Профессия машинист: основные плюсы и минусы выбора. Помощник машиниста: все о профессии Какой человек может стать помощник машиниста

Помощник машиниста, на первый взгляд, не такая заметная и престижная специальность. Как и второго пилота в самолете, его по праву считают "тенью" своего руководителя. Однако важность этой должности сложно переоценить. Прямая обязанность помощника - пристально следить за всеми действиями машиниста, фиксировать обозначения различных сигналов, команд, следить за исправностью оборудования, контролировать показания имеющихся приборов.

Если упустить хотя бы одну из этих важных деталей, последствия могут быть непредсказуемы. Так же, как и машинист, его помощник несет большую нагрузку и ответственность за сотни пассажиров. Всё, что по какой-то причине может не заметить основной специалист, должен учесть его заместитель.

Помощник машиниста обязан иметь достаточно высокую квалификацию и при возникновении непредвиденных ситуаций оперативно заменить руководителя. При этом он должен своевременно сообщить обо всём случившемся дежурному сотруднику диспетчерской службы, а также сигнализировать о происшествии командам остальных поездов во избежание серьезных недоразумений в пути.

Профессия помощник машиниста - плюсы и минусы

Как и в любой другой деятельности, в профессии машиниста есть как свои преимущества, так и недостатки. Положительным фактором является престижность и востребованность данной специальности. Отбор помощников машинистов достаточно жесткий и не всякий желающий может попасть в число кандидатов на эту должность. Человек должен обладать предельной внимательностью и высокой скоростью реакции. Хорошая физическая форма в сочетании с профессиональными навыками - основные требования, предъявляемые к претендентам.

Среди плюсов можно отметить и относительно высокую зарплату, различные социальные пакеты, которыми обеспечивает своих сотрудников большинство железнодорожных предприятий.

Есть и определенные минусы в профессии помощника машиниста. Из-за чрезмерной ответственности и постоянных нагрузок такие люди подвержены стрессам и связанным с этим заболеваниям. Также ненормированный рабочий график и частые командировки могут негативно сказаться на личной жизни, не каждая семья способна выдержать подобные испытания.

Профессия помощник машиниста - востребованность

Профессия помощник машиниста считается одной из популярных, с каждым годом количество желающих обучиться данной специальности только увеличивается. Любая железная дорога, как правило, предпочитает заниматься взращиванием собственной команды специалистов самостоятельно, подходя к процессу обучения постепенно и основательно. В послевоенное время востребованность данной профессии был особенно велик, это, прежде всего, было связано с появлением новых образцов железнодорожных составов. Сегодня современные технологии также не стоят на месте, поэтому требования к квалифицированным специалистам также увеличиваются.

Помощник машиниста - обучение

Профессию помощника машиниста в России в своё время осваивали коренные жители в то время, как сами машинисты, как правило, были иностранцами. Бывали случаи, когда в случае возникновения серьезной опасности на дороге основной руководитель поспешно ретировался из локомотива, оставляя за себя помощника, которому приходилось прилагать все свои умения, чтобы выжить в экстремальной ситуации и спасти всех остальных. Таким образом, помощник получал "боевое крещение" и на практике совершенствовал все свои теоретические знания.

Сегодня освоить специальность помощника машиниста можно в специализированных институтах. Даже спустя какое-то время после прохождения практики знание теории проверяется регулярно.

Зарплата помощника машиниста

График работы помощника машиниста, как правило, не нормирован. Сложные условия труда, высокие нагрузки на работе - всё это со временем негативно сказывается на здоровье и требует соответствующей оплаты. Как и любой член команды железнодорожников такой специалист должен быть всегда готов к любым трудностям и испытаниям. Зарплата помощника машиниста зависит как от степени квалификации специалиста, так и от маршрута следования поезда. В среднем она составляет около 20-30 тысяч рублей.

Возможно Вас заинтересуют.

Управление электропоездом требует предельной концентрации и внимания, однако, зачастую с этими обязанностями невозможно справиться в одиночку. Именно поэтому подвижным составом на железной дороге обычно управляют два человека – машинист и его помощник.

Суть работы и обязанности помощника машиниста электропоезда

У помощников машиниста на российской железной дороге как правило три основных специализации. Различают работников, которые управляют тепловозами (локомотивами на дизельной тяге), электровозами (локомотивы на постоянном и переменном токе), электропоездами (специальные составы на электрическом ходу для перевозки пассажиров).

Электропоезд (или в простонародье - электричка) используется в основном для пригородного или междугороднего сообщения. В крупных мегаполисах также бывают городские электрички. Кроме того, составы метро также относятся к электропоездам.

От прочих видов поездов электрички отличает интенсивная эксплуатация, им приходится двигаться по наиболее загруженным участкам железных дорог. А это требует особого профессионализма от экипажа.

Объясним простыми словами, чем занимается помощник машиниста электропоезда. Если коротко: он «глаза и уши» машиниста. Помощник во время движения должен вслух, внятно и четко дублировать знаки и сигналы, команды диспетчера. Он подсказывает машинисту обстановку по маршруту и стремится сделать так, чтобы «рулевой» ничего не упустил из виду.

Кроме того, у помощника машиниста электропоезда масса иных обязанностей:

    Техническое обслуживание механизмов поезда (тормозная система, электрика, механизмы);

    Приемка и сдача электропоезда перед началом и после смены;

    Смазка узлов и деталей, подготовка состава к работе;

    Объявление информации для пассажиров (остановки, объявления);

    Наблюдение за безопасностью посадки и высадки пассажиров.

Следует отметить, что не на всех электричках есть помощники, в некоторых современных составах их заменила автоматика. Однако ещё полно поездов, где без этой должности не обойтись. Кроме того, в случае чрезвычайных обстоятельств помощник способен подменить машиниста и довести поезд до конечного пункта.

Требования к навыкам помощника машиниста электропоезда

В метро и на железной дороге не бывает выходных дней или праздников. Так что стандартная рабочая неделя машиниста электропоезда и его помощника отличается от обычной.

По закону экипаж должен работать не более 12 часов подряд – такова стандартная рабочая смена. Затем обязательно должны следовать как минимум сутки отдыха, запрещается работать более двух суток подряд. При этом такие правила применяются и для экипажей пригородных электричек, и для поездов метрополитена. На практике же, конечно, все по-разному и переработки на железной дороге, к сожалению, далеко не редкость.

Условия труда у помощника машиниста всегда довольно жесткие, независимо от того, на каком составе он работает. При этом управление электричкой накладывает дополнительные обязанности.

    Пригородное сообщение более интенсивное и требует особой внимательности для соблюдения графика;

    Речь идет о перевозке людей, а это всегда дополнительная ответственность;

    Очень много пересечений с автомобильными дорогами, необходимо проявлять внимательность из-за опасности ДТП.

    Человеческий фактор. Много людей, переходящих пути в неположенном месте, неадекватных пассажиров.

Одним словом, у работников железной дороги всегда полно обязанностей, их труд всегда сопряжен с высокой ответственностью и опасностью.

Помощник машиниста электропоезда должен быть внимательным, дисциплинированным, аккуратным и исполнительным. Ему следует всегда четко выполнять команды диспетчеров и машиниста, активно смотреть по сторонам и следить за обстановкой.

Что должен знать помощник машиниста электропоезда:

    слесарное дело и основы электротехники;

    правила проведения ремонта подвижного состава, а также способы устранения различных неисправностей;

    правила сцепки/расцепки вагонов;

    путевые знаки и сигналы на железной дороге;

    инструкцию по движению поездов (ИДП);

    инструкцию по сигнализации (ИПС);

    график движения поездов по маршруту следования.

Где выучиться на машиниста электропоезда

В России немало учебных заведений, которые готовят специалистов для железной дороги. Техникумы и колледжи данного направления есть во всех крупных городах. Однако, если вы хотите работать в метро, выбор учебного заведения уже гораздо меньше. Как правило, они находятся в городах с собственным метрополитеном. Есть колледжи в Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске. Разумеется, есть таковые в Москве и Санкт-Петербурге.

Чтобы получить специальность машиниста электропоезда, нужно окончить 9 или 11 классов и получить аттестат о среднем образовании. Сроки обучения при этом будут составлять 4 или 2,5 года соответственно.

Альтернативный вариант – пройти курсы и стажировку непосредственно в депо, однако, для этого все равно необходимо иметь среднее специальное образование слесаря подвижного состава не ниже 3 разряда.

Однако, чтобы устроиться на железную дорогу, мало окончить обучение и сдать выпускной экзамен. Для приема на работу помощнику машиниста потребуется:

    пройти медицинскую комиссию и получить положительное заключение врачей (в том числе психиатра);

    пройти обязательную производственную практику в качестве слесаря подвижного состава в депо;

    пройти 14-дневную стажировку под руководством машиниста-инструктора.

На железной дороге всегда жесткий профотбор и серьезное обучение, так что без специальных знаний на должность помощника машиниста электропоезда не попасть.

Сколько получают помощники машиниста электропоезда

Уровень зарплат помощника машиниста электропоезда очень сильно зависит от места работы. Так, при работе в Москве он может рассчитывать в среднем на 60 тысяч рублей. В других городах зарплаты существенно ниже – от 35 до 40 тысяч рублей без учета премий.

Плюсы и минусы профессии помощника машиниста электропоезда

У работы помощника машиниста электропоезда есть свои преимущества :

    стабильная заработная плата и официальное трудоустройство;

    полный социальный пакет, бесплатное медицинское обслуживание, льготы и ранний выход на пенсию (55 лет);

    востребованность на рынке труда.

Минусы , однако, существенно перекрывают плюсы:

    невысокая заработная плата;

    отсутствие карьерного роста;

    напряженный график работы;

    высокая ответственность;

    вред для здоровья;

    производственные риски (несчастные случаи, ДТП).

Железная дорога – сложный инфраструктурный объект. Он требует неусыпного надзора и ответственности. И наиболее сложные обязанности – у тех, кто водят поезда. То есть у машинистов подвижного состава (локомотивов). Обязанностей у них много и далеко не каждый может справиться с ними в одиночку. Именно поэтому на железной дороге существует должность помощника машиниста.

Помощник машиниста электровоза и его обязанности

По закону каждый машинист может управлять каким-либо одним видом локомотивов: на электрической тяге, либо на дизельной. Отдельные машинисты также водят электрички или подвижной состав в метро. Впрочем, есть отдельные специалисты с большим стажем и опытом, которые имеют все допуски и умеют управлять любым видом транспорта. Однако их сравнительно немного.

Точно так же узкая специализация касается и помощников машиниста. Фактически он управляет локомотивом наравне с машинистом и должен досконально разбираться в устройстве техники.

Обязанности машиниста электровоза перечислены в нормативно-производственной документации:

    техническое обслуживание механизмов электровоза (тормозной системы, электрического оборудования и т.д.);

    смазка узлов и деталей локомотива, подготовка к рейсу;

    сцепка и расцепка локомотива;

    помощь машинисту в маневровых работах;

    наблюдение за приборами и обстановкой на путях во время движения;

    подача установленных сигналов, выполнение распоряжений диспетчеров по ходу следования поезда;

    работа по устранению неисправностей и поломок электровоза во время пути.

По сути помощник машиниста электровоза – это полноценный и незаменимый член команды, без которого работа по управлению составом просто невозможна. Далеко не у всех машинистов есть квалификация, чтобы управлять электровозом в одно лицо. Это очень подготовленные и опытные работники с большим стажем, их на железной дороге очень немного.

Условия труда помощника машиниста электровоза

Обязанности помощника машиниста электровоза, как видим, крайне многообразны. При этом сама работа отличается крайней напряженностью и суровыми условиями труда.

Смена экипажа электровоза начинается с приемки подвижного состава. Машинист и его помощник должны осмотреть машину на предмет исправности, подписать акт приемки у предыдущей смены и подготовить её к работе.

Затем локомотив выезжает на маршрут, цепляет состав и выезжает по пути следования. Наиболее трудная часть работы – двигаться по графику, выполняя распоряжения диспетчера, и при этом следить за обстановкой на путях, чтобы не допустить аварии.

Как отмечают помощники машиниста электровоза, работа в экипаже крайне неблагодарная и нервная. Нужно заполнять много бумаг и формуляров, строго соблюдать все должностные инструкции, регулярно посещать курсы и тренинги по безопасности. Кроме того, именно ты несешь личную ответственность за состояние поезда.

Работа на электровозе плохо сказывается на здоровье. В число вредных факторов включаются:

  • электромагнитное воздействие от двигателя, контактных линий;
  • напряженный график (12-часовая смена, постоянные переработки);

    тяжелый трудовой процесс (много физической работы по техобслуживанию и ремонту локомотива).

Что нужно, чтобы устроиться помощником машиниста электровоза

Понятно, что при таких требованиях к соискателям на должность помощника машиниста предъявляются весьма жесткие требования. В первую очередь он должен:

  1. быть годным по состоянию здоровья, пройти медицинскую комиссию и получить положительное заключение. Впоследствии придется регулярно проходить медицинские обследования, в том числе у психиатра;
  2. окончить курс в учебном заведении СПО (колледж, техникум) и сдать квалификационный экзамен. Необходимо свидетельство помощника машиниста электровоза;

    пройти производственную практику по специальности слесаря-ремонтника электровозов;

    пройти обязательную стажировку (как правило 14 дней);

    иметь допуск по электробезопасности V группы.

Что касается навыков и личных качеств, то от помощника машиниста электровоза требуются дисциплинированность, безукоризненное соблюдение правил на железной дороге, обязательность, выносливость и трудолюбие. Помощник машиниста электровоза также должен отлично разбираться в технике и быть в целом технически подкованным специалистом. От него требуются знания технической документации, нормативно-правовых актов по управлению подвижным составом, инструкций по сигнализации на железной дороге и множество иных навыков.

Вакансии помощников машиниста электровоза и уровень заработной платы

Специальность помощника машиниста электровоза довольно востребована на рынке труда, однако, уровень зарплат оставляет желать лучшего. Квалифицированный работник может рассчитывать в лучшем случае на 30 – 36 тысяч рублей при условии как минимум двухлетнего стажа работы. Также труд на железной дороге предполагает и премиальные выплаты, но выдают их далеко не каждый месяц (как правило, раз в квартал).

Плюсы и минусы работы помощника машиниста электровоза

У данной профессии есть свои плюсы :

    стабильная заработная плата и официальное трудоустройство;

    бесплатное медицинское обслуживание за счет РЖД;

    ранний выход на пенсию;

    льготы при путешествиях по железной дороге.

А вот минусы гораздо более существенны:

  • низкий уровень заработной платы;
  • отсутствие карьерного роста (можно только переучиться в машиниста);

    вредные и тяжелые условия труда;

    напряженный график работы, постоянные переработки;

    высокая ответственность;

    высокие производственные риски (травмы и несчастные случаи при работе с техникой, ДТП).

Машинист поезда - железнодорожник, управляющий пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначения. Машинист ведёт поезд, управляя локомотивом. Профессия подходит тем, кого интересует физика и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Поезда различаются по типам локомотива (тепловоз/электровоз), а также по дальности и назначению маршрутов. Например, поезда дальнего следования могут возить грузы и пассажиров на тысячи километров, тогда как пригородная электричка не покидает пределов области и совершает несколько поездок в день. Свои железные дороги и поезда имеются на крупных промышленных предприятиях (заводах, шахтах, рудниках) - маршруты таких поездов ещё короче.

И каждый тип поезда требует от машиниста особой подготовки.

Машинист должен вести поезд точно по графику, соблюдая правила движения, сигналы семафора и т.д. Маршрут следования поезда практически неизменен. Однако ситуация на дороге меняется постоянно. Она может зависеть от погоды, от загруженности поезда, от других участников движения. Например, застрявший на путях грузовик, требует немедленного реагирования.

Движение на огромной скорости часто связано с неожиданными событиями. Дорожная обстановка, дорожные знаки, показания приборов в кабине - всё это требует постоянного напряжённого внимания. Поэтому машинист дальнего следования всегда работает с ассистентом (помощником машиниста, который также со временем может стать машинистом). На паровозах в состав бригады входит кочегар - он обеспечивает работу паровоза, подбрасывая топливо. Однако паровозы в наши дни - большая редкость. В некоторых случаях (например, в метро) машинист работает в одиночку.

Дальние маршруты поездов делятся на участки. А машинист обычно является знатоком одного из участков пути. На одной из станций одну бригаду локомотива сменяет другая и ведёт поезд дальше. Старая бригада отдыхает в гостинице и снова занимает своё место, когда приходит пора вести поезд обратно.

Машинисты местных линий или метрополитена также нуждаются в полноценном отдыхе. Например, в метрополитене у машинистов есть специальные комнаты отдыха, где можно поспать после смены и перед началом нового дня, если по графику дежурств машинисту предстоит утром вывести поезд на линию.

Рабочее место

Железные дороги, метрополитен, крупные заводы, шахты и пр. предприятия, использующие железнодорожные пути для внутреннего перемещения грузов.

Оплата труда

Зарплата на 08.08.2019

Россия 40000—90000 ₽

Москва 57000—103000 ₽

Важные качества

Уверенность в себе, высокое чувство ответственности, быстрая реакция, способность концентрировать внимание, хорошее зрение (в том числе цветовое зрение), острый слух. Болезни сердца, сосудов, центральной нервной системы, бронхиальная астма, нарушения вестибулярного аппарата, проблемы опорно-двигательного аппарата, ограничивающие движение, противопоказаны при такой работе.

Знания и навыки

Необходимо уметь управлять локомотивом, проводить небольшие слесарные работы, пользоваться радиосвязью. Знать устройство локомотива, правила движения на железной дороге.

Где учиться на Машиниста поезда (образование)

Начальное профессиональное образование (НПО)

В одном из железнодорожных колледжах можно получить профессии:

  • «Помощник машиниста локомотива»;
  • «Помощник машиниста тепловоза»;
  • «Помощник машиниста электровоза».

Среднее профессиональное образование (СПО)

В колледжах и техникумах можно получить специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Квалификация «Техник».

Обучение по месту работы

Для работы в метро можно устроиться в депо (на линию метро) и там пройти обучение профессии машиниста. Сначала проводится слесарная практика, затем будущий машинист изучает оборудование электропоезда и учится управлять поездом. В московском метрополитене для ускорения процесса используют тренажёры.

Многие наши читатели оказываются в электричках два раза в день, отправляясь из дома на работу, а потом обратно. Мы пообщались с машинистом электропоезда Рафаэлем Османовым и расспросили его о том, как живут и работают представители этой профессии. А еще о плюсах и минусах специальности.

Про путь к профессии

Когда я был маленьким, я даже не думал, что буду работать на железной дороге. Все получилось, по сути, случайно. Мне предложили поступить на бесплатное обучение по специальности “Помощник машиниста”. Я согласился. Так и началась моя карьера. После учебы устроился слесарем локомотива депо. Затем получил все слесарные разряды, стал техником, а потом и мастером цеха. В конце концов дослужился до главного технолога. Когда кабинетная жизнь поднадоела, перевелся в помощники машиниста. После 7 месяцев меня отправили на курсы машинистов, по окончании учебы я устроился на данную должность. И с тех пор я ношу гордое звание машиниста электропоезда в крупнейшей российской компании – РЖД.

Про учебу

Кто-то считает, что учиться на машиниста не так сложно. Думают: “что там делать, машина сама за тебя сделает все”. Но это не так. И работать сложно, и учиться нелегко. А сдавать выпускной экзамен так вообще! Принимают несколько преподавателей разных специальностей. Так еще и кто-то из ревизорского аппарата: это контролирующий орган железной дороги. В билетах по 7 вопросов, а дополнительно спрашивать могут все члены комиссии. И верхнего предела нет, задавать вопросы они могут до бесконечности, и надо быть готовым отвечать.

Про рабочие будни

Будни машинистов выглядят примерно одинаково. Рабочий день всегда начинается с прохождения медкомиссии. Нам проверяют пульс, давление и другие показатели. Обязательно проходим алкометрию – тест на уровень алкоголя. Затем идет непосредственно сама работа. А вечером снова проверка состояния здоровья. Работа действительно физически нелегкая, так что по домам нас развозит дежурная машина.

Помощник машиниста и машинист

Вместе с машинистом в кабине всегда находится помощник. У него, по сути, такие же права, как и у машиниста. И в случае непредвиденной ситуации помощник подменяет машиниста. У меня с напарниками отношения отличные. Как с друзьями, товарищами. В общем, полное взаимопонимание!

Наезд и сотрясение мозга

Самое страшное, что происходило со мной за все это время, – это наезд на человека. Парень шел вдоль хода следования поезда в наушниках. Вообще не реагировал на сигналы, а потом так и просто приблизился к поезду! Я сделал что мог, применив экстренное торможение, да так, что поезд проехал вперед еще на два вагона!

В результате небольшое столкновение все же произошло. К счастью, удар был по касательной, и парень остался жив. Отделался сотрясением мозга. Мы с коллегами хотели приехать навестить его в больнице. Но когда мы туда добрались, его уже выписали. Так что все закончилось хорошо. Естественно, после этого случая велось расследование, чтобы установить, не было ли в этом инциденте моей вины. Но комиссия постановила, что я сделал все что мог. Неприятно, конечно. Ну а что поделать?

Самое приятное в работе

Есть в нашей работе, конечно, и приятные моменты. Например, когда едешь по городу, а дети с улицы машут тебе руками, глядя в кабину.

Про любовь к профессии

В школе и потом на курсах мне нравились история, литература, география – в общем, гуманитарные науки. Но я все же выбрал другую профессию. Почему? Наверное, она привлекла меня своей уникальностью. Я не просто перевожу людей из точки А в точку Б. Я ведь помогаю передвигаться по городам. И при этом на мне огромная ответственность за жизнь и здоровье!

 

Возможно, будет полезно почитать: