Пропаганда потребительства в сми. Потребительское отношение к материальному миру

Потребление - использование природных и искусственных вещей. Человеческое потребление имеет одну особенность: оно как правило одноразовое, причем заметна тенденция к постоянному снижению срока пользования вещами. Цивилизация "породила" миллионы нужных и ненужных вещей, которые при своем изготовлении требуют природных материалов. То есть пользуясь вещью, мы осуществляем вторичное потребление. Даже если вещь ни разу не использовалась - природные богатства были затрачены на её производство. Потребление искусственное не похоже на потребление естественное - оно не регулируется природной средой и потребностями организма. Потребление стремится к бесконечности. И это не всё. Само потребляющее человечество растет. Происходит настоящий взрыв потребления. Как будто этого мало. Потребительство возводится в культ, становится одним из основных мотивов поведения. Потребительство - сознательное увеличенное потребление сверх нужного (диктуемого потребностями), погоня за вещами, приобретательство ради приобретательства. Чем ближе к потребительству, тем меньше используются изготовленные и приобретаемые вещи. Сразу замечу, что неразумно ограничивать рассмотрение потребительства индивидом и призывать каждого к довольству малым. Мы часто приобретаем вынужденно, под давлением социальной среды и требований государства. Кроме того, потребление вовсе не ограничивается индивидом.

Человек не только берет у природы слишком много, беда в том, что он почти ничего не возвращает. Есть гипотеза, что земная биомасса стабильна по величине. Но если и так, неизменность была прервана человеком. Сжигая растительность (древесину, в частности), животные останки, биоотходы, человек выводит большую часть биомассы из природного круговорота. Меняется и соотношение: доля человеческих существ в биомассе растет. И один из основных способов "захоронения" человеческих трупов (если можно так выразиться) - сожжение. Потребление не автоматически ведет к потребительству, но у человека потребление определяется не потребностями, а потому неизбежно превращается в потребительство. В отличие от грабежа, здесь нельзя говорить о неправильной стратегии поведения. Человек может приобретать на результаты своего труда, точнее заработок. Изначально потребление и приобретение вызваны необходимостью, но даже бедные люди необходимостью никогда не ограничиваются. Если же говорить о цивилизации и культуре в целом - они расточительны. Невозвращение биомассы - только один из примеров расточительности. Человек может проиграть и пропить всё своё состояние - вот пример индивидуальной расточительности. Все люди могут промотать природное богатство, которым можно пользоваться миллионы лет, за несколько столетий. Потребительство ведет к истощению, порой быстрому.

Потребительству следует противопоставить не экономию, а простую жизнь. Потребление, основанное на потребностях - поддерживает жизнь, потребительство жизнь угнетает. Уже не искусственные вещи служат жизни, а она тратится на их изготовление, приобретение, использование. Помимо расточительства, потребительское поведение нерационально. И мы находим расточительство и путаницу как на уровне индивида, так и на уровне крупных социальных объединений, особенно в государстве. Большое количество вещей и продуктов пропадает на складах, при транспортировке, в авариях и катастрофах. Каждый может потреблять меньше и отказаться от потребительства как стиля жизни. Поменяет ли это что-то в большом масштабе? Совсем ничего, пусть даже таких людей будут тысячи. Потребительство стало эталоном, человека, не принимающего его воспринимают как ненормального. Если под нормой понимать общепринятое, то отвергающие потребительство (не потребление!) аномальны. Но если говорить о здравом разуме, то как раз они только нормальны. Потребительство можно интерпретировать как манию, болезнь. Лечиться от неё нужно прежде всего для самого себя. В ситуации, когда движение человечества определяется цивилизацией, бороться против окружающего нас потребительства бесполезно. Но осознавать исходящую от него опасность нам необходимо.

Добрый день, друзья.

Сегодня расскажу вам, что я думаю по поводу той модели общества,в которой все мы с вами проживаем. Накопилось много мыслей, поэтому сразу говорю — статья будет длинноватая. Но я очень надеюсь, что вы все же прочитаете ее и потом сами выскажетесь в ответ в комментариях.

Мы с вами живем в обществе потребления. В воздухе вокруг нас циркулирует особый «вирус», вызывающий тяжелый недуг – синдром потребительства. Мы все являемся носителями этого «вируса», а некоторые уже давно тяжелы больны. Такие люди имеют главную цель в жизни — покупать, покупать, покупать. И чем больше — тем лучше.

Наиболее тяжелый вариант этого синдрома – потреблядство. Это крайний вариант такого недуга. Страдающие им покупают все подряд. От скуки, или потому что такое же есть у соседа, а иногда в качестве ритуала в честь окончания рабочей недели. Когда же кончаются свои деньги, берутся кредиты.

Большинство из нас не задумывается об этой болезни. Мы уже привыкли к ней. А жаль.

Так было не всегда.

В России свое общество потребления появилось в 90-х годах прошлого века. «Свежий ветер перемен» тогда занес к нам тот злополучный «вирус», сформировавший из нас отъявленных потребителей (и потреблядей). Это было сделать несложно. Тотальные дефициты советского времени формировали у людей желание зажить так, как за «железным занавесом». И когда он опустился, и в наш мир хлынули красивые заграничные товары, всё это мы встретили с распростертыми объятиями.

Идея заставить народ тратить свои деньги, а не держать их в своих закромах родилась в середине XX века. Как вы думаете, где? Правильно — в Америке. После Второй Мировой там начался экономический подъем. Безработицы практически не было. Люди стали богатеть как на дрожжах. Вот тогда в государственных верхах (читай – в промышленно-финансовой элите) появилась и усиленно стала продвигаться в массы идея жизненных стандартов, ставшая фундаментом того общества потребления, которое мы имеем сейчас.

Изо всех телевизоров и радио зазвучал лозунг, призывающий американцев тратить деньги по максимуму и таким образом поддерживать экономику своей страны. Это дало толчок небывалому росту кредитования. Кредитные карточки появились у всех и каждого, а покупка дома в кредит стала нормой для американского общества. Чтобы успешно пользоваться всеми необходимыми благами, каждый американский студент обязательно должен завести себе первую в жизни кредитку и начать нарабатывать себе кредитную историю. А если нет, то потом уже сложнее будет взять кредит на дом, на машину и т.д. В общем, труднее будет вписаться в навязанные жизненные стандарты американского общества.

Постепенно идеология потребления распространилась из США на всю Европу и другие страны мира. Как следствие, во второй половине XX века расходы на потребление по всему миру стали выше в 4 раза. Теперь и мы уже не отстаем от них.

Что же плохого в том, что мы стремимся жить лучше? Да абсолютно ничего! Это вообще естественное желание человека. Никто не хочет жить в пещере или в шалаше. Но жить ради того, чтобы потратить деньги, делать из похода в магазин ритуал, возводить процесс потребления в ранг культа – вот что плохо. И это наводит на мысли, а действительно ли это того стоит?

Жизненный успех мы определяем только как обладание теми или иными материальными благами. Для многих это вообще слова синонимы. Поэтому уже с раннего детства в ребенка закладываются потребительские установки. Ты должен выучиться, заработать много денег, купить крутую машину, престижное жилье и сопутствующую атрибутику в него. Это для начала. Чтобы получить статус. А потом развиваться в этом же потребительском направлении. Отдыхать на соответствующих своему непростому статусу курортах. Купить яхту и дом в Испании. Ну и т.д. Вот такой жизненный стандарт, к которому начинает стремиться человек. А если кто-то не следует этому стандарту, у кого просто другие интересы или кто просто не достигает их по какой-то причине, тот лузер. Неудачник.

Какая там духовность и саморазвитие? Хотя может показаться, что всё это у нас в обществе есть. Есть религии, всевозможные проповедники и высокодуховные люди, пишущие книги с правильными мыслями о том, что все вокруг прах и тлен, и что надо углубить свой взор внутрь себя. Но какая у них реальная цель, как вы думаете?

Действительно ли они по-настоящему хотят построить общество, свободное от навязанных коммерческих идей. С простым жизненным укладом. С обычными, но качественными и функциональными вещами. С людьми без денежных значков вместо глаз. С людьми, которые имеют какие-то более высокие жизненные ценности. А не просто заведенные роботы, которые пашут с утра до вечера, чтобы хватило на летнюю поездку на отдых, и чтобы было чем платить по кредиту.

В этом ли настоящая цель этих «духовных вещателей»? Что-то мне подсказывает, что они – такой же коммерческий продукт нашего общества потребления. Они такие же потребители. Просто выбрали в качестве инструмента заработка идеи духовного развития. Вот и все.

Я бы им, может быть, поверил, если бы хоть кто-то из них показал, как он сам живет по этим принципам, которые проповедует. Где они, эти «жемчужины духовности», готовые жить жизнью, свободной от потребительства?

Несмотря на всё, некоторые находят в таком потребительском общественном укладе какие-то плюсы. Например, говорят, что это лучшая модель для прогресса в науке и технике. Так ли это на самом деле?

Слышали, что такое запланированное устаревание? Это когда производители специально используют в своих продуктах такие компоненты или технологии, чтобы их продукт проработал не слишком долго. Как понимаете, такой фокус увеличивает продажи и их прибыли. Запланированно увеличивает. То есть речь не идет об использовании каких-то прорывных супертехнологий. Технологий, которые смогут сделать продукт реально долговечным и качественным. Не это, блин, важно! Если, например, телефон будет работать десятилетиями и не ломаться, какая уж тут прибыль? Это не выгодно. Коммерческий интерес – вот что на первом месте.

Так и в науке. Какие проекты отбираются для финансирования? Только те, которые дадут максимальный денежный выхлоп. И не важно, что не эти разработки принесут людям наибольшую пользу, а другие, на которые коммерческий глаз корпораций даже не упал. К примеру, развивается ли на самом деле альтернативная энергетика, которая не загаживает окружающую среду, или это просто пустые декларации? Пока есть нефть и газ, скорее всего, второе.

Еще защитники потребительства говорят, что такой общественный уклад делает экономику более стабильной, а человека делает свободным. Оно и видно. Посмотрите в каком «интересном месте на букву Ж» находится мировая экономика после последних кризисов. Модель развития, ориентированная на потребление, дала жесткий сбой, друзья.

А с таким потреблением природных ресурсов, которые, по большей части, являются невосполнимыми, они будут стремительно заканчиваться и их просто будет негде взять для бесконечно продолжающегося роста. Здесь, кстати, скорее всего, скрывается источник огромных наших бед. Они еще ожидают человечество в будущем. Имею в виду битву за дефицитные природные ресурсы. Заварушка будет еще та.

Ну а о свободе человека в условиях общества потребления вообще говорить смешно. Какая свобода, если надо каждый день вставать ни свет, ни заря и идти пахать на задолбавшую в конец работу. Не один час добираться по пробкам, стоять в душном вагоне метро или автобусе. Летом и зимой. Чтобы 1 раз в год на 10 дней съездить «оторваться» где-нибудь в отпуске.

После таких ежедневных испытаний кто задумывается о том, правильно ли он живет и ради чего это вообще надо? На что силы остаются? Телек, фильм по компьютеру, пивасик в друзьями. Этого достаточно? И это свобода, которую обеспечивает нам общество потребления?

Так есть ли плюсы у модели общества потребления и синдрома потребительства? Смею утверждать, что они есть только для крупного капитала. В долгосрочной перспективе для нас с вами ничем хорошим это не закончится. Будут войны за ресурсы, засранная природа, люди-зомби. Надеюсь, что не как в «Ходячих мертвецах», а в смысле отупения и деградации. Хотя все может быть, что и по-настоящему, учитывая коммерческие разработки фармацевтических концернов и военных.

И еще. Не странно ли? Вроде бы, все эти материальные удовольствия должны делать нас счастливее год от года. Многочисленные опросы и исследования показывают обратную картину. Всякие индексы человеческого счастья, которые выводят ученые, говорят о неуклонном их снижении. Мы становимся все менее счастливыми. Замороченными добыванием материальных благ.

Некоторые из нас уже начинают это осознавать. Возникают общественные движения, которые не просто пропагандируют простой образ жизни, свободный от излишнего потребления. Эти люди и в самом деле придерживаются иных правил в жизни. Например, дауншифтеры.

Есть примеры, когда успешные (в понимании морали общества потребления) люди все бросали, продавали свой феррари, и уезжали искать смысл жизни и свое счастье вне нашего больного общества. И находили, кстати.

Думаю, что пока единственный способ побороть в себе отъявленного потребителя (и потреблядя) – это осознание. Нужно попытаться понять себя. А нужно ли мне столько вещей? А нужно ли брать кредит, чтобы купить плазму на полстены или новый гаджет с функциями, которыми воспользуешься, может, один раз в жизни, когда будешь изучать этот гаджет. Осознать – это значит расставить приоритеты и, возможно, найти для себя какой-то собственный, альтернативный путь в жизни. Путь без навязанных нам стереотипных жизненных стандартов.

Я никого не призываю становиться дауншифтером, все бросать и ехать в Тибет петь мантры. Я всего лишь хотел, чтобы мы задумались над тем, как мы живем, и какие могут быть последствия от такой модели жизни.

Почему то я уверен, что рано или поздно все равно потребительской модели общества настанет конец. А если я ошибаюсь, конец будет ждать все человечество. В его человеческом облике. Оболочка, возможно, и останется. Но в душе все умрет и сгниет окончательно.

Друзья, вот такой поток сознания вывалил на вас. Все это было написано практически на одном дыхании. Практически ничего не редактировал. Очень надеюсь, что вас затронула эта тема, и вы выскажете свои соображения на сей счет в комментариях.

Думайте и управляйте своей жизнью.

9 комментариев на «Потребительство и потреблядство | Есть ли альтернатива у общества потребления?»

    Приветствую, Юрий! Отличная статья! Нравиться подача и название статьи! Очень смело и откровенно, этого Нам так часто не хватает, посмотреть на себя со стороны. Каждый современный человек имеет понятие о потреблении и кредитах, но верное представление лишь у единиц! Что тут говорить, банк имеющий миллиард может создать ценных бумаг на 10 миллиардов из воздуха, играя с потребителем как кошка с мышкой! Исход противостояния заведомо понятен, Мы в долгах по гроб жизни своей, а так называемая элита одним пальчиком управляет странами и возможно всей планетой. Все бояться получить ярлык «неудачника», поэтому пашут с лозунгом «не хуже чем у других»! Надеюсь Ваша статья для многих читателей будет «просветлением»! Сам же я веду достаточно аскетичной образ жизни, довольствуюсь малым, чтобы не потерять большее… Желаю успехов! С уважением Рубен Хуснутдинов.

    • Рубен, спасибо за отзыв. К сожалению, Системе выгодно иметь нас в прямом и переносном смысле. А чтобы это было возможно, достаточно, чтобы вкусная красная и хрустящая морковка все время маячила перед нашим носом. Лично я давно разлюбил морковку. Вы, Рубен, очевидно тоже. Это радует.

    Понравилась ваша статья. Сейчас действительно все хотят того, что есть у других, или даже то, что диктует мода. Модно менять айфон каждые полгода? Значит будут менять на свежую модель. Когда он только выходит все просто как сумашедшие бегут за новыми моделями покупать их по бешенной цене, хотя через месяц эта модель будет стоить уже раза в два дешевле.

    • Дмитрий, согласен. Мы не находим внутри себя опоры — внутреннего счастья. Поэтому пытаемся заместить эту пустоту внешними атрибутами. Только они тоже не приносят желаемого. Ну, может, чуть-чуть, пару дней после покупки. А дальше — все возвращается снова.
      Что делать? Разбираться в себе, в своих истинных желаниях. Искать счастье внутри себя, а не снаружи. Искать себя и свое истинное предназначение. Как бы ни банально это звучало.

    «Почему то я уверен, что рано или поздно все равно потребительской модели общества настанет конец.»
    Вашу уверенность в гибели «потребительской модели» разделяют многие граждане, если не сказать, большинство. Только, позволю себе уточнение — это не «потребительская модель общества» (это частность от более общего, имеющего прикладное значение существенно шире и глубже), а проявление и реализация оккупационных принципов управления обществом, лежащих в основе действующей модели развития, навязанной нам в 1993 году с принятием последней Конституции РФ, как нашей страны, так и во всем мире.
    И, если мы не откажемся от ныне действующей модели развития, нас будут преследовать бесконечные кризисы и глобальные конфликты, логическим итогом чему и будет, как Вы выразились: «Конец будет ждать все человечество».
    В этой связи, позволю облечь в слова две своих мысли:
    1. Единство нации не может наступить «само собой», лишь по результатам декларируемых, издревле известных, традиционных христианских постулатов, и оно не может быть реализовано в обществе без Веры, Веры в Человека, Веры в ближнего своего, как созданных волей Всевышнего по единому Образу и Подобию Божию. А, это, уже относится к области духовно-нравственного воспитания личности и, как следствие, к необходимости создания в этой сфере общественных взаимоотношений светского государства, неких Правил (порядка, кодекса) на законодательном уровне, определяющих единую идеологию поведения граждан.

    2. Патриотизм, как категория нравственности, являющийся, по своей сути, неделимой функцией конституционного понятия «носителя суверенитета и единственного источника власти» в стране, не может быть, исключительно, декларативно-виртуальным определением общенациональной идеи. В решении безусловной задачи обеспечения экономического суверенитета государства и, следовательно, его динамичного, поступательного развития, патриотизм, для каждого гражданина, должен быть законодательно обеспечен (закреплён) правом и возможностями распоряжения его (гражданина) долей в общенародном имуществе, но, без права выдела и отчуждения в натуре, этой, своей доли в праве общей собственности. Каждый гражданин должен иметь возможность, через соответствующий механизм, «осязать» и пользоваться своей долей, чтобы по жизни знать и понимать, в чем конкретно состоит его интерес и, какую часть в общем суверенитете страны он должен, и будет защищать и отстаивать от внутренних и внешних посягательств.
    При соответствующей проработке, подготовке и соблюдении этих условий мы сможем отказаться от действующей, оккупационной системы управления и перейти на доверительные принципы, что и позволит встать на путь динамичного развития.

    Юрий, Вы написали очень верно. Человек втянут в гонку потребления, зачастую, против своей воли. Действительно, производители выпускают товар с определённым сроком службы. И товар, отработав этот срок, выходит из строя. А когда -то, угольные утюги передавались по наследству. Сегодня,вряд ли, кто то станет пользоваться угольным утюгом. Прогресс не остановить. Но не все включаются в гонку за новомодными фишками. Должна быть осознанная необходимость в потреблении. Но как её достичь?

    • Наталья, я уже говорил, что это вирус. Он вокруг нас и мы давно заражены. Что мы можем сделать во время эпидемии гриппа, например?
      1. Сделать заранее прививку. Но в случае с вирусом потребительства это уже не поможет, потому что он уже здесь.
      2. Повысить свой противовирусный иммунитет. Если человек взрослый, свой рецепт я уже предлагал. Повышать свою осознанность. Разбираться в себе, в своих истинных потребностях и желаниях. Искать свою цель в жизни.
      Детям — сложнее. В детском саду и в школе они, возможно, столкнуться с яркими проявлениями статусности со стороны других детей. Это может подстегнуть развитие болезни. Тогда родителям несдобровать. Вынесут мозг детки. Я думаю, что надо личным примером и словом закладывать в них правильные установки. Книги правильные с ними читать. Фильмы смотреть нормальные. Где рассказывается о проявлении богатой человеческой личности, а не его «надетой» внешней оболочки. Искать примеры в жизни и объяснять им на этих примерах. Как то так.

Алёна и Юрий Виндт

Потребительское отношение к материальному миру

Потребительство - игра «в одни ворота». Цель потребительского существования - создание себе максимально комфортных условий любой ценой, даже ценой собственной жизни. Ведь постоянное притекание энергий в виде вещей, денег и т. д. распирает маленький мирок, пока тот не лопается, как воздушный шар. Взамен потребитель ничего не даёт окружающему миру.

Основа потребительства - признание собственной обездоленности, слабости и беспомощности, и получение удовольствия от нахождения в этих состояниях. Делать ничего не надо, ведь заранее известно, что ничего не получится. А другая сторона этого комплекса неполноценности - громадная претензия на важность и исключительность своей персоны. Так что окружающие должны осознать, какое им выпало счастье - жить рядом с потребителем и, естественно, исполнять все его прихоти и желания. Потребительское отношение приводит к Долгам. Долги ограничивают возможности человека, постоянно указывая ему на необходимость изменений.

Долг - страж материального Мира, который не даёт потребительству расцветать пышным цветом. Люди ощущают Силу данных обязательств и работают с ними, то есть долги отдают, а обещания выполняют. Невозвращенный Долг - канал, по которому утекает Жизненная Сила. Кроме того, по такому каналу в любой момент у вас могут потребовать энную сумму, и хорошо, если только ту, которую вы задолжали.

Вместо потребительского отношения Человек выстраивает с материальным Миром взаимодействие по принципу сотрудничества и целесообразности. То есть он знает, с какой целью совершает то или иное действие, а вещи наполняет содержанием, и они выполняют свою задачу, усиливая Быт и Социум. Человек излучает Благодарность окружающему, т. к. именно материальный Мир дарит пришедшему сюда физическое тело, способное действовать, творить и созидать.

Махмутов Гамиль

Потребительство, или «Брат-2»

Хотите узнать, что на самом деле является потребительством? Нет? А!!! Значит, вы боитесь, что вас могут разоблачить! Вот скажите мне, пожалуйста, для чего вы ходите на занятия? Знания получать? Хорошо! А ещё для чего? Заниматься? Здорово!!! А как вы думаете, опытом надо делиться? А когда вы последний раз делились опытом?

Представьте себе такую картину: молодой человек проснулся утром и обнаружил, что у него нет нормальной пары носков. В ванной лежат его грязные носки, в шкафу лежат чистые, но дырявые. Что же делать? - Ладно, возьму у своего брата пока, потом отдам как-нибудь. С этими словами он незаметно пробирается в комнату брата и берёт носки из его шкафа. Но оказывается, тот не спал, а просто лежал с закрытыми глазами. И когда первый братан забрался в шкаф - второй брат тихонечко спросил: «Ну и чего ты там забыл?». Но тот не растерялся: «А помнишь, ты надел мою шапку и ничего не сказал?! Так вот, настало время восстановить справедливость!» - сказав так, он внаглую взял носки своего брата и ушёл в свою комнату. Брат-2, конечно же, не стал терпеть такой наглости и пошёл на разборки! Далее были слышны лишь крики, шум, грохот и возня…

Брат № 1 поленился постирать и зашить свои носки, и воспользовался чужими. Затем, когда его цапнули, нагло оправдался (хотя такому поступку нет оправдания) и продолжил своё чёрное дело.

Это отдалённо напоминает то, что происходит на наших занятиях. Да-да!!! Вы пришли на занятие, получили знания. На следующее занятие вы приходите так же получать знания, не воспользовавшись первичными. К примеру, у вас дома или на работе появились какие-то проблемы (в случае с братьями это оказались грязные носки). Вы знаете, как справиться с проблемами, но предпочитаете рассказывать об этом другим, чтобы те приняли за вас решение или даже совершили какое-то действие. Вы это оправдываете «дружескими отношениями». И даже если вы понимаете, что поступаете нехорошо, всё равно продолжаете потреблять своего друга, либо инструктора (вообще-то, настоящий инструктор не позволит этого), убеждая себя в правильности своих действий. Возможно, вы считаете, что у вас есть большая внутренняя сила, раз вам удаются манипуляции тем или иным человеком, но на самом деле вами руководит какое-то качество и, манипулируя в первую очередь вами, использует других людей. Получается, что у вас не хватает сил даже справиться с самим собой и остановить это позорище! Может быть, громко сказано, но верно! И знайте, что якобы решив эту ситуацию (проблему), вы не приобрели никакого опыта, кроме опыта потребления. И эта ситуация к вам снова вернётся, потому что вы по-настоящему не решили проблему, а Силы снова вам подсунут такую «бяку», но в более пикантном варианте. И что будет, если не окажется рядом того человека, кем вы воспользовались в прошлый раз? Да к тому же, вдруг тот самый человек тоже решит воспользоваться вашей помощью в этот неподходящий момент и придёт к вам уже со своей проблемой. Вы же не будете рисковать своими дружескими отношениями, не так ли?

Есть такая закономерность: как вы относитесь к окружающему миру, так и он относится к вам. Если вы видите, что у кого-то трудности в чём-то и помогаете справиться с ними, то и вам помогут в трудную минуту. Но это не значит, что надо делать всё за других - стирать и штопать носки!!! Иначе вас могут неправильно понять и вместо вас пойдут на свидание с вашей девушкой!

Если же вы ничего не делаете при виде того, как другие мучаются, запутавшись в своих проблемах, то при возникновении проблем у вас всем так же будет наплевать. Если же вы постоянно пользуетесь чужими вещами, идеями, силами и т. д., создавая другим проблемы, то поразмышляйте, откуда у вас столько проблем.

Итак, выбор за вами…

Постиндустриальная цивилизация характеризуется вопиющим отрывом от человеческой природы и эйфорией от успехов научно-технического прогресса. Парадокс «общества изобилия» заключается в том, что человек, потребляя значительно выше некоторого физиологического минимума, лишает себя дарованных эволюцией преимуществ и здоровья. Современная медицина извлекает прибыль из сложившегося положения вместо того, чтобы заботиться о совершенствовании человеческого вида, направляя его эволюцию с учетом законов Природы.

Порочность сложившейся общественной системы обусловлена разрушением окружающей природной среды, несоразмерным с пользой от чрезмерного потребления. Жизнедеятельность каждого человека страдает и в результате употребления пищевых веществ, несовместимых с нормальным функционированием физиологических систем. Повышение уровня материального «благосостояния» не должно сопровождаться ухудшением жизненно важных показателей окружающей среды: воздуха, воды и пищи. В противном случае технический прогресс становится преступлением против человечества.

Неслучайно «вожди западной цивилизации» навязчиво рекламируют миру уровень потребления, якобы обеспечиваемый «демократией». «Демократизированные» государства становятся рыхлыми, как песок, воспроизводство населения прекращается и их ресурсы можно загребать голыми руками.

Однако более опасными являются «демократические стандарты потребления», внедрение которых является утопическим экспериментом по созданию искусственного человека, подсаженного на мнимые достижения цивилизации. Это приведет к вырождению человеческого вида, поскольку за исторически ничтожный отрезок времени нельзя изменить принципы работы нашего организма.

Кадр из фильма “Чужие среди нас”

По существу общество потребления является тоталитарным, хотя и обходится без харизматического лидера.

«Харизмой» этого общества является потребительская реклама, которая пронизывает все информационное пространство и выключает мышление граждан. Потребитель, изначально формирующий спрос, теперь становится пассивным звеном, так как этот спрос создается искусственно с помощью изощренной рекламы. Предложение производителя, довлеющее над спросом, можно рассматривать как диктатуру потребления. Граждане с умным видом покупают то, что вредно для здоровья или, в лучшем случае, бесполезно. Часто «чтобы соответствовать» они не останавливаются ни перед чем, забывая и о собственном здоровье.

За антиприродный образ жизни «доходяги» – курильщики и автомобилисты – должны расплачиваться не только своим здоровьем, но и налогами в пользу тех, кто не наносит ущерба Природе. Очевидно, что «демократические преобразования» устроили люди жадные, любящие не родную природу, а чужеземное ВТО. Отвязанный пищепром является подельником Капитала, а медицина – его служанкой.

К достижениям ущербной цивилизации, построенной на извлечении прибыли даже из воздуха (потому что дышать становится нечем), следует относиться настороженно и самим позаботиться о своем здоровье. Это позволит не только сохранить его на долгие годы, обеспечив настоящее качество жизни, но и минимизировать материальные затраты.

В этом аспекте интересна и проблема предумышленного физическое и морального изнашивания товаров.Ключевое слово – “предумышленное”, то есть хладнокровно спланированное производителем с тем, чтобы потребители чаще делали покупки.

Соответственно, увеличивается производство товаров – разгоняется промышленный рост. Правда, одновременно ползет вверх и спрос на невозобновляемые ископаемые, стремительно накапливаются отходы. С учетом возрастающего числа покупателей – народу-то прибавляется – дорожает сырье. Следовательно, сами товары тоже дорожают и многим становятся не по карману: приходится либо отказываться от покупки, либо брать потребительский кредит. В итоге производители с банками богатеют, неравенство нарастает, даже аполитичные персоны перебираются в палатки на Уолл-стрит в Нью-Йорке, к собору Св. Павла в Лондоне и т.д.

Опыт использования товаров с намеренно сокращенным сроком службы есть у каждого. Так, некогда производители сменных кассет и одноразовых станков для бритья соревновались в их способности сохранять остроту. Потолка достигли где-то к началу XXI века: лезвия могли служить до года. Ясно, что продажи их мигом упали. В ответ фирмы ухудшили качество стали – состарили изделия физически, и теперь лезвия тупятся за пару недель. Заодно их состарили морально, выпустив свежие модельные линейки. По всему миру мужчины и женщины без конца покупают и новые кассеты, и новые модели станков, щедро рекламируемые за счет, естественно, самих мужчин и женщин. Пластмасс и металлов требуется все больше, они дорожают, кассеты тоже, производители довольно потирают руки.

Ну ладно, лезвия все-таки мелочь. А аккумуляторы – автомобильные, компьютерные, телефонные, для зубных щеток, игрушек, несть им числа? Порой производителю нелегко удержаться от того, чтобы не предусмотреть “своевременного” выхода этой незаменимой штуки из строя. Рынок аккумуляторов цветет и пахнет, а литий, никель, свинец, серная кислота растут в цене, углубляя пропасть между бедными и богатыми. Это – экономический рост? Нет, профанация. А если и рост, то злокачественный.

Или представьте фабрику, которая делает колготки из нервущихся и неистирающихся ниток. Что будет, когда у каждой дамы появятся несколько пар “вечных” колготок? Реализация продукции устремится к нулю, поэтому вывод один: колготки должны быстро рваться! А что принесет массовое производство неизнашиваемых автопокрышек? Грохнется их потребление, остановятся огромные комбинаты по синтезу резины, изготовлению и утилизации шин. Значит, изобретение “вечной” покрышки надо отмониторить, выкупить и засекретить.

“В недрах РЖД есть сопротивление процессу внедрения нанопокрытий и сопряженных технологий обработки колесных пар, – приводит академик Сергей Глазьев пример из отечественной практики. – Мотив здесь очень простой, если колесные пары будут служить в десять раз дольше, чем сейчас, значит, будет меньше спрос на вагоны, что затронет чей-то бизнес”.

Впрочем, на Западе тема изучена гораздо лучше, чем в республиках, которые едва вскарабкались на рыночные рельсы: впервые о предумышленном изнашивании как о стимуляторе экономического роста заговорили в США аж в 1920-х годах. Год назад вышел франко-испанский документальный фильм “Заговор против лампы”, посвященный априорной порче изготовителями утюгов, телевизоров, тостеров, холодильников, стиральных машин, принтеров и прочего ширпотреба. Еще в середине XX века производители лампочек, заключив картельный сговор, снизили срок их работы с более чем 2500 часов до 1000 часов. Примерно в ту же пору (лет этак 60 назад) колготки годились для буксировки автомобиля, однако патент на “вечный капрон” был выкуплен и упрятан:

Вещь, которой нет износа, – катастрофа для предпринимательства.

Разумеется, сказанное актуально не для всех отраслей. Нельзя вообразить предумышленное изнашивание в агропроме – сокращение урожайности, привесов скота, сроков годности еды или ухудшение ее вкуса. То же касается производства вооружений, авто, кораблей и прочего, связанного с безопасностью. Но имеется также область, где придерживание научных открытий – больше чем вредительство. Интернет забит предложениями “уникальных” лекарств от рака, болезнь продолжает свою жатву, и вряд ли найдется не затронутая ею семья. Число “чудо-препаратов” множится, но рак – за редчайшими исключениями – не исцелим. А как вы хотели? Допустим, нашли вакцину или иную панацею вроде витамина В17, и рак исчез, как целый ряд других некогда смертельных болезней. Испарятся ведь и сверхприбыли, которые приносят “чудо-препараты” жуликоватым производителям. А СПИД? За 30 лет после его появления отстроена могучая индустрия по извлечению маржи.

По Земле периодически прокатываются слухи, будто уже найдены действенные средства и от канцера, и от вируса иммунодефицита. Изредка об этом громко заявляют и проводят пресс-конференции, но всякий раз “инфоповод” подозрительно затухает. Остается предположить, что если такие средства и впрямь разработаны, их тут же укрыла тайна и оборвались миллионы жизней. Вопрос вопросов: есть ли способ побороться за эти миллионы?

Потребительство - как историческое явление

Постепенно соответствующие законы о защите прав потребителей были приняты в большом количестве стран.

Потребительство, как характеристика потребления

Критика потребительства

Потребительство в современном мире потребление становится своего рода пагубной зависимостью, развивается ониомания . Для человека, страдающего такой зависимостью, товары теряют собственную значимость и становятся лишь символом причастности к некой общественной группе. Идея возможности достижения социального превосходства через потребление порождает в сознании покупателя веру в то, что сам акт покупки способен доставить большее удовлетворение, нежели собственно продукт, который приобретается. Человеческое счастье ставится в зависимость от уровня потребления, потребление становится целью и смыслом жизни.

Основная критика идеологии потребительства развивается в религиозной среде. С религиозной точки зрения, оно игнорирует духовные ценности, если они вне сферы рыночных отношений, эксплуатирует и поощряет страсти, эмоции, пороки, в то время, как все основные религии призывают к их обузданию, ограничению. Примером критики потребительства в христианстве является энциклика папы римского Иоанна Павла II «Centesimus Annus » (1991), согласно которой потребительство - одно из наиболее опасных следствий радикальной формы капитализма .

Контраргументы сторонников потребительства

Процессы, которые превратно истолковываются как дурновкусие, маниакальный шопинг и показуха, вовсе не сводятся к названным досадным проявлениям. Экономист начала ХХI века Александр Долгин пишет, что «неприятие культурных трендов потребления вызвано тем, что многие в принципе не разобрались в устройстве общества потребления … Современным обществом все активнее управляет некое разумное символическое начало, ничуть не менее властное, чем конкуренция за материальные ресурсы. Из этого вырастают иные жизненные реалии и, под стать им, иная мораль, о которой неверно судить с прежних позиций». Вещи говорят больше, чем о богатстве, одновременно они маркируют вкус, ментальность, социальную принадлежность и прочие качества индивида.

Потребительское общество предоставляет в распоряжение людей сигнальную систему и практики, обслуживающие необходимость в сближении и дистанцировании. Причем эффективность этой сигнальной системы зависит от скорости, трудоемкости и полноты взаимного «просвечивания». А это, в свою очередь, влияет на качество окружения, в котором живут люди, на качество коммуникаций и, в конечном счете, на качество жизни.

Демонстративная трата - как залог предсказуемости и основа доверия со стороны потенциальных партнеров

Траты напоказ бытовали испокон веков, и видеть в них пустое фанфаронство наивно (как в принципе неверно отказывать в содержательности любым устойчивым социальным практикам). Вожди, удачливые купцы и фабриканты, военные и юристы - все время от времени прибегали к нефункциональной трате. При этом они не потакали своим капризам, а действовали более чем здраво - создавали о себе необходимое для дела впечатление с помощью антуража, а когда требовалось - широких жестов.

Демонстративная трата работает как залог предсказуемости и основа доверия со стороны потенциальных партнеров. (К слову, в основе имиджевой рекламы тоже лежит логика задатка: тот, кто не производит гарантированно хорошую продукцию, не станет тратиться на свое паблисити, ведь, сделав плохой товар узнаваемым, его, как правило, трудней продать. Покупатели считывают этот сигнал на уровне подсознания.) Такова фундаментальная логика траты как превентивной жертвы - она лишь кажется необязательной, на деле это инвестиция в информацию о будущем, в доверие.

Кто есть кто и стоит ли иметь дело с этим человеком

Статусная трата - почти императив для подавляющего большинства членов общества. Она точнейшим образом маркирует, кто есть кто и стоит ли иметь дело с этим человеком. Логика статусов родилась не вчера, но раньше она наиболее заметно затрагивала верхушку общества. Для средних слоев предназначались вещи попроще, а низшим разнообразие было не по карману. Сословный диктат в одежде был нужен затем, что сегодня достигается без принуждения, - чтобы сразу было видно, кто есть кто.

Информационное общество и гуманизм потребительской культуры

В информационном обществе игра в показное потребление стала всенародной. На кону стоят не только имущественные статусы, но и множество характеристик личности. Все страны на своем уровне вовлечены в складывание и разгадывание тех же шифров и семиотических кроссвордов, что и состоятельная публика. Причем для всякого уровня запросов обеспечен свой потребительский минимум. Так, среди наиболее массовых и потому дешевых продуктов пиво плюс чипсы плюс футбол, а также музыка, интернет-серфинг, кино, компьютерные игры… - все, что позволяет, как минимум, заполнить время, спастись от его невыносимой тягучести.

Желающим перейти в более высокую лигу пути, как правило, закрыты ограниченностью ресурсов и неравноценной оплатой труда, что, во многом, и является катализатором роста преступности. Потребительская культура по-прежнему не может удовлетворить весь спрос (поскольку он непрерывно растет), но, при этом, провоцирует общественное расслоение ещё сильнее, чем в прошлые времена.

Поэтому пенять кому-то на его, условно говоря, попкорн - это не понимать, что именно благодаря ему ты отличаешь своих от чужих (либо, напротив, бравировать своим пониманием).

Примечания

Литература

  • Долгин А. Б. Экономика символического обмена. M.: Инфра-М, 2006-632 стр.
  • Долгин А. Б. Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка. M.: «АСТ», 2010. - 256 c.
  • Ильин В. И. Потребление как дискурс. СПб: Интерсоцис, 2008.
  • Ильин В. И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса. Социальная структурация повседневности общества потребления. СПб: Интерсоцис, 2007.
  • Ванн Д., Нэйлор Т. Х., Де Грааф Дж. . Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру . Екатеринбург: Ультра.Культура , 2005. ISBN 5-9681-0070-2

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Потребительство" в других словарях:

    Иждивенство, иждивенчество Словарь русских синонимов. потребительство сущ., кол во синонимов: 4 иждивенство (3) … Словарь синонимов

    потребительство - потреб ительство, а … Русский орфографический словарь

    А; ср. Неодобр. Стремление только к удовлетворению своих потребностей. Бороться с потребительством … Энциклопедический словарь

    ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО - совокупность регулятивных идей, ожиданий и настроений, ориентирующих поведение, стиль жизни и отношений, где ведущей установкой деятельности выступает стремление к престижному потреблению, к получению максимума наслаждений и развлечений. П.,… … Словарь по этике

    потребительство - а; ср.; неодобр. Стремление только к удовлетворению своих потребностей. Бороться с потребительством … Словарь многих выражений

    Идеи и теории Спектакль · Энафизм · Культура глушения · Корпоративная преступность · Предвзятость СМИ · День без покупок · Альтернативная культура · Опрощение · … Википедия

    Общество потребления (англ. Consumer society) метафора, обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением… … Википедия

    Необходимо проверить качество перевода и привести статью в соответствие со стилистическими правилами Википедии. Вы можете помочь … Википедия

    Нахлебничество, потребительство, иждивенчество Словарь русских синонимов. иждивенство сущ., кол во синонимов: 3 иждивенчество (3) … Словарь синонимов

Книги

  • Круто! Как подсознательное стремление выделиться правит экономикой и формирует облик нашего мира , Анетт Асп, Стивен Кварц. Цитата "Согласно доктрине консюмеризма, без одежды вы не просто голы - вы бессмысленны. Это объясняется тем, что в потребительской культуре вещи живут двойной жизнью, будучи, с одной стороны,…

 

Возможно, будет полезно почитать: