Природные психофизиологические особенности человека. Определение характера. Типы темперамента по Павлову
Одни и те же внешние условия, одна и та же среда могут оказывать различное влияние на личность.
Законы психического развития молодого человека потому и сложны, что само психическое развитие является процессом сложных и противоречивых изменений, что многогранны и многообразны факторы, влияющие на это развитие.
Человек, как известно, является существом природным. Природные, биологические предпосылки необходимы для развития человека. Необходим определенный уровень биологической организации, человеческие мозг, нервная система, чтобы стало возможным формирование психических особенностей человека. Природные особенности человека становятся важными предпосылками психического развития, но лишь предпосылками, а не движущими силами, факторами психического развития. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание – продукт общественного бытия человека. Нервная система обладает врожденными органическими основами для отражения окружающего мира. Но только в деятельности, в условиях социальной жизни формируется соответствующая способность. Природной предпосылкой развития способностей является наличие задатков – некоторых врожденных анатомо-физиологических качеств мозга и нервной системы, но наличие задатков еще не гарантирует развитие способностей, которые формируются и развиваются под влиянием условий жизни и деятельности, обучения и воспитания человека.
Природные особенности оказывают достаточное влияние на психическое развитие человека.
Во-первых, они обусловливают разные пути и способы развития психических свойств. Сами по себе они не определяют никаких психических свойств. Ни один ребенок не является природно «расположенным» к трусости или смелости. На базе любого типа нервной системы при правильно поставленном воспитании можно выработать нужные качества. Лишь в одном случае это будет труднее сделать, чем в другом.
Во-вторых, природные особенности могут влиять на уровень и высоту достижений человека в какой-либо области. Например, имеются врожденные индивидуальные различия в задатках, в связи с чем одни люди могут иметь преимущество перед другими в отношении овладения каким-либо видом деятельности. Например, ребенок, имеющий благоприятные природные задатки для развития музыкальных способностей будет, при всех прочих равных условиях, развиваться в музыкальном отношении быстрее и добьется больших успехов, чем ребенок, такими задатками не обладающий.
Были названы факторы и условия психического развития личности.
-
Влияние природных особенностей на психическое развитие человека влияние на личность. -
Влияние природных особенностей на психическое развитие человека . Одни и те же внешние условия, одна и та же среда могут оказывать различное влияние на личность. Условия психического развития личности. -
Влияние природных особенностей на психическое развитие человека . Одни и те же внешние условия, одна и та же среда могут оказывать различное -
Среда является вторым фактором развития человека . Природная среда влияет на психическое развитие опосредованно – через существующие в данной ереде виды трудовой деятельности и культуру. -
Влияние природных особенностей на психическое развитие человека .
Первичным в развитии человека (и человечества ) является не сознание людей , а их бытие. -
Природное (биологическое) в человеке - это то, что связывает его с предками, а через них - со всем жмзым миром, с высшими животными в особенности .
Вне человече- ского общества духовное, социальное, психическое развитие про- исходить не может. -
...революционной теорией развития - у любого человека независимо от его природных анатомо-физиологических особенностей можно сформировать любые
Это, пожалуй, самое убедительное доказательство существенного влияния среды на психическое развитие . -
Психика - совокупность психических явлений, составляющих внутренний мир человека (желания, познание, переживания, самосознание).
И хотя видовые морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека ... -
Психика человека и животных находится в состоянии постоянного развития . Однако характер и сод.
Элементарные, природные свойства , называемые обычно задатками, входят в состав более сложных, формирующихся под влиянием внешних условий психических функций... -
Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития ...
Найдено похожих страниц:10
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
РЕФЕРАТ
На тему:
" Психодиагностика природных способностей человека "
Караганда 200 8
1. Понятие о природных особенностях человека
Психодиагностика - один из наиболее популярных на практике подходов к исследованию личности человека. Психодиагностические методики позволяют в короткий срок оценить уровень развития тех или иных черт личности, ее психологических свойств. Психодиагностические методики прочно вошли в нашу жизнь и в настоящее время применяются в различных отраслях жизнедеятельности человека - при тестировании способностей детей, при профориентации, при проведении отбора персонала и т.д.
В начале 50-х гг. сложилось и успешно развивается оригинальное направление диагностических исследований психофизиологических особенностей человека. Оно получило название «дифференциальная психофизиология» и тесно связано с именами выдающихся психологов - Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Работа школы Б.М. Теплова - В.Д. Небылицына представляет собой дальнейшее творческое развитие идей И.П. Павлова о свойствах нервной системы и типах высшей нервной деятельности животных и человека.
Как известно, эти идеи И.П. Павлова были обоснованы опытами над животными и наблюдениями в нервной клинике. Задача же работ Б.М. Теплова - В.Д. Небылицына и их сотрудников состояла в экспериментальном изучении этой проблемы применительно к человеку. В дифференциальной психофизиологии принято различать две стороны психики: содержательную и формально - динамическую.
Так, Б.М. Теплов (1985) писал, что к числу индивидуальных различий, которые, прежде всего, бросаются в глаза, можно отнести такие важные черты:
Убеждения;
Интересы;
Таким образом, Теплов к числу индивидуальный различий относил все то, что индивид приобретает в результате взаимодействия с окружающей средой и что составляет содержание его психики. Но в то же время нельзя не заметить, что люди отличаются друг от друга тем, как формируются у них умения и привычки, как усваивают они знания.
Иными словами, кроме различий, относящихся к содержательной стороне психической жизни, люди различаются по некоторым динамическим, формальным особенностям своего психического склада и поведения (быстроте, темпу, работоспособности, чувствительности).
Индивидуальная выраженность этих параметров определяется некоторыми природными факторами, в первую очередь основными свойствами нервной системы. Давая определение свойствам нервной системы (сокращенно СНС), Б.М. Теплов (1985) отмечал, что это природные, врожденные особенности нервной системы, влияющие на формирование индивидуальных форм поведения и некоторых индивидуальных различий способностей и характера. Говоря о том, что эти свойства врожденные, имелось в виду, что они формируются у человека в период внутриутробного развития и в первые месяцы жизни. Связаны ли они с генотипом, оказываются ли они наследуемыми, этот вопрос оставался открытым.
2. Типы темперамента по Павлову
Одним из крупных достижений последних лет в дифференциальной психофизиологии был ответ на вопрос, каково происхождение, генезис СНС. Данные, полученные коллективом лаборатории, возглавляемой И.В. Равич - Щербо (Психологический институт), свидетельствуют о том, что свойства нервной системы можно рассматривать как признаки, обусловленные генотипом. А это означает, что данные признаки являются наиболее устойчивыми, практически не изменяющимися в течение жизни человека. Кроме того, можно говорить о наследственной передаче особенностей.
В свое время И.П. Павлов считал, что имеется три основных свойства нервной системы: сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Сочетания крайних полюсов этих свойств образуют четыре комбинации нервной деятельности, которые отождествлялись с четырьмя известными типами темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик.
Приведем краткое описание этих типов:
1. Сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник) - человек быстрый, легко приспосабливаемый к меняющимся условиям жизни, успешно сопротивляется трудностям жизни.
2. Сильный, уравновешенный, инертный (флегматик) - реагирует на внешние воздействия спокойно и медленно, не склонен к изменению своего окружения, хорошо справляется с сильными и длительными раздражителями.
3. Сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения (холерик) - обладает большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания, вспыльчив и несдержан.
4. Слабый тип (меланхолик) - малоподвижен, часто пассивен и заторможен, сильные раздражители могут вызвать различные нарушения поведения, вплоть до полного прекращения всякой деятельности.
Б.М. Теплов, проанализировав развитие павловских идей, пришел к выводу, что для выделения четырех типов нет достаточных оснований. Лишь систематическое изучение позволит установить, сколько в действительности имеется основных свойств, нервной системы (три или больше) и в каких сочетаниях они встречаются.
В дальнейшем по мере развития исследований СНС были открыты другие, не известные в школе Павлова типологические свойства (лабильность, динамичность, активированность). Опишем подробнее.
3. Основные свойства нервной системы
Сила нервной системы (противоположный полюс - слабость нервной системы) - свойство нервной системы, выражающееся в степени выносливости, работоспособности нервной системы, ее устойчивости к различного рода помехам.
Подвижность нервной системы (противоположный полюс - инертность) - свойство нервной системы, характеризующееся скоростью смены нервных процессов, а также скоростью их движения.
Лабильность нервной системы (противоположное - инертность) - скорость возникновения и прекращения нервных процессов.
Динамичность - скорость образования временных нервных связей (положительных и тормозных условных рефлексов), т.е. скорость научения.
Активированность - уравновешенность процессов возбуждения и торможения; говорит об общем тонусе нервной системы (высокая активированность, преобладание возбуждения, низкая преобладание торможения).
В последнее время ставится под сомнение сама идея выделения типов нервной системы и типов темперамента, так как сколько-нибудь чистых типов вообще не существует.
Другой важный вопрос, связанный с психодиагностикой темперамента - вопрос о соотношении биологических свойств человека, его органической основы с психологическим «наполнением» темперамента. В соответствии с концепцией двухаспектности психики (Б.М. Теплое, В.Д. Небылицын, B.C. Мерлин) в последней выделяются предметно-содержательный и формально-динамический аспекты.
Формально-динамические характеристики психического составляют черты и свойства психики человека, лежащие в основе его деятельности независимо от ее конкретных мотивов, целей, способов, отношений и проявляющиеся во «внешней картине поведения» (И.П. Павлов). Динамические особенности психики обусловливаются нейрофизиологическими свойствами организма человека и составляют то, что мы называем темпераментом.
В работах отечественных психофизиологов были выделены две наиболее фундаментальные формально-динамические характеристики темперамента - общая психическая активность и эмоциональность.
Общая активность - формально-динамическая характеристика темперамента, динамико-энергическая напряженность поведения человека, проявляющаяся в его взаимодействии с природным и социальным миром. Как общеличностная характеристика активность выражает природное стремление индивида к повышенной и разнообразной нагрузке в умственной и психомоторной сфере и обслуживающая стремление индивида к эффективному освоению окружающего мира.
Основными показателями общей активности поведения человека являются свойства, отражающие характер протекания психической деятельности во времени (темп, ритм, скорость), интенсивность психического процесса (активность, энергичность, сила эмоций и пр.), его пластичность (повышенная способность человека к психической адаптации к среде в процессе коммуникации и профессиональной деятельности), а также направленность психики (экстра-интроверсия).
Эмоциональность - это формально-динамическая составляющая темперамента, выражающая знак или характер отношения человека к окружающему миру, обществу и к себе. Эмоциональность человека включает в себя все богатство и разнообразие аффектов и настроений человека: впечатлительность, чувствительность, импульсивность, эмоциональную возбудимость, лабильность, а также доминирование одного из ведущих настроений (радости, гнева, страха и печали).
Согласно взглядам В.М. Русалова темперамент рассматривается как результат системного обобщения инвариантных биологических компонентов; включенных в функциональные системы поведения. Такое включение ведет к постепенной трансформации их в индивидуально-устойчивую (независимую уже от содержания самой деятельности) систему психобиологических свойств, которые сопряжены с основными блоками функциональной системы (афферентный синтез, программирование, исполнение и обратная связь).
Данными свойствами являются: эргичность (степень напряженности взаимодействия организма со средой); пластичность (степень легкости переключения с одних программ поведения на другие); темп (степень быстроты исполнения той или иной программы поведения); эмоциональная чувствительность (порог чувствительности к возможному несовпадению результата действия с акцептором результата действия).
Каждое из выделенных свойств темперамента в соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности - предметной деятельностью и общением - должно, по мнению В.М. Русалова, рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.
Таким образом, темперамент - это:
Проявление в подведении нервно-психической конституции, заложенной в человеке от рождения (генетически унаследованной);
Совокупность динамических характеристик поведения человека, проявляющихся в общей активности (объем взаимодействия человека с окружением, инициативность, готовность к действию), в особенностях моторики (темп, ритм, быстрота, общее количество движений, их амплитуда) и в эмоциональности (впечатлительность, импульсивность эмоциональная возбудимость, скорость возникновения эмоций, их сила, скорость изменения их знака - положительного на отрицательный и наоборот, модальность доминирующих эмоций).
В соответствии с этим подходом выделяются критерии для отнесения того или иного психологического свойства к темпераменту. Рассматриваемое психологическое свойство считается темпераментальным, если оно:
1. не зависит от содержания деятельности и поведения, т.е. отражает формальный аспект деятельности и поведения (является независимым от смысла, мотива, цели и т.д.);
2. характеризует меру динамического (энергического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности;
3. универсально и проявляется во всех сферах жизнедеятельности;
4. рано проявляется в детстве;
5. устойчиво в течение длительного периода жизни человека;
6. высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.);
7. является наследуемым.
Из понимания темперамента как формально-динамической характеристики психического свойства следует неправомерность аксиологического («оценочного») подхода к нему. Не существует «хороших» и «плохих» темпераментов, каждый темперамент в конкретных видах деятельности имеет как свои достоинства, так и недостатки.
темперамент нервный природный особенность
Заключение
В дифференциальной психологии принято различать две стороны психики: содержательную и формально-динамическую. Содержательную сторону составляет все то, что человек приобретает в результате взаимодействия с окружающей средой и что составляет содержание его психики. Кроме различий, относящихся к содержательной стороне все люди отличаются друг от друга по некоторым динамическим, формальным особенностям своего психического склада и поведения. Индивидуальность этих параметров определяется некоторыми природными факторами, в первую очередь свойствами нервной системы, имеющими врожденное происхождение и мало изменяющимися в процессе жизни.
Список литературы
1. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1997.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова Думка, 1989.
3. Общая психодиагностика (учебное пособие) / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987.
4. Основы психодиагностики (учебное пособие для студентов пед. вузов / Под ред. А.Г. Шмелева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
5. Введение в психодиагностику (учебное пособие для педучилищ / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М.: Academia, 1997.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
История изучения темперамента. Основные типы нервной системы по И.П. Павлову. Понятие о темпераменте и особенности его проявления у человека. Индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности.
курсовая работа , добавлен 30.10.2014
Биологические основы темперамента. Роль темперамента в психическом развитии человека. Современные характеристики типов темперамента. Классификация свойств нервной системы человека. Строение тела и характер. Зависимость нервной системы от фактора времени.
контрольная работа , добавлен 21.01.2012
Темперамент и его основные типы. Типы нервной системы по Павлову. Преобладание возбуждения над торможением. Основные стремления холерика. Динамика функционирования психических процессов и поведения человека. Формирование характера и поведения человека.
контрольная работа , добавлен 26.06.2013
Понятие о темпераменте, концепции. Темперамент и факторы его формирования, основные типы. Относительная устойчивость как характерная особенность свойств темперамента. Типы нервной системы по Павлову. Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности.
курсовая работа , добавлен 10.10.2011
Физиологическая и психологическая основа типов темперамента и их краткая характеристика. Классификация типов высшей нервной деятельности. Анализ взаимосвязи свойств нервной системы и типов темперамента человека. Основные свойства эмоциональности личности.
курсовая работа , добавлен 06.12.2010
Определение понятия "темперамент". Описание основных типов нервной деятельности человека. Рассмотрение свойств процессов возбуждения и торможения. История учения темперамента. Исследование зависимости строения тела человека от типа темперамента.
презентация , добавлен 02.11.2015
Электроэнцефалографическая методика диагностики лабильности нервной системы. Характер в структуре личности. Связь основных свойств нервной системы с темпераментом, характером. Типы высшей нервной деятельности по Павлову. Анализ графиков работоспособности.
дипломная работа , добавлен 24.09.2010
Понятие о темпераменте, его физиологические основы, типы и их психологическая характеристика. Роль темперамента как свойства личности в деятельности человека, его взаимосвязь с экстраверсией – интроверсией. Особенности питания человека и его темперамент.
курсовая работа , добавлен 25.11.2010
Предмет психодиагностика. Методы психодиагностики и их классификация. Понятие о темпераменте. Психологическая характеристика типов темперамента. Роль темперамента в деятельности человека. Темперамент как фактор деятельности. Мышление.
контрольная работа , добавлен 22.02.2005
Понятие, теории и типологии темперамента, их психологическая характеристика. Роль темперамента в деятельности человека. Фрагменты истории характерологии. Понятие характера, факторы его формирования и способы определения. Виды и структура способностей.
В нашей стране в начале 50-х годов сложилось и успешно развивается оригинальное направление диагностических исследований психофизиологических особенностей человека. Оно получило название «дифференциальная психофизиология» и тесно связано с именами выдающихся психологов - Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына. Работа школы Б. М. Теплова - В. Д. Небылицына представляет собой дальнейшее творческое развитие идей И. П. Павлова о свойствах нервной системы и типах высшей нервной деятельности животных и человека. Как известно, эти идеи И. П. Павлова были обоснованы опытами над животными и наблюдениями в нервной клинике. Задача же работ Б. М. Теплова - В. Д. Небылицына и их сотрудников состояла в изучении этой проблемы применительно к человеку.
В дифференциальной психофизиологии принято различать две стороны психики: содержательную и формально-динамическую. Так, Б. М. Теплов (1985) писал, что к числу индивидуальных различий, которые прежде всего бросаются в глаза, можно отнести такие важные черты, как убеждения, интересы, знания, умения, навыки, то есть все то, что индивид приобретает в результате взаимодействия с окружающей средой и что составляет содержание его психики. Но в то же время нельзя не заметить, что люди отличаются друг от друга тем, как формируются у них умения и привычки, как усваивают они знания. Иными словами, кроме различий, относящихся к содержательной стороне психической жизни, люди различаются по некоторым динамическим, формальным особенностям своего психического склада и поведения (быстроте, темпу, работоспособности, чувствительности). Если содержание человеческой психики по своему происхождению социально и передается от поколения к поколению только в порядке социальной преемственности, то иначе обстоит дело с формально-динамическими характеристиками психических процессов. Индивидуальная выраженность этих параметров -определяется некоторыми природными факторами, в первую очередь, основными свойствами нервной системы. Давая определение свойствам нервной системы (сокращенно СНС), Б. М. Теплов (1985) отмечал, что это природные, врожденные особенности нервной системы, влияющие на формирование индивидуальных форм поведения и некоторых индивидуальных различий способностей и характера. Говоря о том, что эти свойства врожденные, имелось в виду, что они формируются у. человека в период внутриутробного развития и в первые месяцы жизни. Связаны ли они с генотипом, оказываются ли они наследуемыми, этот вопрос оставался открытым.
Одним из крупных достижений последних лет в дифференциальной психофизиологии был ответ на -вопрос, каково происхождение, генезис СНС. Данные, полученные коллективом лаборатории, возглавляемым И.В. Равич-Щербо (Психологический институт), свидетельствуют о том, что свойства нервной системы можно рассматривать как признаки, обусловленные генотипом. А это означает, что данные признаки являются наиболее устойчивыми, практически не изменяющимися в течение жизни человека. Кроме того, можно говорить о наследственной передаче особенностей.
В свое время И. П. Павлов считал, что имеется три основных свойства нервной системы: сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Сочетания крайних полюсов этих свойств образуют четыре комбинации, четыре типа высшей нервной деятельности, которые отождествлялись с четырьмя известными типами темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Б. М. Теплов, проанализировав развитие павловских идей, пришел к выводу, что для выделения четырех типов нет достаточных оснований. Лишь систематическое изучение позволит установить, сколько в действительности имеется основных свойств нервной системы (три или больше) и в каких сочетаниях они встречаются. В дальнейшем , по мере развития исследований СНС были открыты другие, не известные в школе Павлова типологические свойства (лабильность, динамичность, активированность).
На сегодняшний день известны следующие основные свойства нервной системы:
Сила нервной системы (противоположный полюс - слабость нервной системы) выражается в степени выносливости, работоспособности" нервной системы, ее устойчивость к разного рода помехам.
Подвижность нервной системы (противоположный полюс - инертность) характеризуется скоростью смены нервных процессов, а также скоростью их движения.
Лабильность нервной системы (противоположный полюс - малая лабильность, или, как и во втором случае инертность) выражается в скорости возникновения и исчезновения нервных процессов.
Динамичность (противоположный полюс - малая динамичность) сказывается на быстроте образования временных нервных связей.
Активированность - это уравновешенность процессов возбуждения и торможения: говорит об общем тонусе нервной системы: высокая активированность -
преобладания возбуждения, низкая - преобладание торможения.
Каждое свойство нервной системы, как генотипический признак, имеет не одно проявление, а широкий спектр их. Благодаря этому широкому спектру, могут быть достигнуты в каждом отдельном случае наилучшие результаты во взаимоотношении индивида со средой.
По отношению к СНС неприменим «оценочный подход». Нельзя делить свойства на хорошие и плохие, полезные и вредные. Свойства нервной системы характеризуют разные способы взаимодействия организма со средой, а не разные степени совершенства нервной системы (Б. М. Теплов, 1985).
Следует коротко остановиться на некоторых наиболее важных сторонах человеческой жизнедеятельности, где учет природных особенностей имеет определенное значение.
Это прежде всего учебная деятельность. Для учителя различия учеников по их формально-динамическим особенностям должны представлять интерес, поскольку они говорят о таких индивидуальных особенностях, как работоспособность, легкость переключения, темп, быстрота усвоения нового материала. Считаясь с индивидуальными психофизиологическими особенностями учащихся, учитель легче найдет надлежащий подход к каждому из них, подскажет, как им лучше организовать свою работу в классе и дома (М. К. Акимова, В. Т. Козлова, 1992).
Сам учащийся также должен иметь правильное представление о своих природных особенностях. Очень часто у школьников, не умеющих их использовать правильно, т. е. понять свои достоинства и компенсировать свои недостатки, возникают дефекты познавательной деятельности, что прямо оказывается на успеваемости.
В системе профессиональной ориентации и профессиональной консультации, в управлении формированием профпригодности, в профессиональном отборе также очень важно знание индивидуальных природных особенностей людей. Так, если из анализа содержания и характера труда вытекает, что некоторые СНС являются предпосылками формирования профессионально важных качеств, то важно обратить внимание человека на наличие в выбранной им профессии таких специфических требований. В том случае, когда эти требования характеризуют профессию в целом и жестко регламентируются, то человека следует проинформировать, с какими трудностями он может столкнуться и есть ли у него возможность, с учетом его природных способностей , эти трудности преодолеть. Если же такие требования в выбранной профессии характерны только для некоторых «рабочих постов», то следует рекомендовать человеку ориентироваться на другие «рабочие посты», где регламентация трудового поведения не жесткая.
Как считает К. М. Гуревич, успех в профессиональной деятельности и удовлетворенность трудом часто определяется тем, насколько удается соблюсти правило «естественного соответствия», т. е. насколько круг профессиональных задач, стоящих перед человеком, близок его психофизиологическим особенностям и их привычным проявлениям. Известно, что для относительно инертной нервной системы трудны задачи, требующие быстрого реагирования на все новое в окружающей обстановке, и задачи, требующие быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. Правило «естественного соответствия» будет нарушено, если человек с инертной системой будет овладевать профессией, где довольно часто возникают ситуации, требующие быстрого реагирования или переключения.
Точно такое же правило нарушается и в том случае, если человеку с подвижной нервной системой предлагаются такие профессиональные ситуации, в которых требуются неторопливость, шаблонность, стереотипность действий. Подвижных такая работа будет угнетать, они будут переживать ее как тоскливую и неинтересную. Конечно, в обоих случаях в результате насилия над собой, напряженной произвольной регуляции деятельности можно, если не на длительный, то на короткий срок замаскировать несоответствие. Но человек в такой ситуации не испытывает удовлетворения от своего труда, и, кроме того, когда правило «естественного соответствия» грубо нарушается, то увеличивается вероятность возникновения ошибок в работе, теряется ее эффективность.
Итак, можно сделать следующий общий вывод: каждый раз, когда на практике приходится сталкиваться с такими условиями и требованиями, при которых именно природные формально-динамические особенности (темп, выносливость, работоспособность, помехоустойчивость, чувствительность и т. д.) являются важным фактором при достижении профессиональной успешности, продвижении на более высокую ступень усвоения знаний, навыков, умений, необходимо располагать такой информацией о человеке, используя специальные диагностические методики.
§ 2. Методика диагностики индивидуальных психофизиологических особенностей человека
К настоящему времени дифференциальная психофизиология располагает большим арсеналом методических средств диагностики СНС, прошедших все необходимые стадии проверки. Это методики лабораторного характера, требующие специальной аппаратуры и особого помещения, а также бланковые методики. Сначала кратко остановимся на истории создания методик в школе Теплова-Небылицына.
На начальном этапе изучения свойств нервной сиетемы у человека исходным в поисках и создании методик было раскрытие с-максимальной достоверностью физиологического содержания каждого из основных свойств нервной системы, принятых в школе И. П. Павлова. Б. М. Тепловым были сформулированы четкие и ясные требования к методическим приемам. Наиболее точное знание о содержании СНС можно получить, используя методики «непроизвольных» реакций, и особенно такие, в которых «непроизвольным является не только регистрируемый индикатор, но и реакция, с помощью которой он получается» (В.Д. Небылицын, L978, с. 301). Эти показатели чаще всего наиболее ясны по своему физиологическому содержанию и наиболее однозначно определяют изучаемые свойства, и, следовательно, в контексте поставленной задачи эти методические средства действительно могут рассматриваться как основные.
Первоначально ведущая роль в изучении СНС у человека принадлежала условнорефлекторным методикам. Было установлено, что понятия, выработанные в школе И. П. Павлова на базе условнорефлекторных методик, применимы и для описания индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека. На основе некоторой физиологической функции (вегетативной, сенсорной, двигательной, биоэлектрической) у человека вырабатывались новые условные рефлексы, и индивидуальные особенности динамики условнорефлекторной деятельности рассматривались как показатели определенных СНС.
Подробное описание методик того периода дано в работах Б. М. Теплова (1985), В. Д. Небылицына (1966) и их сотрудников (см. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека, 1956, 1959, 1961, 1963 и др.). Такие методики почти всегда требуют.длительной работы с испытуемым и достаточно сложного оборудования, но самый главный их недостаток заключается в том, что иногда не удается выработать условные рефлексы у некоторых испытуемых. Кроме того, по мере развития исследований СНС человека в школе Б. М. Теплова - В. Д. Небылицына были открыты новые свойства (лабильность, активированность), которые вообще не имели условнорефлекторных показателей. Поэтому в последние годы в дифференциальной психофизиологии наметились тенденции к более широкому использованию безусловнорефлекторных методик (Э. А. Голубева, 1980). Как показали исследования, проводимые под руководством И.В. Равич-Щербо, чаще генотипическую обусловленность обнаруживают именно безусловнорефлекторные характеристики нервной системы.
Большинство диагностических методик представлено в электроэнцефалографическом варианте . Для этого используется такой прибор, как электроэнцефалограф, и требуется специально оборудованное помещение. С помощью электроэнцефалографа записываются биотоки мозга и по рисунку электроэнцефалограммы определяется степень выраженности того или иного свойства нервной системы у человека.
Опишем для примера электроэнцефалографическую методику диагностики лабильность нервной системы. В качестве показателя берется длительность депрессии альфа-ритма после прекращения действия светового раздражителя. Испытуемый находится в затемненной экранированной камере. Он сидит в кресле с открытыми глазами. Для записи электроэнцефалограммы используется 16-канальный электроэнцефалограф. Электроды накладываются на теменно-затылочную область головы. Сначала записывается фоновая электроэнцефалограмма. Затем включается световой раздражитель яркостью 20 люкс (у глаз испытуемого). Длительность раздражителя - 10 сек. Источником световых раздражителей является фотофоностимулятор. В ответ на раздражитель возникает депрессия альфа-ритма. Показателем лабильности служит средняя величина длительности депрессии альфа-ритма (в см) при последовательном применении 10 световых раздражителей. Восстановлением альфа-ритма считается появление подряд четырех альфа-колебаний. Большему уровню лабильности нервной системы соответствуют наименьшие числовые значения, полученные по этой методике. То есть, чем лабильнее нервная система, тем быстрее происходит восстановление альфа-ритма после прекращения действия раздражителя. С другой стороны, чем инертнее нервная система, тем больше надо времени, чтобы восстановился альфа-ритм после отключения светового раздражителя.
Кроме электроэнцефалографических методик, для диагностики СНС используются двигательные методики. Это различные варианты измерения времени реакции человека на внешний раздражитель (свет, звук)..
Так, для диагностики силы нервной системы используется предложенная В. Д. Небылицыным методика измерения времени реакции на раздражители разной громкости. Время реакции измеряется с помощью специального прибора - нейрохронометра.
Через наушники испытуемому предъявляются звуковые раздражители четырех интенсивностей- 40, 60, 80, 100 децибеллов. Как только испытуемый услышит звук, он должен как можно "быстрее нажать на специальную кнопку. Интервалы между подачей раздражителей составляют 10-15 сек. Раздражители каждой интенсивности предъявляются по 25 раз в случайном, но одинаковом для всех испытуемых порядке. Звуковому раздражителю предшествует с отставанием в 2 сек. предупредительный сигнал - вспышка лампочки. Показателем силы нервной системы по этой методике служит коэффициент «в», вычисляемый из уравнения регрессии у = а + вх, где у - средняя величина времени реакции на раздражитель каждой интенсивности, х - порядковые номера интенсивностей. Большим величинам коэффициента «в» соответствует большая сила нервной системы.
Аппаратурные методики являются надежными и точными способами измерения. Они наиболее ясны по своему содержанию, наиболее однозначны и большая часть таких методик считается основными референтными приемами определения СНС. В дифференциальной психофизиологии выработано такое правило, чтобы все новые методики диагностики какого-либо из свойств нервной системы сопоставлялись с основными референтными пробами определения этого свойства. Если, используя такой математический, прием, как факторный анализ, удается установить, что новые индикаторы образуют одну группу (один фактор) с референтными методиками, то это позволяет трактовать результаты новых методик в терминах теории основных свойств нервной системы, то есть считать, что новые методики измеряют то же свойство нервной системы, что и референтные пробы. Подобная статистическая обработка дает возможность определить теоретическую валидность вновь разработанных методик.
§ 3. Бланковые методики диагностики лабильности и силы нервной системы в мыслительно-речевой деятельности
Применение аппаратурных методик на производстве или в школе вызывает большие сложности, а иногда их использование вообще не представляется возможным. Поэтому возникла необходимость создать такие диагностические средства, которые, удовлетворяя строгим научным критериям, могли бы быть использованы в нелабораторных условиях и были пригодны для массового обследования. Под руководством К. М. Гуревича были разработаны бланковые методики, диагностирующие проявления основных свойств нервной системы в мыслительно-речевой деятельности (В. А. Данилов, 1973; В. Т. Козлова, 1981). Но такая работа могла быть начата лишь после того, как работами Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына и их сотрудников были выяснены * вопросы, касающиеся физиологического содержания каждого свойства, и разработаны методики, однозначные по своей сути, обладающие высокой надежностью, стабильностью и валидностью. Сопоставляя новые методики с теми, которые в школе Б. М. Теплова- В. Д. Небылицына названы основными, референтными методиками определения основных свойств нервной системы, удалось отобрать наиболее удачные диагностические пробы проявления СНС на уровне мыслительно-речевой деятельности.
Остановимся на рассмотрении этих методик более подробно. Переход к диагностике проявлений СНС в мыслительно-речевой деятельности требует таких методических приемов, которые были бы адекватны поставленной задаче, а именно: стимулировали, актуализировали мыслительно-речевые процессы. Этой цели соответствуют методики, в которых испытуемый оперирует вербальным материалом.
Некоторые диагностические приемы, разработанные тестологами, после соответствующих модификаций оказалось возможным применить как пробы диагностики проявлений свойств нервной системы в мыслительно-речевой деятельности.
Для того чтобы из общего результата по тесту можно было выявить такие особенности мыслительно-речевой деятельности, которые обусловлены СНС, необходимо уравнять для испытуемых содержательную сторону методики. Этого можно добиться, если, во-пер-. вых, использовать материал, который является достаточно простым, элементарным, доступным для понимания всеми, кто владеет знаниями хотя бы в объеме неполной средней школы. Во-вторых, если более строго подходить к составу выборки, к тому, чтобы она была бы относительно однородна по уровню образования испытуемых и по их профессиональной деятельности (гуманитарной, технической и т. п.). Почему важно учитывать состав выборки при диагностике проявлений СНС в мыслительно-речевой деятельности? Хотя- вербальные методики затрагивают самый минимальный уровень знаний, которым должны обладать все лица 6-7 лет обучения, и в этом смысле они имеют равные возможности для успешного выполнения заданий, не следует забывать, что навык выполнять даже самые простые мыслительные операции не может быть у всех одинаков. Так, различия могут проявляться между теми, кто по роду своей деятельности имеют большую тренировку в мыслительно-речевых операциях, и теми, чья трудовая деятельность не предполагает длительного и регулярного оперирования словесным материалом. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы выборка включала в себя испытуемых, близких по сфере деятельности и уровню образования. Можно предположить, что люди, имеющие тренировку в выполнении мыслительно-речевых операциях, будут более успешно справляться с вербальными методиками по сравнению с теми, у которых подобная практика отсутствует. При правильно подобранных выборках в каждой из них можно выделить группы испытуемых, резко различающихся по СНС (например, сильные-слабые), хотя формальный количественный критерий, с помощью которого можно судить о степени выраженности диагностируемого свойства, возможно будет в каждой выборке свой.
При соблюдении таких требований можно рассчитывать, что количественные показатели выполнения заданий отразят природные, нейрофизиологические особенности испытуемых. Построенные таким образом методики уже нельзя отождествлять с традиционными тестами, Они являются способами обнаружения индивидуальных различий по формально-динамическим характеристикам мыслительно-речевой деятельности, обусловленных СНС.
Были разработаны бланковые методики, диагностирующие проявления в мыслительно-речевой деятельности таких основных СНС, как лабильность (В. Т. Козлова, 1981) и сила (В. А. Данилов, 1973).
1) Методики диагностики проявлений лабильности нервной системы в мыслительно-речевой деятельности.
Под лабильностью нервной системы принято понимать скорость возникновения и исчезновения нервных процессов в коре головного мозга в ответ на внешний раздражитель.
Проявления лабильности-инертности нервной системы находят свое выражение в скоростных, темповых показателях выполнения разнообразных видов деятельности (например, в динамике речевого выражения мыслей, в скорости актуализации имеющихся знаний, в скорости реагирования на внешние раздражители, в продуктивности деятельности в ситуации, связанной с лимитом времени, в легкости приспособления к новым видам деятельности и т. д.).
Разработаны две методики: «Исполнение инструкций» и «Код». Они требуют от испытуемого быстрого включения в деятельность после сообщения ему инструкции, т. е. определенной быстроты возникновения мыслительно-речевого процесса: немедленный же переход к выполнению другого задания предполагает прекращение предыдущего процесса и возникновение сменяющего его нового процесса. Следовательно, методики адресуются к той динамической характеристике мыслительно-речевой деятельности, которая детерминируется скоростью возникновения и исчезновения нервного
процесса и, таким образом, прямо связывается с лабильностью нервной системы, являясь при прочих равных условиях ее функцией.
По замыслу исследования основным показателем проявления лабильности должна быть быстрота и четкость восприятия и выполнения элементарных мыслительно-речевых операций, причем темп работы испытуемых заранее предопределен и для всех лиц одинаков; испытуемые не могут изменить его по своему усмотрению. Психодиагностические пробы являются кратковременными и не вызывают у испытуемых состояния утомления.
Методики рассчитаны на любой возраст, начиная с 14 лет.
Методика «исполнение инструкций»
Методика представляет собой модификацию американского теста, взятого из серии, известной под названием «Альфа» (С. Hull, 1928). Этот тест типа «карандаш и бумага». Он не актуализирует какого-то определенного логического вида мыслительных операции. Успешность зависит от быстрого и правильного выполнения простых указаний. Специфика исполнения теста заключается в быстром и точном их схватывании и последующей реализации, предельно простой по смыслу и осуществляющейся несколькими движениями карандаша на карточке или бланке.
В методике использовался главным образом принцип составления заданий теста из серии «Альфа», но процедура проведения опыта была существенно изменена. Во-первых, на выполнение каждого задания отводился более короткий промежуток времени, чем в серии «Альфа», во-вторых, интервалы между заданиями были строго фиксированными и минимальными. Как только истекало время, отведенное на исполнение задания, тотчас следовала инструкция для выполнения следующего.
Процедура проведения опыта
Она состоит в следующем: испытуемому (диагностирование проводится индивидуально) последовательно предъявляют карточки, на которых изображены цифры, буквы, геометрические фигуры и т. п. Могут быть и пустые карточки. Перед началом опыта ему дается общая инструкция: «Вам будут говорить, что вы должны на каждой карточке делать. Слушайте очень внимательно, т. к. указания повторяться не будут. Как только вам скажут «начали», вы приступаете к работе. Как только вам скажут «Стоп» - прекращаете работу, откладываете данную карточку и берете следующую. На каждое задание отводится мало времени. Если вы в это время не укладываетесь, считается, что задание не выполнено. Будьте внимательны и работайте с максимальной быстротой». Далее с испытуемым проводятся пробные упражнения. Как только он подтверждает, что условия эксперимента усвоены, начинается основной опыт. Время на выполнение каждого задания фиксируется по секундомеру. Оно варьируется в зависимости от характера заданий от 2 до 5 секунд. Испытуемый знает, сколько времени отводится на исполнение задания. Эксперимент проводится в высоком темпе: сразу же после команды «стоп» зачитывается следующее задание. Время эксперимента 7 минут. Показателем служит сумма неправильно выполненных заданий и заданий, не выполненных вовсе.
Примеры: Карточка 28.
«Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила над четными цифрами и под нечетными. Начали!». На выполнение дается 4 секунды.
Карточка 35.
«Над линией поставьте стрелку, направленную вниз, а под линией - стрелку, направленную вправо. Начали!». На работу отводится 2 секунды.
Методика «Код»
Методика представляет модификацию теста, опубликованного в книге Л. Терстона (L. Thurstone, 1957). В этом тесте от испытуемого требуется заменить условные обозначения цифрами, т. е. диагностируется умение точно и быстро выполнять операции декодирования.
В разработанном варианте методика состоит в следующем: испытуемый получает бланк, на котором написаны последовательно цифры от 0 до 9; под каждой цифрой стоит ее условное обозначение (в виде точек и тире). Затем испытуемому предъявляются карточки, на которых изображены только условные изображения, и предлагается как можно быстрее написать рядом соответствующие цифры. Бланк с цифрами и условными, обозначениями лежит перед испытуемым.
Ему дается следующая инструкция: «Перед вами ряд цифр, каждой цифре соответствует свое условное обозначение. Этот бланк будет лежать перед вами в течение всего опыта. Заучивать обозначения вам не надо. Вы получите карточки, на каждой из которых написаны по 4 ряда условных обозначений. Вы должны будете эти условные обозначения как можно быстрее расшифровать, написав рядом соответствующие цифры. Как только вам скажут: «Начали», вы приступаете к работе. Как только вам окажут: «Стоп», вы прекращаете работу, откладываете данную карточку и берете следующую. На выполнение задания отводится мало времени. Если вы в это время не укладываетесь, вчитается, что задание не сделали. Работайте как можно быстрей и безошибочно».
После проведения пробных упражнений начинается основной опыт. Всего предъявляется 10 карточек, на каждой из которых по четыре ряда условных обозначений (каждый ряд состоит из трех условных обозначений), таким образом, в течение эксперимента испытуемый должен расшифровать 40 рядов условных обозначений. Время выполнения одинаково для всех карточек и равняется 11 секундам. Испытуемому это время неизвестно. Весь эксперимент длится 2 минуты. Показателем служит количество ошибок: неправильно расшифрованные и пропущенные обозначения.
2) Методики диагностики проявлений силы нервной системы в мыслительной деятельности.
Одной из основных характеристик силы нервной системы является способность нервных клеток больших полушарий выдерживать более или менее длительное и концентрированное возбуждение, не переходя в тормозное состояние. Эта способность и была использована в качестве индикатора силы в мыслительно-речевой деятельности. Были использованы известные тесты «Исключение», «Образование аналогий», вариант «Ассоциативного эксперимента», модифицированные в соответствии с задачей исследования.
Исследователя, изучавшего с помощью тестов проявление силы нервной системы, интересовал не сам по себе уровень сформированное™ у испытуемых умения совершать подобные мыслительные операции, а динамика их работоспособности во время решения этих заданий. Мыслительные операции выполняли роль интеллектуальной нагрузки и активизировали второсигналь-ную деятельность. Методики рассчитаны на любой возраст, начиная с 14 лет.
Методика «Исключение»
Вариант разработанной методики представляет набор заданий, каждое из которых состоит из 5 слов. Испытуемому дается следующая инструкция: «Четыре из пяти слов в каждом задании являются однородными понятиями и могут быть объединены по одному общему признаку, а одно слово «лишнее», т. е. выпадает из этой классификации. Вы должны назвать его. После этого вам следует немедленно приступить к решению следующего задания. Время на решение каждого задания ограничено, и, если вы не успеваете отыскать «лишнее» слово, вы по команде экспериментатора: «Дальше», - должны тут же приступить к решению следующего задания, не задерживаясь на нерешенном. Старайтесь не терять времени. Читайте слова в заданиях «про себя», а вслух называйте только «лишнее» слово».
Прежде чем приступить к выполнению заданий, испытуемый решал по 10 заданий совместно с экспериментатором, который давал при необходимости дополнительные объяснения. Затем испытуемому предлагалось эти тренировочные серии выполнить в темпе, соответствующем основному эксперименту.
Время, отведенное на решение каждого задания, равно 10 секундам. Все задания напечатаны на 5 последовательно предъявляемых бланках, по 35 заданий на каждом. Показателем динамики работоспособности служит отношение времени выполнения заданий на последнем бланке ко времени выполнения заданий на первом бланке.
Примеры:
Лошадь, петух, баран, корова, коза.
Слива, яблоня, клен, крыжовник, смородина.
Методика «Образование аналогий»
Вариант методики представляет набор заданий, каждое из которых состоит из трех слов. Слева располагаются пары слов-образцов, а справа дается одно слово, к которому испытуемый самостоятельно должен подобрать пару. Ему дается следующая инструкция: «Вам предлагается три слова. Между словами, стоящими в левой половине бланка существует определенная связь. Вы должны к слову, стоящему в правой части бланка, подобрать такое, где существовала бы аналогичная, та же самая связь. Вы должны назвать его. После этого вам следует немедленно приступить к решению следующего задания. Время на решение каждого задания ограничено, и, если вы не успеваете подобрать нужное слово, вы по команде экспериментатора: «Дальше», - тут же должны приступить к решению следующего задания, не задерживаясь на нерешенном. Старайтесь не терять времени. Читайте слова в заданиях «про себя», а вслух называйте только искомое слово».
Время, отведенное на решение каждого задания, равно 5 секундам. Все задания напечатаны на 5 последовательно предъявляемых бланках, по 40 заданий в каждом.
И в этом случае прежде, чем приступить к выполнению заданий, испытуемый решал по 10 заданий совместно с экспериментатором, получая при необходимости дополнительные объяснения. Затем испытуемый эти задания выполнял в темпе, соответствующем основному эксперименту.
Показателем динамики работоспособности служит отношение времени выполнения заданий на последнем бланке ко времени выполнения заданий на первом бланке.
Примеры:
Платье - портной Туфли -
Птица - летать Змея -
В этой методике был использован прием многократного повторения через 5-7 «фоновых слов» одного и того же условного раздражителя - «тестового» слова. Эксперимент был построен на том, что слово при его многократном повторении будет, постепенно затормаживаться как второсигнальный раздражитель. Это скажется на соблюдении данного слова с другими словами. Показателем такого ослабления связей должно быть увеличение латентного времени ассоциаций. Однако такое ослабление связей не у всех людей происходит с одинаковой скоростью, что зависит от силы нервных процессов. Увеличение времени ассоциаций с числом предъявлений тест-слова и должно характеризовать силу нервных процессов.
Испытуемому дается следующая инструкция: «Вам будут говорить слова. На каждое слово, произнесенное экспериментатором, вы должны как можно быстрей отвечать одним словом, первым, которое приходит в голову. Нельзя произносить слова, уже использованные вами при ответе на одно из предыдущих слов экспериментатора. Использовать можно только нарицательные существительные (глаголы, прилагательные, имена собственные и т. д. использовать нельзя). Итак, не повторяться, говорить только существительные, работать как можно быстрее».
Затем испытуемому зачитывается ряд из 30 слов, не используемых в основном опыте, чтобы проверить, насколько им усвоена инструкция. При необходимости даются дополнительные разъяснения.
Предварительно глаза испытуемого закрываются лепкой повязкой: тем самым исключалась возможность использовать предметы окружающей среды в качестве опоры при поиске слов-ответов. Слова экспериментатора и ответы испытуемых записываются на магнитофонную пленку. Очередное слово экспериментатор произносит сразу же после ответа испытуемого на предыдущее слово. Фиксируются латентные периоды ответов на первые 8 и последние 8 предъявлений тест-слов.
Показателем динамики работоспособности в течение эксперимента служило отношение усредненной суммы 8 латентных периодов ответов на «тестовое» слово в конце и начале опыта.
Способы проверки методик. Была проведена тщательная проверка разработанных методик на надежность и валидность. Надежность устанавливалась 2-мя способами:
1. Вычислялся коэффициент надежности, отражающий однородность методик.. Для этого был применен способ «расщепления» на четные и нечетные задания. Коэффициенты надежности имеют следующие величины:
«Исполнительная инструкция» -0,86 р≤0,001
«Код» -0,89 »
«Исключение» - 0,88 »
«Образование аналогий» - 0,87 »
«Ассоциативный эксперимент» - 0,61 »
2. Вычислялся коэффициент стабильности исследуемых психофизических свойств. Получены следующие результаты:
«Исполнительная инструкция» -0,92 р≤0,001
«Код» -0,70 »
«Исключение» -0,61 р≤0,005
«Образование аналогий» -0,60 »
«Ассоциативный эксперимент» -0,60 »
Приведенные показатели говорят о том, что надежность разработанных методик является удовлетворительной.
Валидизация методик проводилась также по 2-м направлениям.
Выявлялась теоретическая валидность методик путем сопоставления новых методик с результатами референтных индикаторов, имеющих тот же типологический смысл.
Определялась прагматическая валидность путем сопоставления результатов методик с внешними критериями. Исследовался прием, который ближе всего к валидности «по одновременности». В одном случае в качестве внешнего критерия был использован субъективный критерий оценки - оценка испытуемым самого себя по специально разработанной анкете. В другом случае внешним критерием являлись некоторые индивидуальные способы и приемы игры в шахматы, зависящие
от лабильности и силы нервной системы.
§ 4. Метод наблюдения
Помимо высокоформализованных методик диагностики проявлений СНС в дифференциальной психофизиологии не утратил своего значения и другой (малоформализованный) метод - наблюдение за поведением человека %в различных жизненных ситуациях, в которых достаточно отчетливо могут проявляться его индивидуальные особенности, обусловленные СНС. Однако было бы ошибкой считать этот способ определения СНС легким, простым и быстрым. Как писал Б. М. Теплов, «он легче только в том смысле, что не требует лаборатории, специального оборудования и т. п. Но зато он требует от исследователя не меньше, если не больше, чем лабораторный эксперимент, творческой мысли, длительного и кропотливого собирания материала и умения научно обработать этот материал».
При использовании метода наблюдения важно строго соблюдать следующие требования:
1. Наблюдение должно быть длительным, систематическим, а не случайным и эпизодическим. Исследователь должен наблюдать за индивидом" в разнообразных ситуациях, уметь подмечать характерные, постоянно встречающиеся черточки в его поведении. Именно постоянство индивидуального поведения в определенных ситуациях - признак того, что в основе его лежат не случайные факторы, а природные особенности - свойства нервной системы. Например, исследователь заметил, что ученик на последнем уроке невнимателен, плохо слушает объяснения учителя, неудачно отвечает на вопросы. Можно ли оценить этого ученика как слабого по своим психофизиологическим особенностям? Пока нет, поскольку единичного наблюдения недостаточно. Возможно снижение работоспособности объяснимо плохим самочувствием, а может быть, невнимательность не связана с усталостью и возникла из-за каких-то посторонних забот, из-за того, что его мысли далеко, вне школы. Только в том случае, если исследователь из раза в раз сталкивается с такой особенностью учащегося, он может предположить, что причиной его утомления является слабая нервная система. Чтобы избежать ошибки в оценке ученика, наблюдателю нужно посмотреть, как ведет себя этот ученик в других ситуациях, и сопоставить его особенности, обнаруженные в разнообразных условиях, друг с другом.
2. Необходимо рассматривать результативную и процессуальную стороны проявлений СНС вместе, без отрыва друг от друга. Так, например, нельзя только по продуктивности в какой-либо деятельности судить о представленности силы-слабости нервной системы. В самом деле, если «слабый» хорошо обучен, правильно готовится к работе, владеет специальными компенсаторными способами выполнения, он может по продуктивности деятельности не отличаться от «сильного». Но зато наблюдения за тем, как протекает деятельность, когда наступает и как проявляется утомление, какой режим работы для него наиболее благоприятен, дадут гораздо больше для характеристики его нервной системы, чем показатели продуктивности его работы.
Исследователями разработана схема наблюдений за поведением человека в ситуациях, в которых наиболее отчетливо проявляются индивидуальные особенности, обусловленные силой, лабильностью и подвижностью нервной системы (М. К. Акимова, В. Т. Козлова).^ схему наблюдений включены в основном ситуации учебной деятельности. Наблюдения за поведением учащихся в предложенных ситуациях могут осуществляться на всем протяжении школьного обучения. Особенно актуально применение этого метода для учащихся начальных классов, т. к. для этого возрастного уровня, кроме исследований с применением специального лабораторного оборудования (эледтроэнцефалографа, нейрохронометра и т. п.), нет других диагностических методик СНС.
Схема наблюдений включает в себя порядка 70 показателей. Используя ее, можно выделить как крайние полюса проявлений СНС (сильная-слабая нервная система, подвижная-инертная нервная система и т. д.), так и промежуточные, в средней степени выраженные проявления. Каждый показатель оценивается по пятибалльной системе. Так, например, для оценки проявлений силы нервной системы используется следующая шкала:
5 баллов - проявление силы нервной системы выражено ярко; часто себя обнаруживает; особенности, характерные для проявления слабой нервной системы, не встречаются совсем;
4 балла - проявление силы нервной системы выражено заметно, но непостоянно; особенности противоположного характера (слабой нервной системы) проявляются очень редко;
3 балла - проявления сильной и слабой нервной системы выражены нерезко; иногда могут встречаться яркие проявления крайних полюсов, но по числу случаев их появления они уравновешивают друг друга;
2 балла - проявления слабой нервной системы выражены заметно, но непостоянно; проявления, характерные для сильной нервной системы, встречаются редко;
1 балл - проявление слабой нервной системы выражено ярко; часто себя обнаруживает; особенности противоположного характера не встречаются совсем;
0 баллов - нет сведений для оценки данного показателя.
По аналогичной шкале дается оценка проявлений подвижной и лабильной нервных систем.
Чтобы повысить вероятность того, что подмеченные особенности не случайны, можно наблюдения дополнить другим неэкспериментальным методом - анкетой, предназначенной для оценки проявлений свойств нервной системы в жизненных ситуациях как самим респондентом, так и теми, кто его хорошо знает (родителями, друзьями, учителями и т. п.).
Разработаны две анкеты, в одной из которых ставятся вопросы, касающиеся проявлений силы нервной системы (Я. Стреляу), а в другой-лабильности и подвижности нервной системы (В. Т. Козлова). Отвечающий должен из 5 приведенных ответов выбрать тот, который, по его мнению, соответствует реальности.
Нужно обратить внимание на такой момент: не следует для диагностики проявлений свойств нервной системы пользоваться только анкетами. Если при использовании строго формализованных методик или при длительном наблюдении нельзя исключить ошибок в диагнозе, то при применении только одних анкет такая вероятность возрастает еще больше. Анкеты следует использовать только в сочетании с другими методами как: дополнительный способ познания индивидуальных психофизиологических особенностей человека.
ЛИТЕРАТУРА
Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М., 1992.
Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. - М., 1970.
Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы. - М., 1966.
Психологическая диагностика. Проблемы и исследования.-М., 1981.
Теплов Б. М. Избранные труды.-М., 1985, т. II.
Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности
Основной недостаток предшествующих подходов в понимании природных предпосылок личности заключается, на наш взгляд , в том, что в качестве основания индивидуально-психологических свойств берется не вся целостная биологическая
система человека, а лишь та или иная ее часть, каждая из которых (гуморальная, соматическая или нервная) сама по себе не обладает необходимыми для этого свойствами.
Мы полагаем, что в основании индивидуально-психологических свойств лежат свойства не той или иной отдельной, частной биологической подсистемы, а общая конституция человеческого организма, которая рассматривается нами как совокупность всех частных конституций, т. е. всех физических и физиологических свойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате...
Многочисленные экспериментальные данные, полученные в последние годы на близнецах и популяционно-генетических исследованиях, убедительно свидетельствуют о наследственной природе не только свойств нервной системы, но и многих индивидуально-психологичес.ких свойств, таких как активность, эмоциональность, социабельность, импульсивность и др...
Системный подход к изучению природных предпосылок личности не только позволяет рассматривать биологические свойства человека как «элементы» более низкой системы, которые Включаются в систему более высокого порядка - «личность», но и предполагает объяснительный принцип: каким образом происходит это включение.
Мы предлагаем назвать этот принцип принципом «системногообобщения». Этот принцип аналогичен понятию «обобщения у Ж. Пиаже и С. Л. Рубинштейна . Так, Ж. Пиаже широко использовал понятие обобщения как один из важнейших механиз мов формирования навыков и интеллекта... С. Л. Рубинштейн определял характер человека как закрепленную в индивиде систему генерализованных, обобщенных побуждений.
В чем же специфика «системного обобщения» природных предпосылокличности? Прежде всего в том, что природные Предпосылки- это не аморфная и пассивная совокупность биологических свойств человека, а определенным образом изначальноорганизованная система с четкой иерархией и структуройорганических потребностей, свойств нервной системыи т. д.
Каждый конкретный человек получает от природы в силу своей общей конституции строго определенный диапазон «нормы реакции» биохимических, биомеханических, соматических, нейрофизиологических и т. д. свойств. В результате биологического развития у него формируется индивидуальный уровень обмена, мышечного развития, определенные свойства нервной системы и т. д. Эти индивидуально-устойчивые и иерархически организованные биологические компоненты с самого раннего детства включаются в выполнение самых различных видов деятельности - от сосательного и хватательного поведения до игры, учебы, труда. На первых этапах развития человека (сразу же после рождения) имеют место, по-видимому, разные скорости выполнения деятельности, может наблюдаться разная пластичность, разные эмоциональные реакции и т. д. Однако по мере созревания и развития человека в условиях конкретной социально-исторической среды, благодаря постоянству и генетической устойчивости биологических компонент, постепенно у каждого индивида складывается некая присущая только ему обобщенная скорость, обобщенная пластичность, обобщенная эмоциональность и другие обобщенные характеристики поведения и деятельности.
Эти «формальные» характеристики индивидуальной психики, сформировавшиеся в результате системного обобщения психофизиологических компонент деятельностей независимо от их конкретных мотивов, целей, способов, программы поведения и т. д. за счет врожденного постоянства индивидуально-устойчивых нейрофизиологических, а точнее, всех биологических компонент, вовлеченных в индивидуально-конкретные виды деятельности человека, и составляют основной предмет исследований дифференциальной психофизиологии. Эти биологически обусловленные формальные характеристики психики получили название «формально-динамических» (в школе Теплова -Небылицына) или психодинамических (в школе Мерлина) свойств.
Мы полагаем, что более правильно называть эти свойства просто «формальными» в отличие от «содержательных», поскольку прилагательное «динамические» отражает лишь одну из сторон формальных свойств, а именно «энергетическую, силовую». Можно, по-видимому, говорить и о «формально-структурных» свойствах, связанных с особенностями построения обобщенных программповедения. Термин «психодинамические свойства» представляется менее удачным, тем более что за ним закреплено совершенно другое понятие в школе Левина («динамика мотивов»),
В отличие от формальных содержательные свойства личности (предметно-смысловые структуры: знания, мотивы, цели, отношенияи т.д.) формируются по другой «логике» и другим законом. Если формальные характеристики обобщаются преимущественно по логике «тела» (т. е. под влиянием действия общей конституции человека), то в основе обобщения содержательных свойств психики лежит уже логика «предмета» социально-детерминированной деятельности человека.
Существование в структуре личности устойчивых, обобщенных формальных свойств, в частности формально-динамических, выступающих под общим термином «темперамент», позволяет человеку, с нашей точки зрения, оптимально расходовать свои энергодинамические возможности. Заданный от природы (т. е. генетически детерминированный), определенный индивидуальный уровень энергодинамических возможностей (определенный уровень обмена, активности гормональной сферы, особенности нервных процессов и т. д.), постоянно включаясь в деятельность (независимо от мотивов, целей и т. д.), неизбежно приводитк оптимально сопряженной с деятельностью обобщенной интеграции всех биологических свойств индивида. Возникнувкак новое системное качество, обобщенная интеграция психофизиологических свойств, или, другими словами, система формальных свойств личности, начинает уже сама выступать | роли своего рода регулятора поведения человека в новой ситуации и впроцессе освоения новых видов деятельности.
Таким образом, основное формальное свойство личности, которое формируется в результате системного индивидуального обобщения одних и тех же биологических компонентов (т. е. индивидуальных генетических факторов, уровня обмена, особенностейтелосложения, особенностей функционирования центральнойнервной системы и т. д.) в деятельности в самом широкомсмысле слова характеризует прежде всего меру взаимодействия субъекта со средой и с другими людьми с точки зрения ее динамической (или динамико-энергетической) напряженности. Эта динамическая черта формальных свойств получила в дифференциальной психофизиологии название «общей активности». Основными показателями общей активности, включая двигательную и речевую, выступают: темп, ритм, скорость, интенсивность, пластичность, выносливость и др.
Другой важнейшей динамической характеристикой, относящейся также к формальным свойствам личности, является эмоциональность человека, куда включаются индивидуально-устойчивые аффекты или детерминирование одного из ведущих настроений (радости, гнева, страха, печали). В эмоциональности, в частности в модальности (знаке) эмоции, можно уже вычленить некоторые обобщенные содержательные характеристики психики. Однако у нас имеются все основания считать, что в характеристиках эмоциональности отражаются прежде всего устойчивые формальные свойства личности, сформированные под влиянием обобщения в первую очередь природных особенностей человека - факторов гормональной и телесной сферы, свойств диэнцефалона, лимбики и т. д. - и выражающие в наиболее обобщенной форме отношения человека к миру, обществу и к себе.
Таким образом, эмоциональность является наряду с общей активностью одной из наиболее важных формальных структур личности.
В отличие от эмоциональности эмоции представляют собой «частные» случаи содержательного отношения человека к предметным характеристикам деятельности (к тем или иным сторонам общения, познания, к явлениям общественной или личной жизни). В содержательном плане мир эмоций безграничен. Их «физиологическое обеспечение» будет зависеть от конкретного уровня обобщения «частного» отношения. Если отношение затрагивает личность как целое, то такая эмоция становится «эмоциональностью» и проявляется на всех уровнях индивидных свойств человека - от генетических мутаций, биохимических реакций, вегетативных сдвигов, мышечных экспрессий вплоть до полной перестройки формальных свойств личности. Такие эмоции наиболее характерны для человека в ситуации стресса Если же отношение основано, например, на частной оценке предстоящего когнитивного действия, то «физиологическое обеспечение» (вегетативные, биохимические, электромиографические и другие сдвиги) может практически не наблюдаться и может быть выявлено только с помощью сложнейших психофизиологических методов. Это, естественно, не означает, что эмоции, как, впрочем, и все другие содержательные свойства личиости (знания, мотивы, цели, отношения и т. д.), «повисают в воздухе» и не имеют физиологического носителя.
В содержательных свойствах личности носителя физиологического, а более правильно - биологического, столько же, сколько и в формальных свойствах. Принципиальное различие между формальными (а именно темпераментом: общей активностью и э моциональностью) и содержательными свойствами (по отношению к природным предпосылкам) заключается в том, что формальные свойства - это такие системные качества, которые формируются по законам генетики, общей конституции, в то время как содержательные свойства формируются преимущественно под влиянием конкретных социальных факторов, действующих опосредованно через внутренние биологические механизмы.
Такое понимание генеза формальных и содержательных свойств личности соответствует диалектико-материалистическому представлению, согласно которому психическое развитие человека понимается как единый системный процесс взаимного опосредствования биологического и социального.
Исходя из предлагаемого понимания механизмов формирования формально-динамических свойств личности становится очевидным, что только такие свойства могут быть предметом прямого сопоставления с биологическими характеристиками человека. Попытки обнаружить соотношение между биологическими свойствами и содержательными характеристиками личности, которые нередко предпринимаются в работах социобиологов и конкретных исследованиях западных психологов, представляются совершенно беспочвенными...
Разделение свойств личности на формальные и содержательные в реальном поведении - исключительно трудная задача, поскольку формальные и содержательные свойства являются,
согласно А. В. Брушлинскому , недизъюнктивными, т. е. опосредствуют, взаимопроникают и взаимообусловливают друг друга, сливаясь в единый психический процесс. Тем не менее на определенном уровне научно-абстрактного анализа такое разделение может быть выполнено исходя из изложенного вьше представления о различных доминирующих механизмах формирования формальных и содержательных свойств личности.
Ориентировочно можно наметить по крайней мере семь отличительных черт (критериев) формальных свойств личности (преимущественно темперамента) от содержательных характеристик личности. К темпераменту следует относить, с нашей точки зрения, только такое психическое свойство личности, ко торое:
1) наследуется;
2) высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, те лесной и т. д.);
3) устойчиво в течение длительного периода жизни человека
4) универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;
5) характеризует меру активного напряжения человека;
6) отражает наиболее обобщенное отношение человека к миру, обществу и себе;
7) относительно не зависит от содержания (т. е. смысла, мотива, цели и т. д.) деятельности, общения и познания.
У нас имеются все основания полагать, что всем этим критериям (или по крайней мере большинству) удовлетворяют две уже выше рассмотренные наиболее важные формальные характеристики личности, а именно «общая активность» и «эмоциональность», которые, согласно представлениям В. Д. Небылицына, и составляют темперамент человека...
Выявленные связи служат важным аргументом в пользу того, что данные психологические характеристики активности (индивидуальный темп, пластичность, умственная выносливость) принадлежат к категории темперамента. Полученные достоверные статистические связи между индивидуальными вариациями указанных формально-динамических и нейродинамических свойств убедительно свидетельствуют также о том, что сопоставляемые разнородные и разноуровневые характеристики человека принадлежат к одному общему и генетически первичному фактору, т. е. общей конституции, будучи ее разными специфическими формами, которые вступают в различные закономерные соотношения на различных этапах развития личности человека.
Развиваемая нами концепция «системного обобщения» позволяет, с нашей точки зрения, не только объяснить механизм формирования формальных свойств личности, но может быть использована и как единый принцип для объяснения генезиса и других уровней свойств личности. Решающим моментом для выделения в структуре личности того или иного уровня должна быть, согласно данной концепции, специфика системного обобщения.
Если обобщение происходит за счет психофизиологических, а более широко - структурных и функциональных биологических свойств, то мы имеем дело с темпераментом; если в основании обобщения лежат динамические и содержательные особенности когнитивных механизмов, мы имеем дело с интеллектом; если же обобщаются динамические и содержательные характеристики побуждений, мотивов и т. п., то такое психологическое образование следует отнести к характеру, и т. д. Отсюда следует, что по отношению к тому конкретному сложноорганизованному объекту действительности, каким является личность, системный принцип иерархии в рамках дифференциальной психофизиологии реализуется в последовательности перехода от низших структурно-функциональных уровней упорядоченности множества его моментов (имеются в виду биологические свойства, и прежде всего свойства нервной системы) к высшим образованиям - формально-динамическим свойствам. В результате такого поступательного движения образуются новые интегральные системные качества личности: темперамент как самый низший психологический уровень личностных свойств, затем интеллект, динамический аспект и характер. При этом не снижается значение старых (нижележащих) свойств и качеств и не предполагается абсолютной самостоятельности свойств и качеств высших уровней личности как целостной системы.
Из сказанного выше следует, что формальные свойства личности (т. е. темперамент) не существуют сами по себе, а включаются в «более высокоорганизованные» структуры личности, в частности интеллект и характер, в качестве необходимых компонентов динамических свойств этих структур.
Включение формально-динамических характеристик в структуру интеллекта и характера не означает, что интеллект и характер являются только более обобщенными и более сложными динамическими образованиями психики: и интеллект и характер наряду с обобщенными динамическими свойствами обладают также и особыми обобщенными содержательными (предметно-смысловыми) характеристиками.
Отличительной чертой формирования характера, как известно, является обобщение самых разнообразных форм побуждения - от потребностей, мотивов до интересов и идеалов. Именно так понимал характер С. Л. Рубинштейн . В характере обобщаются, естественно, не только содержательные, предметно-смысловые характеристики мотивационной и волевой сферы, но и динамические характеристики, обязательно включающие формально-динамические параметры эмоциональности. Обобщенные эмоциональные качества, по мнению Ж. Пиаже, дают действию необходимую энергию и служат источником поведения. Эмоциональные (аффективные, динамические, энергетические) характеристики выступают всегда в качестве необходимого компонента любой мотивации...
Понимание развития личности как единого системного процесса взаимного опосредствования биологического и социального позволяет принципиально по-новому подойти к проблеме задатков, одной из ключевых при изучении природных предпосылок личности. Мы полагаем, что следует строго различать по крайней мере два уровня задатков: формальных свойств (темперамента) и более сложных психологических образований (интеллекта, характера и др.).
Если принимать во внимание первый уровень задатков, то можно предположить, что генетически фиксированное сочетание природных свойств человека (биохимических особенностей, типа телосложения, свойств нервной системы и т. д.) определяет благодаря действию общей конституции преимущественно только лишь те или иные формальные свойства личности (т. е. характеристика общей активности и эмоциональности). Отсюда следует, что «врожденные анатомно-морфологические особенности мозга» являются задатками не способностей (интеллекта) как таковых , как это предполагал Б. М. Теплов , а темперамента. Темперамент же, в свою очередь, следует рассматривать как задатки второго уровня: характеристики активности и эмоциональности - важнейшие компоненты интеллекта, характера и других свойств личности. И в этой связи известная мысль Теплова о том, что «способность - это задаток в развитии», должна бытьуточнена. Речь должна идтине о способности вообще, а о ее динамическом аспекте. (Содержательный же аспект способностей, как указывалось выше, детерминирован преимущественно социальными факторами.)
Отсюда следует, что темперамент стоит не «в стороне» или «рядом» с интеллектом (способностями), а органически включен в него как важнейший компонент, как необходимый задаток, фактор развития, преломляющий, трансформирующий социальные воздействия на человека.
Таким образом, в развитии личности диалектика биологического и социального наполняется конкретным содержанием.
Единый системный процесс развития личности происходит через взаимодействие биологических и социальных детерминант бытия человека.
Страница 3
Психофизиологические особенности человека - это особенности его психики, развитие, строение организма, состояние здоровья. Каждый человек обладает психофизиологическими особенностями. Поэтому можно говорить о том, что человек по своим пригодным данным более или менее подготовлен к успешному овладению определённой профессией или групповой профессией. В связи с этим встаёт вопрос: какие характерные особенности личности необходимо изучить? Как правильно определить особенности и свойства личности?
Ответы на эти вопросы и будут предметом нашего дальнейшего рассмотрения.
К наиболее важным особенностям личности, подлежащим диагностированию, относятся: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, профессиональные намерения, профессиональная направленность, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.
Рассмотрим подробнее те стороны личностных характеристик, которые имеют значение для профориентационной работы.
Личность формируется в процессе постоянных взаимоотношений с людьми. Все особенности, присущие личности, социально обусловлены. Поэтому ценностные ориентации можно определить как напрвленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями.
Каждая личность стремиться к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют её целям и интересам. Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить такие ценности, представляющие для него значимость:
Самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде - быть полезным обществу;
Признание родных, знакомых, друзей;
Самосовершенствование и самовыражение; интересная работа;
Применение свои знаний, умений, способностей;
Творческий характер труда;
Стать мастером своего дела;
Романтика трудовой деятельности;
Материально-практические, утилитарные ценности - хороший заработок;
Должность, удовлетворяющая личность; перспектива продвижения по службе.
Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.
По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп:
Общая мотивировка;
Романтика профессий;
Мотивы познавательного характера;
Мотивы, в которых подчёркивается общественная значимость профессии;
Немотивированный выбор.
По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:
Мотив, чётко и аргументированно обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;
Мотивация нечёткая, недостаточно аргументированная;
Мотивация неуверенная, неаргументированная;
Никак не аргументированная мотивация.
Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько чётки, аргументированы мотивы выбора. Это в свою очередь даёт возможность выяснить направленность личности на ценности. Итак, мы рассмотрели ценностные ориентации в структуре личности человека. Во взаимосвязи с другими характеристиками личности их можно представить следующим образом: потребности – интересы ценности – мотивы – цели – выбор.
Предварительная профдиагностика предполагает выявление таких характеристик, как склонности, интерес, темперамент.
1. Интерес - это особое отношение к чему-либо или кому-либо, это и потребность в определённых эмоциональных переживаниях, получаемых в результате каких-то людей или предметов. Ведь одно дело интересоваться, например, автомобилем, и совсем другое – заниматься в кружке автодела. Как правило, на занятия, к которым учащийся более склонен, он тратит больше времени и к тому же трудится с желанием. Если человек при этом добивается ещё определённых результатов в этой деятельности, то можно говорить о способностях к данной деятельности.
Возможно, будет полезно почитать:
- Что происходит с головастиком американской удивительной ;
- Методы решения логических задач ;
- Преподобный агапит печерский, врач безмездный ;
- Новые кбк в пенсионный фонд ;
- Сравнение строения тканей многоклеточных организмов (на примере: растений, грибов, животных и человека) ;
- Как рисовать скорпиона карандашом Как рисуется скорпион ;
- Лунный день рождения Лунный календарь 14 день ;
- Как почистить квартиру от негатива самому ;