Манифест коммунистической партии карл читать, манифест коммунистической партии карл читать бесплатно, манифест коммунистической партии карл читать онлайн. Равнение на «Манифест Коммунистической партии»! переводы на русский язык

В феврале 1848 года вышел в свет «Манифест Коммунистической партии». Это была первая программа и одновременно боевое воззвание международной организации, основанной на принципах научного коммунизма. Как писал В.И. Ленин, эта небольшая книжечка стоит целых томов: «духом её живёт и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира».

Бродил призрак по Европе

ДАВАЙТЕ снова прочитаем написанные Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом поэтические, проникновенные, исполненные достоинства и убеждённости набатные строки «Манифеста»: «Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские».

Да,в 1848 году в Европе было совсем немного, лишь несколько сот человек, поднявшихся до осознания исторической роли пролетариата. Им приходилось работать в подполье, собираться украдкой, небольшими группами. Да, лишь немного голосов в 1848 году откликнулось на призыв «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Но, как написал в предисловии к немецкому изданию «Манифеста» в 1890 году Ф. Энгельс, «в настоящее время он («Манифест». - А.П.), несомненно, является самым распространённым, наиболее международным произведением всей социалистической литературы, общей программой многих миллионов рабочих всех стран от Сибири до Калифорнии».

Прошло сто лет. В 90-е годы прошлого века мне попадалось много статей, брошюр, книг, которые представляли коммунизм как некую историческую случайность, амок (приступ безумия), который, слава богу, закончился.

Прошло ещё двадцать пять лет. Оказалось: коммунизм-то жив! Это даже не призрак, а влиятельная идеология и политическое движение.

За 167 лет, прошедших после издания «Манифеста», прибавилось изрядно людей, объединившихся в «священной травле» коммунистического движения. Вслед за папой (тогда это был Пий IX), царём (Николай I) на этом поприще проявили себя Бисмарк, автор «исключительного закона» против социалистов, и Гитлер, самый агрессивный ненавистник гуманистической идеологии коммунизма и кровожадный теоретик и практик антикоммунизма, либерал Черчилль и фашист Муссолини. Затем эту «священную миссию» с удовольствием приняли американские президенты - от Трумэна и до Обамы.

Ну а в России заработал себе известность на полях войны с коммунистической идеей правнук Николая I Николай II. Через сто лет, в 90-е годы XX века, тут проявили себя перевёртыш Ельцин и наследовавшая ему целая свора декоммунизаторов, десталинизаторов и пр.

С надеждой на рабочий класс

А теперь проследим судьбу изложенных в «Манифесте» социальных идей и прогнозов.

«История всех до сих пор существующих обществ была история борьбы классов», - писали Маркс и Энгельс. Собственно, классовую борьбу открыли не они. Ещё Платон отмечал, что в любом государстве «всегда есть два государства, враждебных друг другу: одно - государство бедных, другое - богатых». А ряд французских историков периода Реставрации (1815 - 1830) считали борьбу классов ключом к пониманию всей истории Франции.

Открытие Карла Маркса и Фридриха Энгельса состоит прежде всего в обосновании всемирно-исторической роли рабочего класса. В «Манифесте» показана история развития и борьбы пролетариата с момента формирования буржуазного общества. Подчёркиваю: не только развития, но и борьбы. Ведь многие мыслители и писатели XIX - начала XX века показывали рабочий класс страдающим и угнетённым, но почти никто - борющимся. В действительности пролетариат проходит различные ступени развития. «Его борьба против буржуазии начинается вместе с его существованием».

Одной из первых организованных форм борьбы рабочих против эксплуатации было движение луддитов в Англии. Луддиты разрушали машины и фабричные корпуса, считая, что именно техника является причиной их бедствий, в том числе безработицы и голода. Впрочем, часть луддитов считали, что, разрушая машины, они наносили удар по собственности капиталистов, и потому надеялись заставить фабрикантов пойти на уступки.

Рабочие создавали тайные организации и выдвигали вожаков из своих рядов. Один из таких вождей сопротивления английских рабочих, Меджерсон, показан в книге советских писателей Р. Штильмарка и

В. Василевского «Наследник из Калькутты». Вот как он характеризовал себя:

«Мне пятьдесят лет, и двадцать из них я отдал борьбе за правду. Меня ещё помнят в Ланкашире. Там бедняки оказали мне честь: я был избран в первый стачечный комитет ещё четырнадцать лет назад. За это меня приговорили к смерти, но рабочие напали на полицейский возок и вырвали нас, пятерых осуждённых, из рук палачей. Потом я перебрался в Спитфилд, близ Лондона. Почти десять лет мы боролись там за наши права… В нас стреляли солдаты - мы не сдавались. Многих схватили и повесили…»

Английский парламент принял закон о смертной казни за порчу машин. Какие же эти либералы всё-таки гуманисты!

Движение луддитов было беспощадно подавлено войсками. Но борьба рабочего класса продолжалась. Во Франции и Германии она приняла форму вооружённых восстаний. Лионское восстание 1831 года. Затем Лионское восстание 1834 года, когда рабочие впервые выдвинули не только экономические - повышение заработной платы, - но и политические требования. Впервые в истории они выступили под красным знаменем. И, наконец, июньское восстание рабочих в Париже в 1848 году, через четыре месяца после опубликования «Манифеста». Эти восстания показали, что пролетариат в Европе заявил о себе как о самостоятельной политической силе.

Рабочий класс, утверждали Маркс и Энгельс, способен не только на самостоятельную борьбу за свои интересы в рамках буржуазного общества. Он должен стать «могильщиком» этого общества. Историческая задача пролетариата: замена путём революции капиталистического строя социалистическим. «Из всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, - писали авторы «Манифеста Коммунистической партии», - только пролетариат представляет собой действительно революционный класс… У пролетария нет собственности: его отношение к жене и детям не имеет уже ничего общего с буржуазными семейными отношениями; современный промышленный труд, современное иго капитала, одинаковое как в Англии, так и во Франции, как в Америке, так и в Германии, стёрли с него всякий национальный характер. Законы, мораль, религия - всё это для него не более чем буржуазные предрассудки, за которыми скрываются буржуазные интересы».

Собственность - отмычка всех проблем

А теперь перейдём к главному. Как относились к собственности, семье, отечеству рабочий класс и его передовые представители - коммунисты тогда, в момент написания «Манифеста»? Как решаем эти вопросы мы, коммунисты XXI века?

Начнём с отношений собственности. Читаем в «Манифесте»: «Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности». Авторы первой коммунистической программы предлагают конкретные меры для этого. Они подчёркивают: «Пролетариат использует своё политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства… Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения…»

Примечательно, что когда Маркс и Энгельс намечают десять конкретных мер, которые пролетариат передовых стран примет после своего прихода к власти, то семь из них касаются отношений собственности:

1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.

2. Высокий прогрессивный налог.

3. Отмена права наследования.

4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.

5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.

6. Централизация всего транспорта в руках государства.

7. Увеличение числа государственных фабрик.

Кому-то странным покажется пункт 3: отмена права наследования. Но ведь его ещё в XVII веке проповедовал в теории «трудовой собственности» родоначальник либерализма Джон Локк. Провозглашая собственность неприкосновенной и священной, он уверял, что буржуа имеет право только на ту собственность, которую он сам создал трудом своих рук и головы. Маркс и Энгельс действительно опирались на всё богатство предшествующей социальной мысли человечества.

Предлагаемые Марксом и Энгельсом меры, способствующие коренной смене отношений собственности, нашли продолжение и развитие в работе В.И. Ленина «Грозящая катастрофа и как с ней бороться», а затем были во многом повторены в Антикризисной программе КПРФ.

Наше дело правое, победа будет за нами

Возвышенно-поэтическими строками начинался «Манифест Коммунистической партии».

По справедливому замечанию Ф. Меринга, «силой и образностью языка Маркс мог поспорить с лучшими мастерами германской литературы». С не меньшей силой он заканчивается:

«Коммунисты считают презренным делом скрывать свои намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты путём насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

И тут я слышу голос читателя: и где эта ваша коммунистическая революция? Отвечаю: та, о которой писали Маркс и Энгельс в «Манифесте» в 1848 году, началась через 70 лет. В 1917 году в России. И господствующие классы всех буржуазных стран действительно содрогнулись перед ней, не говоря уж о правящих классах буржуазно-помещичьей Российской империи.

Почему победила Великая Октябрьская социалистическая революция? Её успех определялся прежде всего тем, что в России созрели для неё предпосылки: до крайности обострились экономические, классовые и политические противоречия. К ним есть смысл добавить предпосылки психологические. В условиях мировой войны, когда на фронте миллионы солдат были убиты и искалечены, десятки миллионов трудящихся страдали от голода и лишений в тылу, когда нищета народных масс приняла ужасающие размеры, у рабочих и крестьян возникло ощущение, что им нечего терять, кроме своих цепей. Оно удесятерило силы народа и помогло ему победить в 1917 году.

Через 73 года в России победила контрреволюция. Надолго ли?

В результате буржуазной контрреволюции и реставрации капитализма страна оказалась в руках частных лиц - во-первых, олигархов-магнатов, чьи имена на слуху, во-вторых, собственников помельче, типа владельцев предприятия «Дмитровский трикотаж», где я работаю.

Рабочий класс Советского Союза вновь превратился в эксплуатируемый капиталистами пролетариат буржуазной России. Не важно, что у рабочего могут быть в собственности квартира, дача, машина. Для того, чтобы иметь средства к существованию и выплачивать, допустим, налог на недвижимость, он вынужден продавать свою рабочую силу. На производстве каждый из нас попадает в мелочную и зачастую унизительную зависимость от хозяина и его представителей - директора и пр. Рабочие на моём предприятии так и говорят: «Мы - рабы». Растёт эксплуатация рабочих из-за того, что сокращается персонал, а обязанности уволенных распределяются между оставшимися. Увеличение интенсивности труда не ведёт ни к какому повышению зарплаты. Всё это служит одному-единственному: наживе богатеев, тех 10% населения, которые владеют 80% национального богатства.

Программа для современного пролетариата

Такое ощущение, что «Манифест Коммунистической партии» написан Марксом и Энгельсом о современной России. Вот читайте:

«Когда заканчивается эксплуатация рабочего фабрикантом и рабочий получает, наконец, наличными свою заработную плату, на него набрасываются другие части буржуазии - домовладелец, лавочник, ростовщик и т. п.».

В наше время на рабочего «набрасывается» тот же домовладелец (оплата услуг ЖКХ, капремонта и пр.). А вместе с ним торговые сети, банки и, увы, медицинские учреждения, которые тоже стали частью буржуазной системы, и т.д. и т.п. У нас, рабочих, отняли общенародную собственность, отняли социальные гарантии, отняли то уважение, которым пользовался трудящийся человек в советское время. У меня, как и у окружающих людей, возникает ощущение, что нам действительно нечего терять, что страна, и мы вместе с ней, идёт в тупик.

Неправда, что пролетариат абсолютно пассивен. Очаги сопротивления появляются всё чаще, о них постоянно пишет «Правда».

Вспомним слова «Манифеста»:

«Сначала борьбу ведут отдельные рабочие, потом рабочие одной фабрики, затем рабочие одной отрасли труда в одной местности против отдельного буржуа…»

У нас недавно поднялись рабочие одной отрасли - водители-дальнобойщики. Против одного буржуа - Ротенберга. И вскоре этот протест вышел уже за рамки борьбы с одним капиталистом.

«Манифест» был восторженно принят немногочисленным тогда авангардом научного социализма. Более того, с разгромом восстания парижских рабочих в 1848 году он отошёл на второй план.

После реакции, вызванной поражением европейской революции 1848 года, в 1860-е годы начался подъём рабочего движения, завершившийся созданием в 1864 году I Интернационала. Потом разгром героической Парижской Коммуны в 1871 году и снова наступление реакции. Роспуск I Интерна-ционала в 1876 году.

Подъём рабочего движения и создание массовых социал-демократических партий в европейских странах в последней трети XIX века. Создание II Интернационала (1889 год). Накануне Первой мировой войны Интернационал превратился во внушительную силу. И - крах II Интернационала из-за измены его руководства (1914 год).

Социалистическая революция в России в 1917 году, построение социализма в СССР, Победа в Великой Отечественной войне, создание мировой системы социализма, развитие международного коммунистического движения - и катастрофа 1990-х годов.

Что же мы видим? Вслед за поражениями, иногда очень серьёзными, катастрофическими, идёт неизбежный подъём влияния идей «Манифеста», подъём рабочего движения.

Каковы сейчас задачи коммунистов по претворению в жизнь идей «Манифеста Коммунистической партии»?

Я думаю, мы должны для начала добиться выполнения требований дальнобойщиков. Необходимо возглавить борьбу пролетариата и, как сказано в «Манифесте», «покончить со своей собственной буржуазией».

Пусть господствующие классы содрогаются перед грядущей коммунистической революцией. Пролетариям нечего в ней терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. И я на меньшее не согласен.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. .

Отказ от катехизиса

В 1847 году Карл Марк и Фридрих Энгельс вступили в "Союз справедливых" - ответвление тайной революционной организации "Союз отверженных". Написанный ими "Манифест" был программным произведением, созданным на заказ. Интересно, что изначально манифест должен был называться "Проект коммунистического символа веры". Энгельс писал Марксу: "Подумай над «Символом веры". Я считаю, что лучше всего было бы отбросить форму катехизиса и назвать эту вещь "Коммунистическим манифестом". Ведь в нем придется в той или иной мере осветить историю вопроса, для чего теперешняя форма совершенно не подходит". Надо сказать, что изменение названия - одна из немногих заслуг Энгельса.

Женский вопрос

Одно из интереснейших и остроумных мест в "Манифесте"- рассуждение Маркса о страхах буржуа по поводу того, что с приходом коммунизма будет происходить обобществление жен. По мнению Маркса, такие страхи можно объяснить только тем, что женщины признаются буржуа орудиями производства, тогда как коммунизм, напротив, хочет освободить женщин от такого восприятия. Маркс пишет: "Наши буржуа, не довольствуясь тем, что в их распоряжении находятся жены и дочери их рабочих, не говоря уже об официальной проституции, видят особое наслаждение в том, чтобы соблазнять жен друг у друга". Примечательно, что у самого Маркса будет незаконнорожденная дочь от служанки, на которой, чтобы утаить связь друга, придется жениться Энгельсу.

Пролетарии, объединяйтесь!

Сентенция «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!» оказалась невероятно живучей. Под этим лозунгом проходила революция в России. Интересно, тем не менее, само понятие пролетариата. Оно достаточно двусмысленное. С одной стороны, в Древнем Риме так называли неимущих граждан, деклассированные элементы, полезные обществу только своим потомством. В словаре Даля же «пролетарий» обозначает бобыля, то есть напротив – бездетного человека. В этом значении «пролетарии всех стран, объединяйтесь!» звучит, по меньшей мере, странно.

Призрак коммунизма

В изначальном варианте «Манифеста коммунистической партии» не было «призрачного» вступления Карла Маркса. Оно появилось только после окончательной редактуры, выполненной Марксом осенью 1847 года. Эффектное начало «Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма» был придумкой Карла Маркса. Очевидно, что эта формулировка была следствием увлечения Маркса мистицизмом. Карл родился в Трире, городе, где античные руины чередуются с готическими соборами. Не удивительно поэтому, что в юности он пережил увлечение романтизмом. В то время в Европе был невероятно популярен Эдгар По, поэтому зримый и пугающий образ «призрака коммунизма» воздействовал на людей самым прямым образом

Переводы

"Манифест коммунистической партии" до сих пор является одним из самых популярных и переводимых произведений. Ещё до Октябрьской революции было издано множество его переводов. Из самых экзотических - три японских перевода и один китайский. Большую часть составляли публикации на русском языке (70) и языках Российской империи (35): 11 на польском, 7 на идише, 6 на финском, 5 на украинском, 4 на грузинском, 2 на армянском. 55 изданий «Манифеста» было выпущено в Германии, а в им­перии Габсбургов - 9 на венгерском и 8 на чешском языке (из них 3 в Хорватии и по одному в Словении и Словакии), 34 на английском (в том числе в США, где первый перевод по­явился в 1871 году), 26 на французском и 11 на итальянском. Кроме того, было издано 7 изданий на болгарском, 4 на сербском, 4 на румынском и одно, напе­чатанное в Салониках, - на сефардском языке. Северная Ев­ропа была представлена умеренно: 6 публикаций на датском, 5 на шведском и 2 на норвежском языке.

Неожиданная слава

Почти 25 лет манифест не получал широкой известности. Ничто не предвещало его успеха и будущего влияния на мировую историю. Ситуацию кардинально изменил судебный процесс над лидерами Социал-де­мократической партии Германии, обвиняемыми в государ­ственной измене - Вильгельмом Либкнехтом, Августом Бебе­лем и Адольфом Хепнером. В марте 1872 года обвинение зачитало текст манифе­ста в зале суда, что дало социал-демократам возможность опубликовать его легально, большим тиражом - как часть судопроизводства. Именно издание 1872 года (до этого времени в документ при публикациях вносились изменения) стало основой для всех последующих версий манифеста.

Религиозный вопрос

Вопросов религиозных в «Манифесте коммунистической партии» Маркс сознательно избегает, уделяя им самое незначительное место. Маркс, убежденный атеист и богоборец, в религиозных дискуссиях мог перейти эмоциональную грань. Его отношения с Богом были не просто «натянутыми», он был закоренелым безбожником и писал богохульные стихи. В партийном манифесте эти «страсти» были бы чрезмерными. Вот одно из его стихотворений, в котором он сравнивает себя с самим Люцифером.

"Заклинания впавшего в отчаяние"

Мне не осталось ничего, кроме мести,
Я высоко воздвигну мой престол,
Холодной и ужасной будет его вершина,
Основание его - суеверная дрожь.
Церемониймейстер! Самая чёрная агония!
Кто посмотрит здравым взором -
Отвернётся, смертельно побледнев и онемев,
Охваченный слепой и холодной смертью.

"Манифест Коммунистической партии" - знаменитый труд Карла Маркса и Фридриха Энгельса. В нем авторы обозначили основные цели и задачи коммунистических организаций, которые в 1848 году, когда была написана эта работа, только зарождались. Для марксистов это важное и основополагающее сочинение.

Значение трактата

"Манифест Коммунистический партии" важен в том плане, что в этом труде авторы утверждают, что вся история человечества до этого момента была направлена на борьбу между различными классами. По мнению Маркса и Энгельса, в обозримом будущем неизбежна гибель капитализма от рук пролетариата. В результате будет построено коммунистическое общество с отсутствием классов, а вся собственность будет общественной.

Карл Маркс в "Манифесте Коммунистической партии" излагает собственное видение неизбежности смены способов производства и законов общественного развития. Особое место в этом трактате занимает подробный обзор всевозможных немарксистских теорий социализма, а также учений, которые авторы называют псевдосоциалистическими. Например, они жестко критикуют общую частную собственность, когда принцип частной собственности неразумно распространяется на каждого.

К тому же Маркс в этой работе именно коммунистов называет наиболее решительной частью пролетариата, которая повсеместно поддерживает революционное движение, направленное на свержение нынешнего политического и общественного строя. Также он отмечает, что те добиваются объединения и соглашения между демократическими партиями разных стран.

Первые слова "Манифеста Коммунистической партии" стали крылатыми.

Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские.

Впервые он был издан в Лондоне в 1848 году, после этого неоднократно переиздавался, при этом никакие изменения в него не вносились. В 1872 году в предисловии к очередному изданию "Манифеста Коммунистической партии" отмечает, что трактат стал историческим документом, менять который никто уже не вправе.

История создания

Данный труд был написан Марксом и Энгельсом по поручению пропагандистского общества "Союз справедливых", которое было организовано в Англии немецкими эмигрантами. Когда в него вступили авторы манифеста, организация была переименована в "Союз коммунистов".

В 1847 году состоялся первый конгресс Союза, на котором Энгельсу и было поручено составить текст программного документа для организации. Интересно, что изначально этот труд назывался "Проект коммунистического символа веры".

На втором конгрессе составляется текст коммунистического манифеста. Он становится программой международной организации революционного пролетариата. Работу над "Манифестом Коммунистической партии" Маркс завершает в начале 1848 года, когда находится в Бельгии.

Впервые он был издан анонимно в Лондоне. Труд вышел на немецком языке. Это была брошюра в зеленой обложке, включающая 23 страницы.

В марте ее текст перепечатала немецкая эмигрантская газета, а на следующий день Маркс был выдворен полицейскими из Бельгии.

Интересно, что в предисловии отмечалось, что манифест необходимо издавать на разных языках. Так что вскоре появляются переводы на датском, польском, шведском и английском. Именно в предисловии английского издания, выпущенного журналисткой и социалисткой Хелен Макфарлейн, которая публиковалась под псевдонимом Говард Мортон, впервые были названы имена авторов манифеста. Ранее они оставались неизвестными.

Популярность

Когда в 1848 году по всему континенту начались революции, этот труд стал чрезвычайно популярным. Однако в действительности с ним имели возможность ознакомиться немногие, поэтому значительного влияния на ход событий он не оказал. В числе исключений можно назвать только немецкий город Кельн, в котором большим тиражом выходила местная газета, всячески прославляющая коммунистический манифест Карла Маркса.

Массовый интерес к трактату возник только в 1870-х годах, когда начали свою деятельность Первый интернационал и Парижская коммуна. Также "Манифест Коммунистической партии" Карла Маркса фигурировал в процессе против социал-демократической партии Германии. Сторона обвинения зачитывала отрывки из него.

После этого по немецким законам стала возможной его официальная публикация. В 1872 году Маркс и Энгельс оперативно подготовили новое издание на немецком языке. В ближайшие годы вышло девять редакций на шести языках. В 1872 году суфражистка Виктория Вудхулл впервые выпустила манифест в Америке.

Распространение трактата

Появляющиеся в разных странах социал-демократические партии стали активно распространять манифест. Интересно, что Энгельс в предисловии к английскому изданию в 1888 году писал, что их труд отразил историю современного движения рабочих, став одним из самых распространенных произведений социалистической литературы в современном мире. Эту программу признавали рабочие от Калифорнии до Сибири.

На русский язык трактат был впервые переведен анархистом Михаилом Бакуниным, который был соратником авторов по первому Интернационалу. В 1869 году русский вариант трактата напечатали в типографии журнала "Колокол".

В 1882 году там же появилось второе издание в переводе Георгия Плеханова. В нем уже присутствовало специальное предисловие, в котором Маркс и Энгельс пытались ответить на вопрос, способно ли русское общество перейти к коммунистической форме всеобщего владения, минуя капиталистическую стадию, которую проходят все страны Западной Европы.

Первое издание манифеста на украинском языке подготовила писательница Леся Украинка.

Тиражи

Безусловно, со временем тиражи манифеста стали просто огромными, особенно в СССР. Но об общем количестве выпущенных экземпляров ничего не известно. Можно утверждать, что только в Советском Союзе к 1973 году вышло 447 изданий этого труда совокупным тиражом почти 24 миллиона экземпляров.

Примечательно, что в XXI веке к труду Маркса и Энгельса снова появился интерес. Например, в 2012 году британское издание сопровождалось предисловием историка, марксиста по убеждениям Эрика Хобсбаума. А в 2010 году иллюстрированное издание этого трактата вышло в Канаде в издательстве, специализирующемся на публикации радикальных исторических текстов в форме манги или комиксов.

Коммунистический манифест состоит из четырех глав. Первая называется "Буржуа и пролетарии", а вторая - "Пролетарии и коммунисты".

Третья глава - "Социалистическая и коммунистическая литература" - разделена на несколько частей. Это "Реакционный социализм", "Консервативный или буржуазный социализм", "Критически-утопический социализм и коммунизм".

Заключительная глава этого труда называется "Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям".

Отказ от капитализма

Отказ от капиталистического общества - одна из главных целей этого трактата. Программа перехода к коммунистической общественной формации приводится во второй главе. Авторы предполагают, что все произойдет насильственным путем, ключевым станет установление диктатуры пролетариата.

Сама программа перехода содержит десять пунктов, или этапов. Это экспроприация земельной собственности, введение высокого прогрессивного налога, конфискация имущества мятежников и эмигрантов, отмена наследственных прав, бесплатное воспитание детей, сращивание промышленности и земледелия, рост количества государственных предприятий, введение обязательного труда для всех, централизация кредита в государственных банках.

Маркс и Энгельс в своем трактате предполагали, что, ликвидировав капитализм, диктатура пролетариата себя исчерпает, уступив место некой "ассоциации индивидов". Однако про нее авторы ничего не пишут.

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц)

Шрифт:

100% +

Карл Маркс, Фридрих Энгельс
Манифест Коммунистической партии1
«Манифест Коммунистической партии» – величайший программный документ научного коммунизма. «Эта небольшая книжечка стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира» (Ленин). Написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом в качестве программы Союза коммунистов, «Манифест Коммунистической партии» был впервые опубликован в Лондоне в феврале 1848 г. отдельным изданием на 23-х страницах. В марте – июле 1848 г. «Манифест Коммунистической партии» печатался в демократическом органе немецких эмигрантов «Deutsche Londoner Zeitung» («Немецкая лондонская газета»). Немецкий текст в том же 1848 г. был перепечатан в Лондоне в виде отдельной брошюры в 30 страниц, в которой были исправлены некоторые опечатки первого выпуска и улучшена пунктуация. Этот текст был в дальнейшем положен Марксом и Энгельсом в основу последующих авторизованных изданий. В 1848 г. были сделаны также переводы «Манифеста» на ряд европейских языков (французский, польский, итальянский, датский, фламандский и шведский). Имена авторов «Манифеста» в изданиях 1848 г. не упоминались; впервые они были указаны в печати в 1850 г. при публикации первого английского перевода в чартистском органе «Red Republican») («Красный республиканец») в предисловии, написанном редактором этого журнала Дж. Гарни.
В 1872 г. было выпущено новое немецкое издание «Манифеста» с небольшими авторскими поправками и с предисловием Маркса и Энгельса. Это издание, как и последующие немецкие издания 1883 и 1890 гг., вышло под заглавием «Коммунистический манифест».
Первое русское издание «Манифеста Коммунистической партии» вышло в 1869 г. в Женеве в переводе Бакунина, который в ряде мест исказил содержание «Манифеста». Недостатки первого издания были устранены в издании, вышедшем в Женеве в 1882 г. в переводе Плеханова. Плехановский перевод положил начало широкому распространению идей «Манифеста» в России. Придавая огромное значение пропаганде, марксизма в России, Маркс и Энгельс написали к этому изданию специальное предисловие.
После смерти Маркса вышел ряд изданий «Манифеста», просмотренных Энгельсом: в 1883 г. немецкое издание с предисловием Энгельса; в 1888 г. английское издание в переводе С. Мура, отредактированное Энгельсом и снабженное им предисловием и примечаниями; в 1890 г. немецкое издание с новым предисловием Энгельса. К последнему изданию Энгельс также написал несколько примечаний. В 1885 г. в газете «Socialiste» («Социалист») был опубликован французский перевод «Манифеста», сделанный дочерью Маркса Лаурой Лафарг и просмотренный Энгельсом. Энгельс написал предисловие к польскому изданию «Манифеста» 1892 г. и к итальянскому изданию 1893 года. – 419.

Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские.

Где та оппозиционная партия, которую ее противники, стоящие у власти, не ославили бы коммунистической? Где та оппозиционная партия, которая в свою очередь не бросала бы клеймящего обвинения в коммунизме как более передовым представителям оппозиции, так и своим реакционным противникам?

Два вывода вытекают из этого факта.

Коммунизм признается уже силой всеми европейскими силами.

Пора уже коммунистам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления и сказкам о призраке коммунизма противопоставить манифест самой партии.

С этой целью в Лондоне собрались коммунисты самых различных национальностей и составили следующий «Манифест», который публикуется на английском, французском, немецком, итальянском, фламандском и датском языках.

I
БУРЖУА И ПРОЛЕТАРИИ2
Под буржуазией понимается класс современных капиталистов, собственников средств общественного производства, применяющих наемный труд. Под пролетариатом понимается класс современных наемных рабочих, которые, будучи лишены своих собственных средств производства, вынуждены, для того чтобы жить, продавать свою рабочую силу. (Примечание Энгельса к английскому изданию 1888 г.)

История всех до сих пор существовавших обществ3
То есть вся история, дошедшая до нас в письменных источниках. В 1847 г. предистория общества, общественная организация, предшествовавшая всей писаной истории, почти совсем еще не была известна. За истекшее с тех пор время Гакстгаузен открыл общинную собственность на землю в России, Маурер доказал, что она была общественной основой, послужившей исходным пунктом исторического развития всех германских племен, и постепенно выяснилось, что сельская община с общим владением землей является или являлась в прошлом повсюду первобытной формой общества, от Индии до Ирландии. Внутренняя организация этого первобытного коммунистического общества, в ее типической форме, была выяснена Морганом, увенчавшим дело своим открытием истинной сущности рода и его положения в племени. С разложением этой первобытной общины начинается расслоение общества на особые и в конце концов антагонистические классы. Я попытался проследить этот процесс разложения в работе «Der Ursprung der Familie, des Privateigentums und des Staats», 2. Aufl., Stuttgart, 1886 («Происхождение семьи, частной собственности и государства», 2-е изд., Штутгарт, 1886). (Примечание Энгельса к английскому изданию 1888 г.) (218)

Была историей борьбы классов.4
Энгельс включил это примечание также в немецкое издание «Манифеста Коммунистической партии» 1890 г., опустив лишь последнюю фразу. – 424.

Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер5
Цеховой мастер – это полноправный член цеха, мастер внутри цеха, а не старшина его. (Примечание Энгельса к английскому изданию 1888 г.)

И подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов.

В предшествующие исторические эпохи мы находим почти повсюду полное расчленение общества на различные сословия, – целую лестницу различных общественных положений. В Древнем Риме мы встречаем патрициев, всадников, плебеев, рабов; в средние века – феодальных господ, вассалов, цеховых мастеров, подмастерьев, крепостных, и к тому же почти в каждом из этих классов – еще особые градации.

Вышедшее из недр погибшего феодального общества современное буржуазное общество не уничтожило классовых противоречий. Оно только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых.

Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается, однако, тем, что она упростила классовые противоречия: общество все более и более раскалывается на два большие враждебные лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса – буржуазию и пролетариат.

Из крепостных средневековья вышло свободное население первых городов; из этого сословия горожан развились первые элементы буржуазии.

Открытие Америки и морского пути вокруг Африки создало для подымающейся буржуазии новое поле деятельности. Ост-индский и китайский рынки, колонизация Америки, обмен с колониями, увеличение количества средств обмена и товаров вообще дали неслыханный до тех пор толчок торговле, мореплаванию, промышленности и тем самым вызвали в распадавшемся феодальном обществе быстрое развитие революционного элемента.

Прежняя феодальная, или цеховая, организация промышленности более не могла удовлетворить спроса, возраставшего вместе с новыми рынками. Место ее заняла мануфактура. Цеховые мастера были вытеснены промышленным средним сословием; разделение труда между различными корпорациями исчезло, уступив место разделению труда внутри отдельной мастерской.

Но рынки все росли, спрос все увеличивался. Удовлетворить его не могла уже и мануфактура. Тогда пар и машина произвели революцию в промышленности. Место мануфактуры заняла современная крупная промышленность, место промышленного среднего сословия заняли миллионеры-промышленники, предводители целых промышленных армий, современные буржуа.

Крупная промышленность создала всемирный рынок, подготовленный открытием Америки. Всемирный рынок вызвал колоссальное развитие торговли, мореплавания и средств сухопутного сообщения. Это в свою очередь оказало воздействие на расширение промышленности, и в той же мере, в какой росли промышленность, торговля, мореплавание, железные дороги, развивалась буржуазия, она увеличивала свои капиталы и оттесняла на задний план все классы, унаследованные от средневековья.

Мы видим, таким образом, что современная буржуазия сама является продуктом длительного процесса развития, ряда переворотов в способе производства и обмена.

Каждая из этих ступеней развития буржуазии сопровождалась соответствующим политическим успехом. Угнетенное сословие при господстве феодалов, вооруженная и самоуправляющаяся ассоциация в коммуне,6
«Коммунами» назывались во Франции нарождавшиеся города даже до того времени, когда они отвоевали у своих феодальных владык и господ местное самоуправление и политические права «третьего сословия». Вообще говоря, здесь в качестве типичной страны экономического развития буржуазии взята Англия, в качестве типичной страны ее политического развития – Франция. (Примечание Энгельса к английскому изданию 1888 г.)
Коммуна – так называли горожане Италии и Франции свою городскую общину, после того как они откупили или отвоевали у своих феодальных господ первые права самоуправления. (Примечание Энгельса к немецкому изданию 1890 г.)

Тут – независимая городская республика, там – третье, податное сословие монархии,7
В английском издании 1888 г., редактированном Энгельсом, после слов «независимая городская республика» вставлены слова: «(как в Италии и Германии)», а после слов «третье, податное сословие монархии» – «(как по Франции)». Ред.

Затем, в период мануфактуры, – противовес дворянству в сословной или в абсолютной монархии и главная основа крупных монархий вообще, наконец, со времени установления крупной промышленности и всемирного рынка, она завоевала себе исключительное политическое господство в современном представительном государстве. Современная государственная власть – это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии.

Буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль.

Буржуазия, повсюду, где она достигла господства, разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения. Безжалостно разорвала она пестрые феодальные путы, привязывавшие человека к его «естественным повелителям», и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана». В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой.

Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников.

Буржуазия сорвала с семейных отношений их трогательно-сентиментальный покров и свела их к чисто денежным отношениям.

Буржуазия показала, что грубое проявление силы в средние века, вызывающее такое восхищение у реакционеров, находило себе естественное дополнение в лени и неподвижности. Она впервые показала, чего может достигнуть человеческая деятельность. Она создала чудеса искусства, но совсем иного рода, чем египетские пирамиды, римские водопроводы и готические соборы; она совершила совсем иные походы, чем переселение народов и крестовые походы.

Буржуазия не может существовать, не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений. Напротив, первым условием существования всех прежних промышленных классов было сохранение старого способа производства в неизменном виде. Беспрестанные перевороты в производстве, непрерывное потрясение всех общественных отношений, вечная неуверенность и движение отличают буржуазную эпоху от всех других. Все застывшие, покрывшиеся ржавчиной отношения, вместе с сопутствующими им, веками освященными представлениями и воззрениями, разрушаются, все возникающие вновь оказываются устарелыми, прежде чем успевают окостенеть. Все сословное и застойное исчезает, все священное оскверняется, и люди приходят, наконец, к необходимости взглянуть трезвыми глазами на свое жизненное положение и свои взаимные отношения.

Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи.

Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим. К великому огорчению реакционеров она вырвала из-под ног промышленности национальную почву. Исконные национальные отрасли промышленности уничтожены и продолжают уничтожаться с каждым днем. Их вытесняют новые отрасли промышленности, введение которых становится вопросом жизни для всех цивилизованных наций, – отрасли, перерабатывающие уже не местное сырье, а сырье, привозимое из самых отдаленных областей земного шара, и вырабатывающие фабричные продукты, потребляемые не только внутри данной страны, но и во всех частях света. Вместо старых потребностей, удовлетворявшихся отечественными продуктами, возникают новые, для удовлетворения которых требуются продукты самых отдаленных стран и самых различных климатов. На смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Это в равной мере относится как к материальному, так и к духовному производству. Плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными, и из множества национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература.

Буржуазия быстрым усовершенствованием всех орудий производства и бесконечным облегчением средств сообщения вовлекает в цивилизацию все, даже самые варварские, нации. Дешевые цены ее товаров – вот та тяжелая артиллерия, с помощью которой она разрушает все китайские стены и принуждает к капитуляции самую упорную ненависть варваров к иностранцам. Под страхом гибели заставляет она все нации принять буржуазный способ производства, заставляет их вводить у себя так называемую цивилизацию, т. е. становиться буржуа. Словом, она создает себе мир по своему образу и подобию.

Буржуазия подчинила деревню господству города. Она создала огромные города, в высокой степени увеличила численность городского населения по сравнению с сельским и вырвала таким образом значительную часть населения из идиотизма деревенской жизни. Так же как деревню она сделала зависимой от города, так варварские и полуварварские страны она поставила в зависимость от стран цивилизованных, крестьянские народы – от буржуазных народов, Восток – от Запада.

Буржуазия все более и более уничтожает раздробленность средств производства, собственности и населения. Она сгустила население, централизовала средства производства, концентрировала собственность в руках немногих. Необходимым следствием этого была политическая централизация. Независимые, связанные почти только союзными отношениями области с различными интересами, законами, правительствами и таможенными пошлинами, оказались сплоченными в одну нацию, с одним правительством, с одним законодательством, с одним национальным классовым интересом, с одной таможенной границей.

Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые. Покорение сил природы, машинное производство, применение химии в промышленности и земледелии, пароходство, железные дороги, электрический телеграф, освоение для земледелия целых частей света, приспособление рек для судоходства, целые, словно вызванные из-под земли, массы населения, – какое из прежних столетий могло подозревать, что такие производительные силы дремлют в недрах общественного труда!

Итак, мы видели, что средства производства и обмена, на основе которых сложилась буржуазия, были созданы в феодальном обществе. На известной ступени развития этих средств производства и обмена отношения, в которых происходили производство и обмен феодального общества, феодальная организация земледелия и промышленности, одним словом, феодальные отношения собственности, уже перестали соответствовать развившимся производительным силам. Они тормозили производство, вместо того чтобы его развивать. Они превратились в его оковы. Их необходимо было разбить, и они были разбиты.

Место их заняла свободная конкуренция, с соответствующим ей общественным и политическим строем, с экономическим и политическим господством класса буржуазии.

Подобное же движение совершается на наших глазах. Современное буржуазное общество, с его буржуазными отношениями производства и обмена, буржуазными отношениями собственности, создавшее как бы по волшебству столь могущественные средства производства и обмена, походит на волшебника, который не в состоянии более справиться с подземными силами, вызванными его заклинаниями. Вот уже несколько десятилетий история промышленности и торговли представляет собой лишь историю возмущения современных производительных сил против современных производственных отношений, против тех отношений собственности, которые являются условием существования буржуазии и ее господства. Достаточно указать на торговые кризисы, которые, возвращаясь периодически, все более и более грозно ставят под вопрос существование всего буржуазного общества. Во время торговых кризисов каждый раз уничтожается значительная часть не только изготовленных продуктов, но даже созданных уже производительных сил. Во время кризисов разражается общественная эпидемия, которая всем предшествующим эпохам показалась бы нелепостью, – эпидемия перепроизводства. Общество оказывается вдруг отброшенным назад к состоянию внезапно наступившего варварства, как будто голод, всеобщая опустошительная война лишили его всех жизненных средств; кажется, что промышленность, торговля уничтожены, – и почему? Потому, что общество обладает слишком большой цивилизацией, имеет слишком много жизненных средств, располагает слишком большой промышленностью и торговлей. Производительные силы, находящиеся в его распоряжении, не служат более развитию буржуазных отношений собственности; напротив, они стали непомерно велики для этих отношений, буржуазные отношения задерживают их развитие; и когда производительные силы начинают преодолевать эти преграды, они приводят в расстройство все буржуазное общество, ставят под угрозу существование буржуазной собственности. Буржуазные отношения стали слишком узкими, чтобы вместить созданное ими богатство. – Каким путем преодолевает буржуазия кризисы? С одной стороны, путем вынужденного уничтожения целой массы производительных сил, с другой стороны, путем завоевания новых рынков и более основательной эксплуатации старых. Чем же, следовательно? Тем, что она подготовляет более всесторонние и более сокрушительные кризисы и уменьшает средства противодействия им.

Оружие, которым буржуазия ниспровергла феодализм, направляется теперь против самой буржуазии.

Но буржуазия не только выковала оружие, несущее ей смерть; она породила и людей, которые направят против нее это оружие, – современных рабочих, пролетариев.

В той же самой степени, в какой развивается буржуазия, т. е. капитал, развивается и пролетариат, класс современных рабочих, которые только тогда и могут существовать, когда находят работу, а находят ее лишь до тех пор, пока их труд увеличивает капитал. Эти рабочие, вынужденные продавать себя поштучно, представляют собой такой же товар, как и всякий другой предмет торговли, а потому в равной мере подвержены всем случайностям конкуренции, всем колебаниям рынка.

Вследствие возрастающего применения машин и разделения труда, труд пролетариев утратил всякий самостоятельный характер, а вместе с тем и всякую привлекательность для рабочего. Рабочий становится простым придатком машины, от него требуются только самые простые, самые однообразные, легче всего усваиваемые приемы. Издержки на рабочего сводятся поэтому почти исключительно к жизненным средствам, необходимым для его содержания и продолжения его рода. Но цена всякого товара, а следовательно и труда,8
В трудах более позднего времени Маркс и Энгельс употребляли вместо понятий «стоимость труда», «цена труда» более точные понятия, введенные Марксом, – «стоимость рабочей силы», «цена рабочей силы» (см. предисловие к настоящему тому, стр. IX). – 431.

Равна издержкам его производства. Поэтому в той же самой мере, в какой растет непривлекательность труда, уменьшается заработная плата. Больше того: в той же мере, в какой возрастает применение машин и разделение труда, возрастает и количество труда, за счет ли увеличения числа рабочих часов, или же вследствие увеличения количества труда, требуемого в каждый данный промежуток времени, ускорения хода машин и т. д.

Современная промышленность превратила маленькую мастерскую патриархального мастера в крупную фабрику промышленного капиталиста. Массы рабочих, скученные на фабрике, организуются по-солдатски. Как рядовые промышленной армии, они ставятся под надзор целой иерархии унтер-офицеров и офицеров. Они – рабы не только класса буржуазии, буржуазного государства, ежедневно и ежечасно порабощает их машина, надсмотрщик и прежде всего сам отдельный буржуа-фабрикант. Эта деспотия тем мелочнее, ненавистнее, она тем больше ожесточает, чем откровеннее ее целью провозглашается нажива.

Чем менее искусства и силы требует ручной труд, т. е. чем более развивается современная промышленность, тем более мужской труд вытесняется женским и детским. По отношению к рабочему классу различия пола и возраста утрачивают всякое общественное значение. Существуют лишь рабочие инструменты, требующие различных издержек в зависимости от возраста и пола.

Когда заканчивается эксплуатация рабочего фабрикантом и рабочий получает, наконец, наличными свою заработную плату, на него набрасываются другие части буржуазии – домовладелец, лавочник, ростовщик и т. п.

Низшие слои среднего сословия: мелкие промышленники, мелкие торговцы и рантье, ремесленники и крестьяне – все эти классы опускаются в ряды пролетариата, частью оттого, что их маленького капитала недостаточно для ведения крупных промышленных предприятий и он не выдерживает конкуренции с более крупными капиталистами, частью потому, что их профессиональное мастерство обесценивается в результате введения новых методов производства. Так рекрутируется пролетариат из всех классов населения.

Пролетариат проходит различные ступени развития. Его борьба против буржуазии начинается вместе с его существованием.

Сначала борьбу ведут отдельные рабочие, потом рабочие одной фабрики, затем рабочие одной отрасли труда в одной местности против отдельного буржуа, который их непосредственно эксплуатирует. Рабочие направляют свои удары не только против буржуазных производственных отношений, но и против самих орудий производства; они уничтожают конкурирующие иностранные товары, разбивают машины, поджигают фабрики, силой пытаются восстановить потерянное положение средневекового рабочего.

На этой ступени рабочие образуют рассеянную по всей стране и раздробленную конкуренцией массу. Сплочение рабочих масс пока является еще не следствием их собственного объединения, а лишь следствием объединения буржуазии, которая для достижения своих собственных политических целей должна, и пока еще может, приводить в движение весь пролетариат. На этой ступени пролетарии борются, следовательно, не со своими врагами, а с врагами своих врагов – с остатками абсолютной монархии, землевладельцами, непромышленными буржуа, мелкими буржуа. Все историческое движение сосредоточивается, таким образом, в руках буржуазии; каждая одержанная в таких условиях победа является победой буржуазии.

Но с развитием промышленности пролетариат не только возрастает численно; он скопляется в большие массы, сила его растет, и он все более ее ощущает. Интересы и условия жизни пролетариата все более и более уравниваются по мере того, как машины все более стирают различия между отдельными видами труда и почти всюду низводят заработную плату до одинаково низкого уровня. Возрастающая конкуренция буржуа между собою и вызываемые ею торговые кризисы ведут к тому, что заработная плата рабочих становится все неустойчивее; все быстрее развивающееся, непрерывное совершенствование машин делает жизненное положение пролетариев все менее обеспеченным; столкновения между отдельным рабочим и отдельным буржуа все более принимают характер столкновений между двумя классами. Рабочие начинают с того, что образуют коалиции9
В английском издании 1888 г. после слова «коалиции» вставлено: «(профессиональные союзы)». Ред.

Против буржуа; они выступают сообща для защиты своей заработной платы. Они основывают даже постоянные ассоциации для того, чтобы обеспечить себя средствами на случай возможных столкновений. Местами борьба переходит в открытые восстания.

Рабочие время от времени побеждают, но эти победы лишь преходящи. Действительным результатом их борьбы является не непосредственный успех, а все шире распространяющееся объединение рабочих. Ему способствуют все растущие средства сообщения, создаваемые крупной промышленностью и устанавливающие связь между рабочими различных местностей. Лишь эта связь и требуется для того, чтобы централизовать многие местные очаги борьбы, носящей повсюду одинаковый характер, и слить их в одну национальную, классовую борьбу. А всякая классовая борьба есть борьба политическая. И объединение, для которого средневековым горожанам с их проселочными дорогами требовались столетия, достигается современными пролетариями, благодаря железным дорогам, в течение немногих лет.

Эта организация пролетариев в класс, и тем самым – в политическую партию, ежеминутно вновь разрушается конкуренцией между самими рабочими. Но она возникает снова и снова, становясь каждый раз сильнее, крепче, могущественнее. Она заставляет признать отдельные интересы рабочих в законодательном порядке, используя для этого раздоры между отдельными слоями буржуазии. Например, закон о десятичасовом рабочем дне в Англии.

Вообще столкновения внутри старого общества во многих отношениях способствуют процессу развития пролетариата. Буржуазия ведет непрерывную борьбу: сначала против аристократии, позднее против тех частей самой же буржуазии, интересы которых приходят в противоречие с прогрессом промышленности, и постоянно – против буржуазии всех зарубежных стран. Во всех этих битвах она вынуждена обращаться к пролетариату, призывать его на помощь и вовлекать его таким образом в политическое движение. Она, следовательно, сама передает пролетариату элементы своего собственного образования,10
В английском издании 1888 г. вместо слов «элементы своего собственного образования» напечатано: «элементы своего собственного политического и общего образования». Ред.

Т. е. оружие против самой себя.

Далее, как мы видели, прогресс промышленности сталкивает в ряды пролетариата целые слои господствующего класса или, по крайней мере, ставит под угрозу условия их жизни. Они также приносят пролетариату большое количество элементов образования.

Наконец, в те периоды, когда классовая борьба приближается к развязке, процесс разложения внутри господствующего класса, внутри всего старого общества принимает такой бурный, такой резкий характер, что небольшая часть господствующего класса отрекается от него и примыкает к революционному классу, к тому классу, которому принадлежит будущее. Вот почему, как прежде часть дворянства переходила к буржуазии, так теперь часть буржуазии переходит к пролетариату, именно – часть буржуа-идеологов, которые возвысились до теоретического понимания всего хода исторического движения.

Из всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, только пролетариат представляет собой действительно революционный класс. Все прочие классы приходят в упадок и уничтожаются с развитием крупной промышленности, пролетариат же есть ее собственный продукт.

Средние сословия: мелкий промышленник, мелкий торговец, ремесленник и крестьянин – все они борются с буржуазией для того, чтобы спасти свое существование от гибели, как средних сословий. Они, следовательно, не революционны, а консервативны. Даже более, они реакционны: они стремятся повернуть назад колесо истории. Если они революционны, то постольку, поскольку им предстоит переход в ряды пролетариата, поскольку они защищают не свои настоящие, а свои будущие интересы, поскольку они покидают свою собственную точку зрения для того, чтобы встать на точку зрения пролетариата.

Люмпен-пролетариат, этот пассивный продукт гниения самых низших слоев старого общества, местами вовлекается пролетарской революцией в движение, но в силу всего своего жизненного положения он гораздо более склонен продавать себя для реакционных козней.

Жизненные условия старого общества уже уничтожены в жизненных условиях пролетариата. У пролетария нет собственности; его отношение к жене и детям не имеет более ничего общего с буржуазными семейными отношениями; современный промышленный труд, современное иго капитала, одинаковое как в Англии, так и во Франции, как в Америке, так и в Германии, стерли с него всякий национальный характер. Законы, мораль, религия – все это для него не более как буржуазные предрассудки, за которыми скрываются буржуазные интересы.

Все прежние классы, завоевав себе господство, стремились упрочить уже приобретенное ими положение в жизни, подчиняя все общество условиям, обеспечивающим их способ присвоения. Пролетарии же могут завоевать общественные производительные силы, лишь уничтожив свой собственный нынешний способ присвоения, а тем самым и весь существовавший до сих пор способ присвоения в целом. У пролетариев нет ничего своего, что надо было бы им охранять, они должны разрушить все, что до сих пор охраняло и обеспечивало частную собственность.

Все до сих пор происходившие движения были движениями меньшинства или совершались в интересах меньшинства. Пролетарское движение есть самостоятельное движение огромного большинства в интересах огромного большинства. Пролетариат, самый низший слой современного общества, не может подняться, не может выпрямиться без того, чтобы при этом не взлетела на воздух вся возвышающаяся над ним надстройка из слоев, образующих официальное общество.

Если не по содержанию, то по форме борьба пролетариата против буржуазии является сначала борьбой национальной. Пролетариат каждой страны, конечно, должен сперва покончить со своей собственной буржуазией.

Описывая наиболее общие фазы развития пролетариата, мы прослеживали более или менее прикрытую гражданскую войну внутри существующего общества вплоть до того пункта, когда она превращается в открытую революцию, и пролетариат основывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии.

Все доныне существовавшие общества основывались, как мы видели, на антагонизме между классами угнетающими и угнетенными. Но, чтобы возможно было угнетать какой-либо класс, необходимо обеспечить условия, при которых он мог бы влачить, по крайней мере, свое рабское существование. Крепостной в крепостном состоянии выбился до положения члена коммуны так же, как мелкий буржуа под ярмом феодального абсолютизма выбился до положения буржуа. Наоборот, современный рабочий с прогрессом промышленности не поднимается, а все более опускается ниже условий существования своего собственного класса. Рабочий становится паупером, и пауперизм растет еще быстрее, чем население и богатство. Это ясно показывает, что буржуазия неспособна оставаться долее господствующим классом общества и навязывать всему обществу условия существования своего класса в качестве регулирующего закона. Она неспособна господствовать, потому что неспособна обеспечить своему рабу даже рабского уровня существования, потому что вынуждена дать ему опуститься до такого положения, когда она сама должна его кормить, вместо того чтобы кормиться за его счет. Общество не может более жить под ее властью, т. е. ее жизнь несовместима более с обществом.

Основным условием существования и господства класса буржуазии является накопление богатства в руках частных лиц, образование и увеличение капитала. Условием существования капитала является наемный труд. Наемный труд держится исключительно на конкуренции рабочих между собой. Прогресс промышленности, невольным носителем которого является буржуазия, бессильная ему сопротивляться, ставит на место разъединения рабочих конкуренцией революционное объединение их посредством ассоциации. Таким образом, с развитием крупной промышленности из-под ног буржуазии вырывается сама основа, на которой она производит и присваивает продукты. Она производит прежде всего своих собственных могильщиков. Ее гибель и победа пролетариата одинаково неизбежны.

В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества.

  1. Буржуа и пролетарии
  2. Пролетарии и коммунисты
  3. Социалистическая и коммунистическая литература
    1. Реакционный социализм
      1. Феодальный социализм
      2. Мелкобуржуазный социализм
      3. Немецкий, или «истинный», социализм
    2. Консервативный, или буржуазный, социализм
    3. Критически-утопический социализм и коммунизм
  4. Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям

Значение

В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс впервые в общественной науке определили место в истории человечества, показали её прогрессивность по сравнению с предшествовавшими формациями и неизбежность её гибели. Основоположники научного коммунизма показали, что вся история общества, за исключением первобытнообщинного строя (как добавлял Энгельс в предисловии к немецкому изданию «Манифеста», 1883), была историей борьбы классов. В буржуазном обществе непримиримую борьбу между собой ведут два враждебных друг другу основных класса - и . Став экономически господствующим классом, буржуазия захватила в свои руки государственную власть и использует её как орудие защиты своих корыстных классовых интересов, для подавления трудящихся. Маркс и Энгельс раскрыли в «Манифесте» непримиримые внутренние противоречия буржуазного общества. Капиталистические производственные отношения, содействовавшие огромному росту производительных сил, на определённом этапе превращаются в препятствие дальнейшему развитию производства. Противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения - основное противоречие капитализма - порождает экономические кризисы, во время которых постоянно уничтожается значительная часть готовых продуктов и производительных сил.

В «Манифесте Коммунистической партии» открыта и всесторонне обоснована всемирно-историческая роль пролетариата как могильщика капиталистического общества и строителя коммунизма, единственного до конца последовательного революционного класса, выступающего в интересах всех трудящихся. Именно рабочий класс принесёт обществу избавление от гнёта капитализма, уничтожив капиталистическую форму собственности и заменив её собственностью общественной. Но выполнить эту задачу, - указывают авторы «Манифеста», - рабочий класс может только путём применения революционного насилия против буржуазии, путём пролетарской социалистической революции. Маркс и Энгельс обосновали необходимость создания политической партии пролетариата, раскрыли её историческую роль, определили её задачи, разъяснили отношения между партией и рабочим классом. На практике коммунисты, - писали авторы «Манифеста», -

«...являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения»

Хотя Маркс и Энгельс в «Манифесте» ещё не пользовались термином « », однако идея пролетарской диктатуры в этом произведении ими уже была высказана и обоснована.

«...Первым шагом в рабочей революции, - писали Маркс и Энгельс, - является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии. Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил»

В «Манифесте Коммунистической партии» подчёркивается, что уничтожение капиталистического строя, ликвидация эксплуатации человека человеком положат конец национальному угнетению и межнациональной вражде. Одним из основных принципов революционной деятельности коммунистов различных стран, - отмечали Маркс и Энгельс, - является их взаимная помощь и поддержка в борьбе против социального гнёта и эксплуатации, обусловленные общностью целей. Обоснованием этого принципа - принципа пролетарского интернационализма - проникнуто всё содержание «Манифеста». Разъясняя великие и гуманные цели коммунистов, Маркс и Энгельс показали полную несостоятельность нападок на коммунистов со стороны буржуазных идеологов, выявили классовую ограниченность и своекорыстный характер представлений буржуазии о браке, морали, собственности, отечестве и т. д.

В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс подвергли научной критике социалистическую и коммунистическую литературу тех лет; они выявили классовую сущность концепций, положенных в основу феодального социализма, мелкобуржуазного социализма, так называемого немецкого, или «истинного», социализма, а также консервативного, или буржуазного, социализма. Основоположники научного коммунизма выразили своё отношение и к системам критическо-утопического социализма, показали нереальность этих систем и в то же время вскрыли рациональные элементы во взглядах социалистов-утопистов - , . Важные положения Маркс и Энгельс выдвинули по вопросам тактики пролетарской партии. Коммунисты, разъяснялось в «Манифесте», являются членами последовательно революционной партии. Они

«...борются во имя ближайших целей и интересов рабочего класса, но в то же время в движении сегодняшнего дня они отстаивают и будущность движения»

«Манифест Коммунистической партии» открыл пути к новой эпохе в истории человечества, положил начало великому революционному движению за социалистическое преобразование мира. Эта небольшая книжечка , - писал о „Манифесте” В. И. Ленин, - стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира .

Специфика преобразований

При изложении содержания мер, осуществляемых пролетариатом, оговаривается, что в различных странах их набор может быть разным. Так, в наиболее передовых странах могут быть применены следующие меры:

  1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
  2. Высокий прогрессивный налог.
  3. Отмена права наследования.
  4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
  5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
  6. Централизация всего транспорта в руках государства.
  7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
  8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
  9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.
  10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.

Признавая, что «деспотическое вмешательство в право собственности и в буржуазные производственные отношения» представляет собой мероприятия, «которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными», авторы Манифеста подчёркивали, что в ходе движения (этих процессов) эти меры «перерастают самих себя», и что они неизбежны как «средство для переворота во всем способе производства», а не как самоцель. Показательно, что Маркс при этом жёстко критиковал утопичный «грубый и непродуманный коммунизм» тех, кто просто распространял принцип частной собственности на каждого («общая частная собственность»). Грубый коммунизм, по утверждению Маркса, является порождением «всемирной зависти».

Издания

«Манифест» - одно из самых распространенных произведений научной и политической мысли. По числу изданий он может сравниться, пожалуй, только с . Впервые «Манифест Коммунистической партии» был издан в 1848 году в Лондоне на немецком языке. Он издавался, по меньшей мере, в 70 странах, более чем на 100 языках мира, свыше 1000 раз, общим тиражом более 30 миллионов экземпляров. Почти 120 лет назад Энгельс имел уже все основания констатировать, что «история “Манифеста” в значительной степени отражает историю современного рабочего движения; в настоящее время он, несомненно, является самым распространенным, наиболее международным произведением всей социалистической литературы, общей программой, признанной миллионами рабочих от Сибири до Калифорнии» .

По неполным данным, за период 1848-71 вышло около 770 изданий на 50 языках. В СССР, по данным на 1 января 1973 года, было выпущено 447 изданий «Манифеста Коммунистической партии» общим тиражом 24341 тысяча экземпляров на 74 языках.

Переводы на русский язык

  • 1869 - первое издание «Манифеста» на русском языке в Женеве. Авторство перевода приписывается , хотя на самой книге переводчик указан не был. В переводе были искажены важнейшие положения этого документа
  • 1882 - издание «Манифеста» в переводе . Cо специальным предисловием Маркса и Энгельса.
  • 1948 - юбилейное издание «Манифеста» ИМЭЛ (уточнен перевод 1939 года)
  • 1955 - выходит 4 том «Сочинений» Карла Маркса и Фридриха Энгельса (2-е издание), подготовленный Институтом Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина при ЦК КПСС. В том включена последняя версия перевода «Манифеста коммунистической партии».

Примечания

Страница заблокирована. Ваш IP-адрес передан в Федеральную службу безопасности в связи с посещением экстремистских сайтов.

 

Возможно, будет полезно почитать: