Из какого дерева делали корабли. Как строят деревянные корабли. Для чего мачты необходимы на судне

Которая относится к рангоуту. Её прямая функция - служить основанием для крепления стеньг, реев (составных частей рангоута), а также для поддержки парусов. Что можно еще рассказать о мачтах корабля? Много полезной и интересной информации вы узнаете в процессе прочтения статьи.

Высота мачт корабля, их количество

В зависимости от предназначения корабля мачты бывают различной высоты. Некоторые достигают 60 м при толщине основания 1 м.

А сколько мачт у корабля? Их количество напрямую зависит от величины судна. Длина фок-мачты и бизань-мачты напрямую зависит от того, какая высота у грот-мачты. Так, первая составляет 8\9 её частей, а вторая 6\7. Данные пропорции не являются принципиальными для всех судов. Они зависели от пожеланий конструкторов и строителей.

Когда-то расчёт грот-мачты производился следующим образом. Нужно было сложить длину нижней палубы и ее наибольшую ширину, разделить полученную сумму на два. Данная цифра и есть длина мачты корабля.

В самом начале развития судоходства и кораблестроения в состав входила лишь одна мачта и один парус. Со временем развитие дошло до того, что их на кораблях устанавливают до семи штук.

Самое распространённое явление - это снабжение корабля тремя прямыми и одной наклонной мачтой.

Название мачт парусного корабля

Расположение мачты на корабле определяет её название. Например, если рассматривать трёхмачтовое судно, становится ясным, что стоящая первой от носа мачта носит название «фок-мачта».

Следующая за ней грот-мачта является самой большой. И самая маленькая носит название «бизань-мачта». Если их всего две, то грот-мачтой считается та, что находится ближе к корме.

Расположенная в наклонном положении мачта на носу корабля называется «бушприт». На старинных кораблях угол наклона составлял 36⁰, сейчас это 20⁰. Его основное предназначение обеспечить наибольшую поворотливость судна. Это достигается за счёт того, что вперёд вынесены специальные треугольные паруса.

Если на судне имеется больше трёх мачт, то все, следующие за фок-мачтой, будут именоваться 1-й грот, 2-й грот и т. д.

Состав и материалы выполнения сооружений

Чаще всего мачты корабля (фото некоторых их видов вы имеете возможность увидеть в статье) делаются из составных частей, которые продолжают друг друга. Её основание называется мачта, а составляющие её продолжение - стеньгами. Верхняя часть мачты имеет название «топ».

Маленькое судно снабжается мачтой из одного дерева (однодеревки), а суда большего размера оснащаются составными из трёх частей. Их при необходимости можно разобрать.

Материал для их изготовления - дерево или металл. Из металла (сталь или лёгкий металл) делают трубы, которые впоследствии становятся мачтой на судне.

Из какого дерева делают мачты кораблей? Это:

  • Лиственница.
  • Пихта.
  • Пиния.
  • Смолистая сосна и т. д.

Деревья должны быть лёгкие и смолистые.

Различные классификации мачт

Ранее различали мачты по расположению на судне:

  • Носовая.
  • Средняя.
  • Задняя.

Цель применения мачты лежит в основе её подразделения на:

  • Сигнальную. Это специальная мачта для подъёма сигнальных обозначений, флагов, огней или для установки антенн.
  • Грузовую. Она снабжена специальным механизмом крепления грузовой стрелы. Но при необходимости может выполнять те же функции, что и сигнальная мачта.
  • Специальную.Это мачты, выполненные для какого-либо специфического предназначения.

По конструкции мачты корабля делят на:

  • Одинарные. Водонепроницаемая мачта, применяется для установки на малых судах, а также парусных и вспомогательных кораблях. Они бывают двух видов, цельные и составные.
  • Треногие. В её составе 3 стальные трубы.
  • Четырехногие. Мачта обшита стальными листами по каркасу.
  • Башенноподобные. Построенные площадки располагаются по ярусам. Предназначены они для наблюдения и размещения постов.

Расположение мачты на корабле и наклон

Распространение судоходства даёт для строителей немалую порцию пищи для ума. Важно правильно расположить мачты на судне. Это необходимо для того, чтобы корабль был легкоуправляемым. Постепенное развитие обусловило появление определённых правил.

Центр нижних концов мачт определяется очень строго. Замер начинается по нижней палубе, первая мачта устанавливается на 1\9 её длины, вторая - на 5\9, третья - на 17\20. Данные измерения не выполняются при строительстве торговых судов. Французские суда фок-мачту располагали на 1\10 часть корабля, расчёт вели, начиная от носовой части.

Наклон мачты также был различным, некоторые корабли прекрасно плавали с мачтами, наклонёнными вперёд, другие назад. Короткие, но широкие судна строили с мачтами, находящимися ближе к середине, сильно наклонёнными назад. А на длинные, напротив, устанавливали вертикальные сооружения, так как считалось, что во время плавания при значительном сопротивлении ветру мачта могла сломаться.

Для чего мачты необходимы на судне

Сегодня на мачтах устанавливают:

  • Антенны.
  • Судовые огни.
  • Сигналы.
  • Связь.
  • Флаги.
  • Необходимые крепления (если

Но несмотря на это, самое важное предназначение мачт - обеспечивать поддержку для парусов корабля. Все остальное - сопутствующие элементы.

Крепление мачт на судах

Каким образом происходит крепление мачт на суднах? Одиночные мачты для закрепления пропускают в отверстие на верхней палубе и шпор (низ мачты) приваривают к настилу или второму дну. Трос, который соединяет мачту с бортом, называется вант. Передняя часть мачты поддерживается при помощи штагов, а со стороны кормы бакштагами. Бушприт крепится при помощи специальных ватер-вулингов, сделанных из прочных тросов. Сейчас тросы заменяют на цепи.

Мачту корабля крепят на палубе или пропускают через неё и крепят к килю. В основном сейчас её закрепляют на специальных укреплениях крыш кают на палубе. У данного способа крепления есть положительные стороны:

  1. Пространство внутри каюты свободно, это не затрудняет движения.
  2. В случае аварии мачта, которая закреплена на палубе, не разорвёт покрытие каюты, а просто упадёт за борт.
  3. Крепление на палубе даёт ещё один плюс - при демонтаже её легко снять. Тогда как мачта, прикреплённая на киле, потребует подъёмный кран для этого действия.

Военные корабли

Мачты для подобной категории судов выполняются из стали и носят название «боевые». К ней крепятся специальные платформы, которые используют для наблюдения или специальные крепления для размещения артиллерийского снаряжения.

Раньше мачты военных кораблей выполнялись из цельного дерева, но при попадании в неё снаряда корабль оставался без связи. Учитывая все недочёты того времени, сейчас на них устанавливают специальные трёхногие или решетчатые (ажурные) мачты. Они более устойчивы, не выходят из строя от прямого попадания.

В зависимости от количества мачт подразделяют на одно-, двух-, трёх-, четырёхмачтовые суда.

Типы парусных судов

От того, сколько мачт на корабле, зависит его наименование. Пятимачтовые, четырёхмачтовые, барки с 2, 4 и 5 мачтами, баркентина (1 прямая мачта, 2 косые), бриг с 2 мачтами, а также шхуна, каравелла бригантина и т. д.

Количество имеющихся мачт, их расположение и наклон - все это является отличительными признаками.

Парусные суда подразделяются на три вида в зависимости от того, сколько мачт установлено на них:

  • Одномачтовые парусные суда, к ним относятся ял, кэт, шлюп и т. д.
  • Двухмачтовые парусные суда - это бриг, шхуна, бригантина и т. д.
  • Трёхмачтовые парусные суда: фрегат, каравелла, барк и т. д.

Немного истории

Теперь вам известно, что такое мачта корабля, сколько их бывает, для чего они предназначены и т. д. В завершение хотелось бы немного углубиться в историю и рассказать о некоторых любопытных фактах, которые наверняка будут интересны тем, кого заинтересовала эта тема.

Человечество научилось использовать паруса в своих целях ещё 3 000 лет назад. Когда люди только начинали использовать ветер в своих целях. Тогда парус был совсем примитивным и крепился он на рею, расположенную на небольшой мачте. Помогало подобное сооружение лишь при попутном ветре. Поэтому иногда толку от него не было совсем.

Немного позднее, во времена феодального строя, кораблестроение достигло большего развития. Судна оснащались двумя мачтами, а используемые паруса были более совершенной формы. Но развития в то время судостроение так и не получило. В те времена широко использовалась рабсила. Поэтому развивать данную отрасль никто не стал.

После исчезновения бесплатных работников тяжёлой становилось работа мореплавателей. Эксплуатация кораблей, передвижение которых было возможно лишь при участии большого количества гребцов, стала невозможной, так как распространение и расширение торговых отношений предполагало передвижения на более далёкие расстояния.

Первое судно, отвечающее требованиям того времени, носило название "неф". Изначально оно имело 1 или 2 мачты. Его длина составляла 40 м. А перевозить на себе эти судна могли около 500 т.

Карракка - трёхмачтовое судно. Первые две мачты оснащались прямыми парусами, последняя имела треугольные. Затем эти два вида были соединены в одно целое и явились прототипом современных кораблей и фрегатов.

Галеон - испанский корабль с 4 мачтами и бушпритом, имеющий прямые паруса.

Дальнейшее развитие кораблестроения привело к появлению чёткой Подразделение на торговые и военные суда определило их вооружение.

В этом материале я хочу охватить вопросы обработки древесины, ее распиловки и шлифовки, получения необходимых размеров для судомоделизма. Ниже дан перечень различных пород дерева, их характеристики и применяемости для постройки моделей кораблей. Используйте этот материал только как сборник советов, так как всегда есть исключения. Например, обычно дуб не рекомендуется для судомоделизма из-за его крупной структуры и пористой природы, однако я видел некоторые красивые модели, сделанные из дуба, который был тщательно отобран, чтобы избежать присущих ему недостатков. Я не претендую на 100% точность или полную подробность. Некоторые породы не были включены в обзор из-за недостатка информации или иных факторов.

При планировании модели корабля чрезвычайно важно определить породы дерева, которые будут использованы при ее постройке. Тут есть один критический аспект – наличие или доступность в продаже данных пород. Как повелось в судомоделизме, всегда был фаворитом самшит, вероятно, из-за своих выдающихся характеристик и использованию в старинных моделях парусников. Оригинальные Адмиралтейские модели являются своего рода шедеврами, и самшит очень подчеркивает их вид.

Однако в настоящее время действительно хороший европейский самшит очень трудно достать. Есть много других пород, которые выглядят столь же хорошо, как и самшит, и так же хорошо обрабатываются. Цвет, конечно, не всегда будет таким же, но почему он настолько необходим? Некоторые люди не любят желтоватый цвет самшита. Почему бы не попробовать местный клен, вишню, грушу, яблоню, кизил, и т.д.? Вы будете удивлены результатам.

Есть много источников для получения ценных пород дерева. Некоторые местные лесопилки используют вишню, орех, клен, липу, березу, сосну, дуб и красное дерево. Некоторые специализированные магазины продают более экзотические местные и импортные сорта дерева.

Абаши (Triplochiton scleroxylon) - очень светлая, бледная, соломенного цвета древесина, которая хорошо обрабатывается очень острыми инструментами и шлифуется. Торцы имеют тенденцию крошиться при резке. Структура грубая и содержит поры, которые быстро тупят инструмент. Видные, открытые поры обычно требуют заполнения.

Акация черная (Robinia pseudoacacia). Ранее использовалась для деревянных нагелей; хороша для ограждения. Твердая, плотная древесина, но слишком грубая для моделирования.

Атласное дерево (Fagara flava) Цвета от сливочного до золотого желтого. Имеет яркий, атласный блеск в отшлифованном состоянии. Прекрасная однородная структура, но волокна изменяются от прямых до волнистого состояния с образованием пятнистого эффекта. Хороша при токарной обработке, инкрустации, но редкая. Пыль может вызвать раздражение. Западноиндийское и флоридское атласное дерево лучше, чем цейлонское и восточно-индийское.

Бальза (Ochroma pyramidale) - как правило, гранулированная, с грубой текстурой, с цветом от белой до розовато-белой, является очень мягкой и легкой. При резке имеет тенденцию крошиться и не будет иметь ровный, острый край. Это не дает возможность гладкой шлифовки. Клеится хорошо. Хорошо режется острым инструментом и даже поддается под нажимом пальца. Эта порода занимает первую строчку в списке пород, которые "не используются", поскольку не годится даже в наибольших масштабах.

Применение: исключительно как наполнитель, применяется преимущественно для авиамоделей

Бамбук - подобное тростнику растение, включающее более чем 700 разновидностей, из которого получаются превосходные нагели методом дробления и протяжки. Используется для крепления планок или оснастки в виде гвоздиков диаметром 0,5мм или тоньше.

Применение: Каркас

Береза (Betula). Красная, белая и желтая береза одинаковы, если бы не цвет. Красная береза используется, чтобы сымитировать дуб в мелком масштабе. Желтая береза может использоваться как замена клена. Заболонь сливочно-белая, а сердцевина очень бледного коричневого цвета. Она имеет прямую текстуру, довольно прочная и гибка. Она упруга и имеет ровные края. Подходит для шпангоутов, киля и палуб. При работе необходим острый инструмент. Если не до конца выдержана, может деформироваться. Канадской и европейской березы нужно избегать из-за их склонности к скручиванию. Береза особо ценная в виде высококачественной авиационной фанеры. Идеал для зажимных приспособлений и шаблонов.

Применение: Каркас, палубные элементы, зажимные приспособления и шаблоны, обшивка корпуса

Бразильский клен (Balfourodendron riedelianum). Тяжелая, плотная лимонной окраски древесина из Бразилии и Аргентины. Прямая структура и высокая прочность. Не подходит для моделизма

Бук (Fagus americans) - белая или бледно-коричневая древесина с отличительным оттенком. Имеет прямую, но грубую текстуру со слабопористой, но хорошей структурой. Твердые и мягкие области мешают ей изгибаться. Влажность неблагоприятно влияет на это дерево. Кроме того, бук ломкий. Незначительная ценность для судомоделирования. Сердцевина и заболонь развиты по-разному, и поэтому не должны использоваться вместе.

Венге (Millettia) грубоволокнистая, тяжелая, с плотными прямыми волокнами древесина. Темный коричневый цвет с черными и светло-коричневыми полосами. Трудно обрабатывать. Не подходит для моделизма.

Вишня бразильская (Hymenaea courbaril) – красновато-коричневого цвета с текстурой, как у красного дерева. Хороша для механической и токарной обработки. Со временем имеет свойство темнеть.

Вишня черная (Prunus serotina) превосходная прочная, твердая и непористая древесина для моделизма. Лучше всего использовать вишню из государств центральной Америки. Имеет цвет от очень бледного к красновато-коричневому, который со временем усиливается. Когда она хорошо вылежанна, то не подвергается тресканию и деформации. Имеет прямую красивую шелковистую текстуру с легкой волной. Режется, обрабатывается и шлифуется хорошо, но будет гореть, если, к примеру, при распиловке используется тупая. Ее плотность и прочность делают ее подходящей для корпуса, обшивки, оснастки и оснащения палубы. Как правило, ломкая, так что с особой осторожностью следует подходить в изгибанию. Неплохой американский эквивалент самшиту, хотя не по цвету. Со временем цвет естественно темнеет. В масштабе хорошо имитирует тик. Красная ольха может использоваться как замена по внешности для черной вишни. Желтый тополь может использоваться как замена в текстуре для черной вишни.

Применение: Корпус, оснастка, обшивка, палубные элементы, рангоут и др.

Вяз (Ulums). Настоящий скальный вяз - один из лучших материалов для судомоделизма, но не путать с серым вязом. Древесина белая с длинной прямой текстурой. Прочный, имеет вязкую структуру, легко гнется. Вяз идеален для шпангоутов, киля, форштевня, книц и обшивки.

Граб (Carpinus caroliniana) является твёрдой породой дерева. Древесина от белой до легкого желто-коричневого цвета. Прочная, тяжелая и твердая, в отшлифованном состоянии очень гладкая. Имеет плотную, прекрасную структуру с редкими неравномерными волокнами. Хорош при токарной обработке, в том числе и в мелких масштабах. Превосходная замена самшиту, особенно когда цвет самшита нежелателен. Является чрезвычайно редким.

Применение: Оснащение

Груша плодовая (Pyrus communis) красивая, густоволокнистая древесина с выраженными порами. Подходит для изготовления мелких деталей, хорошо гнется и шлифуется. Хороша при токарной обработке. Режется с ровными аккуратными краями, но оказывает "затупляющее" воздействие на инструмент. Хорошо гнется под воздействием сухой высокой температуры или пара. Используется для обшивки, палуб, оснастки и оборудования, резьбы, блоков и юферсов. Превосходная древесина для моделирования, но относительно дефицитная. По цвету груша от сливочного до розовато-коричневого. Груша, как правило, однородна по цвету и может имитировать красное дерево по структуре, если немного затонировать и вскрыть лаком. Это обеспечивает хороший контраст в неокрашенных моделях.

Применение: Обшивка, оснащение, палубные элементы

Диера тонкоребристая (Dyuera costulata), произрастает в Малайзии, на Суматре и Борнео, с древесиной от сливочно-белой до ярко-соломенной, довольно мягкой и с красивой структурой. Используется как альтернатива желтой сосне. Имеет прочные, прямые волокна. Режется хорошо даже на мелкие детали с превосходным сохранением кромок с некоторой ворсистостью. Является плотной, но недостаточно прочна. Может использоваться для твердых корпусов и резьбы. Легкий вес делает ее подходящей для радиоуправляемых моделей. Но лучше выбрать липу, тополь или сахарную сосну.

Применение: Твердые корпуса

Дуб (Quercus) растет в больших количествах. Обычно не рекомендуется для судомоделизма из-за грубой структуры и заметных отметин. Очень плотная древесина, подходящая для внутреннего каркаса модели. Хорошо шлифуется. Красный (Quercus rubra) и белый дуб (Quercus alba) применимы для подставок моделей кораблей. Белый ясень может использоваться как замена для красного дуба.

Ель (Abies), включая ель Дугласа. Красно-желтая древесина, как и сосна, не рекомендуется для моделирования. Имеет грубую текстуру и чередующуюся твердую и мягкую структуру. Выделяет смолу.

Применение: Нет

Ель ситкская (Picea sitchensis) или Серебряная от сливочного-белого к бледно-желтому с небольшим розовым оттенком цвету. Имеет прекрасную, однородную структуру и прямые волокна в зависимости от возраста. Хорошо гнется, обрабатывается и шлифуется. Применяется для мачт и рей из-за длинных, прямых волокон и жесткости. Перед изготовлением мачт сначала расколите древесину по волокнам.

Применение: рангоут

Железное дерево - См. Граб.

Ива (Salix) бледная с красивой, почти невыраженной структурой. Легкая, но прочная. Легко обрабатывается и шлифуется. Рекомендована для радиоуправляемых моделей.

Камедное дерево красное (Liquidambar styraciflua) Цвет имеет от белого до золотого и упоминается иногда как ореховая сосна. Подобно груше, но немного более темное. Превосходно имитирует тик и красное дерево. Сердцевина от коричневого до красновато-коричневого цвета и часто называется атласным орехом. Имеет вязкую структуру, красивую и нерегулярную текстуру, яркий атласный блеск. Может использоваться для обшивки, палуб и оснастки. Превосходный материал для судомоделизма. Опилки могут использоваться как заполнитель.

Кедр испанский (Cedrela odorata). Легкий красноватый от темного коричневого цвета с текстурой, подобной красному дереву. Прочный, легкий и хорошо обрабатывается.

Кедр красный (Thujaplicata, западный; juniperus virginiana, восточный) - прямая текстура, не смолистая, прекрасно текстурированная ломкая мягкая древесина, изменяющаяся в цвете от бледного розовато-коричневого цвета до темного коричневого цвета со своеобразным ароматом. Обрабатывается и шлифуется легко. Для зажимов использовать только латунь или медь, так как слишком мягкая и волокнистая. Восточный красный кедр имеет аромат.

Кизил (Cornus florida) - чрезвычайно твердая, плотная древесина с густой и очень красивой текстурой. Немного сложна в обработке из-за вязкости и твердости. Обычно цвет сливочно-белый, но может быть и цвета от бледно-желтого до розовато-коричневого. Чрезвычайно гладкая в отшлифованном состоянии. Не тонируется, сложна в обработке, но можно изготовить очень тонкие детали. Горит при обработке тупыми фрезами. Замена самшиту, но не совсем доступная.

Применение: Оснастка, резьба, мелкие детали

Клен "птичий глаз" (Acer saccharum). Глазки придают этой древесине интересный эффект, делающий эту древесину обособленной, но не подходящий для естественного вида деталей модели.

Применение: Подставки

Клен, твердый или каменный (Acer saccharum) – тяжелая, с красивыми волокнами белая древесина, довольно доступная, прочная и одна из наиболее твердых материалов для судомоделизма. Отлично подходит для маленьких деталей. Его чрезвычайная твердость и случайная нерегулярная волокнистость делают работу непростой. Волокна изменяются от видимого с большого расстояния числа до прямолинейных. Цвет может быть от бледно-желтого к темно-медовому. Имеет высокую плотность, красивую структуру. Твердый и упругий. Легко обрабатывается вручную и хорошим инструментом. Хорошие гибкостные свойства, аккуратные кромки при резе и хорошо шлифуется. Подходит для токарных работ, шпангоутов, обшивки и палуб из-за цвета меда, отличных шлифовальных свойств, красивого внешнего вида. Может также использоваться для подставок. Мягкий, или серебряный, клен, а также красный клен не столь хороши для судомоделизма. Можно использовать для замены клена желтую березу.

Применение: Корпус, оснащение, палубные элементы, обшивка, зажимные приспособления и инструменты

Кокоболо (Dalbergia) - темная коричневая древесина с нерегулярной текстурой и средней красивой структурой. Хороша для юферсов, блоков и штаг-юферсов. Цвет изменяется от фиолетово-красного к желтому и становится глубоким оранжево-красным под воздействием воздуха и света.

Красное дерево (Sequoia sempervirens) красновато-коричневая древесина с открытыми порами. Очень мягкая и крошится при резке. Шлифуется хорошо. Если не защитить, сереет с возрастом. Не подходит для моделизма.

Красное дерево, Гондурас (Swietenia macrophylla) - с древесиной от средней до глубокой красно-коричневой, которая хорошо обрабатывается, хорошо шлифуется, но относительно ломкая. Явные и заметные волнистые волокна ограничивают его использование для судомоделиста. Тяжелее, чем сосна. Превосходный материал для деталей относительно больших моделей. Легкий вес, древесина со средней плотностью и с умеренной прочностью. Идеальна при использовании в комбинации с липой для полумоделей.

Красное дерево, Филиппины . Может использоваться как замена (по внешнему виду) для гондурасского красного дерева. Более мягкое, менее плотное и прочное, чем гондурасское красное дерево. Не рекомендовано для моделизма.

Лимон (Oxandra lanceolata). Цвет от бледного, сливочно-желтого до легкого коричневого. Твердая древесина с очень красивой структурной и прямой текстурой. Сердцевина темная. Хорошо обрабатывается, режется и вообще отлично подходит для деталей. Превосходный выбор для маленьких частей, мачт и рангоута. Непросто найти (ареал произрастания - Карибское море).

Применение: Оснастка, рангоут, обшивка

Липа (Tilia americans), также известная как американская липа (универсальная древесина резчиков по дереву). Европейские разновидности более твердые. Бледный, от почти белого к бледно-сливочному коричневому цвету, с прямой текстурой и прекрасной однородной структурой, которая делает ее идеальной, чтобы морением имитировать в масштабе другую древесину. Обладает довольно острым краем, но осыпается при сверлении и распиливании. Гнется относительно легко, лучше под воздействием пара, так как недостаточно прочна. Шлифуется хорошо, но поверхность требует лакирования. Липа - превосходная со всех сторон древесина, рекомендуемая для моделей с обшивкой по шпангоутам. Используется для постройки корпуса производителями наборов и моделистами, поскольку очень хорошо режется. Используется для корпусов-сэндвичей, составных шпангоутов, изогнутых шпангоутов, обшивки корпуса, настила и оснащения палуб. Необходима аккуратность, чтобы сохранить ровные грани. Не столь тяжела, как европейская липа и является хорошей заменой для сахарной сосны.

Применение: Остов корпуса, палубы.

Лиственница (Larix laricina). Цветом от бледного к средне-коричневому с явными годичными слоями. Твердая, жесткая древесина используется для обшивки моделей кораблей в больших масштабах. Не имеет значительного применения.

Маклюра (Maclura pomifera) - средне- и грубоволокнистая древесина с ярким от апельсинового к золотому желтому цвету, хорошо поддающаяся машинной обработке.

Ольха красная (Alnus rubra) легче, чем вишня, но почти такая же прочная. Приблизительно вдвое дешевле вишни. Красная ольха может использоваться как замена (по внешнему виду) вишни.

Орех (Juglans nigra). Американский черный орех имеет однородный темный фиолетово-коричневый цвет. Ровные, но грубые открытые волокна ограничивают применения в моделировании. Может использоваться для шпангоутов, киля и некоторой обшивки, если тщательно отобрана структура. Обрабатывается легко, является твердым, крепки и плотным. Не подвержен деформации или раскалыванию. Легко гнется при нагреве. Отлично шлифуется. При резке и резьбе ведет себя прекрасно, но не всегда удается получить прекрасную мелкую деталь. Для замены черного ореха можно использовать желтый тополь.

Орех бразильский (Phoebe porosa). От желтого до маслинового и даже шоколадно-коричневого цвета с ровной и красивой структурой. При механической обработке возможно раздражение.

Орех-пекан (Carya illinoensis) относится к семейству гикори, но имеет лучший цвет. Сердцевина от слабо- к среднебледному цвету. Заболонь сливочного цвета. Имеет густые и часто волнообразные волокна. По рабочим свойствам напоминает клен. Твердый и плотный, требует острых инструментов. Гнется хорошо и шлифуется до очень гладкой поверхности.

Орех серый калифорнийский (Juglans cinerea). Прямая текстура, по структуре грубая древесина коричневого цвета. Не подходит для моделизма из-за вида текстуры.

Падуб (Ilex opaca) Цвет от слоновой кости до серо-белого (иногда зеленоватого) с прямыми, густыми, очень красивыми волокнами. Иногда волокна неоднородны. Качественная древесина с красивой текстурой и красивым видом. Требует острых инструментов. Гнется хорошо из-за низкой жесткости и высокой прочности. Превосходный материал для моделизма, который непросто найти, но с которым хорошо работается. Хорошо клеится. Легко режется и имеет торцы лучше, чем большинство других пород. Довольно устойчив к скалыванию. Падуб может использоваться для корпуса, украшений, резьбы, блоков, мелких дельных вещей, оружия, и др. Есть определенные сложности в станочной обработке, но в шлифованном состоянии имеет отличную поверхность. На него влияет влага, поэтому храниться должен в соответствующей среде. Дорогой, поэтому желательно искать необходимого размера рейки и заготовки. Убедитесь, что цвет именно такой, как необходим для применения, так как он очень приметный, особенно в окружении более темных деталей.

Применение: Обшивка, оснастка, дельные вещи

Падук африканский (Plerocarpus) - необычная древесина для моделизма, но его красный цвет делает его пригодным в случаях, когда требуется красный цвет отделки. Однако цвет со временем будет стареть к глубокому оранжево-коричневому цвету. Имеет довольно красивую структуру, подобную структуре ореха. Многочисленные поры открыты, делая ее непригодной для больших деталей типа внутренней обшивки.

Палисандр боливийский (Machaerium acutifolium) твердая, тяжелая, с прекрасной текстурой и изменяющейся окраской древесина. Имеет глубокий от шоколадно-коричневого до фиолетово-черного цвет. Обрабатывается хорошо.

Палисандр гондурасский (Dalbergia stevensonii) твердая, тяжелая и плотная, от розового до фиолетово-коричневого цвета, древесина. Прямая структура.

Платан американский (Platanus occidentalis) имеет белые, твердые, густорасположенные волокна. Имеет среднюю структуру, умеренно легок и относительно прочен. Режется хорошо и с ровным краем. Требуются острые инструменты. Превосходен для обшивки, хорошо гнется, точится и принимает нужную форму. Широко используется в моделизме.

Платан английский относится к семейству кленовых и имеет сливочный цвет с прямыми, красивыми волокнами. Хорош при токарной обработке, режется и гнется легко. Не особенно рекомендуется для моделирования.

Самшит (Buxus sempervirens). Наиболее предпочтительны английский и европейский самшит. Это дерево и важно не перепутать с кустом самшита, типичным для США. Он достаточно дорог и редок. Прекрасная текстурированная древесина с сильным отличительным тусклым от сливочного к желтому цветом. Очень плотная, с почти отсутствующей текстурой. Используется на всех этапах судомоделизма, включая токарную обработку, каркас, обшивку, резьбу, оснащение палубы, художественное оформления, блоки, юфресы, нагеля и утки. Самшит относительно трудно резать, даже очень острым инструментом, но усилия стоят того. Отличная древесина для судомоделирования, поскольку сохраняет острые грани даже на мелких деталях.

Самшит, Южная Америка (Gossypiospermum praecox, Brazil) - не связанный ботанически с европейским самшитом, но имеет подобные свойства и на 20 % легче. Цветом от белого к лимонному и желто-коричневому, с прямой, компактной и однородной текстурой и структурой. Хорош при токарной обработке и шлифовке, однако не так поддается резке, как европейский самшит. Достаточно твердый и имеет свойство хорошо гнуться под воздействием высокой температуры. В амиаке может изменить цвет. Самшит из других мест, кроме Европы, нужно использовать с осторожностью, так как его качество и применяемость ограничены.

Применение: Корпус, мелкие детали, обшивка, палубные элементы, рангоут и любое другое применение, включая зажимные приспособления и инструменты.

Сосна белая (Pinus strobus). Восточная белая сосна, иногда называемая желтой сосной и сахарной сосной (pinus lambertiana) - лучшие из соснового семейства. Желтая сосна заменяет диеру из-за большей доступности. В настоящее время желтая сосна бывает очень разной по качеству. Древесина быстрорастущих деревьев по волокнистости и структуре нежелательным для моделизма. Сосна хорошего качества обычно от бледно-желтого до слабо-коричневого цвета с красивой однородной структурой и прямыми волокнами. Легко обрабатывается и шлифуется, имеет низкую усушку. Хороша для цельных корпусов и шаблонов. Не путать с сосной желтой, иногда называемой западной желтой сосной, которая используется как строительный материал. Другие сосны, кроме восточной белой и сахарной, также не применяются в моделизме.

Применение: Цельные корпуса

Тик (Tectona grandis) - легкая, золото-коричневая древесина с темными полосами. Волокна грубые и масляные, в следствии чего тик практически не применяется в моделизме. Абразивная характеристика сказывается на инструментах. Подходит для мачт из-за прямых, жестких волокон.

Тис (Taxus baccata) почти столь же тверд, как дуб, с красно-коричневыми цветными и довольно отчетливыми годичными слоями. Структура красивая с прямыми волокнами. Плохо гнется.

Тополь желтый (Liriodendron tulipifera), также называется тюльпановым тополем, цветом от светло-сливочного в заболони до бледно- коричневого цвета и слегка зеленого в сердцевине. Сердцевина более прочная, легче режется и предпочтительнее заболони. Прямые волокна с красивой однородной структурой. Требуется хорошие шлифовки. Не очень легко гнется, но при резке сохраняет ровные края. Более твердая и прочная, чем липа. Хороша для шпангоутов и цельных корпусов. Хорошая замена для более дорогой древесины. Желтый тополь может использоваться как замена внешнего вида черного ореха и черной вишни. Тополь - одна из самых распространенных пород дерева в Северной Америке и используется для кабинетов и фурнитуры для мебели.

Хурма (Diospyros virginiana). Ее также называют белым черным деревом. Цвет изменяется от серебристо-серого до сливочного или даже до легко-коричневый цвета со случайными темными полосами. Темная древесина ограничена маленьким ядром сердцевины. Быстро окисляется и принимает темный оттенок. Структура напоминает дуб. Исключительно прочная и твердая, но подвержена влажности. Не годится для обшивки или структурной работы, но неплоха в резьбе. При шлифовке можно достигнуть чрезвычайно гладкой поверхности. Очень быстро тупит инструменты.

Черное (эбеновое) дерево (Diospyros ebenum) - прекрасная текстура, очень тяжелое, цвет от темно-коричневого до черного как уголь. Требует очень острых инструментов. При шлифовке мелкая черная пыль может окрасить другие материалы. Сложное в обработке, но хорошо шлифуется. Применение ограничено, так как черное дерево ломкое. Хорошо гнется под воздействием высокой температуры и пара, но распадается в аммиаке. Может использоваться для планширей, оснастки палубы, ограждения и обшивки фальшборта, где необходимы черные полосы, для имитации железа. Нагеля имитируют железные шипы. Очень дорогой и, как правило, короткие по длине бруски.

Применение: Обшивка, оснастка

Яблоня и дикая яблоня (Malus) изменяются в цвете от легкой сливочной заболони до бледно (к средне-розоватому) коричневому цвету сердцевины. Более темную древесину сложно найти больших размеров. Она тяжелая, хрупкая и имеет красивую, плотную структуру, легко сгибается, сопротивляется сколу. Хорошо подходит для резьбы и токарных работ, поскольку довольно твердая и гибкая. Отлично подходит для согнутых или составных шпангоутов, оснащения палубы, блоков и юферсов. Для нее требуется хорошая полировка. Поддается морению. В общем, одна из самых желательных пород для судомоделизма, однако следует избегать сучков и кривых участков.

Применение: каркас, обшивка, такелаж

Ясень (Fraxinus) древесина от сливочно-белой к коричневому. Длинные, прямолинейные волокна делают ее пригодной для шпангоутов и досок обшивки. Некоторые отрезы имеют грубую структуру. Легко гнется под паром или нагревом, но может принять волнообразную форму. Белый ясень может использоваться как замена (по внешнему виду) красного дуба.

Ясень горный (Sorbus americans). Плотная, твердая древесина, которая хороша при токарной обработке, для резьбы и шлифования. Быстро тупит инструменты.

Применение различных пород дерева

Обшивка : Яблоня, липа, вишня, вяз, падуб, лиственница, клен, груша, платан.

Шпангоуты : Яблоня, ясень, липа, береза, вишня, вяз, падуб, клен, груша.

Изогнутые шпангоуты : Яблоня, ясень, липа, вяз, падуб.

Мачты и рангоут : Береза, груша, сосна, ель и тик.

Оснащение палубы : Яблоня, липа, вишня, падуб, клен, груша, платан.

Блоки и юферсы : Яблоня, бук, падуб, гваяковое дерево, груша.

Цельные корпуса : Липа, кедр, диера, сосна (сахарная и белая), тополь.

Палубные надстройки : Яблоня, липа, береза, вишня, клен, красное дерево, груша, тополь, орех.

Деревянные нагели : Яблоня, бамбук, береза, вишня, падуб, клен, груша.

Резьба : Яблоня, вишня, кизил, падуб, диера, груша, хурма.

Токарные работы : Яблоня, вишня, кизил, падуб, груша, клен, тополь.


Литература

1. A Ship Modelmaker"s Manual, John Bowen, Conway Maritime Press Ltd., Chrysalis Books, 9 Blenheim Court, Brewery Road, London, N7 9NT.
2. Nautical Research Journal, Nautical Research Guild, 6413 Dahlonega Road, Bethesda, Maryland 20816. NOTE: There is a new address on this web site for the NRG
3. Scale Model Sailing Ships, John Bowen, Conway Maritime Press.
4. Ship Modelling Hints & Tips, J.H. Craine, Conway Maritime Press.
5. Ship Modeler"s Shop Notes, Nautical Research Guild.
6. The Fife Rail, Nautical Research and Model Ship Society, 620 Saddle Road, Wheaton, Illinois 60187.
7. The Main Wale, Great Lakes Society of Model Shipwrights, 2118 Belle Avenue, Cleveland, Ohio 44107.
8. Woodcraft, woodworker"s supply catalog, Web Site: http://www.woodcraft.com/
9. Wood Magazine, Better Homes and Gardens, 1716 Locust Street, Des Moines, Iowa 50336
10. Notes from Joe McCleary (former NRG Director) from presentation at the Second Nautical Research Guild/The Mariners" Museum Symposium, April 1999

Первым славянским «кораблем», по сути, была большая плетеная корзина, обшитая корой или кожей. На смену ему быстро пришел челн-однодеревка, выдолбленный из целого дерева. Иногда челн создавался иным способом.

Древние корабелы делали в живом древесном стволе трещину на всю длину челна, постепенно,год за годом, вбивая в него клинья и распорки, чтобы добиться нужной формы будущего корпуса. Только после этого дерево срубали и лишнюю древесину стесывали, выжигали и выдалбливали. Затем дерево обрабатывали водой и огнем, чтобы придать ему гибкость, после чего вставляли внутрь примитивный шпангоут - опруги. На кропотливую работу над корпусом челна порой уходило до пяти лет.

Впервые челн-однодеревку на берегу Ладожского озера нашла в 1878-1882 гг. экспедиция А. А. Иностраицева. Возраст, приписываемый историками этому небольшому судну длиной всего 3,5 м и шириной 0,86 м, огромен - около 4,5 тысячи лет. Славяне долго не хотели расставаться с легкими однодеревками. Видоизмененные челны с обшивкой и больших размеров - насады - плавали в русских водах вплоть до конца XV в. Позже их вытеснили наборные корабли.

Преемницей челна стала созданная в X в. для торговых плаваний и боевых походов «набойная лодья». По сравнению со своими собратьями она имела более высокие борта, к которым крепились стойки. На них прибивали несколько досок внакрой. Такое нехитрое усовершенствование значительно увеличивало внутренние размеры «лодьи», и главное - ее грузоподъемность. Теперь легкое и небольшое судно могло взять на борт ни много ни мало 15 т груза. После достройки судно снабжали веслами, якорем и мачтой с простым прямым парусом. Кстати, эти суда делали небольшими из- за того, что через пороги Днепра судно приходилось тащить волоком. Но несмотря на это они все равно были великолепно приспособлены к морским плаваниям, и русские мореходы смело бороздили на них воды Черного моря.

В IX в. русские торговцы стали частыми гостями на константинопольском рынке. Весной 860 г. в Константинополе произошел инцидент, во время которого были схвачены несколько русских купцов. В ответ русские, собрав мощную флотилию из 250 кораблей, немедленно осадили Константинополь, с лихвой рассчитавшись с его вероломными гражданами. Этот и другие морские походы восточных славян на Византию, несомненно, сделали свое дело: торговля русских купцов с Востоком и Западом долгое время оставалась беспошлинной.

В XII в. в набиравшей силу Киевской Руси все чаще стали строить крупные ладьи, имевшие сплошную дощатую палубу, укрывавшую сверху гребцов. Нос и корма у этих судов были одинаково заострены, и на них размещалось по рулевому веслу - потеси. Они позволяли, не разворачивая ладьи, быстро менять курс. В русских летописях такие суда также называли скедией, наседой и кораблем. Конечно, 20 м в длину, 3 м в ширину и 40 человек команды не так уж много для корабля, и все-таки это был настоящий корабль. Постепенно на первый план среди центров судостроения выдвинулся «Господин Великий Новгород». И неудивительно. Ведь через него проходил знаменитый путь «из варяг в греки», то есть из Балтики по рекам в Черное, тогда носившее название Русское море. Когда в середине XI в. государство Ярослава Мудрого распалось на множество враждующих княжеств, значение речных и морских транзитных путей сильно пошатнулось. Именно тогда новгородское судостроение начало развиваться независимо от Киева.

История сохранила немало свидетельств мощи славянского военного флота. Хотя славяне и не отличались агрессивностью, они преподали хороший урок шведскому королю Эрику, который в середине XII в. осадил город Ладогу. Новгородцы разбили шведов, пленив 43 из 55 вражеских судов. В ответ был предпринят поход на город Сигтуну, закончившийся блестящей победой русских.

Новгородцы долгое время держали в руках ключевые выходы к Белому морю. Они плавали в экстремальных условиях, постоянно защищаясь от соперников. Постепенно сформировались новые типы судов, которые было удобно перетаскивать волоком из одной реки в другую. Это были плоскодонный легкий шитик и ладья «ушкуй». Ушкуи, вмещавшие до 30 воинов, были удобными судами для набегов на соседние славянские княжества, чем в XIII в. и промышляли новгородцы. Рыболовный промысел, бывший в особой чести у славян, привел новгородских переселенцев к берегам северных морей. Постепенно поморы становились такими же хозяевами Балтики, как и норманны. С XII в. поморы доходили до Гру- манта (Шпицберген), а колонии славян появились даже на берегах Англии.

Суровые северные моря диктовали корабелам свои условия, и поморы начали строить новые, непохожие на другие суда: осиновки, ранынины, кочмары и шняки. Шняки имели в длину от 6 до 12 м и снаряжались одной или двумя мачтами с прямым или шпринтовым парусом. Лодки-осиновки перевозили добытый улов на берег. Но наибольшей популярностью пользовались парусно-гребные карбасы. Эти суда могли иметь палубу, а могли обходиться и без нее, но обязательным атрибутом этого корабля были полозья, крепившиеся на днище. С их помощью карбас легко передвигался по льду.

В дальних морских скитаниях поморы использовали коч - однопалубное плоскодонное судно максимум 25-метровой длины. При водоизмещении в 60 т коч имел осадку около полутора метров. Обшивку первых кочей к набору корпуса привязывали ремнями или пеньковыми веревками и только много позже стали использовать железные гвозди и болты. Пазы и стыки обшивки тщательно конопатили просмоленной паклей, заливали варом и закрывали рейками на скобах. Подводная часть корпуса судна была округлой, а нос и корма приподняты.
Благодаря такой обтекаемой форме коч, зажатый льдами, как бы выдавливался на поверхность, оставаясь при этом невредимым. На корме этого судна делали казенку - небольшую каюту для капитана и приказчика. Экипаж, состоявший из 10-15 человек, размещался в трюме. Парусное вооружение было очень простым: оно включало мачту и прямой парус, на первых кочах сшитый из кожи, а впоследствии - холщовый. Весла, парус и по- путный ветер позволяли кочу достигать скорости 6-7 узлов.

Поморские кочи, много веков остававшиеся в строю, заложили фундамент для дальнейшего развития российского мореходства. Именно эти суда в XVIII в. стали прообразом военно-морского флота, созданного при Петре Первом. Значительную роль они сыграли и в географических открытиях XVI-XVII вв. Достаточно вспомнить поход С. И. Дежнева, впервые спустившегося на коче по Индигирке до Северного Ледовитого океана и морем достигшего реки Алазеи.

Самым быстрым судном, плававшим на большие расстояния в северных водах, считают морскую (в летописях «заморскую») ладью с тремя мачтами. Хорошее парусное вооружение при попутном ветре давало морской ладье возможность проходить до 300 км в сутки, при этом она могла унести на себе до 300 т груза. В длину ладья достигала 18-25 м, а в ширину 5-8 м.
«Заморские» ладьи были первыми полностью наборными плоскодонными судами с транцовой кормой и навесным рулем. Корпус судна разделялся переборками на три отсека. В переднем обитала команда, в среднем размещался грузовой трюм, а кормовой отсек отводился в распоряжение рулевого.

Одна из наиболее древних и наиболее известных династий новгородских кораблестроителей - семья Амосовых. В XIV в. Трифон Амосов, внук одного из первых русских мореходов, охотившихся на зверя в Белом и Карском морях, переезжает из Новгорода в Холмогоры, где приступает к строительству корабельной верфи, ставшей матерью первым большим русским кораблям, ходившим в северных льдах. Корпусам наиболее крупных из них придавалась форма, напоминавшая обводы современных ледоколов. Нос и корма холмогорских судов были сделаны с высоким подъемом, а борта - со значительным развалом. Судно управлялось при помощи навесного руля.
Традициям славной семьи Амосовых следовали и их потомки, построившие в XIX в. такие знаменитые корабли, как фрегат «Паллада», 110-пушечный корабль «Ростислав», бриг «Меркурий» и многие другие суда российского флота.

Как строят деревянные суда aslan wrote in February 6th, 2016

В яхтенному порту "Геркулес" находится судостроительная верфь, где реализуется грандиозный проект по строительству с нуля (можно сказать, по историческому воссозданию) одного из величайших кораблей в истории Российского военно-морского флота "Полтавы" . На экскурсию сюда может прийти любой желающий, стоимость 300 рублей для взрослого и 200 за ребенка, но если вы приходите всей семьей, то общая стоимость составит 500 за всех.

Проект "Полтава" сложный, хотя бы из-за того, что доступной подробной документации, полных чертежей или изображения в цвете, не сохранилось. Изыскания в архивах ведутся до сих пор. В 2013 году была сделана теоретическая модель судна, на основании данных о похожих кораблях.


Планируется, что «Полтава» станет научным, культурным, исследовательским и педагогическим центром по изучению морской истории города и страны. Но уже сейчас на верфь ежедневно пускают экскурсионные группы, где каждый может оценить работу реконструкторов (среди которых немало историков и философов, а не просто плотников) и проникнуться мощью пока еще строящегося корабля. А скелет, который стоит в сухом доке - огромен. Он еле-еле влезает в объектив, поэтому даже пришлось делать панораму.

На входе нас встречает план комплекса - все можно изучить, где что находится.

Вначале идем в домик корабельного мастера, где ждем экскурсовода и заодно греемся, т.к. на улице не май месяц, и все уже довольно сильно замерзли.
Здесь наверняка будет интересно детям - им можно принять участие в мастерклассах по литографии, шитью парусов и изготовлению тематических сувениров.

Наш экскурсовод Оксана проводит предварительный инструктаж - детей взять за руку, всем ходить только за экскурсоводом, не отбиваться, не расходиться, на тяжелые и кажущиеся прочными деревяшки не вставать.

"Полтава" строится из дубов, а деревья определенной толщины и кривизны ищутся чуть ли не по всей России. Для строительства идут деревья возрастом 100-200 лет, но, как нам сказали, вместо одного срубленного дуба, высаживается 4 новых.

На входе в огромный ангар - памятка, как завязывать различные узлы.

А вот и первый взгляд от входа на оголенный остов будущего корабля. Первое впечатление - вау, размеры впечатляют. Второе - какой прекрасный запах дерева тут стоит. Третье - как же тут дико холодно! Да, так как мы были тут в выходной день, когда мастера не работают, отопление отключено. Поэтому, забегая заранее, скажу, несмотря на то, что все были довольны и под впечатлением, дико продрогли.

Говорят, сюда не пускают туристические группы. Нам же разрешили забраться внутрь. Было ощущение, словно ты внутри огромной рыбины, и видишь ее скелет.
На строительство "Полтавы", кстати, будет потрачено 1800 дубов.

Мы с интересом разглядывали всякие интересные мелкие детали. Вот, например, странная "Баксовая штука".

Чертеж настоящий, ему надо верить.

А это специальное место на полу, где вычерчивается нужная деталь.
Собственно, сама деталь нависает сверху.

Интересно, за что этого мастера так?

История про мастера Кузьму вообще трогательная. Он тут нежно просит деталь не трогать, ибо трудился над ней несколько дней.

Скелетик.

Поднимаемся на балкон дока. Тут на стенах развешены плакаты с историческими фактами.
Вот, например, 2 абсолютно разных вида и цвета кормы "Полтавы". Вам какой нравится больше? Мне синенький. Хотя историки больше склоняются к варианту справа.

Полный внешний вид корабля есть только на черно-белой гравюре Пикарта 1717 года.

Здесь же фотографии всяких интересных исторических документов, которые можно долго разглядывать, если бы не было так холодно.

А вот такие чертежи получились, после нескольких лет изысканий.

Медведик Кузя решил заделать селфи совместно с pink_mathilda на фоне будущего корабля-музея.

Нам еще предстояло выйти на улицу и окончательно замерзнуть, чтобы сделать залп из пушки. Вид тут красивый.

Здеь стоит памятник с корабельной рындой. А вы видите белочку? А она есть.

А так?
О чем думал художник, помещая белку на корабельный колокол, видимо, знает только он. Может, это муза?

Пушки цельнолитые. Сначала их отливали на Кировском заводе, но сейчас заказ перенесли на Ижорские заводы. Собственно, всю технологию литья пушек пришлось придумывать заново - в XXI веке - отливать пушки все-таки уникальное занятие.

А потом мы наконец пошли в тепло! :) Это мачты, реи, стеньги, бомбранстенги и еще куча всяких других плохо запоминаемых названий. Для меня было открытием, что они делаются не полностью из сосны, и собираются по кусочкам с внутренним полым пространством. Оказывается, обычная физика - сломать "трубку" намного сложнее, чем просто палку. А сверху - заглушка.

Этажом выше шьются паруса, но нас туда не пустили, так как слишком опасно:) Паруса там разложены на полу, и их можно очень легко повредить.

Кстати, в парусник не планируют ставить мотор, чтобы судно было максимально приближено к реалиям XVIII века. Но тогда я плохо понимаю, как оно будет плавать по Неве в ночь Алых Парусов - есть планы, что шведский парусник заменят на патриотичную "Полтаву".

За экскурсию хочется выразить благодарность руководителю экскурсионной службы верфи "Полтава" Оксане Роде, за то, что мерзли вместе с нами и показали столько всего интересного.

Взят у ta_samaya в Так строят "Полтаву". Экскурсия на историческую верфь

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите пишите мне - Аслан ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта http://ikaketosdelano.ru

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс , где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

Так называемая timber problem (проблема строевого леса и деревянных материалов для кораблестроения) была головной болью Роял Неви весь период существования парусного флота. Уже во времена Елизаветы I (вторая половина XVI - начало XVII веков) англичане, строя корабли и поставляя древесину на экспорт, испытывали известные затруднения с материалами. В XVII веке они ещё более усилились. К 1660-м были сведены последние дубовые рощи, и значимых древесных ресурсов в Англии не осталось. Именно во времена Сэмюэла Пипса (конец XVII века) Туманный Альбион был вынужден заняться поставками иностранного леса для строительства своих кораблей.

Английский подход

Изначально английские корабли делали из бука, но он закончился уже к 1600-м годам. Поэтому в дальнейшем основным деревом для строительства стал дуб, из которого возводился корабельный корпус. На отделку палуб и кают пускали тис и вяз. Ну а для изготовления рангоута основным материалом были ель и сосна.

Для оценки количества древесины в Англии ввели понятие «лоад». Лоад - это бревно объёмом 40 кубических футов, или 1,133 кубических метра. Все сложности процесса подготовки, транспортировки и сушки леса были выяснены и сформулированы ещё при Якове I, который в 1609 году создал специальную Опытную комиссию, чтобы сохранить лесные запасы как можно дольше и правильно их использовать.

Лондонский док, 1760 год

Согласно английским правилам, лес вырубался осенью. Перед этим в нижней части деревьев снимали кору, чтобы немного подсушить стволы. Срубленные брёвна сплавляли не на плотах, а на шлюпках (то есть брёвна ни в коем случае не должны были касаться воды), они укладывались в шахматном порядке: второй ряд перпендикулярно первому. Сверху лес должен был закрываться навесом, причём тент относительно верхнего ряда брёвен приподнимался, а не просто лежал на брёвнах. По приходу в порт после сортировки древесина обрабатывалась галловой кислотой и выкладывалась на сушку. После неё брёвна пилили вдоль на доски толщиной от 2 до 8 дюймов с шагом 2 дюйма.

Назывались эти доски так:

  • 2 дюйма – board;
  • 4 дюйма – plank;
  • 6–8 дюймов – timber.

Timbers шли на элементы корпуса, шпангоуты и внешнюю обшивку, planks - на внутреннюю обшивку и палубы нижних деков, boar d s - на палубы надстроек и отделку корабля.

Дуб дубу рознь

Лучшим англичане считали английский дуб. Но дело тут, скорее всего, не в самом материале, а в том, что в Англии на 100% выполнялись требования к рубке, транспортировке, сушке и обработке. В 1804 году за свои прекрасные качества, в частности твёрдость, английский дуб получил название die hard непробиваемый» ).

Вторым по износостойкости и крепости считались итальянские дубы. Их можно было легко отличить по тёмно-оранжевому отливу сердцевины. Они считались менее прочным, но более эластичным материалом. К этой же категории можно отнести и испанский дуб.

Третьим в списке шёл балтийский континентальный дуб, к которому относились деревья, распространённые от Рейна до Западной Двины. Конечно же, комиссионеры считали, что он хуже английского собрата, но балтийские дубы очень крепки и долговечны при правильной обработке. Особо отличались диаметры комелей: балтийские дубы были очень толстыми в обхвате. Это позволяло экономить при постройке корабля и делать меньше сопряжений и соединений досок, усиливая тем самым прочность судна.

По поводу американских и русских (из районов восточнее Западной Двины) дубов имелось устойчивое мнение, что этот материал poorish & frow («слабый и ломкий»). Что касается казанского дуба, его сравнивали с балтийским, но деревья из-под Казани имели меньший диаметр ствола, поэтому считались чуть хуже балтийских.

Если говорить о мачтовом дереве, адмирал Энсон в 1757 году признал, что лучшие мачты получаются из елей, растущих к востоку от Одера между 53-й и 65-й параллелями. В Роял Неви эти деревья прочно вошли в название как fir of Riga («рижская ель»), хотя чаще всего эта ель (или сосна) была карельской.

Норвежские ели, так нравившиеся англичанам до 1716 года, по сравнению с русскими (рижскими) оказались и тонкими, и ломкими, поэтому заслужили в Роял Неви презрительную кличку Satan"s spears («копья Сатаны»). В 1737 году один из комиссионеров писал: «…из всех мачт мачты, сделанные из норвежской ели, безусловно, являются худшими во флоте» . То же самое можно было сказать про пиренейские сосны, ломкие и подверженные быстрому гниению.

Со временем были наработаны эмпирические показатели, которые позволили департаменту лесного хозяйства сортировать дерево в зависимости от ареала произрастания. Так, в книге «Переписка досточтимого Джона Синклера» (1842), с. 242, приводятся следующие данные по сроку службы дуба в судостроении:

  • Американский дуб - 10 лет.
  • Русский казанский дуб - 10 лет.
  • Французский дуб - 15 лет.
  • Польский дуб - 15 лет.
  • Немецкий дуб - 15 лет.
  • Датский дуб - 20 лет.
  • Шведский дуб - 20 лет.
  • Английский дуб - 25 лет.
  • Самый лучший английский дуб - 40–50 лет.

Позже оказалось, что эти эмпирические данные подтверждаются и такой наукой, как химия. Всё дело в танинах - дубильных эфирных веществах, содержащихся в дубе. Самый высокий показатель их содержания в шведском, датском, британском и испанском дубах. Самый низкий - в американском и казанском. Это напрямую связано с климатом: чем дальше от побережья растёт дуб, тем меньше в нём танинов. Эти танины служат своего рода активной средой, убивающей микроорганизмы и замедляющей процесс гниения дерева.


Фрегат (позже корвет) «Тринкомали»

Но танины имеют и минусы. Это кислотная среда, поэтому железо в дубе с повышенным содержанием танинов ржавеет в разы быстрее, чем, скажем, в американском или казанском дубе.

Согласно докладу комиссаров лесного хозяйства Англии и колоний, опубликованному в 1792 году, средняя продолжительность жизни кораблей, построенных для Роял Неви с 1760 по 1788 год, с одной верхней тимберовкой (ремонтом корпуса и оснастки над ватерлинией) составила 11 лет и 9 месяцев. В 1830-х годах она повысилась до 13 лет. При этом корабли, построенные из колониальной древесины, имели срок жизни (без тимберовок) 3 года 6 месяцев, из балтийской - 8 лет 3 месяца, а из английской – 10 лет 4 месяца.

Следует понимать, что категория «самый лучший английский дуб» отличается от категории просто «английского дуба» чаще всего именно правильным временем вырубки, правильной транспортировкой и сушкой, своевременной обработкой и т. д.

Борьба за качество

Поставку дерева на свои верфи Королевский флот отдал частным подрядчикам. В свою очередь английские купцы не впечатлились малой наценкой при поставке корабельного дерева (при использовании судна свыше 350 тонн норма прибыли от сделки не превышала 5–7%) и с удовольствием уступили эту работу голландским, немецким, шведским и иным коммерсантам. Те сплавляли по рекам срубленные брёвна, в портах выбраковывали, грузили на баржи, цепляли их друг к другу, и после парусное судно тащило весь этот «поезд» из 5–7 барж в английские порты.

Далее на баржи поднимались комиссионеры Адмиралтейства, которые сортировали лес по классам. От этого зависела его стоимость. За эталон бралось дубовое бревно в 1 лоад без сучков, гнилей, сколов, с диаметром ствола в 68,7 см (27 дюймов). Стоимость объявлялась именно за него и колебалась от 9 до 12 фунтов, а к лесу похуже вводились поправочные коэффициенты, от 0,9 до 0,4. Мачтовое дерево шло примерно от 5 до 7 фунтов за лоад, и там тоже был свой эталон, чаще всего сосна.

Отдельно, наверное, стоит сказать об американском лесе. Почему он котировался так низко? Про роль танинов мы уже упоминали; впрочем, в те времена этого не знали. Адмиралтейство же забраковало американский лес, поскольку тот оказался подвержен «сухой гнили» (dry-rot ). Причём это касалось и американского дуба, и американской сосны, что было видно по жёлто-бурым проплешинам на коре. Почти весь американский лес был заражён грибками, питающимися сочными древесными каналами. При сушке леса количество влаги в дереве уменьшалось, а грибки, чтобы это влагу не упустить, размножались в геометрической прогрессии, выжирая его изнутри. Оставалась только красивая внешняя обёртка: пни по такому бревну - и оно просто рассыпается в труху.

Один из грибков - возбудителей «сухой гнили» - распространён именно на Восточном побережье США. Вид Meruliporia incrassata вызывает на стволах деревьев легко заметные жёлто-бурые проплешины, которые британские специалисты быстро и безошибочно замечали, сразу бракуя деревья с ними. Даже сейчас, в начале XXI века, почти 10% американской древесины поражено сухой гнилью, причём это касается как Восточного побережья и Пенсильвании, так и лесов Калифорнии.


«Уорриор» в сухом доке, из экспозиции линейном корабле «Виктори»

Лишь в 1793 году Британская компания красок (British color company ) № 32 в Вальбоке изобрела специальную краску-морилку на основе фотогена (угольного масла), получаемого при сухой перегонке бурого угля. Проникая в дерево на несколько миллиметров, она перекрывала доступ воздуха к его сердцевине, сохраняя там приемлемую влажность и тем самым не провоцируя колонии грибков на прогрессирующее размножение. Но ввели англичане обязательную покраску этой морилкой только после 1815 года.

С белым же виргинским дубом вообще произошла удивительная история. Ещё основатель Пенсильвании Уильям Пенн отмечал: «Местный дуб - это самое лучшее дерево для кораблестроения, которое я только видел» . Но вот беда: когда в 1708 году начались заказы этого материала, американские поселенцы (особенно в этом отличилась администрация Нью-Йорка) начали смешивать комели белого дуба с обычным американским, растущим в районе Великих Озёр. Чаще всего именно нью-йоркский дуб был поражён «сухой гнилью», а поскольку брёвна перевозились внавалку, то грибки атаковали и здоровые брёвна белого дуба.

Естественно, первые партии американского леса были забракованы напрочь. Более того, администрация Нью-Йорка начала «продавливать» поставку своего (очень плохого по качеству) дуба, пытаясь перехватить контракт Адмиралтейства. Это привело к тому, что вся кампания по закупке колониального дуба была свёрнута и виргинский дуб в глазах английских кораблестроителей надолго заслужил очень плохую славу.

Сравнение сроков службы кораблей, построенных из колониальной древесины, с кораблями, построенными из балтийской древесины (под ней имеется в виду прежде всего польский и немецкий дуб)

Колониальная древесина:

  • HMS Cydnus - 3 года 2 месяца.
  • HMS Eurotas - 3 года 8 месяцев.
  • HMS Niger - 3 года.
  • HMS Meander - 3 года 4 месяца.
  • HMS Pactolus - 3 года 11 месяцев.
  • HMS Tiber - 4 года 10 месяцев.
  • HMS Araxes - 2 года 8 месяцев.

Средний срок службы - 3 года 6 месяцев.

Балтийская древесина:

  • HMS Maidestone - 8 лет 11 месяцев.
  • HMS Clyde - 8 лет 6 месяцев.
  • HMS Circle - 8 лет 11 месяцев.
  • HMS Hebe - 6 лет 6 месяцев.
  • HMS Jason - 9 лет 11 месяцев.
  • HMS Minevra - 8 лет 6 месяцев.
  • HMS Alexandria - 7 лет 10 месяцев.

Средний срок службы - 8 лет 3 месяца.

Таблица была составлена службой комиссионеров Роял Неви (английским кораблестроителем Робертом Сеппингсом) для Третьего лорда Адмиралтейства в 1820 году. В этой же записке Сеппингс, комментируя свои данные, предлагает для корректировки запасов леса из Канады считать, что срок службы корабля из канадского дерева примерно равен половинному сроку службы корабля из балтийского дерева.

Что касается русского леса для корабельных корпусов, он котировался низко не только из-за более тонких стволов, но и на первом этапе (1715–1750 годы) из-за нарушений условий вырубки, транспортировки и хранения. Читая отчёты английских комиссионеров и торговых представителей в России, прямо-таки чувствуешь, как они хватаются за голову. Брёвна сплавлялись по рекам (что было категорически запрещено английскими инструкциями), сталкивались друг с другом во время сплава, получая трещины и сколы, лежали сваленные на земле, ожидая погрузки, поливались дождём и жарились на солнце. Грузилось всё на баржи в навал. В результате из всего груза леса пригодной для строительства кораблей приходила лишь треть.


Казармы для работников Бермудской верфи, построенные из списанного корабля

К 1760-м ситуация улучшилась и даже стала кардинально другой. При Екатерине II с Роял Неви было подписано соглашение, согласно которому Россия поставляла на флот не только мачтовое дерево, но и выделанные мачты и реи, что можно расценивать и как знак доверия со стороны англичан, и как доказательство признания качества выделки.

А как же гарантировалось качество? В каждом балтийском порту находились специальные люди - «браковщики» или инспекторы, которые сортировали древесину на три сорта и ставили клейма. В Данциге, например, маркировка включала корону и соответствующую букву сортности:

  • Первый сорт – К.
  • Второй сорт - В (или позже W).
  • Третий сорт - ВВ (или позже WW).

Вообще, термин «данцигская корона» (клеймо) в то время был сродни знаку качества, на который следовало равняться остальным, если, конечно, они хотели сотрудничать с британским морским ведомством. Говорят, в Данциге при въезде в морской порт висела выбитая надпись:

«Только небеса спасут тебя здесь, если ты приехал не по коммерческим делам» .

Наиболее работоспособные и эффективные системы по выбраковке леса были созданы в Данциге, Риге, Мемеле, Штеттине. В Санкт-Петербурге российская бюрократия постоянно накладывала столько условий и претензий к вывозу, что в 1780-м британцы предпочли полностью сконцентрироваться на вывозе леса из Риги. Именно система эффективной выбраковки являлась одним из решающих условий, по которым Адмиралтейство отбирало поставщиков.

Барыши и издержки

За одну навигацию судно (обычно водоизмещением от 250 до 400 тонн, несущее до 300 лоадов леса за поездку) могло совершить до 20 переходов из Англии на Балтику и обратно. Самой удобной, конечно же, была Норвегия, до Фредерикстадта британцы делали вояж туда-обратно при самых удачных обстоятельствах всего за четыре-пять дней, и гарантированно - за неделю. Путь в Данциг, Штеттин, Мемель, Ригу и Санкт-Петербург был гораздо более длинным - 1000–1500 миль (1800–2700 км) - и занимал до месяца. Если торговля с Норвегией обычно осуществлялась одиночными судами, то на Восточную Балтику чаще всего шли конвоем - от 30 до 600 судов за раз. Это позволяло снизить суммы страховок.

Когда корабли приходили в порты, начинался приём леса. Прежде всего купцы оплачивали таможенные и акцизные сборы. Потом начиналась погрузка согласно накладным, которые были заранее составлены торговыми агентами, работающими в порту.


Депфордская верфь, 1794 год

Срубленное дерево в России и Польше у заготовщиков покупали по 5 шиллингов за лоад. В польском или русском порту лоад уже отгружался по 1 фунту 5 шиллингов. Где-нибудь в Портсмуте или Ширнессе лес принимался по контрактам Адмиралтейства по цене начиная от 5 фунтов 8 шиллингов.

Правда, здесь следует учесть следующий нюанс. Если судно было не у купца в собственности, то фрахт, скажем, до Норвегии обходился в 12 фунтов, а до Петербурга (самая восточная точка Балтики) уже в 255 фунтов. Поэтому лесоперевозки были не особо выгодным предприятием для английских торговцев. И, как уже упоминалось выше, очень часто этот бизнес отдавался на откуп иностранным судовладельцам.

 

Возможно, будет полезно почитать: