Пространственная развивающая среда включает в себя совокупность подпространств. Организационное обеспечение включает в себя всю совокупность методов и средств, регламентирующих деятельность ис Организация управления включает в себя действия

1. Мировоззрение

Мировоззрение - система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. М. в широком смысле слова включает в себя совокупность всех взглядов человека на окружающий мир: философские, общественно-политические, этические, эстетические, естественнонаучные воззрения и т.д. Основное ядро всякого М. (М. в более узком смысле слова) составляют философские взгляды. Главным вопросом М. является основной вопрос философии. В зависимости от его решения различаются два основных вида мировоззрения: материалистическое и идеалистическое. М. является отражением общественного бытия и зависит от уровня человеческих знаний, достигнутых в данный исторический период, а также от общественного строя.

Материалистическое мировоззрение

Материализм (лат. materialis – вещественный) – единственное научное философское направление, противоположное идеализму . Различают М. как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие точки зрения стихийного М. Философский М. утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом материи, М. рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая, т. обр., познаваемость природы. (Лао-Цзы, Ян Чжу, Ван Чун, школа локаята, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит, Эпикур и др…

Идеалистическое мировоззрение

Идеализм – философское направление, противоположное материализму в решении основного вопроса философии . И. исходит их первичности духовного, нематериального, что приводит к его сближению с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его богом. И. рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агностицизму . Материалистическому детерминизму последовательный И. противопоставляет телеологическую точку зрения (Теология ). Буржуазными философами термин “И.” употребляется во мн. смыслах, а само направление рассматривается как единственное подлинное философское.

2. Что такое философия (предмет философии, структура философского знания)

Филосо́фия (φιλία - любовь, стремление, жажда + σοφία - мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) - Филосо́фия - форма общественного сознания, отражающая мир в целом и место в нем человека; позвонвательное, целостное, эстетическое и этическое отношение человека к миру.

Философия - наука о наиболее общих законах бытия (природа, общество и мышление)

Предмет философии включает в себя как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Что первично - материя или сознание?», «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?» и другие.

^ Структура философского знания. Философия, в отличие от конкретных наук, изучает всеобщее в системе отношений «человек-мир». Но эти отношения - многообразны, поэтому в зависимости от того, какие именно отношения мы выделяем, и какие вопросы считаем главными - выделяют разделы философии, или разделы философского знания:

фундаментальные (Что есть мир?) - онтология

познавательные (Как познается мир?) - теория познания (гносеология)

ценностные (Что такое хорошо и что такое плохо?) - аксиология

этические (Что такое добро и зло?) - этика

эстетические (Что такое красивое, безобразное?) - эстетика

Практические (Как с этим миром взаимодействовать?) - праксеология

3. Основной вопрос философии. Основные направления философии: материализм, идеализм, дуализм.

Философия определяется тремя вопросами:

1. Что я могу знать? (креационизм -творение)

2. Что я должен делать? (Поступать по морали, эстетический вопрос)

3. На что я могу надеяться? (вопрос веры)

Материали́зм (от лат. materialis - вещественный) - философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) - вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции бытия - материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе, сознание) - являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе, на общество и человека. Термин «материализм» был введён Готфридом Лейбницем.

Идеали́зм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα - идея) - утверждает первичность идеального духовного по отношению к материальному. Термин «идеализм» появился в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона. Выделяется две основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.

^ В философии сознания дуализм - это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух - нематериальный ресурс) и материя (физическое тело - материальный ресурс) представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Аристотель и Декарт. Это классический вид дуализма - субстанциальный или картезианский дуализм. Материальное и идеальное различаются в своих фундаментальных свойствах. Материальные предметы занимают определенное положение в пространстве, имеют форму, характеризуются массой, духовные феномены субъективны и интенциональны.

^ 4. От мифа к Логосу

Мифология есть резуль­тат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разо­браться в явлениях природы. Еще не вооруженная наукой и фило­софией пытливая мысль родового человека рвалась к постижению регулятивных сил бытия природы и людей. Этот процесс шел через персонифицирование, олицетворение в образах богов, перед кото­рыми человек испытывал чувства удивления, бессилия и преклоне­ния. Вместе с тем реальная жизнь людей тесно переплеталась с обитающими на Олимпе образами богов. Им приписывались даже человеческие пороки. Боги мыслились не только могущественны­ми, но и капризными, зловредными, преисполненными мститель­ности. Мифология являла собой об­разно-художественный способ объяснения или, говоря стро­же, попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Эта попытка объяснения осуществлялась через олицетворение сил природы, т.е. уподобление их живым существам. Попытки объяснения сводились к рассказам о происхождении и творении. Как начальная форма мировоззрения мифология выражала не только наивные формы объяснения при­родных и социальных явлений, но и нравственное и эстетическое отношение к миру. Мифологическое мышление оперирует кон­кретным и персональным. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой или, говоря строже, вненаучной формой познания. Содер­жание мифа представлялось рядовому человеку вполне реальным и даже в высшем смысле реальным и являлось не формой реаль­ного знания, а предметом веры.

Логос» по-гречески означает «знание».

Процесс отделения объективных эмпирических знаний о мире от их

мифологической оболочки – это переход «от мифологических представлений к

теоретическому мышлению»

Для того чтобы от мифологических представлений о мире перейти к научным,

античному человеку было необходимо пройти две ступени осмысления

5. МАТЕРИАЛИЗМ

(от лат. materialis - вещественный) , одно из двух главных филос. направлений, которое ре-шает осн. вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материй в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т. пп. Признание первичности материи означает, что она никем не сот-ворена, а существует вечно, что пространство, время и движение - объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, что единство мира состоит в его материальности. Материалистич. решение второй стороны осн. вопроса философии- о познаваемости мира- означает убеждение в возможности адекватного отражения самой действительности в человеч. сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Слово «М.» начали употреблять в 17 в. гл. обр. в смысле физич. представлений о материи (Р. Бойль) , а позднее в более общем филос. смысле (Лейбниц) для противопоставления М. идеалйзму. Точное определение М. впервые дали К. Маркс и Ф. Энгельс. «Философы разделились на два больших лаге-ря», сообразно тому, как отвечали они на вопрос об отношении мышления к бытию. «Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы... составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» (Энгельс Ф., см. Маркс К.и Энгельс Ф.) . Такого понимания М. придерживался и В. И. Ленин. Противники М. употребляют неправильную терминологию для обозначения М. 1) Те, которые отрицают или ставят под сомнение существование чего-либо вне ощущений, наз. М. «метафизикой» (поскольку- М. признаёт независимое существование внеш. мира) . На этом же основании «метафизикой» именуются объективный идеализм и фидеизм, которые признают существование абс. духа или бога вне нашего сознания; М. здесь смешивается с определ. видами идеализма.

6. Марксизм

Марксизм развивается качественно определенными этапами и его подлинное творческое обновление сочетается с борьбой против открытого и скрытного, завуалированного пересмотра, ревизии марксизма.

Мы выделяем три основных качественных этапа развития марксизма с середины XIX в. до конца XX в. Следующие этапы – предстоящие, уже в XXI столетии – это и четвертый, и последующие.

Первый этап – этап формирования и развития марксизма К.Марксом и Ф.Энгельсом во второй половине XIX в. Это собственно марксистский этап, этап классического марксизма, изначальный, связанный с беззаветной, выдающейся научной и практической деятельностью его учредителей , “классиков”, как их часто называют, – Карла Маркса и Фридриха Энгельса, а также их соратников, окружения, друзей. К собственным научным, теоретическим положениям, следуя выработанному методу, они относились как к развивающимся и требующим развития, критически и самокритически, нередко с большой долей иронии. Создав великие творческие разработки, они и относились к ним творчески.

Второй этап – этап развития марксизма прежде всего В.И.Лениным с 90-х гг. XIX века теоретически и особенно в единстве теории и практики в условиях победы Великой Октябрьской социалистической революции в Российской Федерации 1917 г., первых практических шагов движения по пути созидания социализма, творческого применения марксистской теории к особенностям российской практики, первого реального, труднейшего и сложнейшего, диалектического опыта строительства нового социалистического общества. Это ленинский этап развития марксизма. Этот этап охватывает примерно последнее десятилетие XIX в. – первую половину XX столетия. На него приходятся и кризисные годы насильственного сталинского упрощения и извращения марксизма, ленинского учения, марксизма-учения Ленина , замены творческого живого духа марксизма примитивной схоластикой и догматизмом.

Третий этап, охватывающий вторую половину XX в. мы бы определяли как этап преодоления сталинского насилия, контроля и диктата над марксизмом, ленинским учением, марксизмом-учением Ленина, борьбы ортодоксального и творческого марксизма, репатриации к творческому развитию марксистской теории в единстве с новой реальной практикой. Это этап усиления поисков новых толкований и видений марксизма нередко неадекватного толка в виде “западного марксизма” (в отличие от “восточного” – сталинского), частичного обращения к отдельным положениям марксизма в течениях “нового марксизма”, “неомарксизма”, обычно уходящих в сторону от марксизма, берущих лишь какую-либо его одну сторону и существенно ревизующих марксизм, нестандартных теоретических трактовок социализма и коммунизма в виде “еврокоммунизма”. В целом – этап своеобразного нового ренессанса марксизма, его творческого развития вширь и вглубь – как общей марксистской концепции, так и его регионально-особенных, национально-особенных воплощений и разнообразий – и в то же время усиления борьбы с попытками изнутри пересмотреть и ревизовать марксизм.

^ 7. История философии: великие философы-идеалисты.

Объективный идеализм Платона

Предмет философии по Сократу. Сократический диалог как инструмент поиска объективной истины (ирония, майевтика, индукция). ^ Сократические школы : киники, киренаики, мегарики.
Жизнь и сочинения Платона . "Линия Демокрита" и "линия Платона". Особенности идеализма Платона. Образ "пещеры" как психологическое обоснование идеализма. Учение об идеях :


  • идея вещи есть смысл вещи;

  • идея вещи есть такая цельность всех отдельных частей и проявлений вещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещи и представляет собою в сравнении с ними уже новое качество;

  • идея вещи есть та общность составляющих ее особенностей и единичностей, которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявлений вещи;

  • идея вещи невещественна; идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием, она тоже есть особого рода идеальная вещь, или субстанция, которая в своем полном и совершенном виде существует только на небе или выше неба.

  • Идеи - парадигмы (образцы) для творения Богом вещей.
Идеальный мир как царство благих сущностей. Противостояние идеального мира Платона миру обыденному как: абстрактного - конкретному, мира сущностей - миру явлений, мира оригиналов - миру копий и мира благого - миру злого. Идея Блага - высшая идея в иерархии идей Платона. Принцип материи у Платона :

  • бесформенность материи как чистого становления и как чистой возможности;

  • материя как необходимость;

  • непознаваемость чистой материи, материя как причина многообразия единичного, изменчивости вещей и зла.
^ Дуализм Платона: существование двух вечных начал - идей и материи. Материя, мир вещей и мир идей как три вида сущего (почти небытие, становление и бытие). Отношение вещей и идей. Душа космоса как динамическая творческая сила, источник движения, жизни, объемлющая мир идей и мир вещей. Учение о Боге. Телеология - учение о целях. Космос как овеществление Бога в материи, превращение физического мира в живой организм. Психология Платона : три части души человека: разумная, страстная и вожделеющая; бессмертная душа как жизнь тела; метемпсихоза - учение о переселении душ; тело человека как "темница души". Эрос и платоническая любовь. Гносеология Платона : анамнезис - познание есть припоминание душой идей, виденных ею до воплощения. Учение об идеальном государстве :

  • сущность и происхождение государства;

  • устройство "идеального города" в соответствии с тремя частями души человека;

  • философы как мудрые правители идеального государства;

  • стражи - защитники государства;

  • роль третьего сословия;

  • тоталитаризм, аристократизм и утопический коммунизм идеального государства.
Эстетика: невысокий статус искусства в учении Платона - искусство как подражание подражанию - вещи подражают идеям, а творцы произведений искусства - вещам.

Субъективный идеализм Беркли

Беркли - английский философ (1685 - 1763). Выступал с критикой понятий материи, как вещественной основе тел, а так же теорией Ньютона о пространстве, как вместилище всех природных тел, и учение Локка о происхождении понятий материи и пространства.
В основе понятия материи лежит допущение, что мы можем образовать отвлеченную идею общего для всех явлений общего понятия вещества. У людей не может быть чувственного восприятия материи, как таковой, т.к. восприятие каждой вещи разлагается без остатка на восприятие суммы отдельных ощущений или идей, из которых состоит каждая вещь. Тогда получается, что материя распадается на целый ряд неопределенностей, которые сами по себе ни на что воздействовать не могуn. Получается, что: "Быть - значит быть в восприятии".
То, что мы считаем материальными объектами должно иметь скачкообразное бытие: внезапно возникнув в момент восприятия, они тут же исчезали бы, как только выпадали бы из поля зрения воспринимающих субъектов. Но Б. утверждал, что постоянному бдению бога, вызывающего в нас идеи, все на свете существует постоянно.
Беркли был не только священником и философом, но и психологом. Он доказывал, что мы воспринимаем лишь свойства вещей, т.е. то, как они воздействуют на наши органы чувств. Но мы не схватываем сути самой вещи. Чувственные впечатления - это феномены психики. При этом Б. говорит об относительности наших восприятий и состояния субъекта.

^ Философская система и метод Гегеля

Под диалектическим методом Гегель понимал путь, который должно пройти мышление, стремящиеся возвести единству интеллектуальное созерцание знание о том, что по истине есть мир как целое, обрести такое понимание мира и место в нем, которая позволяет жить осмысленно. Диалектический метод Гегеля – метод философского осмысления мира, а не только его научного познания. Итогом применения этого метода является миросозерцание смысловой образ мира, а не просто та его картинка, которую можно получить, суммируя результаты отдельных наук. В «философии природы» и «философии духа» применяет диалектический метод выявляя в наличном действительное, иерархию проблем действительности. С именем Гегеля связан новый этап развития диалектики. Гегель полагает, что противоречия неискоренимы и присущи каждой идее. Не всякое противоречие есть заблуждение. Противоречие есть сущность, корень движения идей, то что вынуждает человека восходить от одной идеи к другой все более содержательной.

^ 3 закона диалектики:


  • 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).

  • 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали.

  • 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс

а) несколько самостоятельных тождественных преступлений;

б) два и более только умышленных преступлений, предусмотренных одной частью статьи;

в) два и более преступлений с разными формами вины, совершенных самостоятельными действиями;

г) одно преступное посягательство на два самостоятельных объекта.

9.Повторность, не образующая совокупности, включает в себя –

а) несколько преступлений разной категории тяжести;

б) два и более однородных преступления;

в) несколько преступлений, предусмотренных одной частью статьи;

г) два преступления с разной формой вины.

10. В понятие рецидива включаются –

а) только неосторожные преступления, судимость за которые не снята и

не погашена;

б) преступления с любой формой вины, судимость за которые не погашена и не снята;

в) только умышленные преступления, судимость за которые погашена и снята;

г) умышленные преступления, судимость за которые не погашена и не снята.

а) преступления разной категории тяжести

б) более двух однородных преступлений;

в) два и более преступления, предусмотренных одной частью статьи;

г) только умышленные преступления;

д) несколько преступлений, предусмотренных разными частями статьи.

Виды рецидива преступлений определяются

а) уголовным законом;

б) теорией уголовного права;

в) судебной практикой;

г) в постановлениях Пленума Верховного Суда РБ; д) в уголовно-правовой литературе.

Общий рецидив включает в себя

а) более двух преступлений независимо от формы вины;

б) совершение ранее судимым лицом нового преступления;

в) совершение судимым за умышленное преступление нового умышленного преступления;

г) совершение судимым за умышленное преступление нового преступления.

Специальный рецидив образуется при совершении

а) двух и более однородных преступлений;

б) двух и более умышленных преступлений; в) ранее судимым нового однородного преступления;

г) ранее судимым за умышленное преступление нового умышленного преступления;

д) ранее судимым за умышленное преступление нового однородного преступления.

Простой рецидив включает в себя совершение

а) ранее судимым за умышленное преступление нового умышленного преступления;

б) совершение ранее несудимым лицом двух и более однородных преступлений;

в) ранее судимым один раз за умышленное преступление нового преступления;

г) ранее судимым к лишению свободы нового умышленного преступления.

Законодательно установленным понятием «рецидив» устанавливается

а) общественная опасность субъекта;

б) общественная опасность деяния;

г) количество судимостей; д) количество преступлений, совершенных ранее судимым; е) личность преступника.

Совокупность состоит

а) из нескольких посягательств на однородные объекты;

б) из нескольких посягательств на неоднородные объекты;

в) из нескольких посягательств на тождественные объекты;

г) из несколько посягательств, квалифицированных по разным ст.УК;

д) из одного посягательства на два и более неоднородных объекта.

Единичное преступление квалифицируется

а) только по одной статье УК;

б) по нескольким статьям УК в случаях, предусмотренных законом;

в) по нескольким частям одной статьи;

г) по одной или нескольким статьям по усмотрению суда.

Повторность, не образующая совокупность, включает в себя

а) два и более оконченных преступления;

б) оконченное преступление и оконченное покушение;

в) любое сочетание стадий совершения преступлений;

г) любое сочетание стадий умышленных преступлений.

Повторность, не образующая совокупность, включает в себя преступную деятельность

а) не менее двух исполнителей;

б) только одного исполнителя;

в) организатора и исполнителя;

г) любое сочетание соучастников.


Тема 12. Обстоятельства, исключающие преступность деяния

План лекции

1. Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния.

2. Понятие необходимой обороны в уголовном праве.

3. Условия правомерности необходимой обороны, относящиеся к посягательству и защите.

4. Понятие крайней необходимости и условия ее правомерности.

5. Условия правомерности причинения вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании.

6. Пребывание среди соучастников преступления по специальному заданию как обстоятельство, исключающее преступность деяния.

7. Понятие обоснованного риска.

8. Исполнение приказа или распоряжения как обстоятельство, исключающее преступность деяния.

Конспект лекции

1. Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния

Причинение существенного вреда объектам уголовно-правовой охраны свидетельствует об общественной опасности деяния. Однако не всякое причинение вреда охраняемым законом интересам (благам) рассматривается в качестве преступного и наказуемого. В жизни встречаются обстоятельства, когда деяние, внешне сходное с преступлением и обычно влекущее уголовную ответственность, в данной конкретной обстановке имеет иное содержание, не является ни общественно опасным, ни противоправным . Более того, они признаются общественно полезным , а, следовательно, и не преступными .

Эти особые обстоятельства в уголовном праве принято именовать обстоятельствами, исключающими преступность деяния .

Под обстоятельствами, исключающими преступность деяния, в силу отсутствия противоправности и вины признаются действия (бездействие), хотя внешне и сходные с деяниями, предусмотренными уголовным законом и выражающиеся в причинении вреда правоохраняемым интересам, но совершенные лицом при осуществлении своего субъективного права, выполнении юридической обязанности или исполнении служебного долга с соблюдением условий правомерности.

Деяние, совершенное при данных обстоятельствах, не содержит в себе состава преступления в целом, что означает отсутствие основания для уголовной ответственности.

Вопрос о наличии обстоятельств, исключающих преступность деяния, возникает лишь тогда, когда причиняется вред общественным отношениям, которые находятся под охраной уголовного закона, и только в тех случаях, если в Особенной части УК содержится соответствующий уголовно-правовой запрет.

Действие (бездействие) лица в таких случаях внешне сходны с признаками деяния, предусмотренного уголовным законом. При этом полностью или частично совпадают признаки объектов и субъектов, а также фактические признаки объективной стороны правомерных поступков при данных обстоятельствах с признаками объективной стороны уголовно-противоправных деяний. Например, наступление смерти, нанесение телесных повреждений, уничтожение или повреждение имущества и т.д.

Несовпадение идет по признакам субъективной стороны соответствующего поведения. Правомерные деяния лиц в условиях, исключающих преступность деяния, обусловлены мотивами защиты правоохраняемых интересов, направлены на устранение грозящей им опасности и, таким образом, преследуют общественно полезные цели.

При этом лицо осознает социальную (общественную полезность или допустимость) совершаемых действий (бездействия) и рассматривает причиняемый вред как необходимое средство достижения более важной, общественно полезной цели.

Нормы уголовного законодательства, посвященные обстоятельствам, исключающим преступность деяния, основаны на конституционных положениях об основных правах и свободах человека.

Действующий УК включает шесть уголовно-правовых норм, исключающих преступность деяния: 1) Необходимая оборона (ст.34 УК); 2) Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст.35 УК); 3) Крайняя необходимость (ст. 36 УК); 4) Пребывание среди соучастников преступления по специальному заданию (ст.38 УК); 5) Обоснованный риск (ст.39 УК); 6) Исполнение приказа или распоряжения (ст.40 УК).

Эти обстоятельства следует отличать от других норм, таких, как добровольный отказ от преступления (ст.15 УК), заявление участника преступной организации о ее существовании (ст.20 УК), сообщение о содеянном участника легализации («отмывания») материальных ценностей, добытых преступным путем (ст.235 УК) и другие обстоятельства, специально предусмотренные в примечаниях к конкретным статьям Особенной части УК, которые, не устраняя преступности деяния, тем не менее исключают уголовную ответственность за совершенное преступление.

Законодатель преследует цель через наличие возможности реализовать указанные обстоятельства призват ь виновного прекратить преступную деятельность в дальнейшем или принять участие в раскрытии преступления. Это так называемые поощрительные нормы.

Также следует отличать обстоятельства, исключающие преступность деяния, от таких норм УК, как придание закону обратной силы (ст.9 УК), малозначительность деяния (ч.4 ст.11 УК), совершение преступления лицом, не достигшим возраста уголовной ответственности (ст.27 УК), совершение общественно опасного деяния в состоянии невменяемости (ст.28 УК), невиновное причинение вреда (ст.26 УК), которые исключают преступность деяния не в связи с правомерностью действий, внешне напоминающих преступление, а в связи с отсутствием какого-либо признака состава преступления. 11

1. Общее представление о личности.

2. История исследований личности.

3. Современные теории личности, требования предъявляемые к ним.

1. На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в ли­тературе (если оно включено в разработанную теорию и под­креплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупно­сти его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, ни­как не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относят­ся психологические качества человека, характеризующие его по­знавательные процессы или индивидуальный стиль деятельно­сти, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивы­ми и свидетельствуют об индивидуальности человека, опреде­ляя его значимые для людей поступки.

Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловле­ны, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки челове­ка, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем.

Понятие «человек» включает в себя совокупность всех че­ловеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного че­ловека.

Понятие «индивид» характеризует именно его и до­полнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отлича­ющие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

Индивидуальность - это самое узкое по содержанию поня­тие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те инди­видные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Таким образом, если мы хотим понять чело­века, его облик и поведение как целостное и цельное образование, мы должны изучать его и как индивида, и как субъекта, и как личность, и, наконец, как индивидуальность. Следователь­но, всякое противопоставление, а тем более иг­норирование либо преувеличение одного из этих параметров человека недопустимо. Недопусти­мо постольку, поскольку в противном случае будет деформировано представление о психо­логии человека как целостного образования. Это замечание чрезвычайно важно для всякого, приступающего к научному изучению челове­ка.


2. Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия 20 века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.Ф. Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кеттел и др. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить три периода: философско-литературный, клинический и экспериментальный. Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX в.

В первые десятилетия XIX в. наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение. При этом делались не только профессиональные, заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период и получил название клинический. Вплоть до начала XX в. философско-литературный и клиниче­ский подходы к личности были единственными попытками про­никновения в ее сущность.

В первые десятилетия текущего столетия изучением личности стали заниматься и профессиональные психологи, которые до этого времени обращали внимание главным образом на исследование познавательных

процессов и состояний человека. Они попытались придать соответствующим исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных факторов, на основе которых затем можно было бы строить экспери­ментально проверенные, а не умозрительные теории личности.

Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности.

1) Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период ее изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Такое понимание личности отчасти сохранилось и до сих пор.

Указанное расширительное толкование личности имеет свои основания. Действительно, если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все то, что сделано человеком, принадлежит ему, касается его. В художественном творчестве, философии и других социальных науках такое понимание личности вполне оправдано. Однако в психологии, где существует множество других, отличных от личности понятий, наполненных научно-конкретным содержанием, данное определение представляется слишком широким.

В клинический период изучения личности представление о ней как об особом феномене было сужено по сравнению с философско-литературным периодом. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, эти особенности есть, но умеренно выражены практически всех здоровых людей, а у больных, как правило, гипертрофированы. Это относится, например, к экстраверсии и интроверсии, тревожности и ригидности, заторможенности и возбудимости. Определения личности врачами-психиатрами были да­ны в терминах таких черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную (как крайний вариант нормы) личность.

Экспериментальный период в исследованиях личности начался в тот момент, когда в изучении основных познавательных процессов уже были достигнуты существенные успехи. Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф. Лазурским, а за рубежом - Г.Айзенком и Р.Кеттелом.

А.Ф.Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Заслугой Г.Айзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки дан­ных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. В результате такой обработки получались коррелирующие (статистически связанные) между собой факты, характеризующие общие, наиболее распростра­ненные и индивидуально устойчивые черты.

Г.Оллпорт заложил основы новой теории личности, полу­чившей название «теория черт», а Р.Кеттел, воспользовавшись методом Г.Айзенка, придал исследованиям личности, проводи­мым в рамках теории черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названный его именем (16-факторный тест Кеттела).

Из всех определений личности, предложенных в начале экс­периментального периода разработки проблемы личности, наи­более удачным оказалось то, которое было дано Г.Оллпортом: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально свое­образная совокупность психофизиологических систем - черт лич­ности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.

3. В конце 30-х годов 20 века в психологии личности нача­лась активная дифференциация направлений исследований. В ре­зультате к 50 - 60 годам 20 века сложилось много различ­ных подходов и теорий личности. Теория личности - это система взаимосвязанных принципов, взглядов, представлений и идей, направленная на истолкование и объяснение каких-либо ре­альных явлений. Теории личности - это тща­тельно выверенные умозаключения или гипоте­зы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают так, а не иначе. С одной стороны, теория объясняет про­шлые и настоящие события в жизни человека, его прошлое и настоящее поведение, а с другой - предсказывает будущие.

Если подходить к определению современных теорий лично­сти формально, то в соответствии с обобщающей схемой существует по меньшей мере 48 вариантов, и каждый из них может быть в свою очередь оценен по пяти параметрам, заданным на схеме в виде оснований для классификации:

1. По способу объяснения поведения: (психодинамические; социодинамические; интеракционистические)

К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологи­ческих, или внутренних, субъективных характеристик. Если вос­пользоваться для символического представления типов теорий формулой, предложенной К.Левином, В =F(P,E) , где В - поведение; F - знак функциональной зависимости; Р - внутренние субъективно-психологические свойства лично­сти; Е - социальное окружение.

· Психодинамические теории в их символическом представлении будут выглядеть следующим образом: В= F(P). Это значит, что поведение здесь фактически выводится из внутренних психологических свойств индивида как личности, полностью объясняется только на их основе.

· Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам лич­ности. Их смысл символически выглядит так: В= F(E).

· Интеракционистскими называют теории, основанные на прин­ципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управ­лении актуальными действиями человека. Их смысловым выра­жением является полная левиновская формула: В = F(P, E).

2. По способу получения данных о личности: (экспериментальные, неэкспериментальные)

· Экспериментальными называются теории личности, постро­енные на анализе и обобщении собранных опытным путем фак­торов.

· К неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

Духовный мир человека означает обладание важными личностными качествами: стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность включает в себя душевность, дружелюбие в отношениях между людьми. К духовному миру человека относят знания, веру, чувства, потребности, способности, стремление, цели людей.

Духовная жизнь человека невозможна без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Диапазон духовной культуры, накопленной человечеством, даёт каждому человеку неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способностям и условиям жизни.

Главным в духовной культуре человека является активное, творческое отношение к жизни, к природе, другим людям, к самому себе.

Признак духовной культуры человека – готовность к самоотдаче и саморазвитию. Стремление к знаниям, повышение уровня интеллекта человека должны быть направлены на благо окружающих.

Духовный (или внутренний) мир человека – это совокупность его внутренних, душевных процессов (ощущения, восприятия, эмоции, чувство, воля, память, рассудок, уровень знаний, духовные интересы, жизненные позиции, ценностные ориентации). Если в принципе можно найти одинаковых по биологическим признакам людей (близнецы), то двух людей с одинаковым духовным миром нет. Духовный мир человека – это то, что определяет его уникальность и неповторимость, делает его личностью. Основой духовного мира человека является мировоззрение.

Мировоззрение в широком смысле слова включает в себя совокупность всех взглядов на мир – на явления природы, общества, на феномен человека. Существуют разные виды мировоззрения:

обыденное (или житейское). Оно формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт;
религиозное. В его основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

научное. Оно формируется на основе достижений современной науки, отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

гуманистическое.
О нем говорят скорее как о цели, чем как о реальности. Гуманистическое мировоззрение объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности, нравственном идеале.

Под мировоззрением можно понимать способ и результат освоения мира, формулирования человеком своего отношения к этому миру. Ядром мировоззрения человека являются ценности.

Ценности – это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное значение для человека и общества. Общим основанием ценностей и антиценностей служат понятия добра и зла, отражающие соответственно возможности удовлетворять здоровые или порочные потребности людей. Высшие духовные ценности играют важную роль для формирования того или иного вида мировоззрения. Так ценность веры для данного индивида может определять его религиозное мировоззрение, ценность истины – естественно-научное, ценность красоты и совершенства – эстетическое мировоззрение, ценность добра и справедливости – нравственное.

В зависимости от ценностей формируется и жизненная стратегия. Это может быть стратегия благополучия, т.е. полного удовлетворения материальных благ. Стратегия успеха и престижа в общественной иерархии может побуждать человека к определённой линии поведения, иногда даже в ущерб материальному благополучию. Стратегия самореализации и духовного совершенствования часто определяет аскетическую модель поведения человека. Жизненная стратегия, таким образом, зависит от ценностей и мировоззрения человека и, в конечном итоге, определяется целью и смыслом жизни, поставленной данным индивидом. Проблема смысла жизни реальна лишь тогда, когда ставится вопрос о целостности жизни, о взаимосвязи её начала и конца. Проблема смерти и того, что после жизни придаёт особую актуальность вопросу о цели бытия. По выражению одного историка, смерть – это великий компонент культуры, экран, на который проецируются все жизненные ценности.

Духовный мир личности (микрокосм человека) - целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы которой:

духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;
знания о природе, обществе, человеке, самом себе;
вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;
представления;

убеждения , определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;

способности к тем или иным формам социальной деятельности;
чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;

цели, которые он сознательно ставит перед собой.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.


Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Предметная среда на летнем участке Развивающая предметная среда, по мнению С. Новоселовой, это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Основными элементами предметной среды являются архитектурноландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства, оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др. В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Все компоненты развивающей предметной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным принципам: принцип свободного выбора реализуется, как право выбора ребенком темы, сюжета игры, игрового материала, места и времени игры; принцип универсальности позволяет детям и воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития; принцип системности представлен сомасштабностью отдельных элементов среды между собой и с другими предметами, оставляющими целостное игровое поле.

2 Пространственная развивающая среда включает в себя совокупность подпространств: В центре сюжетно-ролевых и театрализованных игр оборудуется своеобразный «кукольный уголок». Для уличного оборудования на участке необходимо предусмотреть место для его хранения либо выноса на участок. В центре сюжетноролевых и театрализованных игр располагают несколько игровых построек макеты машин, магазина, и прочее. Однако такие постройки не должны быть статичными, неподвижными и занимать много места. Комплект игровой мебели Куклы Коляски, машины и.т.д Дома и мебель для маленьких кукол Комплект приборов домашнего обихода (кухня, посуда, продукты, транспортные игрушки и др.) Образные игрушки Тематические игрушки Пальчиковые куклы Шапочки маски Ширмы (настольная) Современные дошкольники в настоящее время порой загружены не меньше взрослых. Для формирования психологической стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом и эмоциями. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Поэтому так важно иметь личное пространство, место уединения. Благодаря личному пространству у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться. Это единственный уголок площадки, который должен иметь твердое покрытие. На нем может быть нанесена дорожная разметка, размещены атрибуты соответствующих сюжетно - ролевых игр. Зона транспорта может служить и площадкой для игр с мячом, скакалками, в «классики», с мелом и т. п. Особое место занимает «Автогородок», он организовывается для того, чтобы дети могли применить «на практике» свои знания, в игре закрепить правила поведения на улице, умение различать дорожные знаки, использовать доступные данному возрасту игровые виды транспорта. Стационарные объекты и оборудование площадки: асфальтированная дорожка, иммитирующая проезжую часть улицы города, с разметкой, поворотами и перекрестком;

3 светофор, дорожные знаки, указатели. Выносное оборудование: самокаты, машины, Для игр со строительным материалом в летнее время отводится место на утрамбованной площадке под навесом. Площадка для строительных игр должна находиться в таком месте, чтобы детям никто не мешал, развернуть строительство и была возможность сохранить постройки. Для игр на участке лучше иметь отдельный строительный набор, который хранят в специальной коробке. Это позволит оставлять строительный материал в течение всего летнего времени на участке. Рядом ставятся ящики или коробки с игрушками, необходимые для игр со строителем. Деревянные конструкторы без крепежа Специальные конструкторы: логика, творчество, игра Конструкторы и плоскостной театр по сказкам Пластмассовые конструкторы без крепежа Пластмассовые конструкторы с крепежом Конструкторы из мягкого пластика Магнитные конструкторы Конструкторы с механизмом Конструкторы из серии «Юный ученый» Оборудование площадки для игр с песком включает: песочница с увлажнённым песком, собранным в горку, закрывающаяся крышкой; совки, формочки, ведёрочки, воронки, ведерки, грабли, сито; плоскостные игрушки (дома, деревья, человечки, животные), объёмные игрушки (машинки и прочее); природный материал: ракушки, шишки, камни, веточки; модели построек: мосты, ворота, замки; игрушки для игр с водой (надувные, резиновые и плавающие лодочки, катера и прочее, а также пластмассовые и полиэтиленовые баночки, бутылочки); раскладывают на бортиках бассейна или на столе, который располагается рядом; предметы для игр экспериментирований с водой: сосуды, насадки с различными отверстиями, емкости разного объема, формы различной степени прозрачности. Виды активности в этой зоне могут чередоваться с раскрашиванием картинок, чтением книг, настольными и сюжетно-ролевыми играми, изготовлением гербариев и др. Оборудование:

4 небольшие модули-накопители для размещения оборудования; разнообразные изобразительные материалы: разные виды бумаги, краски, кисточки, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин и др; природный материал; бросовый материал: лоскутки, ленты, картинки для составления коллажа. Музыкальные часы. Это время самой разнообразной деятельности: дети могут разучивать новые песни, петь те, которые им хорошо знакомы, танцевать, играть в музыкальные игры и прочее Спортивная площадка предназначена для свободной двигательной деятельности детей. Летом в этой зоне на стойках, в корзинах размещают моторные игрушки, атрибутику для подвижных и спортивных игр. Обязательно выносится на участок оборудование для развития движений, спортивных игр: кольцебросы; скакалки; велосипеды; самокаты; ракетки для игр в бадминтон и малый теннис, сетки для перебрасывания через них мячей, кольца с сетками для бросания в них мячей, мячи разных размеров и прочее Баскетбольная стойка Актуально и выигрышно смотрятся напольные шахматы и шашки. Обязательно на площадке должны быть различные виды классиков. Игрушки, предназначенные дли разнообразной игровой деятельности детей на воздухе, хранятся в кладовой рядом с верандой. Дети берут игрушки сами по мере надобности. Если площадь участка позволяет, то желательно оборудовать тематические игровые площадки: «Строительную», «Зоологическую» или «Сказочную». На них могут быть организованы игры-путешествия. Игра-путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. Перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер (они направляются к царю Берендею, к сладкому дереву). На маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные игры и задания. Педагоги разделяют между собой функции: часть из них сопровождает детей по маршруту, а другие находятся на своих точках и организуют для них задания. Информация о том, как развивать ребенка летом, в какие игры поиграть, какие маленькие открытия совершить, необходима каждой семье. Задача педагогов предоставить такую информацию.

5 В планировании важно отразить консультации и практикумы, наглядноинформационные формы работы. Для этого необходим план взаимодействия с родителями воспитанников на лето. Необходимо: сделать подборку тем бесед с ребенком, игры, занятия; воспитателям важно донести до родителей информацию о широких возможностях как провести лето с ребенком интересно, полезно и правильно; спланировать встречи с родителями и детьми (вечера совместного отдыха, спортивные эстафеты, интеллектуальные марафоны); спланировать и провести консультации и практикумы для родителей. Тематика консультаций должна соответствовать летнему периоду: «Секреты безопасного отпуска»; «Как оказать первую помощь при тепловом ударе, укусах»; «Сделайте вместе с детьми»; «Обучение ребенка выполнению элементарных правил безопасности»; «Секреты хорошего аппетита» и др.


Развивающая предметная среда, по мнению С. Новоселовой, это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда

Какой должна быть предметная среда на участке ДОУ для осуществления летней оздоровительной работы? Развивающая предметная среда, по мнению С. Новоселовой, это система материальных объектов деятельности

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА группы 7 содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы, учитывает «зону актуального развития» и «зону ближайшего развития»,

Анализ предметно пространственной среды группы «Цветик» МАДОУ 57 воспитателя Рубинкович Надежды Владимировны Созданная мной развивающая предметно пространственная среда в группе обеспечивает максимальную

Подготовили: воспитатели младшей группы 2 ГБДОУ 79 Батуро Л.А, Зайцева О.Д Интерьер игрового пространства безопасен и комфортен для воспитанников Раздевалка группы Консультации для родителей по вопросам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Паспорт младшей группы 1 «Колосок» Воспитатели: Фурс Людмила Ивановна Карцева Ольга Николаевна Междуреченский. Приемная

Воспитатели: Ахтамова Анастасия Анатольевна Табаева Ольга Георгиевна Правильно организованная предметно-развивающая среда помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально

Паспорт разновозрастной круглосуточной группы «Подсолнушки». Приёмная S=13,2 м 2 В приёмной расположено одно окно, 2 двери: одна в группу, другая на улицу, 2 скамейки для детей; сушильный шкаф для одежды

Паспорт 2 группы раннего возраста Раздевалка Наименование 1. Шкафчики для раздевания с картинками 25 шт. 2. Скамейка детская 3 шт. 3. Шкаф для персонала 1 шт. 4. Шкаф - сушилка 1 шт. 5. Информационный

ГРУППА 5 Группа комбинированной направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 3-4 года Раздевалка Информация для родителей папки: «Для вас, родители», «Здоровье детей в наших руках»

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ. Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда

Выступление на тему: «Перечень выносного материала» (Материалы к семинару-практикуму) Подготовили: Дубина Галина Петровна, воспитатель высшей квалификационной категории Шихаммедова Елена Юрьевна, воспитатель

Организация развивающей предметно-пространственной среды ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» Центр сюжетно - ролевой игры Насыщенность среды: игровая зона оснащена маркерами игрового

Предметно-развивающая среда в средней-старшей группе МКДОУ «Шварцевский д/с» Воспитатель: Кирова Н.Н. Наша группа «Ромашка» Ждёт своих ребят И своим теплом, уютом, Манит дошколят! Приходите в группу к

Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе «Ромашка» МДОБУ «Детский сад 18» воспитатель Кравчук Марина Владимировна Осуществляю свою профессиональную педагогическую деятельность в системе

ГРУППА 3 Группа общеразвивающей направленности 2-3 года Раздевалка Информация для родителей папки: «Для вас, родители», «Здоровье детей в наших руках» Информационный уголок для родителей Чудо дерево Папки

Организация развивающей предметно-пространственной среды Старших групп ДОУ звание уголка Что имеется Что нужно дополнить Художественно эстетическое развитие изодеятельност и художественно й литературы

Воспитатель: Жекова А.Н. В группе созданы различные центры активности: - «Центр познания» - «Центр творчества» - «Игровой центр» - «Спортивный центр» -«Литературный центр» Правила поведения в группе: Фантазируем

Предметно-развивающая среда помещений ДОУ (макросреда дошкольного учреждения) Методический кабинет Библиотека для педагогов, консультации, семинары, «круглые столы», педсоветы. Кабинет заведующего Индивидуальные

Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться,

Автор: Кольман Татьяна Арсентьевна муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад 303 комбинированного вида» Prezentacii.com Prezentacii.com Оформление группы начинается с приемной. Детские

Группа «Колобок» Создавая предметно-пространственную среду во второй младшей группе, мы опиралась на принцип активности, стабильности и зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с

В МБДОУ функционирует 6 групп, с проектной мощностью на 148 воспитанников. Из них -2 группы раннего возраста с 1,5 до 3-х лет; -4 группы детей дошкольного возраста. Для обеспечения образовательного процесса

Мебель и оборудование раздевалки: 1-2 лет 2-3 лет Шкафы детские для Шкафы детские для раздевания- 20 раздевания- 20 Лавка для детей - 10 Лавка для детей - 10 Тумба - 1 Тумба - 1 Стенд «Информация для родителей»

Описание развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе МБДОУ д/с 14 Воспитатели: Криворученко Т.В., Пирогова Н.В. С целью обеспечения возможности для самовыражения воспитанников, создания

НАЛИЧИЕ ОБОРУДОВАННЫХ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ, в том числе для детей-инвалидов Для реализации образовательной деятельности в МБДОУ 122 оборудовано 12 групповых комнат. В состав каждой групповой комнаты входят:

Описание предметно-пространственной среды в старшей группе Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад 18 «Родничок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 21 «Ладушки» Утверждено: Заведующий МБДОУ детский сад 21 «Ладушки» Л.П. Тумашук от 31.05.2018 ПАСПОРТ ПО ОСНАЩЕНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ

Развивающая предметно-пространственная среда в младшей группе «Дюймовочка» МДОБУ «Детский сад 18», воспитатель Говоркова Оксана Геннадьевна В своей работе особое внимание уделяю созданию благоприятных

СВЕДЕНИЯ О МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 84» (развивающая среда, безопасность, охрана здоровья) Критерии Нет Комментарии

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Анжеро-Судженского городского округа «Детский сад 34» 652470, Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, ул. Ломоносова, 6 Телефон 8(38453) 653

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Паспорт средней группы 1 «Мальвина» Воспитатели: Орлова Альбина Сергеевна Нургалеева Гуля Тагировна Междуреченский. Приемная.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ Составили: Воспитатели МДОУ 114 Детский сад «Светлячок» Группа «Чиполлино» Канцулина О.Н. и Воронина О.Ю. Старшая группа 2016 год В раздевалке

ГРУППА 4 Группа общеразвивающей направленности 3-4 года Раздевалка Информация для родителей папки: «Для вас, родители», «Здоровье детей в наших руках» Информационный уголок для родителей Чудо дерево Папки

Развивающая предметно - пространственная среда группа 13 «Лесные гномики» В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования развивающая предметно-пространственная

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа - город Камышин Д с 2 Паспорт группы 10 «Мультяшки» Воспитатель Сикстель О. В. 2017год ПРИЁМНАЯ 1. Информационный стенд для

Наличие оборудованных учебных кабинетов Для реализации образовательной деятельности в МБДОУ 117 оборудовано 6 групповых комнат. В состав каждой групповой комнаты входят: Раздевальная (приемная) комната.

Организация РППС в группе. РППС в группе преобразована в соответствии с ФГОС ДО, Сан Пин, ООП ДО. В старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются интеллектуальная, нравственно волевая и эмоциональная

Отчёт о проделанной работе в летний оздоровительный период 2016-2017 уч. год, во второй младшей группе 2. Подготовила: Воспитатель Редченко Л.Н Лето для детей - самое лучшее время года, время отдыха. Когда

Наличие оборудованных учебных кабинетов. Для реализации образовательной деятельности в МБДОУ 196 оборудовано 6 групповых комнат. В состав каждой групповой комнаты входят: 1. Раздевальная (приемная) - для

Построение и изменение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО в средней группе «Звездочка» МДОБУ «Детский сад 7», воспитателя Ачисовой Елены Михайловны В группе создана предметно-пространственная

Консультация для воспитателей Развивающая предметно-пространственная среда В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» ФГОС большое внимание

Аналитическая справка по предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ по ФГОС ДО «Создание развивающей предметно пространственной среды во второй младшей группе» Работа в группе начинается с утреннего

Обеспечение образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами, объектами для проведения практических занятий, объектами физической культуры и спорта по заявленным к лицензированию образовательным

Паспорт группы «КАРАПУЗЫ» Мы позаботимся о том, чтобы ваш ребѐнок стал самостоятельным, общительным, любознательным, всесторонне развитым. Каждому ребѐнку от природы дано быть умным, здоровым и счастливым

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Анжеро-Судженского городского округа «Детский сад 34» 652470, Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, ул. Ломоносова, 6 Телефон 8(38453) 653

Предметно развивающая среда группы «Радуга» Воспитатель:Замятина Наталья Владимировна Предметно-развивающая среда Под развивающей предметнопространственной средой следует понимать естественную комфортную

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад «5 «Ивушка» воспитатель Кушнирук Л.П. Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Организация

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 78 Практикум (для молодых воспитателей) «Организация игровой деятельности детей на участке в летний период». Тюмень 2018 г. Летом

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Организованная развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности

СПРАВКА о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ Д/С «НЕПОСЕДЫ» ВТОРАЯ ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА «СВЕТЛЯЧОК» 1. Стол «Ромашка» - 4 штуки 2. Стулья детские 24 штуки 3. Игровой комплекс «Паровоз» 1 штука 4. Центр

В группах дошкольного учреждения создана разнообразная по содержанию развивающая предметно- пространственная среда, отвечающая требованиям ФГОС ДО, которая обеспечивает максимальную реализацию образовательного

Средства обучения и воспитания ДОУ Средства обучения и воспитания являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного

В группах дошкольного учреждения создана разнообразная по содержанию развивающая предметнопространственная среда, отвечающая требованиям ФГОС ДО, которая обеспечивает максимальную реализацию образовательного

В нашем детском саду развивающая предметно-пространственная среда помещений, участков детского сада педагогически целесообразна. Служит для развития детей дошкольного возраста, соответствует особенностям

«Организация развивающей предметно пространственной среды» Воспитатель: Ситдикова О.В. Созданная мною развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает безопасность и психологическую комфортность

Развивающая предметно-пространственная среда в группе «Солнышко» МДОБУ «Детский сад 19» Особое внимание уделяю созданию благоприятных условий проживания детьми в группе. Организовала развивающую предметнопространственную

Паспорт группы 8 «Лучики» Раздевалка 1. Информационный стенд для родителей «Это интересно»; 2. Информационный стенд Веселые нотки; 3. Информационный стенд Спорт-залог здоровья; 4. Советы специалистов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 315 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ» 660119, Г. Красноярск,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска 123 ПАСПОРТ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ЛЬВЁНОК» Воспитатели: Ануфриева Н.А. Юсупова Р.К. Познавательное развитие 1 Муляжи фруктов

Предметно-пространственная развивающая среда Подготовил: Стадниченко А.В Воспитатель, МБДОУ 121 В настоящее время предметно пространственную среду организую с учётом ФГОС ДО. Оборудование в группе размещаю

РАЗДЕВАЛКА 1. Информационный стенд для родителей (список группы, сетка непосредственной образовательной деятельности, сетка игровой и познавательной деятельности, режим дня (холодный/тёплый период); 2.

Средства обучения и воспитания. Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного

 

Возможно, будет полезно почитать: