Повышенная стипендия студентам целевого набора - новая инициатива министерства образования. Как устроено целевое обучение Стипендия при целевом направлении

Какой штраф заплатят целевики медвузов, если, отучившись, они не вернутся домой? Когда во всех медицинских вузах будет профильный экзамен? Почему латынь - самый сложный предмет для медика? Об этом "Российской газете" рассказывает директор Департамента медицинского образования и кадровой политики Министерства здравоохранения РФ Татьяна Семенова.

Татьяна Владимировна, в России медиков готовят около 50 медицинских и фармацевтических вузов, плюс 40 факультетов в самых разных университетах. Вузы имеют право проводить для будущих медиков профильный экзамен. Почему они этого не делают?

Татьяна Семенова: Несколько лет подряд три медицинских вуза проводят профильные испытания. Первый медуниверситет им. Сеченова, например, проводил в этом году такие испытания на стоматологии и педиатрии. Они оценивались по стобалльной системе, все задания были вывешены на сайте вуза заранее, и никаких вопросов у абитуриентов не возникало. Такая мера позволяет отсеять часть случайных людей.

Каждый год в медвузы и на медицинские факультеты поступает около 50 тысяч абитуриентов. Думаю, можно и нужно делать отбор и при поступлении, и при окончании вуза.

Но как именно? Мне нравится французская модель медицинского образования. Там ребята могут поступать только в вузы своего региона, зачисляют на первый курс всех. Но после первого курса студенты пишут тесты, где есть вопросы, например, о толерантности. Из тысячи на второй курс берут только сто. Если тебя не взяли, на следующий год ты можешь снова пройти этот тест. Но после двух попыток путь в медицину тебе закрыт.

В далекие времена в России была практика профильного отбора, когда на вступительных экзаменах поступающие писали сочинения, где предлагались темы: "Почему я хочу стать врачом?", "Как сделать мир лучше?". Может быть, и нужно вернуться к эссе в качестве вступительного испытания для врачей, но только как сделать критерии оценки этого эссе прозрачными и кто их будет оценивать?

Абсолютно все будущие врачи, не важно, в каком вузе они учились, обязаны пройти трехуровневый экзамен

А сколько студентов-"медиков" отчисляют за двойки?

Татьяна Семенова: Самые сложные - первые два курса, много зубрежки, латынь, гистология, анатомия… На первом курсе в зимнюю сессию у нас экзаменов нет, они начинаются только летом. Поэтому все свои "хвосты" студенты переносят на второй курс. Там отчисляется около 10 процентов. К третьему курсу многие уже начинают осознавать, зачем все это надо учить, и проблем становится меньше - начинаются клинические предметы.

Скажите, зачем нужна госаккредитация выпускников медвузов? Почему без этого не дадут диплом? Ведь вроде все экзамены студент сдал, доказал, что может работать?

Татьяна Семенова: В стране вводится особый порядок допуска к профессиональной деятельности для медиков. В этом году в 63 регионах абсолютно все будущие врачи, не важно, в каком вузе они учились - в медицинском или классическом университете, были обязаны пройти в рамках аккредитации трехуровневый экзамен, чтобы доказать свое право быть врачом. Первый уровень - тест, второй - экзамен на симуляторах, где проверяется, допустим, техника сверления зуба или умение оказать помощь при анафилактическом шоке, третий - собеседование.

Проводят аккредитацию не преподаватели вузов, а главные врачи, заведующие отделениями, практикующие врачи со стажем, другие эксперты, и аккредитуют, как правило, не всех выпускников. В прошлом году на фармации не прошли аккредитацию чуть больше 5 процентов выпускников, на стоматологии - больше 2 процентов. На сегодняшний день пока не аккредитованы 304 выпускника. Без свидетельства о госаккредитации они не смогут работать и не смогут поступить на дальнейшее обучение в ординатуру, при стремлении получить какую-нибудь узкую медицинскую специальность. Если прошли аккредитацию, получают свидетельство и право работать участковым терапевтом или участковым педиатром, в зависимости от специальности.

Пройти заново аккредитацию разрешается?

Татьяна Семенова: Да, не ранее чем через месяц можно.

А можно поступать в ординатуру без свидетельства об аккредитации?

Татьяна Семенова: Нет. Выпускникам этого года обязательно надо пройти аккредитацию специалиста. В России изменились правила приема в ординатуру.

В медвузах всегда много целевиков, которые поступают практически вне конкурса с невысокими баллами, но потом не возвращаются работать в свои регионы. Как заставить их выполнять обязательства?

Татьяна Семенова: Так действительно когда-то было. Но ситуацию нам удалось изменить коренным образом. Сегодня 90 процентов целевиков, которые учатся в медвузах страны, возвращаются на свои целевые места работы.

Основная часть целевиков-медиков учится в вузах Минздрава России. Им отдано более половины всех бюджетных мест. Медицинские вузы есть не во всех регионах. Понятно, что выпускнику сельской школы из глубинки, может быть, трудно конкурировать с ребенком, который окончил школу в Москве или Санкт-Петербурге. Но парень или девушка из столицы вряд ли поедут на работу в другой регион, особенно в глубинку. Поэтому целевики - это основной кадровый резерв для регионов. И целевая подготовка - это при правильном управлении адекватный аналог распределению.

Татьяна Семенова. Фото: Сергей Михеев/ РГ

Допустим, целевик не вернулся в свой регион. Его за это накажут?

Татьяна Семенова: Сейчас по закону "заказчик" подготовки должен оказывать своим целевикам социальную поддержку - платить дополнительную стипендию, компенсировать найм жилья и др. Целевики проходят практику в тех регионах, откуда они приезжают учиться и преимущественно в тех медицинских организациях, куда им предстоит вернуться на работу. Очень внимательно относятся к своим целевикам местные власти в Калужской, Ростовской областях, Краснодарском крае и ряде других. Если специалист все же потом не возвращается в регион к своему работодателю, он должен возместить его расходы и заплатить штраф в двойном размере. Такие судебные иски есть, но суммы пока небольшие. Ведь заказчики оплачивают не стоимость учебы, а несут расходы, допустим, по выплате дополнительной стипендии. Если за пять лет они выплатили, допустим, 100 тысяч, то вернуть придется 300 тысяч.

Министр Ольга Васильева отрабатывать не менее трех лет. Есть такое обязательство у них?

Татьяна Семенова: Пока все зависит от того, как в договоре с целевиком прописано заказчиком это условие. Но оно должно быть там обязательно. Сейчас обсуждается законопроект, который уже безоговорочно закрепит эту норму. Обсуждается и возвращение федеральных средств, потраченных на учебу, в бюджет, если целевик не вернется после обучения на работу.

Родителей интересует: где и когда брать целевые направления в медвузы?

Татьяна Семенова: Во всех регионах по-разному. Но начинать лучше уже в сентябре. Советую обратиться в отдел кадров министерства или департамента здравоохранения своего региона. Как правило, именно там в мае-июне заключают договоры с целевиками. Договоров обычно заключается больше, чем выделенных мест для поступления, так что конкурс на целевые места в регионах может быть 3-4 человека на место или даже больше.

В почте "РГ" есть жалобы от студентов на поборы в некоторых медвузах. В минздраве знают об этом?

Татьяна Семенова: За последние годы были приняты очень жесткие меры для борьбы с коррупцией, и ситуация кардинально изменилась. Но все же отдельные случаи бывают. И если вдруг у студента вымогают деньги, напишите письмо в министерство здравоохранения. Обещаю, что ни одно обращение не будет оставлено без внимания и мы примем все необходимые меры.

Между тем

Для того, чтобы привлечь выпускников педвузов на работу в школы в Краснодарском крае власти пообещали им материальную поддержку. Первые три года учителя будут получать 2 тысячи рублей ежемесячно, плюс единовременную выплату от 10 до 50 тысяч за каждый год работы. Рассматривается вариант предоставления жилья.

В Кирове открыли Центр помощи в трудоустройстве выпускникам, который станет посредником между работодателями, студентами и выпускниками школ. Центр вместе с будущими работодателями будет взаимодействовать со школьниками, сопровождать их во время обучения в колледжах и вузах, участвовать в организации производственной практики, контролировать трудоустройство. Отработка - не менее трех лет. Тем студентам, которые подпишут соглашения с будущими работодателями, обещана стипендия: в вузах это 4 тысячи рублей, в колледжах и техникумах - не менее 3 тысяч. Ожидается, что соглашения с работодателями подпишут не менее 400 человек. Первые пять студентов, которые уже подписали контракты - это будущие учителя, зоотехники, механизаторы и работники общественного питания.

Инфографика "РГ": Антон Переплетчиков / Ирина Ивойлова

Речь идет о студентах, очно обучающихся в вузах на условиях целевого приема по специальностям или направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики. Член Совета Федерации Николай Булаев предлагает выделять их отдельно в числе студентов, претендующих на получение стипендий Президента и Правительства РФ (п. 4 ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ " "; далее – закон об образовании).

Планируется, что президент и правительство скорректируют порядок выплаты учрежденных ими специальных стипендий с учетом поправки. Николай Булаев надеется, что студенты-целевики будут получать такие стипендии в приоритетном порядке.

В настоящее время учреждена стипендия Президента РФ для студентов, обучающимся по специальностям или направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики ( , ). К таким направлениям относятся прикладная математика, информатика, радиотехника, приборостроение, биотехнология, наноинженерия и т. д. (). Стипендиаты получают ежемесячную выплату в размере 7 тыс. руб. При этом никаких особых условий для студентов-целевиков правила предоставления стипендии не предусматривают.

Какие стипендии освобождаются от налогообложения? Узнайте из материала "Стипендии, не облагаемые НДФЛ" в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Напомним, целевой прием на обучение в образовательные организации подразумевает, что абитуриент должен заключить с федеральным, региональным или местным органом либо организацией с госучастием договор о целевом обучении. По условиям договора обучение оплачивается за счет средств бюджета, а после его окончания выпускник вуза подлежит трудоустройству в соответствующий орган или организацию ().

"Очевидно, что данные студенты должны получать стипендию, которая бы мотивировала их на заключение договоров о целевом обучении, полное погружение в учебный процесс с целью подготовки к будущей деятельности и дальнейшее трудоустройство", – поясняет свою позицию автор законопроекта.

У всех школьников и их родителей рано или поздно возникает вопрос: что делать после окончания 11-го класса? Куда поступать? Где получить профессию? Возможностей продолжить обучение становится все больше. И один из вариантов надежного поступления – целевое.

Что для этого нужно сделать? Для начала необходимо определиться с будущей профессией. Затем найти соответствующего направления предприятие, где можно было бы работать после окончания вуза. Если его руководство заинтересовано в молодом квалифицированном работнике, то будущему студенту выдается направление на обучение по необходимой специальности. Или можно обратиться в муниципалитет, куда работодатели направляют заявки на специалистов.

В приемную комиссию (только в один вуз и на конкретную специальность) абитуриент в установленные сроки должен предоставить, кроме всех прочих документов, заявление на получение целевого образования и направление от предприятия. Получить целевое направление еще не означает стопроцентное поступление на бюджетное обучение. Среди целевиков тоже существует конкурс. При положительном результате заключается трехсторонний договор между учебным учреждением, предприятием и студентом.

Какие плюсы целевого обучения?

  • Результаты ЕГЭ для зачисления в вуз целевиков могут быть ниже установленных для остальных, обычных абитуриентов.
  • Так как приказ о зачислении абитуриентов-целевиков издается раньше приказа о зачислении поступающих по основному потоку, то не выдержавшие конкурс целевики могут попробовать попасть в вуз на общих основаниях.
  • Образование ребенок получает бесплатно. А ведь бюджетных мест немного во всех учебных учреждениях. Учиться же платно могут позволить себе не все студенты. К тому же целевик получает стипендию.
  • Практику проходит на предприятии, давшем целевое направление. Следовательно, еще до устройства на работу он будет знать и тонкости производства, и трудовой коллектив. Всегда спокойнее начинать работать на уже привычном месте среди знакомых людей.
  • Легче писать курсовые работы во время учебы: все материалы, тем более для новаторских научных разработок в интересующем работодателя направлении, будут предоставлены самим предприятием.
  • Не нужно беспокоиться о том, что можно не найти работу после вуза. Заключив договор, ребенок гарантированно устроен на работу как минимум на три года после окончания обучения.
  • Работодатель не требует наличие опыта работы. Наоборот, есть возможность приобрести его.

Но все ли так прекрасно, безоблачно? Неужели нужно только найти предприятие, которое будет впоследствии платить за обучение ребенка, взять направление – и получай заветное образование, причем на бюджетной основе, да еще и стипендию выплачивают. Почему же тогда не все пользуются этой возможностью?

Выбирая целевое поступление, необходимо учитывать и некоторые нюансы.

Какие же ложки дегтя могут быть в огромной бочке меда, называемой целевое образование?

  • Приходится самостоятельно находить предприятие, заинтересованное в конкретном специалисте.
  • Студент-целевик обязан (!) хорошо учиться.
  • Если в процессе обучения ребенок вдруг почувствовал, что его призванием является совсем другая профессия и появилось желание поступить или перевестись в учебное заведение совсем иного профиля, он все-таки обязан окончить университет по указанной в договоре специальности и отработать положенное время.
  • Необходимо проработать оговоренные в договоре три года именно на предприятии, которое дало целевое направление на обучение. Независимо от того, что, возможно, ребенок уже хотел бы работать в другом месте, или у него появилось более престижное предложение, на которое требуется устроиться в ближайшее после окончания вуза время иначе возьмут другого человека.
  • Если студент живет (или намерен жить), например, в Санкт-Петербурге, а направление получил от предприятия в Воронеже (следовательно, оно и оплачивало все годы его учебы), в Воронеж и поедет. Как говорится, долг платежом красен.
  • Может молодой специалист отказаться от отработки? В принципе, может. Но сначала вернет предприятию всю сумму, потраченную на его обучение.
  • Возможно, работа не очень будет нравиться, не сложатся отношения в коллективе, заработная плата покажется недостаточно высокой. Может быть, на этой должности отсутствует перспектива карьерного роста, зато в наличии масса сложностей, возникающих во время трудовых отношений. Но нужно будет приложить все силы для того, чтобы влиться в коллектив и выполнять работу на предприятии, которое столько сделало для вашего ребенка, по сути, совершенно не зная его.

Поэтому прежде чем останавливаться на целевом поступлении, нужно очень хорошо подумать, взвесить все «за» и «против», а затем смело идти к намеченной цели, но с открытыми глазами, понимая последствия, принимая на себя всю ответственность.

Стипендия - слово латинского происхождения (stipendium) , что буквально переводится как «оклад», «жалование». Сегодня стипендия - это денежная выплата, пособие, выплачиваемое студентам высших и средних специальных учебных заведений , аспирантам и докторантам . Стипендия выплачивается только студентам (аспирантам) очной формы обучения . Выплаты могут быть как постоянными, так единовременными.

Различают несколько видов стипендий:

  • стипендии Президента РФ и специальные стипендии Правительства РФ (студентам и аспирантам вузов и научных организаций, достигшим выдающихся успехов в учебной и научной деятельности);
  • государственные (муниципальные) стипендии для аспирантов и докторантов;
  • государственные (муниципальные) академические стипендии;
  • государственные (муниципальные) социальные стипендии;
  • именные стипендии (утверждаются органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими и физическими лицами).

Академическая стипендия выдаётся в течение семестра по итогам предыдущей сессии . Однако студенты -первокурсники до конца первого семестра получают одинаковые стипендии. Сегодня размер обычной академической стипендии для студентов российских вузов официально составляет 1100 рублей в месяц. Выплаты студентам техникумов и колледжей - 400 рублей. Академическая стипендия может корректироваться. Например, «круглые» отличники получают повышенную стипендию , а студенты вузов Крайнего Севера с учетом северного коэффициента получают доплату.

А еще больше она вырастает, если студент станет стипендиатом какого-либо фонда или выиграет конкурс на стипендию. Например, Президентская стипендия составляет 1600 рублей, а стипендия Правительства РФ - 1440 рублей. Среди студентов популярен Благотворительный фонд В. Потанина. В 2010-2011 учебном году Федеральная стипендиальная программа охватила 60 государственных вузов, стипендиатами стали 1200 студентов. В течение календарного года они получают 3 500 рублей в месяц. Существует стипендиальный фонд И. Вернадского (выплаты вдвое больше обычной стипендии), стипендия имени Солженицына для студентов-политологов, журналистов и филологов. Заслуживает внимания тот факт, что каждая новая стипендия не отменяет прежнюю - всё суммируется.

Студентам-целевикам положены особые выплаты - стипендии компаний и предприятий.

Социальная стипендия - это стипендия-помощь, выплачивается сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; инвалидами I и II групп; пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф; инвалидам и ветеранам боевых действий; студентам, чьи родители являются инвалидами I или II группы.

Стипендия в вузах - это постоянная или единовременная денежная выплата студентам, обучающимся в вузах и ссузах на очной форме обучения, а также аспирантам вузов и докторантам.

Стипендия в вузах делится на виды:

  • Социальная государственная стипендия : выплачивается нуждающимся (к примеру, инвалидам, сиротам и т.д.) вне зависимости от их успеваемости. На сегодняшний день она составляет более 2 000 рублей.
  • Академическая государственная стипендия : выплачивается на основании результатов предыдущей сессии. Чем лучше оценки, тем больше ее размер. Минимальная академическая стипендия для студентов высших учебных заведений составляет порядка 1 350 рублей.
  • Именная стипендия : назначается физическими или юридическими лицами, органами местного самоуправления или государственными органами конкретному студенту за особые заслуги, например, за активную научную деятельность.
  • Стипендия аспирантам : выплачивается тем слушателям аспирантуры, которые успешно сдали аттестацию. Сегодня выплаты составляют более 6 000 рублей.
  • Стипендия докторантам : получают молодые ученые, прошедшие аттестацию и занимающиеся написанием диссертации. Будущие доктора наук смогут ежемесячно получать более 10 000 рублей.
  • Стипендии правительства или Президента назначаются наиболее перспективным студентам (аспирантам), которые достигли значительных успехов.
  • Потанинская стипендия (учредитель - благотворительный фонд Потанина): на конкурсной основе выплачивается магистрантам.
  • Стипендия студентам, которые поступили по целевому направлению : выплачивают предприятия, направившие молодых людей на учебу.

Размер стипендии в вузах определяется индивидуально для каждого студента.

 

Возможно, будет полезно почитать: