Черная пагода — храм солнца в Конараке. Храм Сурьи в Конараке — олицетворение камасутры Что использовалось в оформлении знаменитого храма солнца

Повсюду на Земле располагаются древние Храмы Солнца, которые свидетельствуют о том, что культ Солнца был раньше естественным для всей Земли. Один из таких храмов - храм Сурьи в Конараке (Индия). Храм Сурьи в Конараке был возведен в середине XIII века по приказу Раджи Нарасимхадева I. Раджа поклонялся богу солнца и свято верил, что своими успехами он обязан именно ему. Огромная часть военных трофеев пошла на строительство Храма Сурьи. Перед постройкой храма у раджи Нарасимхадева I даже не возникало сомнений в том, что святилище солнца должно было быть построено именно в этом месте.

Дело все в том, что еще до появления на свет могущественного правителя, территория на берегу Бенгальского залива считалась священной: именно там поклонялись солнцу. Кстати, название Конарак произошло неслучайно: в индийском языке существует словосочетание «Кона-Арка», которое дословно переводится, как «территория солнечного света».

Аудио-выпуск передачи

http://sun-helps.myjino.ru/sop/20180803_sop.mp3

Этот храм является жемчужиной Конарака. Он представляет собой гигантскую колесницу, точнее, ее образ Виману. На ней при помощи семи священных коней по верхнему и нижнему небу передвигается великий Сурья.
Всего колес в Вимане 12, каждое из них имеет диаметр чуть более 3 метров. Колесо является символом времени, ось между двумя колесами также служит символом. Два колеса – это земля и небо, а ось между ними – тесная связь двух миров.

С храмом Солнца в Конараке связаны множество легенд. По одной из них, огромная статуя бога Солнца Сурьи, расположенная в главном святилище, буквально «парила» в воздухе.
Период расцвета Храма Сурьи в Конараке пришелся на конец XIII века. Обряды в нем совершались до середины XVI века. Потом произошло какое-то ужасное событие, которое довольно туманно описывается в летописях. «В момент, когда фиринги пришли в святилище, мы потеряли все, что у нас до этого было. Все благовония улетучились, а нам осталась одна только ветошь», — примерно так можно перевести древнюю летопись, которой удалось чудом уцелеть до наших дней. Многие историки и лингвисты пытались раскрыть тайну этого документа, однако пока их попытки не увенчались успехом.

Кто такие «фиринги»? Одна версия говорит о том, что это были враждебно настроенные мусульмане, а вторая, что европейцы. Некоторые специалисты ссылаются и на то, что слово «фиринги» может обозначать какое-либо разрушительное природное явление, например, ураганные ветры или штормы. Однако эти версии не больше, чем предположения: что именно произошло в XVI веке в Храме Солнца, так и остается загадкой.

Интересно то, что после такого непонятного документа, рассказывающего о разрушении индийского Храма в Конараке, тут же появляются летописи, в которых говорится о том, что после разрушения, святилище по-прежнему остается местом, куда устремляются со всей страны тысячи паломников.

Изучая такие исторические памятники мы еще раз убеждаемся в том, что следы единого для всей Земли культа Солнца находятся в разных уголках нашей планеты. В древности люди понимали божественную природу Солнца и обращались к нему как к Высшему разуму.

Храм Сурьи в Конараке

На берегу Бенгальского залива в индийском штате Орисса возвышаются величественные, необыкновенно впечатляющие руины храма бога Солнца Сурьи – одного из самых больших во всей Индии. Европейские моряки издавна прозвали его «Черной пагодой»: одиноко поднимающийся на пустынном берегу каменный колосс служил им ориентиром в плавании.

Храм Сурьи в Конараке был воздвигнут правителем Ориссы раджой Нарасимхадевой I (1238–1264). После серии удачных войн, в результате которых им были подчинены соседние государства, раджа начал собирать средства для грандиозного строительства, которое было призвано обеспечить ему милость богов и процветание государства. На возведение храма пошла военная добыча, добытая в походах, дань вассальных князей, дары родственников. Местность, избранная для сооружения храма, издавна почиталась священной, связанной с культом Солнца. Само название Конарак – «Кона-Арка» – означает «Край солнечного света». Возведение храма началось в «благоприятный» пятый год правления раджи и продолжалось восемнадцать лет. Камень для строительства – гранит, базальт, песчаник различных оттенков – доставляли водным путем из трех дальних каменоломен.

Храм Сурьи в Конараке

Фантастическое здание храма Солнца когда-то украшала башня-шикхара 60-метровой высоты. Сегодня она представляет собой груду развалин. Из двух частей огромного храмового комплекса уцелела только восточная часть – колонный зал, где находился вход в несохранившееся святилище. Главные постройки ансамбля были разрушены то ли в результате стихийного бедствия, то ли в результате набегов мусульман в середине XVI века. О том, что в разрушении храма приняли участие какие-то враждебные силы, свидетельствует храмовая летопись, в которой говорится: «Когда фиринги разрушили храм, мы потеряли все. Благовония испарились, осталась одна ветошь» . Кто такие фиринги – неясно, тем более что летописец не указывает даты бедствия.

Несмотря на то что храм Сурьи был разрушен и опустел, к нему долгое время продолжались совершаться паломничества. Толпы людей стекались сюда, чтобы встретить восход седьмого дня светлой половины месяца магх (это соответствует концу января – началу февраля). В этот день по древней традиции отмечался праздник Парамасура – праздник Высшего Сурьи.

К середине XVIII века святилище было уже заброшено, и брахман Баба Брахмачари, посетивший его в те времена, два дня вынужден был с проводниками пробираться сквозь джунгли, чтобы достичь храма. Он увидел его разрушенным и совершенно заросшим. Брахман приказал своим проводникам забрать из храма лучшие изваяния и перевезти их в город Пури, где они были установлены в местных храмах.

Даже сегодня, несмотря на плохую сохранность многих архитектурных деталей, общий облик храма в Конараке сохраняет свою величественность. Высота сохранившейся части здания составляет почти 40 м. Она выполнена в виде гигантской колесницы – это образ божественной колесницы Виманы, запряженной семью разноцветными священными конями (по другим преданиям – белыми или золотыми), на которой солнечный бог Сурья едет по «верхнему» и «нижнему» небу. Храм-колесница уходит ввысь тремя большими уступами, на террасах которых установлены монументальные скульптурные изваяния. Цоколь сооружения окружают каменные колеса диаметром в три метра каждое – по двенадцать с каждой стороны. Они богато орнаментированы и украшены резьбой. Колесо символизирует подобие солнечного диска – символ повторяющегося ритма времени. Два колеса, соединенные осью, олицетворяют Небо и Землю, соединенные в супружеском союзе. Отсюда происходит и такое обилие эротических сцен, бесконечно повторяющихся в скульптурном убранстве храма и отличающихся грубой откровенностью. Такие же сцены украшают двенадцать пар гигантских колес на цоколе храма-колесницы. Скульптурные эротические сцены храма Сурьи получили широкую известность и вызвали к жизни множество толкований этих изображений. Наиболее вероятным считается, что эти скульптуры изображают храмовых танцовщиц – «невест бога Сурьи», постоянно живших при храме и совершавших с приходившими паломниками священный ритуал «слияния».

Среди каменной резьбы встречаются и многочисленные символы солнца: лотос, конь, колесо-чакра. Восточный фасад разрушенной башни-шикхары некогда украшал исполинский каменный лев, попирающий слона. Этот же образ многократно повторяется в других частях здания. Лев – символ строителя храма раджи Нарасимхадевы I, имя которого в переводе означает «человек-лев».

Стены храма в изобилии украшены скульптурой и резьбой, отличающихся богатством форм и виртуозной, почти кружевной проработкой деталей. На цоколе, фризах террас, в орнаментальных поясах, тянущихся по всему фасаду, размещены рельефные изображения слонов, лошадей, верблюдов и прочих животных. Рядом с ними – уже знакомые эротические сцены. Многие рельефы иллюстрируют эпизоды правления раджи Нарасимхадевы: воины в походе, ловля и приручение слонов, прибытие к радже посольства с редким подарком из Африки – жирафом.

Величественные скульптуры загадочно улыбающегося бога Сурьи украшают все четыре фасада храма. С ювелирной тщательностью изображены драгоценные ожерелья и тончайшие ткани, покрывающие тело каменных истуканов. К лучшим произведениям монументальной пластики индийского классического искусства относятся скульптуры женщин-музыкантш, расположенные на террасах верхней части храма. Особое место принадлежит окружающим здание храма каменным скульптурам животных, имевшим, по-видимому, какое-то символическое значение. Это прежде всего фигуры грозных боевых слонов, выполненные почти в натуральную величину. Вполне вероятно, что это – боевые слоны раджи Нарасимхадевы. Один из них изображен в тот момент, когда своим мощным хоботом он схватил оглушенного вражеского воина и вот-вот отшвырнет его в сторону…

Еще более выразительна динамичная скульптура коня, топчущего передними копытами какое-то поверженное чудовище. Спешенный всадник ведет коня под уздцы. Британский исследователь Хоуэлл сравнивал эту скульптуру с лучшими образцами конных статуй в европейском искусстве.

Храм Сурьи в Конараке, одиноко вздымающийся над пустынным океанским берегом, является высшим достижением средневековой архитектуры Восточной Индии. Его сравнивают с «лотосом, встающим из утренних вод». Недаром одним из названий храма Сурьи было Падмакешара – «пестик лотоса».

Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

автора

Храм Спаса-на-Крови (Храм Воскресения Христова) О его уникальности и удивительной красоте можно говорить много. Здесь всё уникальное. Достаточно сказать, что Спас-на-Крови (храм Воскресения Христова) – единственный в мире православный собор, мозаичное убранство которого

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Буддийский храм (Санкт-Петербургский Буддийский Храм «Дацан Гунзэчойнэй») В этом таинственном тёмном сооружении много необычного для европейского города: и форма здания, суживающегося кверху; и мощные, облицованные красно-фиолетовым гранитом стены; и узкие окна;

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

13. Библейский храм Соломона и храм Святой Софии в Стамбуле При совмещении библейской и европейской истории, царь Соломон накладывается на византийского императора Юстиниана I, якобы VI века. Он «восстанавливает» знаменитый храм Святой Софии в Царь-Граде. Совмещаются Храм

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде и храм Соломона в Иерусалиме Большой храм Софии, Малый храм Софии и храм Святой ИриныСтоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии, во-первых, не самый древний в городе, а во-вторых, его правильнее было бы называть Большим

автора Носовский Глеб Владимирович

3. Большой храм святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А во-вторых, его правильнее было бы называть Большим храмом Святой Софии,

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

Из книги Прогулки по Петербургу с Виктором Бузиновым. 36 увлекательных путешествий по Северной столице автора Перевезенцева Наталия Анатольевна

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Храм монастыря Тодайдзи (Великий храм Востока) в Наре Архитектура древней Японии тесно связана с буддизмом, который, придя из Китая и Кореи в VI веке, уже через сто лет стал главной религией страны. С этого времени начинается создание самых монументальных буддийских

Из книги Ложь и правда русской истории автора Баймухаметов Сергей Темирбулатович

Храм Девочка рисует на сером асфальте рожу с оттопыренными ушами и, чтобы не было сомнений, кого она изобразила, крупно надписывает: «Вовка Никитен дурак, осел и глупый крокодил». У палисадников, на кудрявой траве, пасутся гуси. Бабушки беседуют на лавочках, а мужики

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

13.3. Саул, Давид и Соломон Библейский храм Соломона - это храм Святой Софии, построенный в Царь-Граде в XVI веке н. э 12а. БИБЛИЯ. Великий царь САУЛ в начале Израильско-Иудейского царства (кн. 1 Царств). 12b. ФАНТОМНОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Великий римский император СУЛЛА в начале

Из книги Прага: короли, алхимики, привидения и… пиво! автора Розенберг Александр Н.

автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А во-вторых, его правильнее называть Большим храмом Святой Софии, поскольку

Первый находится в штате Ориса в Конарке . Дата постройка этого удивительного по красоте храма относится к 12 веку. храма и покрывающие его изображения уникальны – стены главного мандира около двух метров в толщину, и для их крепления использовались металлические скобы, колонны храма покрыты красивой резьбой и барельефами. Камень для строительства добывался в отдаленных горных районах и затем уже доставлялся сюда. Вокруг основного храма расположены 45 второстепенными храмами.

Храм Солнца (Сурьи), Катармал

Храм был построен царем по имени Катармалла народа Катьюри, правившим землями Кумаона в эпоху раннего средневековья. Короли Катьюри были войнами и великими бхактами, в особенности почитавшими Бога Солнца, воплощение мужества и мудрости, и за время своего правления построили более 400-от храмов в окрестностях Альморы.

Главное божество храма – Бурхадита или Враддхадитья, что означает “Древний Бог Солнца” – может быть датирован 12-ым веком. Другие божества храма: Шива-Парвати и Лакшми-Нараяна.

Сам храм находится на высоте 2116 метров, в 18 километрах от Альморы, и от ближайшего населенного пункта до него ведет только тропинка.

Тропинка к храму Солнца © Kartzon Dream – авторские путешествия в Индию, авторские туры, тревел фото

“В соответствии с традицией, композиция любого индуистского храма или любого индуистского сооружения где угодно в стране и во все времена должна базироваться на фундаментальных принципах Ваступурушамандалы. Слияние законов астрономии, астрологии и математики изображается квадратом безупречной формы, олицетворяющим смысл порядка и совершенства как прямую противоположность к беспорядку, присутствующему в жизни человека. Внутри квадрата изображается круг. Это – символ индуистской теории, демонстрирующей, что жизнь – циклична и состоит из движения от рождения к смерти и наоборот.



Главный мандир. Храм Солнца, (Сурьи), XIII век. Катармал, Уттараканд

Ваступурушамандала выражает в одной небольшой диаграмме не только суть индуистской философии, но также отношение богов и звезд к человеку. Каждый занимает свое соответствующее место, начиная с Брахмы – Творца в центре, и далее от центра к более мелким богам. Таким образом, в символическом центре или святая святых, молящийся и бог существуют рядом друг с другом.


Храм Солнца, (Сурьи) , XIII век. Катармал, Уттараканд

Необходимо понимать, тем не менее, что традиционная теория Васту заметно отличается от причуд псевдонаучных разговоров об архитектуре Васту, ведущихся в в настоящее время. Нехватка цельной и приемлемой архитектуры в стране и широко распространяемые разговоры о том, что здания Васту принесут больше радости их владельцам и жильцам, повысили спрос на такие строения. В этом контексте архитектура Васту не устояла против влияния “специалистов в области Васту”, расплодившихся по всей , и множества проектировщиков, рассматривавших эту тенденцию как средство заработать большие деньги, играя на эмоциях заказчиков.



Храм Сурьи (Солнца), XIII век. Катармал, Уттараканд © Kartzon Dream – авторские путешествия в Индию

В тексте мандалы (mandala) сказано, что храм не имеет никакого направления в пространстве и поэтому не должен иметь какого-либо специально обозначенного фасада. В то же время, он определяет гармонию расположения других сооружений храмового комплекса и указывает на место построения опор и нахождения или отсутствия дверей, перекладин или окон.


Храм Солнца, (Сурьи), XIII век. Катармал, Уттараканд © Kartzon Dream – авторские путешествия в Индию

Поскольку храм является обителью бога, он должен быть построен в таком месте, которое удобно для него и способствует исполнению его замысла. Его притягательная сущность и реальное предназначание стать убежищем от тяжелой жизни вне его частично оказали влияние на его композиционое построение. Храмы строились в различных частях Индии – на крутых горных вершинах, в долинах и на равнинах, на островах, по берегам рек, на территориях фортов, вблизи лесов, в центре городов и вдали от любой цивилизации. В одном древнейшем тексте объясняется: “Боги всегда там, где рощи, реки, горы и родники, им нравятся города с садами и парками для прогулок… именно такие места любимы богами, и там они обитают”.

Каумуди Маратхе “Храмы Индии. Превращение камня” МК-Периодика, Москва 2001


Храм Солнца, (Сурьи), XIII век. Катармал, Уттараканд

Здесь есть один интересный момент. На снимке видно квадратное отверстие в башенке шрайна. Сам шрайн находится прямо напротив главного входа в центральный мандир, и между ним и мандиром лежит непонятный круглый камень (его видно на первом снимке), явно служащий для чего-то постаментом. Солнце поднимается из-за горы прямо за шрайном. У меня возникло предположение, что первые лучи солнца проходили через это квадратное отверстие, фокусировались с помощью какого-то прибора, стоявшего на постаменте и попадали на статую божества, стоявшую в храме. Скорее всего, она была из золота и отсвечивала помещение храма необыкновенно красивыми отсветами, придавая утренней пудже мистическую атмосферу.

Одним из доводов «за поездку» было наличие по соседству с этим городом знаменитого Храма Солнца в Конарке. И, надо сказать, что он действительно впечатляет. В то же время этот храм далеко не единственный, посвященный Сурье в Индии.

Храмы Солнца в Индии

В свои прошлые индийские путешествия я бывал в двух Храмах Солнца в Индии - в Джайпуре и Модхере.

Храм Солнца в Джайпуре.

Храм Сурьи (Сурья - бог Солнца в индуизме) в столице Раджастана Джайпуре запомнился в основном:

1. Обитающими там в огромном количестве обезьянами.

Обезьяны в Храме Солнца

2. Мурти (статуя) Бога Сурьи. В Индии не так уж часто можно увидеть Сурью, там в фаворе другие боги.

Бог Сурья с супругой.

3. Видом на Джайпур.

Храм Солнца в Модхере.

Храм Солнца в Модхере (штат Гуджарат) впечатлил в большей степени. Построенный в 1026 году он относительно хорошо сохранился, учитывая что над его разрушением «работали» не только природные катаклизмы, но и мусульманские завоеватели.

Храм Солнца в Модхере,

В свое время это был фантастически красивый и богатый храм. Огромный бассейн перед главным зданием, 108 маленьких святилищ вокруг него, 52 колонны Колонного Зала и лучи восходящего солнца освещающие (и освящающие) статую бога Сурьи - всё это производило неизгладимое впечатление. Сейчас здесь, конечно, остатки былого величия. Но и они внушают священный трепет.

Храм Солнца в Модхере

Многие посетители этого Храма Солнца в Модхере испытывают здесь и трепет иного рода, поскольку храм украшен большим количеством чувственных скульптур и эротических барельефов в стиле знаменитых Храмов Любви в Кхаджурахо.

Эротические сценки в Храме Солнца в Модхере.

Храм Солнца в Конарке.

Еще больше изображений самых разных сцен сексуального характера в главном Храме Солнца в Индии в Конарке, включенном в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО под номером 246.

Эротические сценки Храма Солнца в Конарке.

Известный также под названием Черная Пагода (такое название дали ему европейские моряки, считавшие, что он притягивает суда на мель), Храм Сурьи был построен в 13-м веке на берегу Бенгальского залива. Сейчас, правда, до моря около трех километров (за 700 лет Океан немного отодвинулся) и на берегу стоят другие - маленькие храмы.

Колесо. Храм Солнца. Конарк. Индия.

В свое время высота купола храма была 70 метров и он служил ориентиром для проходящих мимо на Калкату торговых кораблей. Купол обвалился, многие строения разрушены, но и сейчас в Храм Солнца в Конарке бесконечным потоком идут люди. Правда, не паломники, а туристы, и, в основном, индийские. И что их больше привлекает сюда - величие религиозного и архитектурного замысла или эротические барельефы, благодаря которым этот храм относят к Храмам Любви Древней Индии , сказать сложно.

Храм Солнца. Конарк.

Если бы не назойливое внимание местных жителей, можно было бы часами бродить по Храму Солнца в Конарке, любуясь творением древних зодчих. По форме Храм Сурьи представляет собой гигантскую колесницу. Ее везут семь лошадей (по числу дней недели). У колесницы 12 пар огромных каменных колес. Повсюду огромное количество великолепно выполненных барельефов (не только эротического характера). Для любителей древнего зодчества - просто наслаждение.

Храм Солнца. Конарк.

Здесь язык камня превосходит человеческий язык.

Рабиндранат Тагор о Храме Солнца в Конарке.

Храм Солнца в Конарке включен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО , что уже говорит о многом. Входит он и в другой список - Семи Чудес Индии (по версии газеты Таймс оф Индия). И в самом деле, туристы, попадающие в это место, как правило, бывают весьма и весьма впечатлены этим грандиозным культовым сооружением.

Обычно сюда приезжают на экскурсию те, кто останавливается в соседнем городе Пури - известном паломническом центре на берегу Бенгальского залива. И мы тоже, проживая в Пури, просто не могли не поехать в Конарк (Кона - угол (санскр.), Арка - луч солнца (санскр.).

Мотоцикл для Джеймса Бонда.

Храм Солнца в Конарке

Для поездки был арендован мотоцикл Джеймса Бонда. Из тех, правда, на которых он ездил лет сорок назад. Но до Конарка он нас довез. И назад, кстати, тоже. Необратимые изменения с ним произошли на следующий день.

Дорога очень живописна. Поля, деревеньки и главное - берег Океана. Можно остановиться на совершенно пустынном пляже и насладиться зрелищем Великого Океана.

Колесо. Храм Солнца. Конарк. Индия.

История создания Храма Сурьи

Именно на берегу Моря-Океана в устье реки Чандрабхага царем Нарасмихой Первым в середине тринадцатого века и был построен грандиозный Храм Сурьи. За семьсот лет море немного отступило и в настоящее время Храм Солнца находится примерно в трех километрах от береговой линии.

Согласно некоторых источников в глубокой древности в этом регионе был еще один, а может и два храма, посвященных Сурье. Легенды рассказывают о царе Самбе (сыне Кришны), которого отец проклял за неповиновение и он заболел проказой. По совету мудреца Катаки Самба провел 12 лет в покаянии на берегу реки Чандрабхаги. Этот аскетический подвиг был замечен Сурьей, он велел Самбе искупаться в океане, после чего настало исцеление. Храм Солнца на берегу залива, построенный Самбой был материальным воплощением его благодарности божеству.

Храм Солнца. Конарк.

Есть свои легенды и о том Храме Солнца, который сейчас посещают миллионы туристов. Самая известная из них рассказывает, что супруга императора Калинги никак не могла зачать детей. С мольбами она обратилась к Сурье и солнечный бог внял ее молитвам - у императорской четы родился сын. Когда Нарасимха достиг совершеннолетия, мать убедила его построить храм в честь Бога Солнца.

Историки, правда, утверждают, что Махараджа Нарасимха I построил этот храм в честь одной из своих военных побед, но как оно было на самом деле теперь сказать сложно.

Храм Солнца. Конарк.

Так или иначе, но уже согласно другой легенде, двенадцать тысяч мастеров двенадцать лет (по другой легенде 10 лет, 10 месяцев и 10 дней) возводили храм в устье реки Чандрабхаги. Главным архитектором был Бису Махарана. Они практически закончили строительство к указанному Нарасимхой Первым сроку, но никак не могли закончить купол. Махараджа ждать не желал, и пригрозил казнить строителей, если они не успеют. И тут навестить отца приехал сын главного архитектора двенадцатилетний Дхармапада. И он увидел решение, которое не давалось отцу. А чтобы избежать недовольства махараджи, который мог не простить своим лучшим ремесленникам, что они не могли справиться там, где справился ребенок, мальчик забрался на купол и прыгнул в воду. «И сия пучина поглотила его…»

Лошади несут колесницу Бога Солнца.

Тайны храма Солнца

Храм Солнца в Конарке сооружен в виде гигантской колесницы с двенадцатью пар колес (соответствует 24 часам в сутках), в которую запряжены семь (по числу дней недели) лошадей. Колесница, ведомая Сурьей, неслась над землей покоряя время и пространство.

Статуя Бога Солнца.

На восточной, южной и западной сторонах Храма Солнца имеются три замечательные статуи Сурьи, освещаемые Солнцем поочередно по мере продвижения по небосводу. Согласно легенд самая прекрасная статуя Сурьи (в центральной части храма) буквально висела в воздухе, удерживаемая двумя огромными магнитами.

Стены Ната Мандира.

Тот, кто приходил в храм первым делом попадал в танцевальный зал (Ната Мандир), украшенный барельефами чувственных танцовщиц. Здесь в древности исполнялись ритуальные танцы. Здесь и в наше время в начале декабря каждый год проходит фестиваль классического танца, на который съезжаются лучшие танцоры и танцевальные коллективы Индии.

Дальше находятся соединенные Зал для молящихся (джагмохана) и Главное святилище (деул, вимана). Джагмохана высотой около 30 метров - относительно сохранилась, а Святилище, чей купол возвышался на высоту 70 метров - разрушено.

Храм Солнца в Конарке

Здесь начинаются загадки. Никто толком не знает по каким причинам обрушился купол святилища. Есть легенды разной степени достоверности. По одной из них, начало разрушению храма положили голландские моряки. Они называли Храм Солнца не иначе, как Черная пагода, по той причине, что исходящие из храма магнитные излучения искажали показания компасов и торговые суда садились на мель. «Во всем виноваты, поддерживающие «черного идола» в воздухе магниты» — так считали они. А еще они были уверены, что этому «идолу» приносят в жертву девственниц. А потому не удивительно, что они приложили руку к разрушению храма. С их подачи была разобрана часть фундамента Храма Солнца и извлечены железные колонны, поддерживающие купол.

По другой легенде, гигантский магнит скреплял купол храма. Как только его сняли, купол стал разрушаться.

Лев. Символ царской власти и охранник.

Ряд источников указывает, что к разрушению Храма Солнца в Конарке причастны мусульманские завоеватели. Якобы именно они выбили замковый камень из арочной конструкции, поддерживающей купол.

Некоторые археологи уверены, что купол на самом деле никогда и не был достроен из-за ошибок проектировщиков храма. Однако ряд письменных источников датируемых разными годами указывает, что в былые времена чуть ли не до семнадцатого-восемнадцатого веков Храм Солнца в Конарке был в отличном состоянии. А на литографии Джеймса Фергюссона, сделанной в 1847 году видно, что часть главной башни все еще находилась на месте.

Литография Джеймса Фергюссона

Правда, уже в 1848 мощный шторм нанес очередной удар по храму. А впоследствии его «дело» продолжили другие катаклизмы, в том числе и землетрясение. Но и без участия человека дело не обошлось. Известно, что лучшие скульптуры из Сурья Мандира в настоящее время находятся в музеях Калькутты, Дели и Лондона. Лишь в начале двадцатого века начались работы по сохранению и реставрации храма.

Эротика Храма Солнца

Для туристов Храм Солнца в Конарке особенно привлекателен своими относительно хорошо сохранившимися эротическими барельефами и горельефами. Некоторые авторы связывают их наличие на храмовых стенах с распространением тантризма , что лично мне кажется надуманным.

 

Возможно, будет полезно почитать: