Природные психофизиологические особенности человека. Определение характера. Типы темперамента по Павлову


Одни и те же внешние условия, одна и та же среда могут оказывать различное влияние на личность.


Законы психического развития молодого человека потому и сложны, что само психическое развитие является процессом сложных и противоречивых изменений, что многогранны и многообразны факторы, влияющие на это развитие.


Человек, как известно, является существом природным. Природные, биологические предпосылки необходимы для развития человека. Необходим определенный уровень биологической организации, человеческие мозг, нервная система, чтобы стало возможным формирование психических особенностей человека. Природные особенности человека становятся важными предпосылками психического развития, но лишь предпосылками, а не движущими силами, факторами психического развития. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание – продукт общественного бытия человека. Нервная система обладает врожденными органическими основами для отражения окружающего мира. Но только в деятельности, в условиях социальной жизни формируется соответствующая способность. Природной предпосылкой развития способностей является наличие задатков – некоторых врожденных анатомо-физиологических качеств мозга и нервной системы, но наличие задатков еще не гарантирует развитие способностей, которые формируются и развиваются под влиянием условий жизни и деятельности, обучения и воспитания человека.


Природные особенности оказывают достаточное влияние на психическое развитие человека.


Во-первых, они обусловливают разные пути и способы развития психических свойств. Сами по себе они не определяют никаких психических свойств. Ни один ребенок не является природно «расположенным» к трусости или смелости. На базе любого типа нервной системы при правильно поставленном воспитании можно выработать нужные качества. Лишь в одном случае это будет труднее сделать, чем в другом.


Во-вторых, природные особенности могут влиять на уровень и высоту достижений человека в какой-либо области. Например, имеются врожденные индивидуальные различия в задатках, в связи с чем одни люди могут иметь преимущество перед другими в отношении овладения каким-либо видом деятельности. Например, ребенок, имеющий благоприятные природные задатки для развития музыкальных способностей будет, при всех прочих равных условиях, развиваться в музыкальном отношении быстрее и добьется больших успехов, чем ребенок, такими задатками не обладающий.


Были названы факторы и условия психического развития личности.



  • Влияние природных особенностей на психическое развитие человека влияние на личность.


  • Влияние природных особенностей на психическое развитие человека . Одни и те же внешние условия, одна и та же среда могут оказывать различное влияние на личность. Условия психического развития личности.


  • Влияние природных особенностей на психическое развитие человека . Одни и те же внешние условия, одна и та же среда могут оказывать различное


  • Среда является вторым фактором развития человека . Природная среда влияет на психическое развитие опосредованно – через существующие в данной ереде виды трудовой деятельности и культуру.


  • Влияние природных особенностей на психическое развитие человека .
    Первичным в развитии человека человечества ) является не сознание людей , а их бытие.


  • Природное (биологическое) в человеке - это то, что связывает его с предками, а через них - со всем жмзым миром, с высшими животными в особенности .
    Вне человече- ского общества духовное, социальное, психическое развитие про- исходить не может.


  • ...революционной теорией развития - у любого человека независимо от его природных анатомо-физиологических особенностей можно сформировать любые
    Это, пожалуй, самое убедительное доказательство существенного влияния среды на психическое развитие .


  • Психика - совокупность психических явлений, составляющих внутренний мир человека (желания, познание, переживания, самосознание).
    И хотя видовые морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека ...


  • Психика человека и животных находится в состоянии постоянного развития . Однако характер и сод.
    Элементарные, природные свойства , называемые обычно задатками, входят в состав более сложных, формирующихся под влиянием внешних условий психических функций...


  • Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития ...

Найдено похожих страниц:10


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

На тему:

" Психодиагностика природных способностей человека "

Караганда 200 8

1. Понятие о природных особенностях человека

Психодиагностика - один из наиболее популярных на практике подходов к исследованию личности человека. Психодиагностические методики позволяют в короткий срок оценить уровень развития тех или иных черт личности, ее психологических свойств. Психодиагностические методики прочно вошли в нашу жизнь и в настоящее время применяются в различных отраслях жизнедеятельности человека - при тестировании способностей детей, при профориентации, при проведении отбора персонала и т.д.

В начале 50-х гг. сложилось и успешно развивается оригинальное направление диагностических исследований психофизиологических особенностей человека. Оно получило название «дифференциальная психофизиология» и тесно связано с именами выдающихся психологов - Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Работа школы Б.М. Теплова - В.Д. Небылицына представляет собой дальнейшее творческое развитие идей И.П. Павлова о свойствах нервной системы и типах высшей нервной деятельности животных и человека.

Как известно, эти идеи И.П. Павлова были обоснованы опытами над животными и наблюдениями в нервной клинике. Задача же работ Б.М. Теплова - В.Д. Небылицына и их сотрудников состояла в экспериментальном изучении этой проблемы применительно к человеку. В дифференциальной психофизиологии принято различать две стороны психики: содержательную и формально - динамическую.

Так, Б.М. Теплов (1985) писал, что к числу индивидуальных различий, которые, прежде всего, бросаются в глаза, можно отнести такие важные черты:

Убеждения;

Интересы;

Таким образом, Теплов к числу индивидуальный различий относил все то, что индивид приобретает в результате взаимодействия с окружающей средой и что составляет содержание его психики. Но в то же время нельзя не заметить, что люди отличаются друг от друга тем, как формируются у них умения и привычки, как усваивают они знания.

Иными словами, кроме различий, относящихся к содержательной стороне психической жизни, люди различаются по некоторым динамическим, формальным особенностям своего психического склада и поведения (быстроте, темпу, работоспособности, чувствительности).

Индивидуальная выраженность этих параметров определяется некоторыми природными факторами, в первую очередь основными свойствами нервной системы. Давая определение свойствам нервной системы (сокращенно СНС), Б.М. Теплов (1985) отмечал, что это природные, врожденные особенности нервной системы, влияющие на формирование индивидуальных форм поведения и некоторых индивидуальных различий способностей и характера. Говоря о том, что эти свойства врожденные, имелось в виду, что они формируются у человека в период внутриутробного развития и в первые месяцы жизни. Связаны ли они с генотипом, оказываются ли они наследуемыми, этот вопрос оставался открытым.

2. Типы темперамента по Павлову

Одним из крупных достижений последних лет в дифференциальной психофизиологии был ответ на вопрос, каково происхождение, генезис СНС. Данные, полученные коллективом лаборатории, возглавляемой И.В. Равич - Щербо (Психологический институт), свидетельствуют о том, что свойства нервной системы можно рассматривать как признаки, обусловленные генотипом. А это означает, что данные признаки являются наиболее устойчивыми, практически не изменяющимися в течение жизни человека. Кроме того, можно говорить о наследственной передаче особенностей.

В свое время И.П. Павлов считал, что имеется три основных свойства нервной системы: сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Сочетания крайних полюсов этих свойств образуют четыре комбинации нервной деятельности, которые отождествлялись с четырьмя известными типами темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик.

Приведем краткое описание этих типов:

1. Сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник) - человек быстрый, легко приспосабливаемый к меняющимся условиям жизни, успешно сопротивляется трудностям жизни.

2. Сильный, уравновешенный, инертный (флегматик) - реагирует на внешние воздействия спокойно и медленно, не склонен к изменению своего окружения, хорошо справляется с сильными и длительными раздражителями.

3. Сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения (холерик) - обладает большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания, вспыльчив и несдержан.

4. Слабый тип (меланхолик) - малоподвижен, часто пассивен и заторможен, сильные раздражители могут вызвать различные нарушения поведения, вплоть до полного прекращения всякой деятельности.

Б.М. Теплов, проанализировав развитие павловских идей, пришел к выводу, что для выделения четырех типов нет достаточных оснований. Лишь систематическое изучение позволит установить, сколько в действительности имеется основных свойств, нервной системы (три или больше) и в каких сочетаниях они встречаются.

В дальнейшем по мере развития исследований СНС были открыты другие, не известные в школе Павлова типологические свойства (лабильность, динамичность, активированность). Опишем подробнее.

3. Основные свойства нервной системы

Сила нервной системы (противоположный полюс - слабость нервной системы) - свойство нервной системы, выражающееся в степени выносливости, работоспособности нервной системы, ее устойчивости к различного рода помехам.

Подвижность нервной системы (противоположный полюс - инертность) - свойство нервной системы, характеризующееся скоростью смены нервных процессов, а также скоростью их движения.

Лабильность нервной системы (противоположное - инертность) - скорость возникновения и прекращения нервных процессов.

Динамичность - скорость образования временных нервных связей (положительных и тормозных условных рефлексов), т.е. скорость научения.

Активированность - уравновешенность процессов возбуждения и торможения; говорит об общем тонусе нервной системы (высокая активированность, преобладание возбуждения, низкая преобладание торможения).

В последнее время ставится под сомнение сама идея выделения типов нервной системы и типов темперамента, так как сколько-нибудь чистых типов вообще не существует.

Другой важный вопрос, связанный с психодиагностикой темперамента - вопрос о соотношении биологических свойств человека, его органической основы с психологическим «наполнением» темперамента. В соответствии с концепцией двухаспектности психики (Б.М. Теплое, В.Д. Небылицын, B.C. Мерлин) в последней выделяются предметно-содержательный и формально-динамический аспекты.

Формально-динамические характеристики психического составляют черты и свойства психики человека, лежащие в основе его деятельности независимо от ее конкретных мотивов, целей, способов, отношений и проявляющиеся во «внешней картине поведения» (И.П. Павлов). Динамические особенности психики обусловливаются нейрофизиологическими свойствами организма человека и составляют то, что мы называем темпераментом.

В работах отечественных психофизиологов были выделены две наиболее фундаментальные формально-динамические характеристики темперамента - общая психическая активность и эмоциональность.

Общая активность - формально-динамическая характеристика темперамента, динамико-энергическая напряженность поведения человека, проявляющаяся в его взаимодействии с природным и социальным миром. Как общеличностная характеристика активность выражает природное стремление индивида к повышенной и разнообразной нагрузке в умственной и психомоторной сфере и обслуживающая стремление индивида к эффективному освоению окружающего мира.

Основными показателями общей активности поведения человека являются свойства, отражающие характер протекания психической деятельности во времени (темп, ритм, скорость), интенсивность психического процесса (активность, энергичность, сила эмоций и пр.), его пластичность (повышенная способность человека к психической адаптации к среде в процессе коммуникации и профессиональной деятельности), а также направленность психики (экстра-интроверсия).

Эмоциональность - это формально-динамическая составляющая темперамента, выражающая знак или характер отношения человека к окружающему миру, обществу и к себе. Эмоциональность человека включает в себя все богатство и разнообразие аффектов и настроений человека: впечатлительность, чувствительность, импульсивность, эмоциональную возбудимость, лабильность, а также доминирование одного из ведущих настроений (радости, гнева, страха и печали).

Согласно взглядам В.М. Русалова темперамент рассматривается как результат системного обобщения инвариантных биологических компонентов; включенных в функциональные системы поведения. Такое включение ведет к постепенной трансформации их в индивидуально-устойчивую (независимую уже от содержания самой деятельности) систему психобиологических свойств, которые сопряжены с основными блоками функциональной системы (афферентный синтез, программирование, исполнение и обратная связь).

Данными свойствами являются: эргичность (степень напряженности взаимодействия организма со средой); пластичность (степень легкости переключения с одних программ поведения на другие); темп (степень быстроты исполнения той или иной программы поведения); эмоциональная чувствительность (порог чувствительности к возможному несовпадению результата действия с акцептором результата действия).

Каждое из выделенных свойств темперамента в соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности - предметной деятельностью и общением - должно, по мнению В.М. Русалова, рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.

Таким образом, темперамент - это:

Проявление в подведении нервно-психической конституции, заложенной в человеке от рождения (генетически унаследованной);

Совокупность динамических характеристик поведения человека, проявляющихся в общей активности (объем взаимодействия человека с окружением, инициативность, готовность к действию), в особенностях моторики (темп, ритм, быстрота, общее количество движений, их амплитуда) и в эмоциональности (впечатлительность, импульсивность эмоциональная возбудимость, скорость возникновения эмоций, их сила, скорость изменения их знака - положительного на отрицательный и наоборот, модальность доминирующих эмоций).

В соответствии с этим подходом выделяются критерии для отнесения того или иного психологического свойства к темпераменту. Рассматриваемое психологическое свойство считается темпераментальным, если оно:

1. не зависит от содержания деятельности и поведения, т.е. отражает формальный аспект деятельности и поведения (является независимым от смысла, мотива, цели и т.д.);

2. характеризует меру динамического (энергического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности;

3. универсально и проявляется во всех сферах жизнедеятельности;

4. рано проявляется в детстве;

5. устойчиво в течение длительного периода жизни человека;

6. высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.);

7. является наследуемым.

Из понимания темперамента как формально-динамической характеристики психического свойства следует неправомерность аксиологического («оценочного») подхода к нему. Не существует «хороших» и «плохих» темпераментов, каждый темперамент в конкретных видах деятельности имеет как свои достоинства, так и недостатки.

темперамент нервный природный особенность

Заключение

В дифференциальной психологии принято различать две стороны психики: содержательную и формально-динамическую. Содержательную сторону составляет все то, что человек приобретает в результате взаимодействия с окружающей средой и что составляет содержание его психики. Кроме различий, относящихся к содержательной стороне все люди отличаются друг от друга по некоторым динамическим, формальным особенностям своего психического склада и поведения. Индивидуальность этих параметров определяется некоторыми природными факторами, в первую очередь свойствами нервной системы, имеющими врожденное происхождение и мало изменяющимися в процессе жизни.

Список литературы

1. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1997.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова Думка, 1989.

3. Общая психодиагностика (учебное пособие) / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987.

4. Основы психодиагностики (учебное пособие для студентов пед. вузов / Под ред. А.Г. Шмелева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

5. Введение в психодиагностику (учебное пособие для педучилищ / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М.: Academia, 1997.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История изучения темперамента. Основные типы нервной системы по И.П. Павлову. Понятие о темпераменте и особенности его проявления у человека. Индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2014

    Биологические основы темперамента. Роль темперамента в психическом развитии человека. Современные характеристики типов темперамента. Классификация свойств нервной системы человека. Строение тела и характер. Зависимость нервной системы от фактора времени.

    контрольная работа , добавлен 21.01.2012

    Темперамент и его основные типы. Типы нервной системы по Павлову. Преобладание возбуждения над торможением. Основные стремления холерика. Динамика функционирования психических процессов и поведения человека. Формирование характера и поведения человека.

    контрольная работа , добавлен 26.06.2013

    Понятие о темпераменте, концепции. Темперамент и факторы его формирования, основные типы. Относительная устойчивость как характерная особенность свойств темперамента. Типы нервной системы по Павлову. Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2011

    Физиологическая и психологическая основа типов темперамента и их краткая характеристика. Классификация типов высшей нервной деятельности. Анализ взаимосвязи свойств нервной системы и типов темперамента человека. Основные свойства эмоциональности личности.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2010

    Определение понятия "темперамент". Описание основных типов нервной деятельности человека. Рассмотрение свойств процессов возбуждения и торможения. История учения темперамента. Исследование зависимости строения тела человека от типа темперамента.

    презентация , добавлен 02.11.2015

    Электроэнцефалографическая методика диагностики лабильности нервной системы. Характер в структуре личности. Связь основных свойств нервной системы с темпераментом, характером. Типы высшей нервной деятельности по Павлову. Анализ графиков работоспособности.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2010

    Понятие о темпераменте, его физиологические основы, типы и их психологическая характеристика. Роль темперамента как свойства личности в деятельности человека, его взаимосвязь с экстраверсией – интроверсией. Особенности питания человека и его темперамент.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2010

    Предмет психодиагностика. Методы психодиагностики и их классификация. Понятие о темпераменте. Психологическая характеристика типов темперамента. Роль темперамента в деятельности человека. Темперамент как фактор деятельности. Мышление.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2005

    Понятие, теории и типологии темперамента, их психологическая характеристика. Роль темперамента в деятельности человека. Фрагменты истории характерологии. Понятие характера, факторы его формирования и способы определения. Виды и структура способностей.

В нашей стране в начале 50-х годов сложилось и успешно развивается оригинальное направление диаг­ностических исследований психофизиологических осо­бенностей человека. Оно получило название «диффе­ренциальная психофизиология» и тесно связано с име­нами выдающихся психологов - Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына. Работа школы Б. М. Теплова - В. Д. Небылицына представляет собой дальнейшее творческое развитие идей И. П. Павлова о свойствах нервной системы и типах высшей нервной деятельности животных и человека. Как известно, эти идеи И. П. Павлова были обоснованы опытами над живот­ными и наблюдениями в нервной клинике. Задача же работ Б. М. Теплова - В. Д. Небылицына и их сотруд­ников состояла в изучении этой проблемы примени­тельно к человеку.

В дифференциальной психофизиологии принято раз­личать две стороны психики: содержательную и фор­мально-динамическую. Так, Б. М. Теплов (1985) писал, что к числу индивидуальных различий, которые прежде всего бросаются в глаза, можно отнести такие важные черты, как убеждения, интересы, знания, умения, на­выки, то есть все то, что индивид приобретает в ре­зультате взаимодействия с окружающей средой и что составляет содержание его психики. Но в то же время нельзя не заметить, что люди отличаются друг от друга тем, как формируются у них умения и привычки, как усваивают они знания. Иными словами, кроме разли­чий, относящихся к содержательной стороне психиче­ской жизни, люди различаются по некоторым динамическим, формальным особенностям своего психического склада и поведения (быстроте, темпу, работоспособно­сти, чувствительности). Если содержание человеческой психики по своему происхождению социально и пере­дается от поколения к поколению только в порядке со­циальной преемственности, то иначе обстоит дело с формально-динамическими характеристиками психиче­ских процессов. Индивидуальная выраженность этих параметров -определяется некоторыми природными фак­торами, в первую очередь, основными свойствами нер­вной системы. Давая определение свойствам нервной системы (сокращенно СНС), Б. М. Теплов (1985) от­мечал, что это природные, врожденные особенности нервной системы, влияющие на формирование индиви­дуальных форм поведения и некоторых индивидуальных различий способностей и характера. Говоря о том, что эти свойства врожденные, имелось в виду, что они фор­мируются у. человека в период внутриутробного раз­вития и в первые месяцы жизни. Связаны ли они с ге­нотипом, оказываются ли они наследуемыми, этот во­прос оставался открытым.

Одним из крупных достижений последних лет в дифференциальной психофизиологии был ответ на -во­прос, каково происхождение, генезис СНС. Данные, полученные коллективом лаборатории, возглавляемым И.В. Равич-Щербо (Психологический институт), сви­детельствуют о том, что свойства нервной системы можно рассматривать как признаки, обусловленные ге­нотипом. А это означает, что данные признаки являют­ся наиболее устойчивыми, практически не изменяющи­мися в течение жизни человека. Кроме того, можно го­ворить о наследственной передаче особенностей.

В свое время И. П. Павлов считал, что имеется три основных свойства нервной системы: сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Сочетания крайних полюсов этих свойств образуют четыре комби­нации, четыре типа высшей нервной деятельности, кото­рые отождествлялись с четырьмя известными типами темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флег­матик. Б. М. Теплов, проанализировав развитие пав­ловских идей, пришел к выводу, что для выделения четырех типов нет достаточных оснований. Лишь сис­тематическое изучение позволит установить, сколько в действительности имеется основных свойств нервной системы (три или больше) и в каких сочетаниях они встречаются. В дальнейшем , по мере развития иссле­дований СНС были открыты другие, не известные в школе Павлова типологические свойства (лабильность, динамичность, активированность).

На сегодняшний день известны следующие основ­ные свойства нервной системы:


  1. Сила нервной системы (противоположный полюс - слабость нервной системы) выражается в сте­пени выносливости, работоспособности" нервной системы, ее устойчивость к разного рода помехам.

  2. Подвижность нервной системы (противополож­ный полюс - инертность) характеризуется скоростью смены нервных процессов, а также скоростью их дви­жения.

  3. Лабильность нервной системы (противополож­ный полюс - малая лабильность, или, как и во вто­ром случае инертность) выражается в скорости возник­новения и исчезновения нервных процессов.

  4. Динамичность (противоположный полюс - ма­лая динамичность) сказывается на быстроте образова­ния временных нервных связей.

  5. Активированность - это уравновешенность про­цессов возбуждения и торможения: говорит об общем тонусе нервной системы: высокая активированность -
    преобладания возбуждения, низкая - преобладание торможения.
Существенное значение для диагностики основных СНС имеют два момента:

  1. Каждое свойство нервной системы, как генотипический признак, имеет не одно проявление, а широкий спектр их. Благодаря этому широкому спектру, могут быть достигнуты в каждом отдельном случае наилуч­шие результаты во взаимоотношении индивида со сре­дой.

  2. По отношению к СНС неприменим «оценочный подход». Нельзя делить свойства на хорошие и плохие, полезные и вредные. Свойства нервной системы харак­теризуют разные способы взаимодействия организма со средой, а не разные степени совершенства нервной си­стемы (Б. М. Теплов, 1985).
Вследствие того, что СНС имеют генотипическую природу и в этом смысле понимаются как практически неизменные, стабильные характеристики человека, нельзя не считаться с ними, не обращать на них вни­мания, ибо их влияние ощутимо в деятельности, в по­ведении, во взаимоотношениях с окружающими.

Следует коротко остановиться на некоторых наибо­лее важных сторонах человеческой жизнедеятельности, где учет природных особенностей имеет определенное значение.

Это прежде всего учебная деятельность. Для учите­ля различия учеников по их формально-динамическим особенностям должны представлять интерес, поскольку они говорят о таких индивидуальных особенностях, как работоспособность, легкость переключения, темп, быстрота усвоения нового материала. Считаясь с индиви­дуальными психофизиологическими особенностями уча­щихся, учитель легче найдет надлежащий подход к каждому из них, подскажет, как им лучше организо­вать свою работу в классе и дома (М. К. Акимова, В. Т. Козлова, 1992).

Сам учащийся также должен иметь правильное представление о своих природных особенностях. Очень часто у школьников, не умеющих их использовать пра­вильно, т. е. понять свои достоинства и компенсиро­вать свои недостатки, возникают дефекты познаватель­ной деятельности, что прямо оказывается на успевае­мости.

В системе профессиональной ориентации и профес­сиональной консультации, в управлении формировани­ем профпригодности, в профессиональном отборе так­же очень важно знание индивидуальных природных особенностей людей. Так, если из анализа содержания и характера труда вытекает, что некоторые СНС явля­ются предпосылками формирования профессионально важных качеств, то важно обратить внимание челове­ка на наличие в выбранной им профессии таких спе­цифических требований. В том случае, когда эти тре­бования характеризуют профессию в целом и жестко регламентируются, то человека следует проинформиро­вать, с какими трудностями он может столкнуться и есть ли у него возможность, с учетом его природных способностей , эти трудности преодолеть. Если же такие требования в выбранной профессии характерны только для некоторых «рабочих постов», то следует рекомен­довать человеку ориентироваться на другие «рабочие посты», где регламентация трудового поведения не жесткая.

Как считает К. М. Гуревич, успех в профессио­нальной деятельности и удовлетворенность трудом час­то определяется тем, насколько удается соблюсти пра­вило «естественного соответствия», т. е. насколько круг профессиональных задач, стоящих перед человеком, близок его психофизиологическим особенностям и их привычным проявлениям. Известно, что для относи­тельно инертной нервной системы трудны задачи, тре­бующие быстрого реагирования на все новое в окру­жающей обстановке, и задачи, требующие быстрого пе­рехода от одного вида деятельности к другому. Прави­ло «естественного соответствия» будет нарушено, если человек с инертной системой будет овладевать профес­сией, где довольно часто возникают ситуации, требую­щие быстрого реагирования или переключения.

Точно такое же правило нарушается и в том слу­чае, если человеку с подвижной нервной системой пред­лагаются такие профессиональные ситуации, в кото­рых требуются неторопливость, шаблонность, стереотип­ность действий. Подвижных такая работа будет угне­тать, они будут переживать ее как тоскливую и неинте­ресную. Конечно, в обоих случаях в результате наси­лия над собой, напряженной произвольной регуляции деятельности можно, если не на длительный, то на ко­роткий срок замаскировать несоответствие. Но человек в такой ситуации не испытывает удовлетворения от своего труда, и, кроме того, когда правило «естествен­ного соответствия» грубо нарушается, то увеличивает­ся вероятность возникновения ошибок в работе, теря­ется ее эффективность.

Итак, можно сделать следующий общий вывод: каждый раз, когда на практике приходится сталкивать­ся с такими условиями и требованиями, при которых именно природные формально-динамические особенно­сти (темп, выносливость, работоспособность, помехоус­тойчивость, чувствительность и т. д.) являются важ­ным фактором при достижении профессиональной ус­пешности, продвижении на более высокую ступень ус­воения знаний, навыков, умений, необходимо распола­гать такой информацией о человеке, используя специ­альные диагностические методики.

§ 2. Методика диагностики индивидуальных психофизиологических особенностей человека

К настоящему времени дифференциальная психофи­зиология располагает большим арсеналом методиче­ских средств диагностики СНС, прошедших все необхо­димые стадии проверки. Это методики лабораторного характера, требующие специальной аппаратуры и осо­бого помещения, а также бланковые методики. Снача­ла кратко остановимся на истории создания методик в школе Теплова-Небылицына.

На начальном этапе изучения свойств нервной сиетемы у человека исходным в поисках и создании мето­дик было раскрытие с-максимальной достоверностью физиологического содержания каждого из основных свойств нервной системы, принятых в школе И. П. Пав­лова. Б. М. Тепловым были сформулированы четкие и ясные требования к методическим приемам. Наиболее точное знание о содержании СНС можно получить, ис­пользуя методики «непроизвольных» реакций, и особен­но такие, в которых «непроизвольным является не только регистрируемый индикатор, но и реакция, с помо­щью которой он получается» (В.Д. Небылицын, L978, с. 301). Эти показатели чаще всего наиболее ясны по своему физиологическому содержанию и наиболее од­нозначно определяют изучаемые свойства, и, следова­тельно, в контексте поставленной задачи эти методиче­ские средства действительно могут рассматриваться как основные.

Первоначально ведущая роль в изучении СНС у че­ловека принадлежала условнорефлекторным методи­кам. Было установлено, что понятия, выработанные в школе И. П. Павлова на базе условнорефлекторных ме­тодик, применимы и для описания индивидуальных осо­бенностей высшей нервной деятельности человека. На основе некоторой физиологической функции (вегета­тивной, сенсорной, двигательной, биоэлектрической) у человека вырабатывались новые условные рефлексы, и индивидуальные особенности динамики условнорефлекторной деятельности рассматривались как показатели определенных СНС.

Подробное описание методик того периода дано в работах Б. М. Теплова (1985), В. Д. Небылицына (1966) и их сотрудников (см. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека, 1956, 1959, 1961, 1963 и др.). Такие методики почти всегда требу­ют.длительной работы с испытуемым и достаточно сложного оборудования, но самый главный их недоста­ток заключается в том, что иногда не удается вырабо­тать условные рефлексы у некоторых испытуемых. Кро­ме того, по мере развития исследований СНС человека в школе Б. М. Теплова - В. Д. Небылицына были от­крыты новые свойства (лабильность, активированность), которые вообще не имели условнорефлекторных пока­зателей. Поэтому в последние годы в дифференциаль­ной психофизиологии наметились тенденции к более широкому использованию безусловнорефлекторных ме­тодик (Э. А. Голубева, 1980). Как показали исследо­вания, проводимые под руководством И.В. Равич-Щербо, чаще генотипическую обусловленность обнаружива­ют именно безусловнорефлекторные характеристики нервной системы.

Большинство диагностических методик представле­но в электроэнцефалографическом варианте . Для это­го используется такой прибор, как электроэнцефало­граф, и требуется специально оборудованное помеще­ние. С помощью электроэнцефалографа записываются биотоки мозга и по рисунку электроэнцефалограммы определяется степень выраженности того или иного свойства нервной системы у человека.

Опишем для примера электроэнцефалографическую методику диагностики лабильность нервной системы. В качестве показателя берется длительность депрессии альфа-ритма после прекращения действия светового раздражителя. Испытуемый находится в затемненной экранированной камере. Он сидит в кресле с открыты­ми глазами. Для записи электроэнцефалограммы ис­пользуется 16-канальный электроэнцефалограф. Элек­троды накладываются на теменно-затылочную область головы. Сначала записывается фоновая электроэнцефа­лограмма. Затем включается световой раздражитель яркостью 20 люкс (у глаз испытуемого). Длительность раздражителя - 10 сек. Источником световых раздра­жителей является фотофоностимулятор. В ответ на раз­дражитель возникает депрессия альфа-ритма. Показа­телем лабильности служит средняя величина длитель­ности депрессии альфа-ритма (в см) при последова­тельном применении 10 световых раздражителей. Вос­становлением альфа-ритма считается появление подряд четырех альфа-колебаний. Большему уровню лабильности нервной системы соответствуют наименьшие чис­ловые значения, полученные по этой методике. То есть, чем лабильнее нервная система, тем быстрее происхо­дит восстановление альфа-ритма после прекращения действия раздражителя. С другой стороны, чем инерт­нее нервная система, тем больше надо времени, чтобы восстановился альфа-ритм после отключения светового раздражителя.

Кроме электроэнцефалографических методик, для диагностики СНС используются двигательные методи­ки. Это различные варианты измерения времени реак­ции человека на внешний раздражитель (свет, звук)..

Так, для диагностики силы нервной системы исполь­зуется предложенная В. Д. Небылицыным методика измерения времени реакции на раздражители разной громкости. Время реакции измеряется с помощью спе­циального прибора - нейрохронометра.

Через наушники испытуемому предъявляются звуко­вые раздражители четырех интенсивностей- 40, 60, 80, 100 децибеллов. Как только испытуемый услышит звук, он должен как можно "быстрее нажать на специальную кнопку. Интервалы между подачей раздражителей со­ставляют 10-15 сек. Раздражители каждой интенсив­ности предъявляются по 25 раз в случайном, но одина­ковом для всех испытуемых порядке. Звуковому раз­дражителю предшествует с отставанием в 2 сек. пре­дупредительный сигнал - вспышка лампочки. Показа­телем силы нервной системы по этой методике служит коэффициент «в», вычисляемый из уравнения регрес­сии у = а + вх, где у - средняя величина времени реак­ции на раздражитель каждой интенсивности, х - по­рядковые номера интенсивностей. Большим величинам коэффициента «в» соответствует большая сила нервной системы.

Аппаратурные методики являются надежными и точными способами измерения. Они наиболее ясны по своему содержанию, наиболее однозначны и большая часть таких методик считается основными референт­ными приемами определения СНС. В дифференциаль­ной психофизиологии выработано такое правило, что­бы все новые методики диагностики какого-либо из свойств нервной системы сопоставлялись с основными референтными пробами определения этого свойства. Если, используя такой математический, прием, как факторный анализ, удается установить, что новые индика­торы образуют одну группу (один фактор) с референт­ными методиками, то это позволяет трактовать резуль­таты новых методик в терминах теории основных свойств нервной системы, то есть считать, что новые методики измеряют то же свойство нервной системы, что и референтные пробы. Подобная статистическая об­работка дает возможность определить теоретическую валидность вновь разработанных методик.

§ 3. Бланковые методики диагностики лабильности и силы нервной системы в мыслительно-речевой деятельности

Применение аппаратурных методик на производстве или в школе вызывает большие сложности, а иногда их использование вообще не представляется возможным. Поэтому возникла необходимость создать такие диаг­ностические средства, которые, удовлетворяя строгим научным критериям, могли бы быть использованы в нелабораторных условиях и были пригодны для мас­сового обследования. Под руководством К. М. Гуревича были разработаны бланковые методики, диагности­рующие проявления основных свойств нервной системы в мыслительно-речевой деятельности (В. А. Данилов, 1973; В. Т. Козлова, 1981). Но такая работа могла быть начата лишь после того, как работами Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына и их сотрудников были выяснены * вопросы, касающиеся физиологического содержания каждого свойства, и разработаны методики, однознач­ные по своей сути, обладающие высокой надежностью, стабильностью и валидностью. Сопоставляя новые ме­тодики с теми, которые в школе Б. М. Теплова- В. Д. Небылицына названы основными, референтными методиками определения основных свойств нервной си­стемы, удалось отобрать наиболее удачные диагности­ческие пробы проявления СНС на уровне мыслительно-речевой деятельности.

Остановимся на рассмотрении этих методик более подробно. Переход к диагностике проявлений СНС в мыслительно-речевой деятельности требует таких мето­дических приемов, которые были бы адекватны постав­ленной задаче, а именно: стимулировали, актуализиро­вали мыслительно-речевые процессы. Этой цели соответствуют методики, в которых испытуемый оперирует вербальным материалом.

Некоторые диагностические приемы, разработан­ные тестологами, после соответствующих модификаций оказалось возможным применить как пробы диагности­ки проявлений свойств нервной системы в мыслитель­но-речевой деятельности.

Для того чтобы из общего результата по тесту можно было выявить такие особенности мыслительно-речевой деятельности, которые обусловлены СНС, не­обходимо уравнять для испытуемых содержательную сторону методики. Этого можно добиться, если, во-пер-. вых, использовать материал, который является доста­точно простым, элементарным, доступным для понима­ния всеми, кто владеет знаниями хотя бы в объеме не­полной средней школы. Во-вторых, если более строго подходить к составу выборки, к тому, чтобы она была бы относительно однородна по уровню образования ис­пытуемых и по их профессиональной деятельности (гу­манитарной, технической и т. п.). Почему важно учи­тывать состав выборки при диагностике проявлений СНС в мыслительно-речевой деятельности? Хотя- вер­бальные методики затрагивают самый минимальный уровень знаний, которым должны обладать все лица 6-7 лет обучения, и в этом смысле они имеют равные возможности для успешного выполнения заданий, не следует забывать, что навык выполнять даже самые простые мыслительные операции не может быть у всех одинаков. Так, различия могут проявляться между те­ми, кто по роду своей деятельности имеют большую тренировку в мыслительно-речевых операциях, и теми, чья трудовая деятельность не предполагает длитель­ного и регулярного оперирования словесным материа­лом. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы выбор­ка включала в себя испытуемых, близких по сфере деятельности и уровню образования. Можно предполо­жить, что люди, имеющие тренировку в выполнении мыслительно-речевых операциях, будут более успешно справляться с вербальными методиками по сравнению с теми, у которых подобная практика отсутствует. При правильно подобранных выборках в каждой из них можно выделить группы испытуемых, резко различающихся по СНС (например, сильные-слабые), хотя формальный количественный критерий, с помощью ко­торого можно судить о степени выраженности диагностируемого свойства, возможно будет в каждой выбор­ке свой.

При соблюдении таких требований можно рассчи­тывать, что количественные показатели выполнения за­даний отразят природные, нейрофизиологические осо­бенности испытуемых. Построенные таким образом ме­тодики уже нельзя отождествлять с традиционными тестами, Они являются способами обнаружения инди­видуальных различий по формально-динамическим ха­рактеристикам мыслительно-речевой деятельности, обус­ловленных СНС.

Были разработаны бланковые методики, диагности­рующие проявления в мыслительно-речевой деятельно­сти таких основных СНС, как лабильность (В. Т. Коз­лова, 1981) и сила (В. А. Данилов, 1973).

1) Методики диагностики проявлений лабильности нервной системы в мыслительно-речевой деятельности.

Под лабильностью нервной системы принято пони­мать скорость возникновения и исчезновения нервных процессов в коре головного мозга в ответ на внешний раздражитель.

Проявления лабильности-инертности нервной систе­мы находят свое выражение в скоростных, темповых показателях выполнения разнообразных видов деятель­ности (например, в динамике речевого выражения мыс­лей, в скорости актуализации имеющихся знаний, в скорости реагирования на внешние раздражители, в продуктивности деятельности в ситуации, связанной с лимитом времени, в легкости приспособления к новым видам деятельности и т. д.).

Разработаны две методики: «Исполнение инструкций» и «Код». Они требуют от испытуемого быстрого включения в деятельность после сообщения ему ин­струкции, т. е. определенной быстроты возникновения мыслительно-речевого процесса: немедленный же переход к выполнению другого задания предполагает пре­кращение предыдущего процесса и возникновение сме­няющего его нового процесса. Следовательно, методи­ки адресуются к той динамической характеристике мыс­лительно-речевой деятельности, которая детерминиру­ется скоростью возникновения и исчезновения нервного


процесса и, таким образом, прямо связывается с лабильностью нервной системы, являясь при прочих рав­ных условиях ее функцией.

По замыслу исследования основным показателем проявления лабильности должна быть быстрота и чет­кость восприятия и выполнения элементарных мысли­тельно-речевых операций, причем темп работы испыту­емых заранее предопределен и для всех лиц одинаков; испытуемые не могут изменить его по своему усмотре­нию. Психодиагностические пробы являются кратковре­менными и не вызывают у испытуемых состояния утом­ления.

Методики рассчитаны на любой возраст, начиная с 14 лет.

Методика «исполнение инструкций»

Методика представляет собой модификацию амери­канского теста, взятого из серии, известной под назва­нием «Альфа» (С. Hull, 1928). Этот тест типа «каран­даш и бумага». Он не актуализирует какого-то опреде­ленного логического вида мыслительных операции. Ус­пешность зависит от быстрого и правильного выполне­ния простых указаний. Специфика исполнения теста за­ключается в быстром и точном их схватывании и по­следующей реализации, предельно простой по смыслу и осуществляющейся несколькими движениями каран­даша на карточке или бланке.

В методике использовался главным образом прин­цип составления заданий теста из серии «Альфа», но процедура проведения опыта была существенно изме­нена. Во-первых, на выполнение каждого задания от­водился более короткий промежуток времени, чем в се­рии «Альфа», во-вторых, интервалы между заданиями были строго фиксированными и минимальными. Как только истекало время, отведенное на исполнение зада­ния, тотчас следовала инструкция для выполнения сле­дующего.

Процедура проведения опыта

Она состоит в следующем: испытуемому (диагности­рование проводится индивидуально) последовательно предъявляют карточки, на которых изображены цифры, буквы, геометрические фигуры и т. п. Могут быть и пустые карточки. Перед началом опыта ему дается об­щая инструкция: «Вам будут говорить, что вы должны на каждой карточке делать. Слушайте очень внима­тельно, т. к. указания повторяться не будут. Как толь­ко вам скажут «начали», вы приступаете к работе. Как только вам скажут «Стоп» - прекращаете работу, от­кладываете данную карточку и берете следующую. На каждое задание отводится мало времени. Если вы в это время не укладываетесь, считается, что задание не выполнено. Будьте внимательны и работайте с макси­мальной быстротой». Далее с испытуемым проводятся пробные упражнения. Как только он подтверждает, что условия эксперимента усвоены, начинается основной опыт. Время на выполнение каждого задания фикси­руется по секундомеру. Оно варьируется в зависимости от характера заданий от 2 до 5 секунд. Испытуемый знает, сколько времени отводится на исполнение зада­ния. Эксперимент проводится в высоком темпе: сразу же после команды «стоп» зачитывается следующее за­дание. Время эксперимента 7 минут. Показателем слу­жит сумма неправильно выполненных заданий и зада­ний, не выполненных вовсе.

Примеры: Карточка 28.

«Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила над четными цифрами и под нечетными. Начали!». На выполнение дается 4 секунды.

Карточка 35.

«Над линией поставьте стрелку, направленную вниз, а под линией - стрелку, направленную вправо. Нача­ли!». На работу отводится 2 секунды.

Методика «Код»

Методика представляет модификацию теста, опубли­кованного в книге Л. Терстона (L. Thurstone, 1957). В этом тесте от испытуемого требуется заменить услов­ные обозначения цифрами, т. е. диагностируется умение точно и быстро выполнять операции декодирования.

В разработанном варианте методика состоит в следую­щем: испытуемый получает бланк, на котором написа­ны последовательно цифры от 0 до 9; под каждой циф­рой стоит ее условное обозначение (в виде точек и ти­ре). Затем испытуемому предъявляются карточки, на которых изображены только условные изображения, и предлагается как можно быстрее написать рядом со­ответствующие цифры. Бланк с цифрами и условными, обозначениями лежит перед испытуемым.

Ему дается следующая инструкция: «Перед вами ряд цифр, каждой цифре соответствует свое условное обозначение. Этот бланк будет лежать перед вами в течение всего опыта. Заучивать обозначения вам не на­до. Вы получите карточки, на каждой из которых на­писаны по 4 ряда условных обозначений. Вы должны будете эти условные обозначения как можно быстрее расшифровать, написав рядом соответствующие цифры. Как только вам скажут: «Начали», вы приступаете к работе. Как только вам окажут: «Стоп», вы прекра­щаете работу, откладываете данную карточку и берете следующую. На выполнение задания отводится мало времени. Если вы в это время не укладываетесь, вчита­ется, что задание не сделали. Работайте как можно быстрей и безошибочно».

После проведения пробных упражнений начинает­ся основной опыт. Всего предъявляется 10 карточек, на каждой из которых по четыре ряда условных обозначе­ний (каждый ряд состоит из трех условных обозначе­ний), таким образом, в течение эксперимента испытуе­мый должен расшифровать 40 рядов условных обозна­чений. Время выполнения одинаково для всех карточек и равняется 11 секундам. Испытуемому это время не­известно. Весь эксперимент длится 2 минуты. Показа­телем служит количество ошибок: неправильно рас­шифрованные и пропущенные обозначения.

2) Методики диагностики проявлений силы нервной системы в мыслительной деятельности.

Одной из основных характеристик силы нервной си­стемы является способность нервных клеток больших полушарий выдерживать более или менее длительное и концентрированное возбуждение, не переходя в тор­мозное состояние. Эта способность и была использована в качестве индикатора силы в мыслительно-рече­вой деятельности. Были использованы известные тесты «Исключение», «Образование аналогий», вариант «Ас­социативного эксперимента», модифицированные в со­ответствии с задачей исследования.

Исследователя, изучавшего с помощью тестов про­явление силы нервной системы, интересовал не сам по себе уровень сформированное™ у испытуемых умения совершать подобные мыслительные операции, а дина­мика их работоспособности во время решения этих за­даний. Мыслительные операции выполняли роль интел­лектуальной нагрузки и активизировали второсигналь-ную деятельность. Методики рассчитаны на любой воз­раст, начиная с 14 лет.

Методика «Исключение»

Вариант разработанной методики представляет на­бор заданий, каждое из которых состоит из 5 слов. Испытуемому дается следующая инструкция: «Четыре из пяти слов в каждом задании являются однородными понятиями и могут быть объединены по одному обще­му признаку, а одно слово «лишнее», т. е. выпадает из этой классификации. Вы должны назвать его. После этого вам следует немедленно приступить к решению следующего задания. Время на решение каждого зада­ния ограничено, и, если вы не успеваете отыскать «лиш­нее» слово, вы по команде экспериментатора: «Даль­ше», - должны тут же приступить к решению следую­щего задания, не задерживаясь на нерешенном. Ста­райтесь не терять времени. Читайте слова в заданиях «про себя», а вслух называйте только «лишнее» слово».

Прежде чем приступить к выполнению заданий, ис­пытуемый решал по 10 заданий совместно с экспери­ментатором, который давал при необходимости допол­нительные объяснения. Затем испытуемому предлага­лось эти тренировочные серии выполнить в темпе, со­ответствующем основному эксперименту.

Время, отведенное на решение каждого задания, равно 10 секундам. Все задания напечатаны на 5 по­следовательно предъявляемых бланках, по 35 заданий на каждом. Показателем динамики работоспособности служит отношение времени выполнения заданий на последнем бланке ко времени выполнения заданий на первом бланке.

Примеры:


Лошадь, петух, баран, корова, коза.

Слива, яблоня, клен, крыжовник, смородина.

Методика «Образование аналогий»

Вариант методики представляет набор заданий, каж­дое из которых состоит из трех слов. Слева располага­ются пары слов-образцов, а справа дается одно сло­во, к которому испытуемый самостоятельно должен подобрать пару. Ему дается следующая инструкция: «Вам предлагается три слова. Между словами, стоя­щими в левой половине бланка существует определен­ная связь. Вы должны к слову, стоящему в правой части бланка, подобрать такое, где существовала бы аналогичная, та же самая связь. Вы должны назвать его. После этого вам следует немедленно приступить к решению следующего задания. Время на решение каж­дого задания ограничено, и, если вы не успеваете по­добрать нужное слово, вы по команде эксперимента­тора: «Дальше», - тут же должны приступить к реше­нию следующего задания, не задерживаясь на нерешен­ном. Старайтесь не терять времени. Читайте слова в заданиях «про себя», а вслух называйте только иско­мое слово».

Время, отведенное на решение каждого задания, равно 5 секундам. Все задания напечатаны на 5 после­довательно предъявляемых бланках, по 40 заданий в каждом.

И в этом случае прежде, чем приступить к выполне­нию заданий, испытуемый решал по 10 заданий сов­местно с экспериментатором, получая при необходимос­ти дополнительные объяснения. Затем испытуемый эти задания выполнял в темпе, соответствующем основно­му эксперименту.

Показателем динамики работоспособности служит отношение времени выполнения заданий на последнем бланке ко времени выполнения заданий на первом бланке.

Примеры:


    Птица - летать Змея -

  1. Платье - портной Туфли -
Методика «Ассоциативный эксперимент»

В этой методике был использован прием много­кратного повторения через 5-7 «фоновых слов» одного и того же условного раздражителя - «тестового» сло­ва. Эксперимент был построен на том, что слово при его многократном повторении будет, постепенно затор­маживаться как второсигнальный раздражитель. Это скажется на соблюдении данного слова с другими сло­вами. Показателем такого ослабления связей должно быть увеличение латентного времени ассоциаций. Од­нако такое ослабление связей не у всех людей происхо­дит с одинаковой скоростью, что зависит от силы нерв­ных процессов. Увеличение времени ассоциаций с чис­лом предъявлений тест-слова и должно характеризо­вать силу нервных процессов.

Испытуемому дается следующая инструкция: «Вам будут говорить слова. На каждое слово, произнесен­ное экспериментатором, вы должны как можно быстрей отвечать одним словом, первым, которое приходит в голову. Нельзя произносить слова, уже использованные вами при ответе на одно из предыдущих слов экспери­ментатора. Использовать можно только нарицательные существительные (глаголы, прилагательные, имена соб­ственные и т. д. использовать нельзя). Итак, не пов­торяться, говорить только существительные, работать как можно быстрее».

Затем испытуемому зачитывается ряд из 30 слов, не используемых в основном опыте, чтобы проверить, на­сколько им усвоена инструкция. При необходимости даются дополнительные разъяснения.

Предварительно глаза испытуемого закрываются лепкой повязкой: тем самым исключалась возможность использовать предметы окружающей среды в качестве опоры при поиске слов-ответов. Слова эксперимента­тора и ответы испытуемых записываются на магнито­фонную пленку. Очередное слово экспериментатор про­износит сразу же после ответа испытуемого на преды­дущее слово. Фиксируются латентные периоды ответов на первые 8 и последние 8 предъявлений тест-слов.

Показателем динамики работоспособности в течение эксперимента служило отношение усредненной суммы 8 латентных периодов ответов на «тестовое» слово в конце и начале опыта.

Способы проверки методик. Была проведена тщательная проверка разработанных методик на надеж­ность и валидность. Надежность устанавливалась 2-мя способами:

1. Вычислялся коэффициент надежности, отражаю­щий однородность методик.. Для этого был применен способ «расщепления» на четные и нечетные задания. Коэффициенты надежности имеют следующие величины:

«Исполнительная инструкция» -0,86 р≤0,001

«Код» -0,89 »

«Исключение» - 0,88 »

«Образование аналогий» - 0,87 »

«Ассоциативный эксперимент» - 0,61 »

2. Вычислялся коэффициент стабильности исследуе­мых психофизических свойств. Получены следующие результаты:

«Исполнительная инструкция» -0,92 р≤0,001

«Код» -0,70 »

«Исключение» -0,61 р≤0,005

«Образование аналогий» -0,60 »

«Ассоциативный эксперимент» -0,60 »

Приведенные показатели говорят о том, что надеж­ность разработанных методик является удовлетворительной.

Валидизация методик проводилась также по 2-м на­правлениям.


  1. Выявлялась теоретическая валидность методик путем сопоставления новых методик с результатами ре­ферентных индикаторов, имеющих тот же типологиче­ский смысл.

  2. Определялась прагматическая валидность путем сопоставления результатов методик с внешними крите­риями. Исследовался прием, который ближе всего к валидности «по одновременности». В одном случае в ка­честве внешнего критерия был использован субъектив­ный критерий оценки - оценка испытуемым самого се­бя по специально разработанной анкете. В другом слу­чае внешним критерием являлись некоторые индивиду­альные способы и приемы игры в шахматы, зависящие
    от лабильности и силы нервной системы.
Полученные данные позволяют сделать вывод о пра­гматической валидности новых методик.

§ 4. Метод наблюдения

Помимо высокоформализованных методик диагнос­тики проявлений СНС в дифференциальной психофизио­логии не утратил своего значения и другой (малоформализованный) метод - наблюдение за поведением че­ловека %в различных жизненных ситуациях, в которых достаточно отчетливо могут проявляться его индивиду­альные особенности, обусловленные СНС. Однако бы­ло бы ошибкой считать этот способ определения СНС легким, простым и быстрым. Как писал Б. М. Теплов, «он легче только в том смысле, что не требует лабора­тории, специального оборудования и т. п. Но зато он требует от исследователя не меньше, если не больше, чем лабораторный эксперимент, творческой мысли, дли­тельного и кропотливого собирания материала и уме­ния научно обработать этот материал».

При использовании метода наблюдения важно стро­го соблюдать следующие требования:

1. Наблюдение должно быть длительным, система­тическим, а не случайным и эпизодическим. Исследова­тель должен наблюдать за индивидом" в разнообразных ситуациях, уметь подмечать характерные, постоянно встречающиеся черточки в его поведении. Именно по­стоянство индивидуального поведения в определенных ситуациях - признак того, что в основе его лежат не случайные факторы, а природные особенности - свой­ства нервной системы. Например, исследователь заме­тил, что ученик на последнем уроке невнимателен, плохо слушает объяснения учителя, неудачно отвечает на вопросы. Можно ли оценить этого ученика как сла­бого по своим психофизиологическим особенностям? По­ка нет, поскольку единичного наблюдения недостаточ­но. Возможно снижение работоспособности объяснимо плохим самочувствием, а может быть, невнимательность не связана с усталостью и возникла из-за каких-то по­сторонних забот, из-за того, что его мысли далеко, вне школы. Только в том случае, если исследователь из раза в раз сталкивается с такой особенностью учащего­ся, он может предположить, что причиной его утомле­ния является слабая нервная система. Чтобы избежать ошибки в оценке ученика, наблюдателю нужно посмот­реть, как ведет себя этот ученик в других ситуациях, и сопоставить его особенности, обнаруженные в разнооб­разных условиях, друг с другом.

2. Необходимо рассматривать результативную и про­цессуальную стороны проявлений СНС вместе, без от­рыва друг от друга. Так, например, нельзя только по продуктивности в какой-либо деятельности судить о представленности силы-слабости нервной системы. В са­мом деле, если «слабый» хорошо обучен, правильно го­товится к работе, владеет специальными компенсатор­ными способами выполнения, он может по продуктив­ности деятельности не отличаться от «сильного». Но за­то наблюдения за тем, как протекает деятельность, ког­да наступает и как проявляется утомление, какой ре­жим работы для него наиболее благоприятен, дадут гораздо больше для характеристики его нервной систе­мы, чем показатели продуктивности его работы.

Исследователями разработана схема наблюдений за поведением человека в ситуациях, в которых наиболее отчетливо проявляются индивидуальные особенности, обусловленные силой, лабильностью и подвижностью нервной системы (М. К. Акимова, В. Т. Козлова).^ схе­му наблюдений включены в основном ситуации учебной деятельности. Наблюдения за поведением учащихся в предложенных ситуациях могут осуществляться на всем протяжении школьного обучения. Особенно актуально применение этого метода для учащихся начальных клас­сов, т. к. для этого возрастного уровня, кроме исследо­ваний с применением специального лабораторного обо­рудования (эледтроэнцефалографа, нейрохронометра и т. п.), нет других диагностических методик СНС.

Схема наблюдений включает в себя порядка 70 по­казателей. Используя ее, можно выделить как крайние полюса проявлений СНС (сильная-слабая нервная си­стема, подвижная-инертная нервная система и т. д.), так и промежуточные, в средней степени выраженные проявления. Каждый показатель оценивается по пяти­балльной системе. Так, например, для оценки проявле­ний силы нервной системы используется следующая шкала:

5 баллов - проявление силы нервной системы выражено ярко; часто себя обнаруживает; особенности, характер­ные для проявления слабой нервной системы, не встречаются совсем;

4 балла - проявление силы нервной системы выраже­но заметно, но непостоянно; особенности противоположного характера (слабой нервной системы) проявляются очень редко;

3 балла - проявления сильной и слабой нервной систе­мы выражены нерезко; иногда могут встречаться яркие проявления крайних полюсов, но по числу случаев их появления они уравновешивают друг друга;

2 балла - проявления слабой нервной системы выраже­ны заметно, но непостоянно; проявления, характерные для сильной нервной системы, встречаются редко;

1 балл - проявление слабой нервной системы выраже­но ярко; часто себя обнаруживает; особенности проти­воположного характера не встречаются совсем;

0 баллов - нет сведений для оценки данного показателя.

По аналогичной шкале дается оценка проявлений подвижной и лабильной нервных систем.

Чтобы повысить вероятность того, что подмеченные особенности не случайны, можно наблюдения допол­нить другим неэкспериментальным методом - анкетой, предназначенной для оценки проявлений свойств нерв­ной системы в жизненных ситуациях как самим рес­пондентом, так и теми, кто его хорошо знает (родителя­ми, друзьями, учителями и т. п.).

Разработаны две анкеты, в одной из которых ста­вятся вопросы, касающиеся проявлений силы нервной системы (Я. Стреляу), а в другой-лабильности и под­вижности нервной системы (В. Т. Козлова). Отвечаю­щий должен из 5 приведенных ответов выбрать тот, ко­торый, по его мнению, соответствует реальности.

Нужно обратить внимание на такой момент: не сле­дует для диагностики проявлений свойств нервной си­стемы пользоваться только анкетами. Если при исполь­зовании строго формализованных методик или при дли­тельном наблюдении нельзя исключить ошибок в диаг­нозе, то при применении только одних анкет такая ве­роятность возрастает еще больше. Анкеты следует ис­пользовать только в сочетании с другими методами как: дополнительный способ познания индивидуальных психофизиологических особенностей человека.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М., 1992.

  2. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основ­ные свойства нервной системы. - М., 1970.

  3. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной систе­мы. - М., 1966.

  4. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования.-М., 1981.

  5. Теплов Б. М. Избранные труды.-М., 1985, т. II.

Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности

Основной недостаток предшествующих подходов в понимании природных предпосылок личности заключается, на наш взгляд , в том, что в качестве основания индивидуально-психологических свойств берется не вся целостная биологическая

система человека, а лишь та или иная ее часть, каждая из которых (гуморальная, соматическая или нервная) сама по себе не обладает необходимыми для этого свойствами.

Мы полагаем, что в основании индивидуально-психологических свойств лежат свойства не той или иной отдельной, частной биологической подсистемы, а общая конституция человеческого организма, которая рассматривается нами как совокупность всех частных конституций, т. е. всех физических и физиологических свойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате...

Многочисленные экспериментальные данные, полученные в последние годы на близнецах и популяционно-генетических исследованиях, убедительно свидетельствуют о наследственной природе не только свойств нервной системы, но и многих индивидуально-психологичес.ких свойств, таких как активность, эмоциональность, социабельность, импульсивность и др...

Системный подход к изучению природных предпосылок личности не только позволяет рассматривать биологические свойства человека как «элементы» более низкой системы, которые Включаются в систему более высокого порядка - «личность», но и предполагает объяснительный принцип: каким образом происходит это включение.

Мы предлагаем назвать этот принцип принципом «системногообобщения». Этот принцип аналогичен понятию «обобще­ния у Ж. Пиаже и С. Л. Рубинштейна . Так, Ж. Пиаже широко использовал понятие обобщения как один из важнейших механиз мов формирования навыков и интеллекта... С. Л. Рубинштейн определял характер человека как закрепленную в индивиде систему генерализованных, обобщенных побуждений.

В чем же специфика «системного обобщения» природных предпосылокличности? Прежде всего в том, что природные Предпосылки- это не аморфная и пассивная совокупность биологических свойств человека, а определенным образом изначальноорганизованная система с четкой иерархией и структуройорганических потребностей, свойств нервной системыи т. д.

Каждый конкретный человек получает от природы в силу своей общей конституции строго определенный диапазон «нормы реакции» биохимических, биомеханических, соматических, нейрофизиологических и т. д. свойств. В результате биологического развития у него формируется индивидуальный уровень обмена, мышечного развития, определенные свойства нервной системы и т. д. Эти индивидуально-устойчивые и иерархически организованные биологические компоненты с самого раннего детства включаются в выполнение самых различных видов деятельности - от сосательного и хватательного поведения до игры, учебы, труда. На первых этапах развития человека (сразу же после рождения) имеют место, по-видимому, разные скорости выполнения деятельности, может наблюдаться разная пластичность, разные эмоциональные реакции и т. д. Однако по мере созревания и развития человека в условиях конкретной социально-исторической среды, благодаря постоянству и генетической устойчивости биологических компонент, постепенно у каждого индивида складывается некая присущая только ему обобщенная скорость, обобщенная пластичность, обобщенная эмоциональность и другие обобщенные характеристики поведения и деятельности.

Эти «формальные» характеристики индивидуальной психики, сформировавшиеся в результате системного обобщения психофизиологических компонент деятельностей независимо от их конкретных мотивов, целей, способов, программы поведения и т. д. за счет врожденного постоянства индивидуально-устойчивых нейрофизиологических, а точнее, всех биологических компонент, вовлеченных в индивидуально-конкретные виды деятельности человека, и составляют основной предмет исследований дифференциальной психофизиологии. Эти биологически обусловленные формальные характеристики психики получили название «формально-динамических» (в школе Теплова -Небылицына) или психодинамических (в школе Мерлина) свойств.

Мы полагаем, что более правильно называть эти свойства просто «формальными» в отличие от «содержательных», поскольку прилагательное «динамические» отражает лишь одну из сторон формальных свойств, а именно «энергетическую, силовую». Можно, по-видимому, говорить и о «формально-структурных» свойствах, связанных с особенностями построения обобщенных программповедения. Термин «психодинамические свойства» представляется менее удачным, тем более что за ним закреплено совершенно другое понятие в школе Левина («динамика мотивов»),

В отличие от формальных содержательные свойства личности (предметно-смысловые структуры: знания, мотивы, цели, отношенияи т.д.) формируются по другой «логике» и другим законом. Если формальные характеристики обобщаются преимущественно по логике «тела» (т. е. под влиянием действия общей конституции человека), то в основе обобщения содержа­тельных свойств психики лежит уже логика «предмета» социально-детерминированной деятельности человека.

Существование в структуре личности устойчивых, обобщенных формальных свойств, в частности формально-динамических, выступающих под общим термином «темперамент», позволяет человеку, с нашей точки зрения, оптимально расходовать свои энергодинамические возможности. Заданный от природы (т. е. генетически детерминированный), определенный индивидуальный уровень энергодинамических возможностей (определенный уровень обмена, активности гормональной сферы, особенности нервных процессов и т. д.), постоянно включаясь в деятельность (независимо от мотивов, целей и т. д.), неизбежно приводитк оптимально сопряженной с деятельностью обобщенной интеграции всех биологических свойств индивида. Возникнувкак новое системное качество, обобщенная интеграция психофизиологических свойств, или, другими словами, система формальных свойств личности, начинает уже сама выступать | роли своего рода регулятора поведения человека в новой ситуации и впроцессе освоения новых видов деятельности.

Таким образом, основное формальное свойство личности, которое формируется в результате системного индивидуального обобщения одних и тех же биологических компонентов (т. е. индивидуальных генетических факторов, уровня обмена, осо­бенностейтелосложения, особенностей функционирования центральнойнервной системы и т. д.) в деятельности в самом широкомсмысле слова характеризует прежде всего меру взаи­модействия субъекта со средой и с другими людьми с точки зрения ее динамической (или динамико-энергетической) напряженности. Эта динамическая черта формальных свойств получила в дифференциальной психофизиологии название «общей активности». Основными показателями общей активности, включая двигательную и речевую, выступают: темп, ритм, скорость, интенсивность, пластичность, выносливость и др.

Другой важнейшей динамической характеристикой, относящейся также к формальным свойствам личности, является эмоциональность человека, куда включаются индивидуально-устойчивые аффекты или детерминирование одного из ведущих настроений (радости, гнева, страха, печали). В эмоциональности, в частности в модальности (знаке) эмоции, можно уже вы­членить некоторые обобщенные содержательные характеристи­ки психики. Однако у нас имеются все основания считать, что в характеристиках эмоциональности отражаются прежде всего устойчивые формальные свойства личности, сформированные под влиянием обобщения в первую очередь природных особенностей человека - факторов гормональной и телесной сферы, свойств диэнцефалона, лимбики и т. д. - и выражающие в наиболее обобщенной форме отношения человека к миру, обществу и к себе.

Таким образом, эмоциональность является наряду с общей активностью одной из наиболее важных формальных структур личности.

В отличие от эмоциональности эмоции представляют собой «частные» случаи содержательного отношения человека к пред­метным характеристикам деятельности (к тем или иным сторонам общения, познания, к явлениям общественной или личной жизни). В содержательном плане мир эмоций безграничен. Их «физиологическое обеспечение» будет зависеть от конкретного уровня обобщения «частного» отношения. Если отношение затрагивает личность как целое, то такая эмоция становится «эмоциональностью» и проявляется на всех уровнях индивидных свойств человека - от генетических мутаций, биохимических реакций, вегетативных сдвигов, мышечных экспрессий вплоть до полной перестройки формальных свойств личности. Такие эмоции наиболее характерны для человека в ситуации стресса Если же отношение основано, например, на частной оценке предстоящего когнитивного действия, то «физиологическое обеспечение» (вегетативные, биохимические, электромиографические и другие сдвиги) может практически не наблюдаться и может быть выявлено только с помощью сложнейших психофизиологических методов. Это, естественно, не означает, что эмоции, как, впрочем, и все другие содержательные свойства личиости (знания, мотивы, цели, отношения и т. д.), «повисают в воздухе» и не имеют физиологического носителя.

В содержательных свойствах личности носителя физиологического, а более правильно - биологического, столько же, сколь­ко и в формальных свойствах. Принципиальное различие между формальными (а именно темпераментом: общей активностью и э моциональностью) и содержательными свойствами (по отношению к природным предпосылкам) заключается в том, что формальные свойства - это такие системные качества, которые формируются по законам генетики, общей конституции, в то время как содержательные свойства формируются преимущественно под влиянием конкретных социальных факторов, действующих опосредованно через внутренние биологические механизмы.

Такое понимание генеза формальных и содержательных свойств личности соответствует диалектико-материалистическому представлению, согласно которому психическое развитие человека понимается как единый системный процесс взаимного опосредствования биологического и социального.

Исходя из предлагаемого понимания механизмов формирования формально-динамических свойств личности становится очевидным, что только такие свойства могут быть предметом прямого сопоставления с биологическими характеристиками человека. Попытки обнаружить соотношение между биологически­ми свойствами и содержательными характеристиками личности, которые нередко предпринимаются в работах социобиологов и конкретных исследованиях западных психологов, представля­ются совершенно беспочвенными...

Разделение свойств личности на формальные и содержательные в реальном поведении - исключительно трудная задача, поскольку формальные и содержательные свойства являются,

согласно А. В. Брушлинскому , недизъюнктивными, т. е. опосредствуют, взаимопроникают и взаимообусловливают друг друга, сливаясь в единый психический процесс. Тем не менее на определенном уровне научно-абстрактного анализа такое разделение может быть выполнено исходя из изложенного вьше представления о различных доминирующих механизмах формирования формальных и содержательных свойств личности.

Ориентировочно можно наметить по крайней мере семь отличительных черт (критериев) формальных свойств личности (преимущественно темперамента) от содержательных характеристик личности. К темпераменту следует относить, с нашей точки зрения, только такое психическое свойство личности, ко торое:

1) наследуется;

2) высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, те лесной и т. д.);

3) устойчиво в течение длительного периода жизни человека

4) универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;

5) характеризует меру активного напряжения человека;

6) отражает наиболее обобщенное отношение человека к миру, обществу и себе;

7) относительно не зависит от содержания (т. е. смысла, мотива, цели и т. д.) деятельности, общения и познания.

У нас имеются все основания полагать, что всем этим критериям (или по крайней мере большинству) удовлетворяют две уже выше рассмотренные наиболее важные формальные характеристики личности, а именно «общая активность» и «эмоциональность», которые, согласно представлениям В. Д. Небылицына, и составляют темперамент человека...

Выявленные связи служат важным аргументом в пользу того, что данные психологические характеристики активности (индивидуальный темп, пластичность, умственная выносливость) принадлежат к категории темперамента. Полученные достоверные статистические связи между индивидуальными вариациями указанных формально-динамических и нейродинамических свойств убедительно свидетельствуют также о том, что сопоставляемые разнородные и разноуровневые характеристики человека принадлежат к одному общему и генетически первичному фактору, т. е. общей конституции, будучи ее раз­ными специфическими формами, которые вступают в различные закономерные соотношения на различных этапах развития лич­ности человека.

Развиваемая нами концепция «системного обобщения» позволяет, с нашей точки зрения, не только объяснить механизм формирования формальных свойств личности, но может быть использована и как единый принцип для объяснения генезиса и других уровней свойств личности. Решающим моментом для выделения в структуре личности того или иного уровня должна быть, согласно данной концепции, специфика системного обоб­щения.

Если обобщение происходит за счет психофизиологических, а более широко - структурных и функциональных биологических свойств, то мы имеем дело с темпераментом; если в основа­нии обобщения лежат динамические и содержательные особен­ности когнитивных механизмов, мы имеем дело с интеллектом; если же обобщаются динамические и содержательные характе­ристики побуждений, мотивов и т. п., то такое психологическое образование следует отнести к характеру, и т. д. Отсюда следует, что по отношению к тому конкретному сложноорганизованному объекту действительности, каким является личность, системный принцип иерархии в рамках дифференциальной психофизиологии реализуется в последовательности перехода от низших структурно-функциональных уровней упорядоченности множества его моментов (имеются в виду биологические свойства, и прежде всего свойства нервной системы) к высшим образованиям - формально-динамическим свойствам. В результате такого поступа­тельного движения образуются новые интегральные системные качества личности: темперамент как самый низший психологи­ческий уровень личностных свойств, затем интеллект, динами­ческий аспект и характер. При этом не снижается значение ста­рых (нижележащих) свойств и качеств и не предполагается абсо­лютной самостоятельности свойств и качеств высших уровней личности как целостной системы.

Из сказанного выше следует, что формальные свойства лич­ности (т. е. темперамент) не существуют сами по себе, а вклю­чаются в «более высокоорганизованные» структуры личности, в частности интеллект и характер, в качестве необходимых компонентов динамических свойств этих структур.

Включение формально-динамических характеристик в структуру интеллекта и характера не означает, что интеллект и характер являются только более обобщенными и более сложными динамическими образованиями психики: и интеллект и характер наряду с обобщенными динамическими свойствами обладают также и особыми обобщенными содержательными (предметно-смысловыми) характеристиками.

Отличительной чертой формирования характера, как известно, является обобщение самых разнообразных форм побуж­дения - от потребностей, мотивов до интересов и идеалов. Именно так понимал характер С. Л. Рубинштейн . В характере обобщаются, естественно, не только содержательные, предметно-смысловые характеристики мотивационной и волевой сферы, но и динамические характеристики, обязательно включающие формально-динамические параметры эмоциональности. Обобщенные эмоциональные качества, по мнению Ж. Пиаже, дают действию необходимую энергию и служат источником поведе­ния. Эмоциональные (аффективные, динамические, энергети­ческие) характеристики выступают всегда в качестве необходи­мого компонента любой мотивации...

Понимание развития личности как единого системного процесса взаимного опосредствования биологического и социального позволяет принципиально по-новому подойти к проблеме задатков, одной из ключевых при изучении природных предпо­сылок личности. Мы полагаем, что следует строго различать по крайней мере два уровня задатков: формальных свойств (темпе­рамента) и более сложных психологических образований (ин­теллекта, характера и др.).

Если принимать во внимание первый уровень задатков, то можно предположить, что генетически фиксированное сочетание природных свойств человека (биохимических особенностей, типа телосложения, свойств нервной системы и т. д.) определяет бла­годаря действию общей конституции преимущественно только лишь те или иные формальные свойства личности (т. е. характеристика общей активности и эмоциональности). Отсюда следует, что «врожденные анатомно-морфологические особенности мозга» являются задатками не способностей (интеллекта) как таковых , как это предполагал Б. М. Теплов , а темперамента. Темперамент же, в свою очередь, следует рассматривать как задатки второго уровня: характеристики активности и эмоциональности - важнейшие компоненты интеллекта, характера и других свойств личности. И в этой связи известная мысль Теплова о том, что «способность - это задаток в развитии», должна бытьуточнена. Речь должна идтине о способности вообще, а о ее динамическом аспекте. (Содержательный же аспект способностей, как указывалось выше, детерминирован преимущественно социальными факторами.)

Отсюда следует, что темперамент стоит не «в стороне» или «рядом» с интеллектом (способностями), а органически включен в него как важнейший компонент, как необходимый задаток, фактор развития, преломляющий, трансформирующий социальные воздействия на человека.

Таким образом, в развитии личности диалектика биологического и социального наполняется конкретным содержанием.

Единый системный процесс развития личности происходит через взаимодействие биологических и социальных детерминант бытия человека.

Страница 3

Психофизиологические особенности человека - это особенности его психики, развитие, строение организма, состояние здоровья. Каждый человек обладает психофизиологическими особенностями. Поэтому можно говорить о том, что человек по своим пригодным данным более или менее подготовлен к успешному овладению определённой профессией или групповой профессией. В связи с этим встаёт вопрос: какие характерные особенности личности необходимо изучить? Как правильно определить особенности и свойства личности?

Ответы на эти вопросы и будут предметом нашего дальнейшего рассмотрения.

К наиболее важным особенностям личности, подлежащим диагностированию, относятся: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, профессиональные намерения, профессиональная направленность, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Рассмотрим подробнее те стороны личностных характеристик, которые имеют значение для профориентационной работы.

Личность формируется в процессе постоянных взаимоотношений с людьми. Все особенности, присущие личности, социально обусловлены. Поэтому ценностные ориентации можно определить как напрвленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями.

Каждая личность стремиться к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют её целям и интересам. Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить такие ценности, представляющие для него значимость:

Самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде - быть полезным обществу;

Признание родных, знакомых, друзей;

Самосовершенствование и самовыражение; интересная работа;

Применение свои знаний, умений, способностей;

Творческий характер труда;

Стать мастером своего дела;

Романтика трудовой деятельности;

Материально-практические, утилитарные ценности - хороший заработок;

Должность, удовлетворяющая личность; перспектива продвижения по службе.

Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.

По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп:

Общая мотивировка;

Романтика профессий;

Мотивы познавательного характера;

Мотивы, в которых подчёркивается общественная значимость профессии;

Немотивированный выбор.

По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:

Мотив, чётко и аргументированно обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;

Мотивация нечёткая, недостаточно аргументированная;

Мотивация неуверенная, неаргументированная;

Никак не аргументированная мотивация.

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько чётки, аргументированы мотивы выбора. Это в свою очередь даёт возможность выяснить направленность личности на ценности. Итак, мы рассмотрели ценностные ориентации в структуре личности человека. Во взаимосвязи с другими характеристиками личности их можно представить следующим образом: потребности – интересы ценности – мотивы – цели – выбор.

Предварительная профдиагностика предполагает выявление таких характеристик, как склонности, интерес, темперамент.

1. Интерес - это особое отношение к чему-либо или кому-либо, это и потребность в определённых эмоциональных переживаниях, получаемых в результате каких-то людей или предметов. Ведь одно дело интересоваться, например, автомобилем, и совсем другое – заниматься в кружке автодела. Как правило, на занятия, к которым учащийся более склонен, он тратит больше времени и к тому же трудится с желанием. Если человек при этом добивается ещё определённых результатов в этой деятельности, то можно говорить о способностях к данной деятельности.

 

Возможно, будет полезно почитать: