Розовый мир российских императриц. Императорский парфюм: Николай II любил легкие одеколоны, а его супруга – тяжелые цветочные ароматы Любимые цветы императрицы александры федоровны

Ко дню рождения последней русской императрицы

Она так любила цветы, что почти все ее фотографии сделаны на фоне букетов. Розы окружали Александру Федоровну везде - В Петербурге, в Крыму, в Европе.

В цветах Александра Федоровна обожала ароматы. Именно поэтому больше всего она любила сирень, лилии, магнолии, глицинии, рододендроны, фрезии и фиалки.

Генрих фон Ангели. Императрица Александра Федоровна. 1896.

Страсть императрицы к цветам отмечала в своих воспоминаниях Юлия (Лили) Ден, подруга Александры Федоровны:

«Гостиная Ее Величества, известная как Лиловый будуар Императрицы, представляла собой чудную комнату, где можно было наблюдать пристрастие хозяйки ко всем оттенкам лилового цвета. Весной и в зимнее время воздух в ней был пронизан ароматами сирени и ландышей, которые целыми корзинами присылали во Дворец с Ривьеры... Вторая гостиная представляла собой просторную комнату, где предметы убранства и обивка мебели были всех оттенков зеленого цвета. По желанию Ее Величества в углу была пристроена небольшая лесенка и антресоли, которые весной утопали в фиалках».

В Лиловой гостиной. Фото начала XX в.

Композиции из сирени (сирень и ландыши императрица любила больше всего) украшали также Палисандровую и Кленовую гостиные. Ежедневно букеты привозили из Царскосельской оранжереи, корзинами доставляли из Ливадии. Сезон сирени, фиалок и ландышей сменялся царством лилий и роз. Балкон антресолей Кленовой гостиной утопал в цветах фрезий и рододендронов. Из духов Александра Федоровна предпочитала «Белую Розу» (White Rose) фабрики «Аткинсон», в качестве туалетной воды она использовала «Вербену».

Этикетка духов фирмы «Аткинсон». 1907 г.

Александра Федоровна круглый год дарила букеты из цветов, плодов и растений из оранжереи при Александровском дворце своим друзьям, слугам, раненым солдатам, родственникам, художникам и писателям. Императрица с дочерьми получали десятки букетов каждый день от разных людей и учреждений из всей России. Эти цветы, как правило, украшенные лентами с надписями, были выставлены на столах за пределами спален императорской семьи. Если цветочные композиции нравились особенно, их ставили в комнатах. Оставшиеся букеты стояли в залах дворца или отправлялись в больницы и церкви Царского Села. Каждый, кто присылал цветы императорской семье, получал ответ с благодарностью, а иногда и подарки.

Когда присланные цветы увядали, императрица не выбрасывала ленты, приложенные к ним, а, придавая им особый смысл, собирала и вешала в своей спальне на крючке у двери в Лиловый будуар.

В подвалах дворца существовало специальное помещение, где хранились срезанные цветы для аранжировки. Личный флорист Александры Федоровны составлял рукописные карточки с описанием цветов в букетах и корзинах, которые создавались для личных апартаментов семьи.

Особая любовь Александры Федоровны к сирени отразилась на общем фоне Лилового будуара. Он был создан декоратором Романом Мельцером по цвету сиреневой ветки, которую императрица дала ему для образца.

Сирени бывают разных цветов, некоторые из них славятся сильным ароматом, другие - уникальной формой цветка. Конечно, императорские теплицы, искусственно ускоряя цветение кустов, поставляли сирень в горшках и кадках во дворец почти круглый год, но эти цветы не имели того необыкновенного аромата, которым напоен воздух во время естественного цветения на улице. Да и доставка горшечных растений из теплиц в те времена была еще очень ненадежным делом. Хотя теплицы находились недалеко от дворца, любое растение при перевозке в зимние месяцы могло замерзнуть. Для защиты растений в этих случаях оборудовались специальные камеры и отапливаемые вагоны.

Иногда требовались десятки рабочих, чтобы привезти императрице цветы в целости и сохранности, поэтому доставка крупных партий из оранжерей была большим событием во дворце. Высокие растения загружали прямо через окна, используя транспортные подъемники. Затем их нужно было поставить в указанные места, не повредив дорогой паркет, не разбив многочисленные фарфоровые вазы, стоящие тут и там, не зацепив золоченую мебель и другие произведения искусства. Но и после установки каждому растению необходимо было обеспечить соответствующий температурный режим и влажность. В случае заболевания растений их лечили, как собственных детей.

Все эти сложности доставляли немало хлопот и волнений императрице и ее дочерям. Поэтому, когда было решено строить в Ливадии новый дворец, эта весть была воспринята всеми с большим воодушевлением. При строительстве дворца архитектор Н.П.Краснов особое внимание уделил цветочному обрамлению здания. Здесь мы вновь вернемся к розам, поскольку именно они стали главным компонентом цветочной рамы нового дворца.

Императрице особенно нравились белые розы сорта ‘Фрау Карл Друшки’ и очень ароматный сорт ‘Баронесса Ротшильд’.

‘Frau Karl Druschki’ (P. Lambert, Germany, 1901)

‘Baroness Rothschild’ (J. Pernet (père), France, 1868)

Именно роза ‘Фрау Карл Друшки’ росла в Итальянском дворике.

Розы в Итальянском дворике в Ливадии

Конечно, были и другие популярные сорта - ‘La France’, ‘Reve d’Or’, ‘Alberic Barbier’ и другие. Однако в Ливадии росли и совершенно особые розы. Это были сорта, посвященные императрице Александре Федоровне. К сожалению, они до нашего времени не сохранились.

Одна из этих роз называется ‘Императрица Александра Федоровна’ - ‘Impératrice Alexandra Feodorowna’ (T, L.Lévèque, 1896). Относится она к группе чайных роз, имеет светло-желтые цветы с розовым или персиковым центром, которые располагаются поодиночке на невысоком кусте (высотой до 60 см). Листва зелено-голубая. Именно эта роза изображена на двух портретах 1896 года.

А.Мюллер-Норден. Потрет императрицы Александры Федоровны. 1896 г.

Этот факт чрезвычайно важен, поскольку ни фотографии, ни рисунка, ни самой розы не сохранилось. Таким образом, по изображениям розы на портретах, возможно, удастся отыскать сорт в каком-нибудь европейском розарии. И еще одно отвлечение. Мы не исключаем, что на картине Александры Шнейдер 1908 года «Розы в Ливадии» изображен сорт ‘Императрица Александра Федоровна’, ведь именно в это время роза росла в Ливадии.

А.Шнейдер. Розы в Ливадии. 1908 г.

Александра Шнейдер, как и другие живописцы того времени - И.Крачковский, Е.Юнге, Ю.Клевер, К.Коровин, великая княгиня Ольга Александровна - изображала розы Крыма на своих полотнах. Для Общины Святой Евгении ею была создана целая серия открыток с цветами России, а на персональной выставке в Петрограде в 1916 году были представлены практически все крымские работы художницы. Среди них было несколько картин с розами Ливадии и Харакса.

Мастерская А.Шнейдер. Фото из журнала «Столица и усадьба» 1917 г.

Вторая роза, названная в честь последней русской императрицы - ‘Александра, императрица России’ - ‘Empress Alexandra of Russia’ (T, William Paul, 1897).

‘Empress Alexandra of Russia’ (T, William Paul, 1897)

Во французском издании «Journal des Roses» 1896 года эта роза описывается так:

«Эта чайная роза - абсолютно новая разновидность и совершенно отлична от тех, что мы имели до настоящего времени.
Окраска цветка - богатый кармин с оттенками оранжевого и огненно-красного цвета.
Цветы большие, полные, шаровидной формы. Куст цветет очень обильно. Цветы прекрасно смотрятся как на кусте, так и в срезанном виде. Листья изящны, куст мощный".
Эта роза уже была представлена на некоторых выставках в Англии, где ею все восхитились; газеты по садоводству расточали ей много похвал.

***

Александра Федоровна (урожденная Алиса Гессенская) – последняя российская императрица, по воспоминаниям современников, тоже обладала мистическими талантами, эти способности ее родные называли «шаманской болезнью». Ей снились пугающие вещные сны, о которых она рассказывала только близким. Один из снов накануне революции - будто корабль отходит, она хочет подняться на борт и протягивает руку, прося помощи... но пассажиры ее не видят... и корабль отходит, оставив царицу одну на берегу.

Императрицу с детства привлекали мистические явления. Как обычно, интерес правителей передается и подданным. В России начала 20 века началась мода на спиритические сеансы, гадателей и магические клубы. Императрица знала о мрачных предсказаниях, которые предрекали крах империи и гибель ее супруга.

Какая из дам вызывает симпатию? (можно несколько вариантов)


Она понимала неизбежность закона равновесия, что удача и счастье рано или поздно сменяются невзгодами. А переживший страдания, обретает счастье. «В жизнь каждого дома, раньше или позже, приходит горький опыт - опыт страданий. Могут быть годы безоблачного счастья, но наверняка будут и горести. Поток, который так долго бежал, подобно веселому ручейку, бегущему при ярком солнечном свете через луга среди цветов, углубляется, темнеет, ныряет в мрачное ущелье или низвергается водопадом» - писала Александра в дневнике.

Роковую роль в судьбе императрицы сыграл колдун Распутин. Можно сказать, российский граф Калиостро, обладавший талантом гипнотизера. Распутин воспользовался тяжелой болезнью царевича Алексея и манипулировал матерью-императрицей. «Пока я жив - с вами ничего не случится. Не будет меня - не станет и вас» - говорил Распутин.

Колдун подозревал, что царская родня захочет избавиться от него, и пригрозил дому Романовых проклятьем. «Чувствую, что я не доживу до первого января… Если в этом замешаны ваши родственники, то ни один из членов царской семьи, то есть ни один из детей или родственников, не проживет более двух лет. Их убьют русские же люди» . Маг не ошибся, месть убийц настигла его. Умирая, Распутин сдержал свое слово… он проклял весь род своих царственных благодетелей, убийцами Распутина были родственники императора.


Царевич Алексей

Распутина убили – князь Феликс Юсупов (был женат на племяннице Николая II и великий князь Дмитрий (кузен Николая II). Молодые люди решили прекратить гипнотическое воздействие колдуна на свою венценосную родню.
Князь Феликс Юсупов однажды на себе испытал гипноз Распутина. «Я постепенно погружался в сонное состояние, словно под действием мощного снотворного. Все, что я мог видеть, - это сверкающие глаза Распутина» - вспоминал князь.

Иностранные романисты пишут, что подлый Распутин наколдовал не только революцию в России, но и Первую мировую войну. Он открыл какие-то адские врата и выпустил в наш мир всякую нечисть.

О печальном финале семьи Романовых было предсказано задолго до Распутина. Накануне смерти император Павел I написал послание потомкам, которое положил в шкатулку и велел вскрыть ровно через сто лет после его смерти. В письме содержалось предсказание монаха Авеля о судьбе царского рода.


Цари гуляли по крышам до того как это стало мейнстримом:)

12 марта 1901 года император и его супруга вскрыли послание из прошлого, которое гласило «На венец терновый сменит он корону царскую, предан будет народом своим, как некогда Сын Божий, в 18 году примет кончину мучительную».

По воспоминаниям царского приближенного С.А Нилуса: «6 января 1903 года у Зимнего дворца при салюте из орудий от Петропавловской крепости одно из орудий оказалось заряженным картечью, и часть ее ударила по беседке, где находилось духовенство и сам государь. Спокойствие, с которым государь отнесся к происшествию, было до того поразительно, что обратило на себя внимание окружавшей его свиты. Он, как говорится, и бровью не повел… «До 18 года я ничего не боюсь», – заметил царь».


Накануне свадьбы, 1894 год

Был и другой ларец с письмом из века 17го, времен отца Петра I – Алексея Тишайшего. Этот подарок царь получил в честь коронации. Текст послания говорил о мрачном пророчестве, что император, который взойдет на трон в конце 19 века, станет последним. Ему суждено искупить все грехи рода.


Свадьба состоялась 14 ноября 1894 года. Александре - 22 года, Николаю - 26 лет.
Отец Николая – император Александр III не дожил до свадьбы сына. Бракосочетание состоялось через неделю после его похорон, решили не откладывать свадьбу по случаю траура. Иностранные гости готовились перейти от скорби по умершему к радости за живых. Скромная свадебная церемония произвела на многих гостей «тягостное впечатление».
Николай писал брату Георгию о своих переживаниях: "День свадьбы был ужасным мучением для нее и меня. Мысль о том, что дорогого, беззаветно любимого нашего Папа не было между нами и что ты далек от семьи и совсем один, не покидала меня во время венчания; нужно было напрячь все свои силы, чтобы не разреветься тут в церкви при всех. Теперь все немного успокоилось – жизнь пошла совсем новая для меня…"


"Я не могу достаточно благодарить Бога за то сокровище, какое он мне послал в виде жены. Я неизмеримо счастлив с моей душкой Аликс и чувствую, что так же счастливо доживем мы до конца жизни нашей" - писал Николай.
Александра тоже была довольна замужеством: «Никогда не предполагала, что могу быть такой абсолютно счастливой в целом мире, так чувствовать единство двух смертных».


Через годы они сохранили былые чувства:
«Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы! Редким семейным счастьем Господь благословил нас; лишь бы суметь в течение оставшейся жизни оказаться достойным столь великой Его милости» - писал Николай.
«Я плачу, как большой ребенок. Я вижу перед собой твои грустные глаза, полные ласки. Шлю тебе мои самые горячие пожелания к завтрашнему дню. В первый раз за 21 год мы проводим этот день не вместе, но как я живо все помню! Мой дорогой мальчик, какое счастье и какую любовь ты дал мне за все эти годы» - из письма Александры.

Монархи редко обретают семейное счастье. Часто закон равновесия мироздания играет злую шутку. Они обрели простое людское счастье, но лишились престола и жизни.


Придворной жизни императрица сторонилась. Она была противоположностью своей светской свекрови – вдовствующей императрице Марии Федоровне, которая легко могла завести беседу и с королем и со слугой. Злые языки называли императрицу Александру «гессенской мухой». Задумчивость императрицы Александры часто принимали за высокомерие.

Князь Феликс Юсупов довольно точно, хоть и жестко описал качества характера императрицы:
"Принцесса Алиса Гессенская явилась в Россию траурную. Царицей она стала, не успев ни освоиться, ни сдружиться с народом, над которым собиралась царить. Но, тотчас оказавшись в центре всеобщего вниманья, она, от природы стеснительная и нервная, и вовсе смутилась и одеревенела. И потому прослыла холодной и черствой. А там и спесивой, и презрительной. Но была у ней вера в особую свою миссию и страстное желанье помочь супругу, потрясенному смертью отца и тяжестью новой роли. Она стала вмешиваться в дела государства. Тут решили, что она вдобавок властолюбива, а государь слаб. Молодая царица поняла, что не понравилась ни двору, ни народу, и совсем замкнулась в себе"


Принцесса Алиса с бабулей - королевой Викторией


Алиса с отцом Людвигом Гессенским


Александра Федоровна и ее дочери не были гламурными белоручками. В годы Первой мировой войны они работали в госпитале сестрами милосердия и даже стали ассистентами при операциях. Медицине их обучала первая в России женщина-хирург - Вера Гедройц. Эта отдельная интересная тема, о которой напишу тоже.

В своем дневнике императрица не писала о своих переживаниях в годы революции. Ее записи продолжают описывать семейный уклад. Даже о высылках и переездах она пишет спокойно, будто речь идет о запланированном царском путешествии.


Как мне кажется, внешне Александра Федоровна похожа на принцессу Диану. Точнее, принцесса Диана похожа на Александру Федоровну, если хронологически.

В дневнике Александры о революционных событиях сделаны краткие записи.
«Ужасные вещи происходят в Санкт-Петербурге. Революция». Февраль 27 Понедельник


Интересное совпадение, что накануне февральской революции Александра Федоровна отслужила панихиду на могиле проклявшего их Распутина, о чем писала в дневнике «С Аней встретили Лили на станции, панихида, могила». На следующий день могила колдуна была осквернена бунтовщиками, а его останки сожжены.

В февральскую революцию императрица находилась в Царском селе, откуда отправила мужу телеграмму «Революция вчера приняла ужасающие размеры… Уступки необходимы. … Много войск перешло на сторону революции. Аликс».

С марта по август 1917 года царская семья жила под домашним арестом в Царском Селе. Потом Романовых перевезли в Тобольск в дом местного губернатора. Здесь Романовы прожили восемь месяцев.


Накануне революции


В революционной ссылке, 1918 год

Царская семья была информационно изолирована от политических событий. По мнению современника Жиляра:
«Одним из наибольших наших лишений во время нашего тобольского заключения было почти полное отсутствие известий. Письма доходили до нас лишь очень неаккуратно и с большим запозданием, что же касается газет, то мы должны были довольствоваться жалким местным листком, печатавшимся на оберточной бумаге; в нем сообщались нам лишь запоздавшие на несколько дней и всего чаще искаженные и урезанные известия. Между тем Государь с тревогой следил за развернувшимися в России событиями. Он понимал, что страна идет к гибели...


Николай II на портрете работы Серова

…Я тогда в первый раз услышал от Государя выражение сожаления об его отречении. Он принял это решение в надежде, что те, кто пожелал его удаления, окажутся способными привести войну к благополучному окончанию и спасти Россию. Он побоялся, чтобы его сопротивление не послужило поводом к гражданской войне в присутствии неприятеля, и не пожелал, чтобы кровь хотя бы одного русского была пролита за него. Но разве за его уходом не воспоследовало в самом скором времени появление Ленина и его сподвижников, платных наемников Германии, преступная пропаганда которых привела армию к развалу и развратила страну? Он страдал теперь при виде того, что его самоотречение оказалось бесполезным и что он, руководствуясь лишь благом своей родины, на самом деле оказал ей плохую услугу своим уходом. Эта мысль стала преследовать его все сильнее и впоследствии сделалась для него причиной великих нравственных терзаний…»

«2-я революция. Временное правителъство смещено. Большевики с Лениным и Троцким во главе. Разместились в Смольном. Зимний дворец сильно поврежден». Октябрь 28, Суббота. Тобольск. – кратко записала Александра в дневнике.

В апреле комиссар Яковлев получил приказ доставить царскую семью в Москву. По дороге под Омском поезд остановили, Яковлев получил другое распоряжение – следовать в Екатеринбург.

«28 апреля 1918 года при перевозе царских узников из Тобольска в Екатеринбургское заключение, маршрут следования был изменён, состав повернул на Омск. Путь преградили, и поезд в котором находились император Николай II, его супруга Александра Федоровна и дочь Мария Николаевна, остановился на станции Любинская. Комиссар Яковлев, сопровождавший венценосную семью, уехал в Омск, договариваться о разрешении проезда. Независимо от мотивов Яковлева, о которых спорят историки, судьба Государя была бы не столь трагична, если бы венценосная семья въехала в город Омск, который уже через полгода стал столицей Сибири» - из надписи на мемориальной доске станции Любинская.


Императрица с дочерьми

Александра Федоровна снова спокойно описывает в дневнике их последний маршрут, как запланированное путешествие. Только фраза «сердце сильно расширилось» - говорит о сильных волнениях.

Супруги Романовы и дочь Мария ехали в одном поезде, остальные царские дети – в другом.

15(28). Апрель. Воскресенье. Вход Господень в Иерусалим. Неделя Ваий. Вербное воскресенье. 4 1\2часа. Выехали из Тюмени. Почти не спали. Прекрасная солнечная погода. Николай и я - в одном купе, дверь в купе Марии и Нюты, в ближайшем Валя Долгоруков и Е.С. Боткин. Затем 2-е наших людей, затем 4 наших стрелка. С другой стороны - эти 2 комиссара и их помощники, и туалетная команда.

Вагай. Остальным принесли суп и горячее кушанье, мы же питались чаем и той провизией, которую захватили с собой из Тобольска.Станция Называевская - Мария и Нюта (Демидова) один или два раза выходили из вагона, чтобы немного размять ноги.
Писала детям. Вечером пришла вторая телеграмма, отправленная после отъезда из Тюмени. «Едем в хороших условиях. Как здоровье маленького? Господь с вами.

16(29). Апрель. Понедельник. Страстная седмица. 91/4 часа. Разъезд 52.
Прекрасная погода. Не доехали до Омска и повернули назад.

11 часов. Снова та же станция, Называевская. Остальным принесли еду, я пила кофе. 12 1\6 часа. Станция Масянская. Остальные выходили из вагона на прогулку. Вскоре после того они опять вышли погулять, так как загорелась ось одного из вагонов и его пришлось отцеплять. Седнев* сегодня опять приготовил нам хороший ужин.

Написала наше 5-е письмо детям. Николай читал мне Евангелие на сегодня. (Омский Совдеп не пропускал нас через Омск, так как боялись, что кто-то захочет увезти нас в Японию). Сердце сильно расширилось».

*Леонид Седнев – поваренок семьи, единственный из приближенных Романовых, которому удалось избежать казни.


Александра Федоровна - рисунок В.А. Серова

В Екатеринбурге Романовых привезли в их последние пристанище - дом купца Ипатьева.

Финальная запись в дневнике императрицы.

«Екатеринбург. 3 (16). Июль. Вторник.
Ирины 23-й д<ень> р<ождения> +11°.
Пасмурное утро, позже - хорошая солнечная погода. У Бэби* легкая простуда. Все выходили гулять утром на ½ часа. Ольга и я готовили наши лекарства. Т<атьяна> читала мне Дух<овное> чтение. Они вышли гулять, Т<атьяна> оставалась со мной, и мы читали: Кн<игу> пр<орока> Амоса и пр<орока> Авдии. Плела кружева. Каждое утро к нам в комнаты приходит коменд<ант>, наконец, через неделю принес яиц для Бэби.
8 ч<асов>. Ужин.
Совершенно неожиданно Лику Седнева отправили навестить дядю, и он сбежал,- хотелось бы знать, правда ли это и увидим ли мы когда-нибудь этого мальчика!
Играла в безик с Н<иколаем>.
10 ½ [часа]. Легла в постель. +15 градусов».

*Бэби – так императрица называла сына Алексея.


Дом купца Ипатьева

В ночь на 17 июля царская семья была расстреляна в подвале дома Ипатьева. Вместе с Романовыми были казнены четверо верных приближенных, которые оставались с царской семьей до конца, делили с ними тяготы ссылки (об этих отважных людях напишу отдельно). Среди убитых был доктор Евгений Боткин, сын знаменитого врача Сергея Боткина.

Воспоминания участника расстрела Никулина Г. П.
«… товарищ Ермаков, который себя довольно неприлично вел, присваивая себе после главенствующую роль, что это он все совершил, так сказать, единолично, без всякой помощи… На самом же деле нас было исполнителей 8 человек: Юровский, Никулин, Медведев Михаил, Медведев Павел четыре, Ермаков Петр пять, вот я не уверен, что Кабанов Иван шесть. И ещё двоих я не помню фамилий.

Когда мы спустились в подвал, мы тоже не догадались сначала там даже стулья поставить, чтобы сесть, потому что этот был… не ходил, понимаете, Алексей, надо было его посадить. Ну, тут моментально, значит, поднесли это. Они так это, когда спустились в подвал, так это недоуменно стали переглядываться между собой, тут же внесли, значит, стулья, села, значит, Александра Федоровна, наследника посадили, и товарищ Юровский произнес такую фразу, что: «Ваши друзья наступают на Екатеринбург, и поэтому вы приговорены к смерти». До них даже не дошло, в чем дело, потому что Николай произнес только сразу: «А!», а в это время сразу залп наш уже один, второй, третий. Ну, там ещё кое-кто, значит, так сказать, ну, что ли, был ещё не совсем окончательно убит. Ну, потом пришлось ещё кое-кого дострелить…»

По одной из версий, младшим детям - Анастасии и Алексею удалось спастись.

"В 1913 году в России должны были торжественно отмечать 300-летие Дома Романовых. Большинство предпринимателей старались выпустить к этой дате какие-то юбилейные товары. Руководство Товарищество "Брокар и Ко" решило воспользоваться шансом, вспомнив ароматный букет, преподнесенный некогда великой княгине Марии Александровне. Генрих Брокар на основе того аромата создал в свое время парфюм "Букет императрикс". Парфюмеру Августу Мишелю, работавшему еще с основателем фирмы, поручили воссоздать и осовременить "Букет императрикс" к началу торжеств. Но он создал фактически новый аромат.
Парфюмированный букет на этот раз вручили матери Николая II, вдовствующей императрице Марии Федоровне. Она пришла в восторг от нового аромата и дала разрешение назвать новые духи "Любимый букет императрицы"....

...."Что касается «Любимого букета императрицы», то он действительно создан в лаборатории Дома «Брокаръ и Ко», но только не Генрихом Брокаром. Во избежание путаницы изложим факты последовательно: в 1873 году Генрих Брокар очень удачно преподносит восковой букет Марии Александровне. Вслед за тем он создает духи «Букет императрикс». Молва тут же приписала им запах легендарного воскового букета, якобы его воссоздание и было пожеланием Великой Княгини.
Генрих Брокар умер в 1900-ом году, а в 1913-ом, к 300-летию дома Романовых, парфюмер дома «Брокаръ и Ко» Август Мишель создал «Любимый букет императрицы», который он же и восстановил в 1922 году уже под именем «Красная Москва». Как раз за удачно преподнесенный «Любимый букет...» в 1913 году «Брокаръ и Ко» сделали Поставщиком Двора Его Императорского Величества.
Из-за похожих названий два «Букета...» легко спутать или даже «слепить» в один. Аналогично - с Великими Княгинями: две Марии Романовы отличаются только отчеством. К тому же подарок в свое время получили обе, и обе - от Брокара. Одна от Генриха, другая - от его наследника.
Может, история с «Любимым букетом...» - тоже миф? И он не имеет отношения к «Красной Москве»? Тогда придется признать, что «Красная Москва» появилась ниоткуда или же восстановлена Августом Мишелем не из его рецепта, а из архаичного «Букета императрикс» - верится с трудом, не так ли?
Однако нельзя утверждать наверняка, что «Букет...» Августа Мишеля не был хотя бы частично заимствован из брокаровского - мы не располагаем даже его описанием, и сравнить ароматы невозможно."

..."В 1902 году Генрих Брокар пригласил на должность главного парфюмера молодого француза Августа Мишеля, который спустя 11 лет напряженной работы создал легендарные духи «Любимый букет императрицы».
Идея принадлежала Брокару, который однажды преподнес одной из красивейших женщин Российской империи - вдовствующей императрице Марии Федоровне в день ее рождения букет восковых цветов, причем каждый цветок имел свой запах. Но духи Августа Мишеля, помимо нескольких десятков цветочных компонентов, включали в себя альдегиды - только что изобретенные синтетические вещества, придававшие этим духам ни с чем не сравнимый абстрактный аромат. Поэтому российский «Букет императрицы» ничем не напоминал тот, который создал Пьер Герлен.

Мария Федоровна не дала свое согласие на то, чтобы ее портрет украшал флакон новых духов, поэтому на этикетке поместили Екатерину II. Если уж она в свое время разрешила, чтобы ее портрет располагался на сторублевой купюре, которую в народе стали именовать «катеринкой», то здесь не стала бы возражать и подавно. Успех духов Августа Мишеля был ошеломляющим как в России, так и за ее пределами. Императрице Александре Федоровне так понравился новый аромат, что она предпочла его «Розе крем» от знаменитого парижского парфюмера Франсуа Коти. По ее настоянию товарищество «Генрих Брокар и Ко» было удостоено звания поставщика его императорского величества."

Информация о переиздании парфюма - не выпускается. Разные источники утверждают, что парфюм "Любимый букет Императрицы" переименован в "Красную Москву"

В городе Пушкин открылась выставка «Придворный парфюмер». На ней представлены любимые духи императора Николая II, его супруги Александры Федоровны и их дочерей. В качестве экспонатов выступают надушенные шелковые платочки, помещенные в бокалы.

СУНДУК УМЕРШЕЙ БАБУШКИ

Мы входим в тускло освещенный зал. Многообразие ароматов обрушивается на нас лавиной. У каждого бокала запах усиливается: «Русская кожа», «Шипр», «Эссъ-букэ». После седьмого платка в голове начинает мутнеть. Ароматы любопытные, но... неужели так пахла императрица? Что за вкус был у этой первой леди?! Нет, мы отказываемся в это верить! Словно обухом по голове...

– А что вы удивляетесь? – улыбается наш экскурсовод, один из организаторов выставки и историк парфюмерии Элина Арсеньева . – Когда меня просят показать духи, популярные в стародавние времена, я сразу предупреждаю: «Вам не понравится!». Мы привыкли к легким запахам, а не к тяжелым. Парфюмерия конца XIX и начала XX века – для нас это сундук умершей бабушки. Аромат безвозвратно ушедшего времени.

КАК АРОМАТ БРАЛ В ЗАЛОЖНИКИ

Мы погружаемся в историю и понимаем: не нам ругать членов царской семьи за их «дурные вкусы». По сравнению с нами император и его супруга – несчастные люди... Но только в плане духов. У Николая II и Александры Федоровны не было элементарной свободы маневра. Выбрав аромат, они становились его заложником.

– Духов хватало, но перейти с одних на другие было огромной проблемой, – рассказывает Элина Арсеньева. – Духами обрабатывали весь домашний текстиль, в том числе занавески, мебель, обои. Гардеробные шкафы оббивали надушенным атласом, чтобы равномерно пропитать одежду запахом. Если ты решил сменить аромат, тогда заново надуши весь дом! Это непрактично.

СПЛОШНОЙ УНИСЕКС

В начале XX века духи не делили на «мужские» и «женские». Был сплошной унисекс. Николай II мог с чистой совестью надушиться розой, ландышем или фиалкой. Никаких косых взглядов. Это сейчас бы за такое...

– Никому не приходило в голову делить предмет роскоши (духи могли купить только богатые люди) на «м» и «ж», – объясняет Элина Арсеньева. – Тот же Чарли Чаплин пользовался духами Мицуко, а ведь сейчас их считают чисто женскими. Никого не интересовало, что ты на себя выливаешь. Духи были неким маркером – они отделяли тебя от простого народа. Сейчас в этой роли выступают яхты. Когда яхты станут обыденностью, то и их начнут делить на «м» и «ж».

На этом моменте мы понадеялись, что это прекрасное событие произойдет при нашей жизни.

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ИМПЕРАТРИЦЫ

Николай II не сильно беспокоился о своем запахе, поэтому пользовался одеколонами с легкими цитрусовыми нотками. А вот Александра Федоровна обожала тяжеловесные цветочные ароматы. Специально для нее французский парфюмер Август Мишель с московской фабрики «Брокар» создал в 1913 году «Любимый букет императрицы». Пряный, с обилием гвоздики... Супруга Николая II была в восторге!

– В начале XX века во Франции появились духи «Лориган Коти». Аромат быстро вошел в моду – только самый ленивый мастер не пытался создать что-то подобное, – рассказывает Элина Арсеньева. – Не стал исключением и придворный парфюмер Август Ипполитович Мишель. «Любимый букет императрицы» он сотворил по образу и подобию «Лоригана ». Один француз сделал – другой с него скопировал. Вот и все.

ОТЧЕГО «ПОКРАСНЕЛ» БУКЕТ

Парфюмерия – зеркало истории. Она отражает все основные события, начиная от революции и заканчивая полетом Гагарина в космос. Нетрудно догадаться, что «Любимый букет императрицы» продержался недолго. В 1917 году страна осталась как без самой императрицы, так и без ее любимого букета... В СССР те же самые духи переименовали во всем известную «Красную Москву ».

Кстати, ее производят и по сей день. Средняя цена «Красной Москвы» – 450 рублей за флакон 42 мл.

– Сходство с оригиналом минимально. Одно дело, когда перед вами стоит живой человек, и другое, когда вы смотрите на его черно-белую фотографию, – говорит Элина Арсеньева.

ФРАНЦУЗ ВОРЧАЛ, НО ОСТАЛСЯ

Во время революции парфюмерная промышленность встала. Лилась кровь – стране было не до духов и мыла. Вопрос о ее возрождении возник лишь в начале 20-х годов. Ответственную миссию возложили на плечи супруги Вячеслава Молотова Полины Жемчужиной.

Толковых, знающих парфюмеров среди советских граждан не было, поэтому большевистская жена обратилась за помощью к Августу Мишелю, создателю «Любимого букета императрицы» – тому самому придворному парфюмеру и любимчику Александры Федоровны. Старый консерватор мечтал покинуть осточертевшую страну и долго ворчал. Но его уговорили остаться.

– Ну, как «уговорили»... Его паспорт потеряли при оформлении визы, и он не смог выехать за пределы РСФСР , – рассказывает Элина Арсеньева. – Насильно мил не будешь, но Мишель работал с достоинством. Именно он обучил всех будущих советских парфюмеров.

ФЛАКОНЫ А-ЛЯ МОСКОВСКОЕ МЕТРО

Что было после... Парфюмерная промышленность расцвела в 30-е годы XX века. Это время, когда Сталин создавал роскошный «фасад» страны. Советский союз жил по одному простому принципу: «Мы должны быть лучше всех во всем». Абсолютно во всем. В том числе и в парфюмерии. Хотя кому она была нужна...

Директором столичной фабрики «Новая заря» назначили Полину Жемчужину. Под ее руководством предприятие стало самым производительным в мире. Кардинально изменился и внешний вид продукции. Вновь появились обтянутые шелком футляры, хрустальные флаконы. Большевики вернулись к царскому шику.

– Потрясающая помпезность, прямо как в московском метро! – подмечает наш экскурсовод. – Даже императору такое и не снилось...

ИСПЫТАНО НА СЕБЕ

Как «Комсомолка» «Президентские » духи готовила

Воодушевившись примером придворного парфюмера Августа Мишеля, корреспонденты «Комсомолки» создали духи собственного производства.

Француз создавал ароматы для первых лиц государства. Сотворить духи для одного из ведущих российских политиков решили и мы. Название придумали заранее: «Президентские». Таких история еще не видела...

Нам выдали список из сорока пяти прилагательных. Мы представили человека, для которого создаем духи, и начали ставить галочки напротив подходящих определений. Нежный? .. Может быть. Слабый? Определенно нет. Приятный? Разумеется! Резкий? Бывает. Сильный? Безусловно! Альдегидный? Не будем рисковать...

Второй этап – выбор конкретных компонентов. Мастер изучил наш список и посоветовал использовать гальбанум, черный перец, лимон, розмарин, корицу, мирт, можжевельник, гваяковое дерево, ветивер, мирру и кедр. Мы согласились.

На третьем этапе нас посадили за «орган». Так парфюмеры называют свое рабочее место (ступенчатые полочки с баночками напоминают духовой инструмент). От «бумажной работы» мы перешли к действию – начали смешивать выбранные нами ингредиенты. Эфирные масла капля за каплей заполняли мерный стаканчик.

На выходе мы получили малюсенький флакончик с жидкостью благородного янтарного цвета. Не подкачал и аромат. Запах получился сильным, глубоким, приятным. Настоящие «Президентские» духи!

Рецепт «Президентских» духов от «Комсомольской правды» (10 мл)

Верхние ноты: спирт листьев (4 капли), гальбанум (3 капли), черный перец (4 капли), лимон (5 капель)

Средние ноты: розмарин (3 капли), корица (5 капель), мирт (5 капель), можжевельник (5 капель), нероли (4 капли)

Базовые ноты: гваяковое дерево (2 капли), ветивер (2 капли), мирра 10% (2 капли), гибискус (5 капель)

НА ЗАМЕТКУ

Выставка «Придворный парфюмер» будет работать до 30 сентября. Она открыта ежедневно, кроме четверга, с 11.00 до 19.00. Билет стоит 200 рублей, дети до 14 лет – бесплатно. Стоимость мастер-класса по изготовлению духов – 300 рублей. Экспозиция находится в цоколе Камероновой галереи в Екатерининском парке в Пушкине.

x HTML-код

Как "Комсомолка" духи готовила. Александр ГЛУЗ, Анатолий ЗАЙОНЧКОВСКИЙ

Поставщик Двора Его Императорского Величества - звание, которое для "бизнесмена" царской России было самым желанным и наивысшим по степени признания деловых качеств его носящего. Появилось оно в России в 1856 году и присваивалось главе (владельцу) предприятия, осуществлявшего поставку товаров или услуг по контракту через Министерство Императорского двора, неукоснительно и беспрерывно на протяжении 8–10 лет. За эти 8-10 лет предприниматель должен был доказать, что он умеет работать качественно, добросовестно и лучше других. И только тогда он мог получить заветное почетное звание, а следовательно и поднять свой бизнес на невероятную высоту. Таковых в России было не так уж и много, по некоторым данным звание Поставщика Двора носило всего-то... 30-40 человек на просторах России времен Николая II. Среди них были и портные, которые обшивали императорскую чету и членов их семьи.

Императрица Александра Федоровна

Личность последней императрицы Александры Федоровны до сих пор интересна для многих еще и тем, какой она была в быту. В книге И.В.Зимина "Взрослый мир императорских резиденций. Вторая четверть XIX – начало XX в." можно найти такие вот строки: "Своей внешности императрица, как и всякая женщина «с положением и возможностями», уделяла большое внимание. При этом имелись и нюансы. Так, императрица практически не использовала косметику и не завивала свои прекрасные волосы. Только накануне больших дворцовых выходов парикмахер с ее позволения использовал завивочные щипцы. Императрица не делала маникюр, «поскольку Его Величество терпеть не мог наманикюренные ногти». Из духов императрица предпочитала «Белую розу» парфюмерной фирмы «Аткинсон». Они, по ее словам, прозрачны, без всякой примеси и бесконечно ароматны. В качестве туалетной воды она использовала «Вербену»...


Дошедшие до нас платья императрицы Александры Федоровны дают возможность составить представление о вкусовых пристрастиях императрицы. Близкие к императрице мемуаристки подчеркивали, что «одевалась она очень хорошо, но не экстравагантно. Она подбирала наряды к своему типу внешности и ненавидела крайности моды». Дома императрица любила носить блузки с юбкой. Этот «женский взгляд» на императрицу, вероятно, более точен, чем «мужской», утверждавший, что «женская суетность была ей абсолютно чужда; например, нарядами она вовсе не интересовалась». Что касается отношения к экстравагантности в одежде, так известно, что императрица категорически не воспринимала «последний крик моды» – узкие юбки.

Любимыми цветами императрицы были голубой, лиловый, сиреневый, белый, серый и светло-розовый. Александра Федоровна предпочитала длинные, ниспадающие широкими складками платья, в которых выглядела очень привлекательно. Большая часть этих платьев шились в ателье Альбера Бризака, Ольги Бульбенковой и Надежды Ламановой .

У императрицы были предпочтения и в обуви. Она любила обувь с длинным заостренным носком. Александра Федоровна обычно носила замшевые золотистого или белого цвета туфельки. Атласные туфли никогда не надевала.

Что касается ювелирных украшений, то императрица их, как всякая женщина «с возможностями», весьма высоко ценила и прекрасно разбиралась в качестве ювелирных изделий. По свидетельству мемуаристки «перстни и браслеты она действительно любила и всегда носила перстень с крупной жемчужиной, а также крест, усыпанный драгоценными камнями »."

Принцесса Аликс 1894 год

Портрет императрицы Александры Федоровны с жемчужными украшениями

Альбер (или на русский манер - Август) Бризак, Ольга Бульбенкова, Надежда Ламанова, Чарльз Фредерик Ворт, Редферн - пять основных портных-модельеров, кто одевал последнюю русскую императрицу и чьи работы до сих пор можно увидеть в нескольких музеях мира, начиная от нашего Эрмитажа и заканчивая американским Метрополитен-музеем (The Metropolitan Museum of Art). При этом Бризак и Ворт занимались главным образом дамскими туалетами, вечерними, бальными нарядами; «г-жа Ольга» изготавливала парадные фрейлинские платья (бархат и золотое шитье); Редферн шил удобную городскую одежду для визитов и прогулок; Ламанова творила в стиле модерн, создавая, как повседневную одежду, так и платья для балов и приемов. Их творения изящны и очень красивы, так что любая женщина нашего времени многое бы отдала, чтобы их носить и ощущать себя прежде всего Женщиной...

Императрица Александра Федоровна на прогулке 1914

Небольшая галерея платьев последней императрицы Александры Федоровны

Вечернее платье А.Бризак


Вечернее платье императрицы А.Бризак


Бальное платье императрицы Александры Федоровны 1900


Вечернее платье императрицы 1903


Вечернее платье императрицы Александры Федоровны А.Бризак


Визитное платье императрицы Александры Федоровны А.Бризак


Утренний капот императрицы

Приняв ванну, Александра Федоровна одевалась сама. Она меняла одежду несколько раз в день – утром была одета довольно просто, а для ланча и чая выглядела более официально. К ужину императрица выходила облаченная в величественные, дорогие и роскошные вечерние платья, украшенная великолепными драгоценностями – даже если она ужинала наедине с супругом. После ужина Николай II возвращался к государственным делам и вновь присоединялся к супруге уже для позднего вечернего чая, который часто сервировали в его рабочем кабинете. После этого Александра Федоровна возвращалась в свои покои, чтобы приготовиться ко сну. Пеньюар и ночные принадлежности ждали императрицу в Гардеробной.

Одежда, выбранная царицей на день, должна была появляться в гардеробной точно по часам и в должное время. Камер-юнгферам следовало как можно тише все приготовить. Когда Александра Федоровна входила в комнату, то горничных там не должно было быть, а одежда – в точности соответствовать данным инструкциям. На стене был установлен телефонный аппарат, дабы императрица могла переговорить с находящимися на антресольном этаже камер-юнгферами в случае, если что-то было не так или ей требовался какой-то аксессуар ." (

 

Возможно, будет полезно почитать: