тд.

Под социальным проектирова­нием понимается деятельность:

    социально значимая, то есть имеющая социальный эффект;

    результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для ребёнка практическое значение и принципиаль­но, качественно нового в его личном опыте;

    задуманная, продуманная и осуществленная обучающимся;

    в ходе которой он вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;

    через которую формируются его социальные навыки.

Социаль­ное проектирование можно рассматривать как методический приём организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межлично­стное общение.

Обратимся к сущности понятия «социальное проектирование». Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации и конкретных методов и шагов по ее реализации.

Социальное проектирование позволяет решать задачи повышения качества образования, организации эффективной работы с детьми. Привлекая ребёнка к участию в социальном проекте, мы способствуем его социализации: формированию личностной концепции и мировоззрения, поиску новых способов социального взаимодействия с миром взрослых.

Структура проекта

    Тема проекта.

    Цель и задачи проекта.

    План работы над проектом.

    Этапы реализации проекта.

    Результат (продукт деятельности) проекта.

К тому же, это прекрасный опыт командной работы, где от точности, ответственности, исполнительности каждого зависит общий результат. В такой работе формируются лидерские качества обучающихся, появляются навыки коллективной работы. Формируется ответственность перед собой и командой за качество выполненной работы.

Виды социальных проектов вы видите на экране

Работа над созданием и реализацией социальных проектов объединяет педагогов, родителей и детей, делает образовательный процесс в учреждении образования более открытым и результативным.

В работе над социальным проектом мы выделяем такие этапы:

Этап 1. Изучение социальной среды и выявление актуальной социальной проблемы.

Этап 2 . Привлечение участников для решения данного социального проекта.

Этап 3. Определение цели, задач социального проекта.

Этап 4. Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей.

Этап 5. Определение необходимых ресурсов.

Этап 6. Проведение плановых мероприятий.

В ходе работы над социальным проектом мы последовательно:

    Привлекаем внимание детей к актуальным социальным проблемам общества;

    Подводим к пониманию сложности и противоречивости определенных ситуаций в жизни, к осознанию этих противоречий как к важным социальным проблемами;

    Включаем обучающихся в реальную практическую деятельность по разрешению или содействию разрешения одной из этих проблем силами самих ребят;

    Решаем исследовательские или творческие задачи;

    Обсуждаем совместно с детьми, вырабатываем пути решения социальных проблем.

Работа над проектом развивает следующие умения у обучающихся:

    Коммуникативные: они учатся вести диалог, слушать собеседника, излагать и аргументировать свою точку зрения, сотрудничать со взрослыми, работать в команде, выступать перед аудиторией знакомых и незнакомых людей;

    Регулятивные: учатся ставить цели, планировать свою деятельность, контролировать и анализировать её успехи и неудачи на каждом этапе выполнения работы;

    Познавательные : овладевают начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности, связях между ними, согласно содержанию своей работы; получают навыки работы с источниками информации.

    Личностные : формируется положительное отношение к школе и к учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Основными требованиями к проекту являются :

    Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.

    Целостность – общий смысл проекта должен быть очевиден и ясен, каждая его часть должна соответствовать общему замыслу и предполагаемому результату.

    Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга.

    Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта является следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.

    Компетентность участников проекта– в технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

    Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем.

Работа над проектом позволяет почувствовать ребёнку значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в классе, в школе, в городе, открывая для них новые возможности к сотрудничеству. Разрабатывая проект, мы проходим все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, реализация и результат.

Эта работа выявляет не только наши положительные качества, но и позволяет определить свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать. Родители тоже помогают своим детям в реализации их идей, вместе обсуждают их, побуждая ребёнка вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Формируется положительная модель современной школы, родители получают возможность активно сотрудничать со своими детьми, делить с ними радость победы, анализировать неудачи, что сближает родителей и детей.

Как правильно заметил Михаил Аркадьевич Светлов « Настоящий учитель - не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой»
Так и мы педагоги, помогаем становиться добрее и светлее своим детям.

Знакомство детей с социальным проектированием в нашей школе начинается с 1 класса. У нас проходит «Ярмарка социальных проектов» Работа может осуществляться от 1года до 4 лет. Это время планируется участниками проекта.

Социальные проекты могут создаваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В октябре мы заявляем о своих социальных проектах. А в апреле проходит показ и защита наших социальных проектов, где жюри выявляет победителей среди заявленных кандидатов. Неоднократно мы становились победителями и призёрами школьного конкурса социальных проектов.

Хочу показать на собственном опыте реализацию первого из моих социальных проектов в моём классе в 2012 году, когда новые федеральные стандарты второго поколения только начали свое развитие. Его название «Сказочный калейдоскоп». Проблема, представленная для проекта, отсутствие интереса к чтению у детей младшего

школьного возраста. Цель: развитие интереса к русским народным сказкам, их видам и особенностям.

Задачи проекта :

    Раскрыть нравственный смысл русских сказок и продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать, инсценировать;

    Развивать творческие способности учащихся.

    Воспитывать чувство ответственности за результат коллективной творческой работы.

Ожидаемые результаты :

    Подготовка и проведение открытых мероприятий для 1-4 классов по теме проекта (игры, викторины, конкурсы)

    Развитие познавательных, творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, умения публично выступать и представлять проект.

    Создание «Большой книги сказок» Уникальность этого проекта в том, что книга состоит из рукописных сказок придуманных и иллюстрируемых самими детьми. А для того, чтобы эту книгу могли прочесть и другие мы подарили её в музей нашей школы. Как и другую, печатную книгу « Добрые дела 4А класса» Этот социальный проект, мы реализовывали 2 года. Он назывался «Добрые дела - добрые сердца». Актуальность проекта заключается в том, что в современном обществе утрачиваются такие понятия, как доброта, бескорыстие, благотворительность, соучастие.

Цель проекта : формирование потребности совершать добрые поступки.

Задачи проекта :

Оказывать помощь нуждающимся (например, пожилым людям, ребятам младше себя, животным, птицам);

Сохранять историю своей малой Родины;

Воспитывать бережное отношение к природе родного края;

Формировать привычку совершать добрые дела.

Эти задачи мы хотели решать путем оказание реальной помощи тем, кто в ней нуждается (престарелым жителям, ветеранам войны и труда, инвалидам).

Выявлять и посильно решать экологические проблемы (уборка мусора, озеленение, подкормка птиц зимой).

Организация праздников для ребят 1-4классов по теме нашего проекта.

Проведение классных часов, встреч, экскурсий по родному краю.

Направление деятельности нашего проекта:

Создание групп по направлениям;

Организация проектной деятельности;

Налаживание внешних связей и сотрудничества вне школы.

Участниками нашего проекта являлись:

Педагоги;

Учащиеся, воспитанники д /c;

Родители обучающихся;

Просто неравнодушные граждане.

В рамках нашего проекта были проведены следующие мероприятия :

«День кедра» (семейный праздник, который традиционно проходит осенью, и мы вместе с родителями высаживаем саженцы деревьев)

Поздравление в открытках «С днём учителя»

Акция Дорожной безопасности «Внимание, водитель!»

Акция «Покорми птиц!»

Мастер класс для 1-х классов «Новогодняя открытка»

Праздник для мам ко Дню Матери.

Городская акция «Спасти и сохрани стерха»

Встреча с интересными людьми. Встреча с детским писателем Григорием Кайгородовым.

Публикация в детском журнале «Бифаня и К» сказки « Судьба стершонка»

Участие в проекте «Семья – главное в жизни»

Участие в проекте «Мы разные -мы равные», посвященному Дню толерантности.

Проведение праздника по ПДД для ребят 1-х классов.

Это только часть наших дел, об остальных делах вы можете узнать из электронной «Книги добрых дел», зайдя на сайт МБОУ СОШ № 2, в виртуальный музей, где и храниться оригинал этого издания. Как, наверное, многие поняли, мы хотим, чтобы наши дела продолжали другие, глядя на нас, и память хранилась в веках поколений.

Ведь правильно сказал Л. Н. Толстой «И воспитание, и образование нераздельны.О воспитание без знаний можно забыть, сам себя воспитать может не всякий. Две части целого воспитание и образование. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».

Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Ханты -Мансийска

Бакиева Наталья Валентиновна

Литература:

    Проектная деятельность в начальной школе /авт.-сост. М.К. Господникова / и др./. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. -131 с.

    Метод проектов в начальной школе: система реализации / авт.-сост. Н.В. Засоркина /и др./. Волгоград: Учитель, 2012. – 135 с.

    Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты / авт.-сост. М.Ю. Шатилова /и др/.-Волгоград: Учитель, 2013. 169 с.

    Проектная деятельность школьников: пособие для учителя /К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.

Социальный проект «Переменки: интересно и полезно» Автор проекта : «Совет старшеклассников»

Руководитель(консультант) проекта:

Заместитель директора по ВР

Соколова И.М.

Куприна И.А.

Актуальность проекта Младший школьник, в силу своих физиологических особенностей, очень подвижен. Малоактивное поведение во время уроков частично компенсируется двигательной активностью в перемены. Поэтому, стремящиеся к движению ученики начальной школы особенно любят бегать на переменах, а это очень опасно, так как в любой момент можно получить травму. Одной из самых полезных и интересных форм работы с учащимися начальных классов являются подвижные игры на переменах. «Общая длительность перемен за четыре года обучения равняется примерно 39 100 минутам. С этими минутами шутить нельзя, так как, если сложить их вместе, они составят около 160 обычных школьных дней». Шалва Александрович Амонашвили (педагог и психолог) Цель проекта: Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников через организацию школьных перемен. Задачи проекта:

  • выяснить, какие игры привлекают младших школьников
  • узнать, какие игры существовали в детские годы наших родителей.
  • создать банк игр для детей;
  • научить детей организованно проводить свободное время;
  • научить детей простым танцевальным движениям, которые можно делать всем одновременно
  • подготовить зоны для активного отдыха детей;
  • организовать сотрудничество педагогов, родителей и детей.
Инициаторами и организаторами проекта являются «Совет старшеклассников» и обучающиеся 7 класса Срок реализации проекта: сентябрь-май (2015-2016 уч.г) Практическая значимость : улучшение игровой зоны на этаже начальной школы; организация игр на переменах как механизм реализации двигательной активности младших школьников. Тип проекта : социальный Ход реализации проекта Этапы: I. Организационный (сентябрь-октябрь) - подбор игр разноуровневой подвижности; - подготовка помещения; - создание банка данных с играми; - обсуждение и представление проекта на родительских собраниях в классе 2. Реализующий (ноябрь-март) - проведение активного отдыха учащихся на переменах (игр); - проведение игр регулярно и систематично. 3. Заключительный(апрель-май) - обобщение и теоретическое осмысление полученных данных о состоянии двигательной активности школьников. Оформление игровой зоны. «Юристы» Нормативно-правовая база для разработки проекта 1.Конституция РФ (1993 г. 2. Закон РФ «Об образовании» 3.Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10. 4.Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02. ,base.garant.ru› 5.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. в пункт 10.2: «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса» 6.Письмо Министерства Образования Российской Федерации от 28 апреля 2003 г. N 13-51-86/13 «Об увеличении двигательной активности обучающихся образовательных учреждений». 7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений", «Социологи» Чтобы узнать, как ребята отдыхают на перемене, мы провели анкетирование. Всего – 70 респондентов: -бегаем и играем – 34 ученика, -сидим, разговариваем в классе – 16, -повторяем домашнее задание – 10, -дежурим – 4, -читаем, настольные игры – 6. «Аналитики» Наблюдения показали, что
  • после первого урока детям не требуется организация перемены, потому, что в это время они ещё не успели устать от учебной деятельности;
  • после второго урока школьники посещают столовую, а оставшееся время они используют по своему усмотрению;
  • К концу третьего урока дети устают больше всего и им необходимо сбросить физическое утомление, эмоционально «зарядиться».
Организация перемен: 1 перемена: самостоятельные игры детей; 2 перемена: посещение столовой; З перемена: понедельник, вторник -подвижные игры, среда музыкально-танцевальные, четверг -спортивные игры, пятница, подвижные игры; 4 перемена: самостоятельные игры детей, отдых в специально оборудованных местах «Эксперты» «Экономисты» Предполагаемый результат:
  • Включение во время перемен новых игр и привлечение к ним детей,
  • Образование в школе совершенно иной атмосферы: дети станут более организованными;
  • Сокращение конфликтных ситуаций между детьми;
  • Уменьшение двигательной пассивности детей;
  • Улучшение работоспособности на уроке (как следствие).
Продукт проектной деятельности: 1.Организация перемен для младших школьников 2.Копилка подвижных игр «Игры на перемене в школе: как организовать веселый досуг?» 3.Копилка лекций о здоровом образе жизни 4.Разработаны игры с использованием рисунков на этаже. Мы планируем: 1.Продолжить работу по организации школьных перемен 2.Создать игровую зону в школьных коридорах и на пришкольной территории, с использованием рисунков на этаже и асфальте Наши задумки

Спасибо

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Большесодомовская основная общеобразовательная школа

Паспорт проекта

Тема «Книжкин дом»

Вид проекта социальный

Руководитель проекта Пичугина Г.А. учитель начальных классов

Состав проектной группы: учащиеся начальной школы

Кириллова Ксения 1 класс

Заболотская Маргарита 2 класс

Попова Алёна 3 класс

Базанов Дима 4 класс

Срок исполнения проекта

Актуальность проекта. Важное место в образовательном и воспитательном процессах школы занимает библиотека. Сельская библиотека является исключительно адаптивным социокультурным институтом. Библиотека связана с общекультурными и просветительскими традициями России. Дети нуждаются в библиотечном пространстве, которое они могут воспринимать как свое собственное детское.
В образовательном учреждении есть возможность, используя все имеющиеся ресурсы, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и нетрадиционные виды носителей информации, отвечающую его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
Основная идея – интеграция детей в социокультурную среду общества через чтение, просветительскую деятельность.

Цель проекта: способствовать приобщению детей к культурному наследию своего народа, к его нравственным, эстетическим ценностям.

Задачи проекта:

    создать условия для привлечения школьников к социально-активной жизни;

    проведение просветительской, исследовательской и агитационной деятельности, направленной на пропаганду среди учеников класса и школы культурных ценностей.

    организацию волонтёрской деятельности в образовательном учреждении, сельской библиотеке.

Адресная направленность:

Проект рассчитан для учащихся начальных классов, которые способны реализовать данную идею за март 2010- май 2010 гг.

Проект предполагает :

Проведение волонтёрским отрядом совместных мероприятий с социальным партнёром – библиотекой.
Работу волонтёрского лекторского отряда в образовательном учреждении.

Социальные партнеры проекта.

В ходе подготовки и реализации проекта необходимы партнеры, в качестве которых выступают учитель, родители, библиотекари школьной и сельской библиотеки.

Прогнозируемые результаты:

участники проекта осознают в процессе деятельности его социальную значимость, что повысит уровень сознательного поведения.
развитие и саморазвитие ребенка через приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре;
усвоение ценности чтения и книги; формирование информационной культуры личности;

Этапы реализации проекта

1 этап – проектный

    Знакомство учащихся с идеями проекта.

    Создание добровольческого волонтёрского отряда.

    Налаживание связей с библиотекой.

    Планирование работы.

2 этап – практический

    Организация праздника Неделя детской книги

    Конкурс чтецов.


    Книжная ярмарка (обмен книгами).

    Конкурс «Суперобложка для любимых книжек своими руками».

    Конкурс книжных закладок.

    Передвижная книжная выставка.

    Работа волонтёрского отряда в библиотеке.

Проблема воспитания сострадания, доброты и доброжелательности заслуживает того, чтобы сегодня еще раз обратить на нее внимание.

«Детство – самый важный период в человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самостоятельная, неповторимая жизнь! От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце от окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», – говорил Василий Александрович Сухомлинский. Великий педагог указывал, что младший школьный возраст является благодатным периодом для пробуждения у детей добрых чувств к окружающим, а средства эмоционального воздействия (красота поступков, труд и игра эмоциональность коллектива, красота природы, слово, искусство, роль учителя и др.) Василий Александрович Сухомлинский рассматривал как важнейшие факторы учебно-воспитательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №29

РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ :

Методический Совет Директор МБОУСОШ №29

С.К.Лазар ___________ ___________ М.Б.Светлова «______»_____2014 г. «______»__________ 2014 г.

Социальный проект

по теме: «Дорогами добра»

Сургут 2015

  1. Краткая аннотация……………………………………3
  2. Пояснительная записка……………………………….4
  3. Цель, задачи проекта………………………………….4
  4. Нормативно-правовое обеспечение…………………5
  5. Сроки реализации проекта……………………………7
  6. Этапы работы над проектом………………………….7
  7. План-график реализации проекта……………………8
  8. Ожидаемые результаты….…………………………..11

Краткая аннотация:

Проблема воспитания сострадания, доброты и доброжелательности заслуживает того, чтобы сегодня еще раз обратить на нее внимание.

«Детство – самый важный период в человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самостоятельная, неповторимая жизнь! От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце от окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», – говорил Василий Александрович Сухомлинский. Великий педагог указывал, что младший школьный возраст является благодатным периодом для пробуждения у детей добрых чувств к окружающим, а средства эмоционального воздействия (красота поступков, труд и игра эмоциональность коллектива, красота природы, слово, искусство, роль учителя и др.) Василий Александрович Сухомлинский рассматривал как важнейшие факторы учебно-воспитательного процесса.

  1. Пояснительная записка

«На свете, кроме тебя, есть другие люди,

и они нуждаются в твоей доброте,

понимании, мужестве, в твоей защите и помощи.»

И. Суриков

В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Сейчас, когда мы переживаем сложный период нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни, особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства.

Социальный проект для младших школьников «Дорогой добра» как одно из направлений внеурочной деятельности по воспитанию гражданственности, патриотизма, нравственных качеств. Социальный проект «Дорогою добра» направлен на развитие духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Проектом реализуется комплекс мероприятий, на распространение идей добра, милосердия, толерантности в начальной школе. Рассчитан на детей от 7-10 лет.

Проект предполагает охват школьников, родителей, учителей и имеет долгосрочную структуру. Данный проект позволяет объединить усилия педагогов, родителей, школьников в решении проблемы проявления доброты в окружающей действительности. У учителя начальных классов есть большая возможность в формировании гражданского самосознания и воспитания нравственности.

  • Цель проекта:
    формирование у детей положительной системы духовно-нравственных ценностей, коммуникативного и эстетического потенциалов личности младшего школьника.

Задачи проекта:

  • содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • создать необходимые условия для появления творческой индивидуальности каждого ученика;
  • формирование творческой личности, человека-гражданина и патриота своей Родины, знающего ее историю и культуру.

Актуальность заключается в соответствии идеи проекта требованиям

современного общества и государственного заказа на воспитание социально

активной личности. Школьники должны играть активную роль в обществе и

быть его полноправными участниками, самодостаточными и социально

ориентированными.

Нормативно– правовое обеспечение:

  • постановление Администрации города от 16.05.2013 г. № 3171 «О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в городе Сургуте»;
  • постановление Администрации города Сургута от 24.02.2012 г. № 1113 «Об утверждении ведомственных целевых программ департамента образования на 2012-2014 годы» (с изменениями от 05.07.2012 № 5058);
  • постановление Администрации города Сургута от 30.11.2012 г. № 9202 «Об утверждении ведомственных целевых программ департамента образования на 2013-2015 годы» (с изменениями от 04.09.2013 г. № 6360, от 06.02.2014 г. № 868);
  • постановление Администрации города от 13.12.2013 г. № 8993 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на 2014-2016 годы» (с изменениями от 30.04.2014 г. № 2896, от 20.06.2014 г. № 1721);
  • постановление Администрации города от 21.12.2012 г. № 9837 «Об утверждении стандарта качества муниципальной услуги «Дополнительное образование в учреждениях дополнительного образования детей», предоставляемой муниципальными учреждениями дополнительного образования детей, подведомственными департаменту образования Администрации города (с изменениями от 24.03.2014 г. № 1941, от 24.06.2014 г. № 4178);
  • Регламент информационного взаимодействия по учету занятости обучающихся общеобразовательных учреждений в муниципальной системе дополнительного образования детей;
  • постановление Администрации города от 21.11.2013 г. № 8483 «О календарном плане мероприятий для обучающихся и педагогических работников образовательных организаций, подведомственных департаменту образования, на 2014 год»;
  • постановление Администрации города от 22.17.2014 г. № 5089 «О календарном плане мероприятий для учащихся, воспитанников и педагогических работников образовательных организаций, подведомственных департаменту образования, на 2015 год»;
  • приказ департамента образования Администрации города «Об организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в 2014-2015 учебном году в образовательных организациях, подведомственных департаменту образования» (проект).

Отслеживание результатов воспитания осуществляется путем: наблюдений, анкетирования, собеседований, в фиксировании участия детей в коллективно– творческих делах и оформлении их результатов в «Портфолио учащегося».

Время реализации проекта

Мероприятия проводятся в течение учебного года (октябрь – май)

Основные принципы деятельности:

  • Принцип самостоятельности
  • Принцип ответственности
  • Принцип равноправия и сотрудничества
  • Принцип коллективности

Методы реализации проекта:

  • Метод планирования
  • Метод взаимодействия, взаимоконтроля
  • Метод анализа
  • Метод перспективы
  • Анкетирование
  • Наблюдение

Этапы работы над проектом

Формы организации работы

Выход

I Подготовительный этап

Постановка проблемного вопроса, сбор информации, выяснение актуальности вопроса, создание мотива к осуществлению благотворительной деятельности, получение разрешения администрации школы на осуществление проекта

Беседы с учителями школы, администрацией школы, учащимися, родителями, родительские собрания

Этап планирования

Определение цели деятельности, основных задач проекта, определение направлений деятельности, распределение ответственных за направления, составление плана реализации по каждому направлению, определение сроков исполнения

Сбор актива проекта

Заседание методического объединения «Детство»

Блиц – опрос «Кому нужна помощь?»

Итоговый сбор актива проекта

Информация о проекте (листовки, газета, визитки)

Этап реализации

Выполнение мероприятий по каждому направлению, ведение дневников, сбор видеоматериалов

Классные часы, беседы, выступления агит.бригад

Акции, посещения, встречи, конкурсы, внеклассные мероприятия

Аналитический этап (рефлексивный)

Подведение итогов по каждому направлению, создание презентации, выпуск газеты, фотоотчёт, итоговый сбор, поощрения и награждения участников

Сбор актива проекта,

газета «Дерево добрых дел», фотовыставка, интервью

Перспективный этап

Определение законченности или продолжения деятельности по данному направлению

Сбор отзывов и пожеланий

План-график реализации проекта

Этапы деятельности

Мероприятие в рамках проекта

Цель

деятельности

Участники и ответственные

Сроки

Выход

Отметка о выполнении

Подготовительный этап

1. Классный час «Что такое доброта?»

Сентябрь, 2015

Постановка проблемного вопроса, создание мотива к осуществлению благотворительной деятельности.

2. Родительское собрание на тему «Давайте воспитывать в детях доброту»

Классные руководители начальных классов

Сентябрь, 2015

Создание мотива к осуществлению благотворительной деятельности, выявление возможной помощи в организации и реализации проекта

3. Оформление документов

Классные руководители начальных классов

Май, 2015

Нормативно-правовое обеспечение:

Разрешение директора ОУ на реализацию проекта в школе,

Договоры, письменные согласия родителей на участи детей в акциях,

Приказы по школе.

4. Встречи с партнёрами проекта

Руководитель проекта

Май, 2015

Определение круга социальных партнёров и получение их согласия

Этап планирования

Проектировочный этап

Основная деятельность – социальное проектирование

1. Собрание классных коллективов

Октябрь, 2015

Определение цели деятельности, основных задач проекта, определение направлений деятельности, выбор актива проекта

2.Сбор актива проекта

Актив проекта, классные руководители

Октябрь, 2015

Определение направлений деятельности, распределение ответственных за направления, составление плана реализации по каждому направлению, определение сроков исполнения

3. Заседание методического объединения

Учителя начальной школы

Октябрь, 2015

Обсуждение проекта, предложения по реализации проекта, определение круга участников проекта

4. Блиц – опрос «Кому нужна помощь?» (письменная и устная форма опроса)

Актив проекта

Октябрь, 2015

Определение возможных направлений деятельности в рамках проекта, выявление лиц, нуждающихся в помощи

5.Выпуск газеты, листовок, визиток

Актив проекта

Октябрь, 2015

Информирование о проведении проекта

6. Собрание актива проекта

Актив проекта, учители начальных классов

Ноябрь, 2015

Обобщение полученной информации, определение конкретных направлений и действий, создание плана реализации проекта

Этап реализации

Этап активного социально-значимого взаимодействия с партнёрами

Основная деятельность – социальное участие

Направление

«Помощь детям»

1. Внеклассное мероприятие – познавательная игра

«Дорогою добра»

Ноябрь, 2015

Развитие личностных качеств, таких как внимательность, отзывчивость и способность помочь нуждающемуся

2. Конкурс рисунков «Подари улыбку»

Учащиеся начальных классов, классные руководители

Декабрь, 2015

Эмоциональное выражение своих чувств сопереживания и сочувствия

3. Акция «Дети – детям»

Учащиеся школы, родители учащихся, учителя

Декабрь, 2015

Сбор игрушек, игр, предметов первой необходимости для детей дома ребёнка

4. Посещение детей дома ребёнка

Группа учащихся, представитель от родителей, классные руководители

Декабрь, 2015

Передача собранных игрушек, игр, предметов первой необходимости.

Общение с персоналом

Направление «Забота»

1. Внеклассное мероприятие «Чтобы радость людям дарить надо добрым и вежливым быть»

Учащиеся начальных классов, классные руководители

Январь, 2015

Воспитание уважительного отношения к старшим, внимательного отношения к пожилым людям

2. Конкурс мини-сочинений «Я с бабушкой своею дружу давным-давно»

Учащиеся начальной школы, классные руководители

Февраль, 2015

Направляется деятельность на узнавание прошлого своих бабушек, воспитание внимательного и заботливого отношения к бабушкам,

3. Мастер – класс «Офицерский мундир»

Учащиеся начальной школы

Февраль, 2015

Изготовление поздравительных открыток ко Дню Защитника Отечества

4. Мастер – класс

«Поздравим маму и бабушку»

Учащиеся начальной школы

Март, 2015

Изготовление поздравительных открыток к международному Женскому Дню

5. Выставка «Золотые руки»

Учащиеся начальной школы, классные руководители

Апрель, 2015

Оказание уважения к творчеству партнёра, развитие художественно-эстетического вкуса, привитие интереса к творчеству

6. Фотоконкурс «И это всё ОНА!»

Учащиеся начальной школы

Апрель, 2015

Представляются фотографии бабушек в молодости и в настоящем, две фотографии обрабатываются профессиональным фотографом и изготавливается коллаж

Аналитический этап

1. Сбор актива проекта

Учащиеся начальной школы, классные руководители

Май, 2015

Подведение итогов проекта по каждому направлению, определение кандидатов на поощрение

2. Интервью с участниками проекта

Группа учащихся

Май, 2015

Сбор обратной информации, откликов, оценивание проекта со стороны участников проекта

3. Выпуск газеты « Дерево добрых дел»

Группа учащихся

Май, 2015

Обобщить информацию о проведённом проекте, информировать об итогах проекта учащихся, родителей, учителей школы

4. Мультимедийный отчёт

Учащиеся начальной школы, классные руководители

Май, 2015

Подготовить видео отчёт о проведенном проекте

Перспективный

Собрание классных коллективов

Учащиеся начальной школы, классные руководители

Май, 2015

Анализ работы по проекту. Определение дальнейших действий в направлении благотворительной деятельности

Ожидаемые результаты

Созданные условия для организации социально-значимой проектной деятельности поспособствуют вовлечению максимального числа учащихся и их родителей в процесс духовно-нравственного воспитания.

Будет осуществлена моральная и материальная поддержка детям из дома ребёнка.

Участие в социально-значимой проектной деятельности поспособствует формированию социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков, положительных ценностных ориентаций всех участников проекта.

Отработанная на практике модель реально действующего социального проекта, может стать традицией классного коллектива, объединяя и воспитывая и взрослых и детей.

Предварительный просмотр:

Социальный проект для младших школьников «Дорогой добра» - одно из направлений внеурочной деятельности по воспитанию гражданственности, патриотизма, нравственных качеств. Проект направлен на развитие духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Проектом реализуется комплекс мероприятий, на распространение идей добра, милосердия, толерантности в начальной школе. Рассчитан на детей от 7-10 лет.

Цель проекта: формирование у детей положительной системы духовно-нравственных ценностей, коммуникативного и эстетического потенциалов личности младшего школьника. Задачи проекта: содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников; способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений; создать необходимые условия для появления творческой индивидуальности каждого ученика.

Актуальность заключается в соответствии идеи проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности. Школьники должны играть активную роль в обществе и быть его полноправными участниками, самодостаточными и социально ориентированными.

Нормативно– правовое обеспечение постановление Администрации города от 16.05.2013 г. № 3171 «О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в городе Сургуте»; постановление Администрации города Сургута от 24.02.2012 г. № 1113 «Об утверждении ведомственных целевых программ департамента образования на 2012-2014 годы» (с изменениями от 05.07.2012 № 5058); постановление Администрации города Сургута от 30.11.2012 г. № 9202 «Об утверждении ведомственных целевых программ департамента образования на 2013-2015 годы» (с изменениями от 04.09.2013 г. № 6360, от 06.02.2014 г. № 868); постановление Администрации города от 13.12.2013 г. № 8993 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на 2014-2016 годы» (с изменениями от 30.04.2014 г. № 2896, от 20.06.2014 г. № 1721); постановление Администрации города от 21.12.2012 г. № 9837 «Об утверждении стандарта качества муниципальной услуги «Дополнительное образование в учреждениях дополнительного образования детей», предоставляемой муниципальными учреждениями дополнительного образования детей, подведомственными департаменту образования Администрации города (с изменениями от 24.03.2014 г. № 1941, от 24.06.2014 г. № 4178); Регламент информационного взаимодействия по учету занятости обучающихся общеобразовательных учреждений в муниципальной системе дополнительного образования детей; постановление Администрации города от 21.11.2013 г. № 8483 «О календарном плане мероприятий для обучающихся и педагогических работников образовательных организаций, подведомственных департаменту образования, на 2014 год»; постановление Администрации города от 22.17.2014 г. № 5089 «О календарном плане мероприятий для учащихся, воспитанников и педагогических работников образовательных организаций, подведомственных департаменту образования, на 2015 год»; приказ департамента образования Администрации города «Об организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в 2014-2015 учебном году в образовательных организациях, подведомственных департаменту образования» (проект).

Отслеживание результатов воспитания осуществляется путем: наблюдений, анкетирования, собеседований, в фиксировании участия детей в коллективно– творческих делах и оформлении их результатов в «Портфолио учащегося». Время реализации проекта Мероприятия проводятся в течение учебного года (октябрь – май)

План-график реализации проекта Этапы деятельности Мероприя тия в рамках проекта Цель деятельности Участники и ответственные Сроки Выход Отметка о выполнении I Подготови тельный этап 1. Классный час «Что такое доброта?» Классные руководители начальных классов Сентябрь, 2015 Постановка проблемного вопроса, создание мотива к осуществлению благотворительной деятельности. 2. Родительское собрание на тему «Давайте воспитывать в детях доброту» Классные руководители начальных классов Сентябрь, 2015 Создание мотива к осуществлению благотворительной деятельности, выявление возможной помощи в организации и реализации проекта 3. Оформление документов Классные руководители начальных классов Май, 2015 Нормативно-правовое обеспечение: - разрешение директора ОУ на реализацию проекта в школе, - договоры, письменные согласия родителей на участи детей в акциях, - приказы по школе. 4. Встречи с партнёрами проекта Руководитель проекта Май, 2015 Определение круга социальных партнёров и получение их согласия

II Этап планирования Проектировоч ный этап Основная деятельность – социальное проектирование 1. Собрание классных коллективов Учащиеся начальной школы, классные руководители Октябрь, 2015 Определение цели деятельности, основных задач проекта, определение направлений деятельности, выбор актива проекта 2.Сбор актива проекта Актив проекта, классные руководители Октябрь, 2015 Определение направлений деятельности, распределение ответственных за направления, составление плана реализации по каждому направлению, определение сроков исполнения 3. Заседание методического объединения школы Учителя начальной школы Октябрь, 2015 Обсуждение проекта, предложения по реализации проекта, определение круга участников проекта 4. Блиц – опрос «Кому нужна помощь?» (письменная и устная форма опроса) Актив проекта Октябрь, 2015 Определение возможных направлений деятельности в рамках проекта, выявление лиц, нуждающихся в помощи 5.Выпуск газеты, листовок Актив проекта Октябрь, 2015 Информирование о проведении проекта 6. Собрание актива проекта Актив проекта, учители начальных классов Ноябрь, 2015 Обобщение полученной информации, определение конкретных направлений и действий, создание плана реализации проекта

III Этап реализации Этап активного социально-значимого взаимодействия с партнёрами. Основная деятельность – социальное участие Направление «Помощь детям» 1. Внеклассное мероприятие – познавательная игра «Дорогою добра» Учащиеся начальных классов, классные руководители Ноябрь, 2015 Развитие личностных качеств, таких как внимательность, отзывчивость и способность помочь нуждающемуся 2. Конкурс рисунков «Подари улыбку» Учащиеся начальных классов, классные руководители Декабрь, 2015 Эмоциональное выражение своих чувств сопереживания и сочувствия 3. Акция «Дети – детям» Учащиеся школы, родители учащихся, учителя Декабрь, 2015 Сбор игрушек, игр, предметов первой необходимости для детей дома ребёнка 4. Посещение детей дома ребёнка Группа учащихся, представитель от родителей, классные руководители Декабрь, 2015 Передача собранных игрушек, игр, предметов первой необходимости. Общение с персоналом

Направление «Забота» 1. Внеклассное мероприятие «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» Учащиеся начальных классов, классные руководители Январь, 2015 Воспитание уважительного отношения к старшим, внимательного отношения к пожилым людям 2. Конкурс мини-сочинений «Я с бабушкой своею дружу давным-давно» Учащиеся начальной школы, классные руководители Февраль, 2015 Направляется деятельность на узнавание прошлого своих бабушек, воспитание внимательного и заботливого отношения к бабушкам, 3. Мастер – класс «Офицерский мундир» Учащиеся начальной школы Февраль, 2015 Изготовление поздравительных открыток ко Дню Защитника Отечества 4. Мастер – класс «Поздравим маму и бабушку» Учащиеся начальной школы Март, 2015 Изготовление поздравительных открыток к международному Женскому Дню 5. Выставка «Золотые руки» Учащиеся начальной школы, классные руководители Апрель, 2015 Оказание уважения к творчеству партнёра, развитие художественно-эстетического вкуса, привитие интереса к творчеству 6. Фотоконкурс «И это всё ОНА!» Учащиеся начальной школы Апрель, 2015 Представляются фотографии бабушек в молодости, подготавливается рассказ о жизни своей бабушки.

IV Аналитичес кий этап 1. Сбор актива проекта Учащиеся начальной школы, классные руководители Май, 2015 Подведение итогов проекта по каждому направлению, определение кандидатов на поощрение 2. Интервью с участниками проекта Группа учащихся Май, 2015 Сбор обратной информации, откликов, оценивание проекта со стороны участников проекта 3. Выпуск газеты «Дерево добрых дел» Группа учащихся Май, 2015 Обобщить информацию о проведённом проекте, информировать об итогах проекта учащихся, родителей, учителей школы 4. Мультимедий ный отчёт Учащиеся начальной школы, классные руководители Май, 2015 Подготовить видео отчёт о проведенном проекте (от каждого класса) V Перспектив ный этап Собрание классных коллективов Учащиеся начальной школы, классные руководители Май, 2015 Анализ работы по проекту. Определение дальнейших действий в направлении благотворительной деятельности

Основные принципы деятельности: Принцип самостоятельности Принцип ответственности Принцип равноправия и сотрудничества Принцип коллективности Методы реализации проекта: Метод планирования Метод взаимодействия, взаимоконтроля Метод анализа Метод перспективы Анкетирование Наблюдение

Ожидаемые результаты Созданные условия для организации социально-значимой проектной деятельности поспособствуют вовлечению максимального числа учащихся и их родителей в процесс духовно-нравственного воспитания. Будет осуществлена моральная и материальная поддержка детям из дома ребёнка. Участие в социально-значимой проектной деятельности поспособствует формированию социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков, положительных ценностных ориентаций всех участников проекта. Отработанная на практике модель реально действующего социального проекта, может стать традицией классного коллектива, объединяя и воспитывая и взрослых и детей.


 

Возможно, будет полезно почитать: