Брошь-застежка фибула: история и современность. Фибула – что это такое? Металлическая застёжка-украшение для одежды Дисковые фибулы

При всех разнообразных изменениях формы и усовершенствованиях устройства, которым фибулы подверглись в течение различных эпох, общий их тип сохранился почти неизменным для фибул с иглодержателем, а также есть средневековые некоторые из них называют «плащевые», которые представляют собой скобу подобную сульгаме или дужку с иглой.

Мода на фибулы менялась достаточно часто. По фибулам в захоронениях можно точно датировать эпоху. За годы археология выработала точную периодизацию по фибулам.

Составными частями фибулы являются:

  • игла, предназначенная для скрепления одежды
  • иглодержатель - узкий канал или желобок, в который входит конец иглы; имеет целью удерживать иглу в данном ей положении и предохранять от уколов
  • дужка, или корпус фибулы
  • пружина, соединяющая дужку с иглой

Все эти части фибулы на протяжении доисторического периода подверглись многочисленным изменениям, которые особенно отразились на дужке, игравшей роль украшения, и на иглодержателе и пружине, от устройства которых зависела практическая пригодность фибулы. Каждая эпоха оставила на фибуле отпечаток своих эстетических понятий, технического совершенства и, может быть, своего культа, вследствие чего фибула имеет громадное значение для доисторической хронологии.

Бронзовый век почти не знал фибул; в этом веке, да и то лишь в конце его, они были в употреблении в Венгрии , Северной Германии , Скандинавии . Начиная с железного века, фибулы встречаются постоянно в большинстве местонахождений. Фибулы, открытые в европейских местонахождениях, делятся Монтелиусом на три группы: венгро-скандинавскую, греческую и италийскую.

  • Венгерские фибулы делались первоначально из проволоки, причём один конец дужки, сделав короткий спиральный оборот, переходил в иглу, а другой, также закрученный спирально, служил иглодержателем.
  • Скандинавские фибулы , происшедшие, вероятно, от венгерских, отличаются тем, что игла и дужка не составляют одного целого: игла надета на дужку.
  • Греческие фибулы состоят преимущественно из двух или четырёх спиральных кружков, соединённых вместе. Игла выходит из одной спирали и укрепляется на другой. Спиральная форма иглодержателя указывает на родство этих фибул с венгерскими и скандинавскими. Этого рода фибулы были найдены также в Южной Италии и некоторых местах Средней Европы , куда они были, вероятно, занесены из Греции.
  • Италийские фибулы представляют большое разнообразие как по устройству иглодержателя, так и по форме дужки. В древнейших италийских фибулах иглодержатель образуется, как и в венгерских и скандинавских, несколькими оборотами спирали. В дальнейших модификациях спиральный иглодержатель заменяется сначала круглой плоской пластинкой, затем пластинкой с загнутыми краями, образующей желобок, а иногда оканчивающейся пуговкой.

По форме дужки среди италийских фибул различают:

  • дуговые , дужка которых имеет форму полукруга. Это тип древнейших фибул. Дужка бывает либо равномерной толщины, либо утолщенной в одном или нескольких местах - либо совершенно гладкой, либо исчерченной продольными и поперечными полосками, покрытой бусами и пр.
  • ладьеобразные - с дугообразной, значительно утолщенной посередине полой дужкой. Иглодержатели при этой форме бывают длинные и короткие.
  • змеевидные - самая разнообразная группа италийских фибул; дужка изогнута иногда весьма причудливо. Иглодержатель представляет длинный жёлоб, заканчивающийся в позднейших формах пуговкой.

Чертрозскими фибулами называются фибулы с продолговатой дужкой, переходящей в желобообразный иглодержатель, конец которого несколько загнут кверху и оканчивается пуговкой. Этого рода фибулы были найдены в большом числе в могильнике Чертрозы , среди различных фибул италийского типа. В гальштаттском могильнике среди разнообразных форм италийских фибул найдены некоторые очень характерные для этого местонахождения фибулы. Среди них особенно интересны очкообразные и арбалетовидные фибулы (fibules a l’arbalète). Первая форма, состоящая из двух спиральных кружков, соединённых вместе, очень сходна с венгерскими, скандинавскими и особенно греческими фибулами. Как характерные для местонахождения, они носят название фибул гальштаттского типа. Арбалетовидные фибулы отличаются тем, что пружина представляет целый ряд спиральных оборотов, идущих в направлении, перпендикулярном к дужке. В некоторых арбалетовидных фибулах конец иглодержателя украшен головой человека или животного, загибающейся вверх и несколько назад. Эти фибулы, а также фибулы Чертрозского могильника составляют переход к фибулам латенского типа, которые характеризуются резко загнутым назад концом иглодержателя.

В Древней Греции женщины носили фибулы как на верхней (amictus), так и на исподней одежде (indutus), мужчины - только на верхней; обыкновенно части одежды (плащи) закреплялись на правом плече, реже на груди, женщины же употребляли фибулы нередко на обоих плечах. В «Одиссее » (Од. XIX, 225-231) так описывается фибула:

«божественный Одиссей был облечен в пурпурного цвета двойной шерстяной плащ; к нему была прикреплена золотая застёжка с двойными трубками; на наружной стороне застежки искусный мастер изобразил пса, который держал в передних ногах пёструю лань, упиваясь её трепетанием; и все удивлялись живости, с какой были изображены золотые фигурки - как один душил свою жертву, а другая, стараясь спастись, сопротивлялась ногами.»

Иногда рукава женской туники скреплялись целым рядом застежек. Позже женщины закалывали фибулой тунику повыше колена, образуя особого фасона складку. Фибулы как пряжки употреблялись преимущественно на перевязях (портупеях) и поясах.

В Древней Греции и Древнем Риме фибулой называли также специальный зажим для крайней плоти . Этот зажим применялся для соблюдения приличий при появлении обнаженного мужчины (например, у атлетов, гладиаторов и т. п.).

См. также

Напишите отзыв о статье "Фибула"

Примечания

Литература

Ссылки

  • (рус.)
  • Шаров О.В. // STRATUM plus. - Кишинёв, 1999. - № 3 . - С. 189-206 .
  • Воронов Ю. Н. // КСИИМК. - М ., 1983. - № 176 . - С. 29-33 .

Отрывок, характеризующий Фибула

Вилларский наклонил голову. – Еще один вопрос, граф, сказал он, на который я вас не как будущего масона, но как честного человека (galant homme) прошу со всею искренностью отвечать мне: отреклись ли вы от своих прежних убеждений, верите ли вы в Бога?
Пьер задумался. – Да… да, я верю в Бога, – сказал он.
– В таком случае… – начал Вилларский, но Пьер перебил его. – Да, я верю в Бога, – сказал он еще раз.
– В таком случае мы можем ехать, – сказал Вилларский. – Карета моя к вашим услугам.
Всю дорогу Вилларский молчал. На вопросы Пьера, что ему нужно делать и как отвечать, Вилларский сказал только, что братья, более его достойные, испытают его, и что Пьеру больше ничего не нужно, как говорить правду.
Въехав в ворота большого дома, где было помещение ложи, и пройдя по темной лестнице, они вошли в освещенную, небольшую прихожую, где без помощи прислуги, сняли шубы. Из передней они прошли в другую комнату. Какой то человек в странном одеянии показался у двери. Вилларский, выйдя к нему навстречу, что то тихо сказал ему по французски и подошел к небольшому шкафу, в котором Пьер заметил невиданные им одеяния. Взяв из шкафа платок, Вилларский наложил его на глаза Пьеру и завязал узлом сзади, больно захватив в узел его волоса. Потом он пригнул его к себе, поцеловал и, взяв за руку, повел куда то. Пьеру было больно от притянутых узлом волос, он морщился от боли и улыбался от стыда чего то. Огромная фигура его с опущенными руками, с сморщенной и улыбающейся физиономией, неверными робкими шагами подвигалась за Вилларским.
Проведя его шагов десять, Вилларский остановился.
– Что бы ни случилось с вами, – сказал он, – вы должны с мужеством переносить всё, ежели вы твердо решились вступить в наше братство. (Пьер утвердительно отвечал наклонением головы.) Когда вы услышите стук в двери, вы развяжете себе глаза, – прибавил Вилларский; – желаю вам мужества и успеха. И, пожав руку Пьеру, Вилларский вышел.
Оставшись один, Пьер продолжал всё так же улыбаться. Раза два он пожимал плечами, подносил руку к платку, как бы желая снять его, и опять опускал ее. Пять минут, которые он пробыл с связанными глазами, показались ему часом. Руки его отекли, ноги подкашивались; ему казалось, что он устал. Он испытывал самые сложные и разнообразные чувства. Ему было и страшно того, что с ним случится, и еще более страшно того, как бы ему не выказать страха. Ему было любопытно узнать, что будет с ним, что откроется ему; но более всего ему было радостно, что наступила минута, когда он наконец вступит на тот путь обновления и деятельно добродетельной жизни, о котором он мечтал со времени своей встречи с Осипом Алексеевичем. В дверь послышались сильные удары. Пьер снял повязку и оглянулся вокруг себя. В комнате было черно – темно: только в одном месте горела лампада, в чем то белом. Пьер подошел ближе и увидал, что лампада стояла на черном столе, на котором лежала одна раскрытая книга. Книга была Евангелие; то белое, в чем горела лампада, был человечий череп с своими дырами и зубами. Прочтя первые слова Евангелия: «Вначале бе слово и слово бе к Богу», Пьер обошел стол и увидал большой, наполненный чем то и открытый ящик. Это был гроб с костями. Его нисколько не удивило то, что он увидал. Надеясь вступить в совершенно новую жизнь, совершенно отличную от прежней, он ожидал всего необыкновенного, еще более необыкновенного чем то, что он видел. Череп, гроб, Евангелие – ему казалось, что он ожидал всего этого, ожидал еще большего. Стараясь вызвать в себе чувство умиленья, он смотрел вокруг себя. – «Бог, смерть, любовь, братство людей», – говорил он себе, связывая с этими словами смутные, но радостные представления чего то. Дверь отворилась, и кто то вошел.
При слабом свете, к которому однако уже успел Пьер приглядеться, вошел невысокий человек. Видимо с света войдя в темноту, человек этот остановился; потом осторожными шагами он подвинулся к столу и положил на него небольшие, закрытые кожаными перчатками, руки.
Невысокий человек этот был одет в белый, кожаный фартук, прикрывавший его грудь и часть ног, на шее было надето что то вроде ожерелья, и из за ожерелья выступал высокий, белый жабо, окаймлявший его продолговатое лицо, освещенное снизу.
– Для чего вы пришли сюда? – спросил вошедший, по шороху, сделанному Пьером, обращаясь в его сторону. – Для чего вы, неверующий в истины света и не видящий света, для чего вы пришли сюда, чего хотите вы от нас? Премудрости, добродетели, просвещения?
В ту минуту как дверь отворилась и вошел неизвестный человек, Пьер испытал чувство страха и благоговения, подобное тому, которое он в детстве испытывал на исповеди: он почувствовал себя с глазу на глаз с совершенно чужим по условиям жизни и с близким, по братству людей, человеком. Пьер с захватывающим дыханье биением сердца подвинулся к ритору (так назывался в масонстве брат, приготовляющий ищущего к вступлению в братство). Пьер, подойдя ближе, узнал в риторе знакомого человека, Смольянинова, но ему оскорбительно было думать, что вошедший был знакомый человек: вошедший был только брат и добродетельный наставник. Пьер долго не мог выговорить слова, так что ритор должен был повторить свой вопрос.
– Да, я… я… хочу обновления, – с трудом выговорил Пьер.
– Хорошо, – сказал Смольянинов, и тотчас же продолжал: – Имеете ли вы понятие о средствах, которыми наш святой орден поможет вам в достижении вашей цели?… – сказал ритор спокойно и быстро.
– Я… надеюсь… руководства… помощи… в обновлении, – сказал Пьер с дрожанием голоса и с затруднением в речи, происходящим и от волнения, и от непривычки говорить по русски об отвлеченных предметах.
– Какое понятие вы имеете о франк масонстве?
– Я подразумеваю, что франк масонство есть fraterienité [братство]; и равенство людей с добродетельными целями, – сказал Пьер, стыдясь по мере того, как он говорил, несоответственности своих слов с торжественностью минуты. Я подразумеваю…
– Хорошо, – сказал ритор поспешно, видимо вполне удовлетворенный этим ответом. – Искали ли вы средств к достижению своей цели в религии?
– Нет, я считал ее несправедливою, и не следовал ей, – сказал Пьер так тихо, что ритор не расслышал его и спросил, что он говорит. – Я был атеистом, – отвечал Пьер.
– Вы ищете истины для того, чтобы следовать в жизни ее законам; следовательно, вы ищете премудрости и добродетели, не так ли? – сказал ритор после минутного молчания.
– Да, да, – подтвердил Пьер.
Ритор прокашлялся, сложил на груди руки в перчатках и начал говорить:
– Теперь я должен открыть вам главную цель нашего ордена, – сказал он, – и ежели цель эта совпадает с вашею, то вы с пользою вступите в наше братство. Первая главнейшая цель и купно основание нашего ордена, на котором он утвержден, и которого никакая сила человеческая не может низвергнуть, есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства… от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства, может быть, зависит судьба рода человеческого. Но так как сие таинство такого свойства, что никто не может его знать и им пользоваться, если долговременным и прилежным очищением самого себя не приуготовлен, то не всяк может надеяться скоро обрести его. Поэтому мы имеем вторую цель, которая состоит в том, чтобы приуготовлять наших членов, сколько возможно, исправлять их сердце, очищать и просвещать их разум теми средствами, которые нам преданием открыты от мужей, потрудившихся в искании сего таинства, и тем учинять их способными к восприятию оного. Очищая и исправляя наших членов, мы стараемся в третьих исправлять и весь человеческий род, предлагая ему в членах наших пример благочестия и добродетели, и тем стараемся всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире. Подумайте об этом, и я опять приду к вам, – сказал он и вышел из комнаты.

Мало кому известна сейчас фибула, разве что специалистам и любителям истории, да ещё людям, увлекающимся реконструкцией разных исторических эпох. А между тем забыта эта застёжка совершенно напрасно, нам до сих пор непонятна логика, по которой иногда в народной памяти хорошее заменяется худшим. Английская булавка, например, до сих пор широко применяется и всем известна с детства. А ведь недостатков у неё немало: кто пользовался ей, тот знает, как коварно она может расстегнуться в самый неподходящий момент от неострожного случайного надавливания или как могут порваться сколотые ею ткани при чуть более сильном натяжении... А фибула лишена этих неудобств благодаря гениальной простоте своей конструкции. И кроме того фибула – прекрасное украшение.

Посмотрите внимательно на картинки. Фибула состоит из иглы и разомкнутого кольца с выступающими концами, которыми игла удерживается. На большинстве фибул игла закреплена на кольце, но есть и раздельные, хотя они менее удобны, т.к. игла может потеряться. Застёгивать фибулу очень просто: сколите ткани иглой, проведите иглу снизу вверх в отверстие кольца и заведите за один из концов фибулы. А теперь оцените, что получилось. Игла удерживает ткани в вертикальной плоскости, точно так же, как держит и английская булавка. Но в фибуле есть ещё кольцо, которое закрепляет всю застёжку ещё и в плоскости горизонтальной, не позволяя тканям куда-либо сдвигаться (в отличие от булавки). Второй плюс – расстегнуться фибула не может , т.к. (в отличие от английской булавки) отверстие кольца после застёгивания недоступно для иглы, которая прочно удерживается выступами – концами, и для того, чтобы разомкнуть эту конструкцию, требуется усилие, так что случайно этого не сделать. Поэтому застегнули и будьте спокойны – и застёжка не расстегнётся, и ткань останется в целости.

Сейчас фибулу, к сожалению, не купить в обычных магазинах. Но, говоря словами известной песни – кто ищет, тот всегда найдёт, и купить эту удобную и красивую застёжку всё-таки можно . Продаётся она в тех магазинах и сувенирных лавках, что торгуют украшениями, сделанными по историческим образцам. Попробуйте оценить её по достоинству, вам обязательно понравится.

    Я про фибулу слышала, но не знала, как она застёгивается. Когда давно уже заказывала себе русскую рубаху - мне как раз советовали фибулой её застёгивать, но я тогда её так и не нашла, в интернете ещё не было (это было несколько лет назад). Сейчас думаю что найти можно даже в интернете.
    А булавки и правда страшно неудобны!! Даже безопасные которые якобы для детей - неоднократно видела, как они расстёгиваются.
    Спасибо, попробую поискать, вещь очень полезная, иногда очень нужно что-то безопасно застегнуть, теперь понятно чем.

    А они из чего обычно делаются - из латуни? Или медные?.. Есть ли разница?..

    Эта фибула из бронзы (сплав меди, олова и др. металлов, без цинка), это старинный сплав, сейчас может делают и из латуни, но нам бронза больше нравится. Латунь - сплав меди и цинка в основном. Бронза более твердый сплав.

    Современные сплавы, говорят, да, сильно отличаются от старинных. И серебро рекомендуют старинное выбирать - говорят современное хуже. Правда или нет - не знаю, но в общем в это вполне верится почему-то...

    старинный - в смысле давно известный:) а вообще-то бронза современная. Не знаем, правда ли, что старинные сплавы лучше, смотря наверно какие и откуда, ведь подделок всяких было много во все времена, и просто небрежной работы, просто история запоминает хорошее, а всякий хлам не сохраняется... А разные старинные украшения и посуда, дошедшие до нас, и в те времена были дорогими, а значит, и более высокого качества... Хотя серебро старинное было чище. Многие секреты утеряны, но много новых и открыто... Сейчас ещё подделок очень много развелось... Чистое серебро легко проверить - чем оно чище, тем лучше оно пишет на бумаге, а чем больше примесей, тем оно твёрже и соответственно меньше след, но с другой стороны - чистое (мягкое) быстрее снашивается... Вопрос интересный и непростой.

    Про серебро не знала что так проверять нужно. Интересно..
    Тут, наверное, как повезёт. Уж какая вещь достанется. В общем, может быть, даже и не столько важно.
    А вот ещё кстати - от металла потом сильно руки пахнут, это от любого сплава или от меди нет?..

    Пахнут наверно от того, что металл взаимодействует с кожными выделениями. И бронза, и латунь, и медь - все они легко окисляются. Не меняются только золото, серебро, платина и прочее, ну и ещё нержавейка:) Но фибула не соприкасается с телом, застегнул её и всё, контакт непродолжительный, это не должно мешать.

    Примерно так и думала, в общем конечно ничего страшного. А хуже и неприятнее всего пахнут деньги - монеты. :-)

    Вот такую фибулу сделал мне муж для мягкой игрушки:)

    А вот ещё одна фибула, для Снегурочки, она ещё меньше - 7мм в диаметре:)

    Маленькие - а как настоящие большие. :-) Это из проволочек?..

«Фибула » — латинское слово. Переводится, как «застежка», или «булавка». Описание расплывчато. В 21-ом веке известны сотни разных зажимов. Но, фибула была одним из первых.

Поэтому, слово «застежка» всех устраивало. Если копнуть глубже, то изначально латинский термин «fibula» применялся в качестве названия грифельных костей лошадей. Скреплять ими одежды начали еще в доисторический период.

Но, современный облик фибулы приобрели к Бронзовому веку. С тех пор предмет стал не просто , а конкретной разновидностью булавок. Итак, настало время подробного ознакомления.

Описание фибулы

В основе всех фибул лежит двухсторонняя пружина. Ее изобрели как раз к началу Бронзового века. У ближайшего родственника в ряду застежек – английской булавки, пружина односторонняя. Фибула состоит из иглы и корпуса. Но, корпус, зачастую, в форме обода. Такой облик детали стали придавать в Византии.



Традиция дошла до наших дней. Обычно, обруч разомкнут (подковообразная фибула ). Его концы загнуты, или шарообразны. За счет этого игла удерживается на ободе. Раздельные модели почти вышли из обихода. Они не практичны. Игла теряется.

Обручи застежек, как правило, широкие и богато оформленные. Не обязательно используют драгоценные материалы. Но, без , кристаллов, витых элементов не обходится. Фибула исторически играет двойную роль, не только булавки, но и .

Именно поэтому держатель иглы щедро декорируется. Кельты из Шотландии старались приобретать исключительно золотые фибулы с самоцветами. На них был спрос среди воинов.



Закрепляли накидки. Многие погибали, не оставив после себя ничего, кроме славы. В этом случае, продавалась застежка фибула , чтобы устроить на вырученные деньги похороны дружинника.

Принцип действия фибулы

Брошь фибула застегивается в три этапа. Ткань прокалывается иглой. Острие проводится снизу вверх, заходя в отверстие обруча.

Финальное действие – завод иглы за один из концов застежки. В итоге, ткань удерживается во всех плоскостях. Английская булавка фиксирует материю лишь в вертикальном направлении. Фибула же крепит ткань еще и в горизонтальной плоскости за счет обруча, который придавливает материю.



У древней застежки есть и еще один «козырь» перед английской булавкой. Последняя называется безопасной. Но, это относительно, ведь изделия нередко расстегиваются, к примеру, при сильном натяжении ткани.

Отверстие фибулы после застегивания становится мало для иглы. К тому же, материя закреплена и в горизонтали, и в вертикале. Возможность, что зажим расстегнется, исключена. Фибула безопасна, не зависимо от модели. Кстати, о моделях. Хоть популярность сыскали подковообразные застежки, существуют и иные образцы. Рассмотрим малоизвестные виды зажима.

Виды фибул

Пойдем по убыванию популярности. Наиболее близка к подковообразной модели римская фибула . Она тоже округлая, но обруч не разомкнут. Зато в нем есть узкий желоб, удерживающий иглу.

Почти забыта венгерская фибула . Она наиболее близка к булавке, вытеснившей ее. Венгерские зажимы делали из проволоки. Один ее конец загибали витком, переводя в иглу.



Другой конец дужки, так же, загибали. Образовавшееся отверстие служило держателем острия. К венгерскому типажу относится пренестинская фибула . Она названа в честь местности, где найдена – древнеримского города Пренесте. Артефакт примечателен надписью. Ее считают наиболее древним свидетельством латинской письменности.



Канула в лету скандинавская фибула . Это как раз та, строение которой раздельное. Игла надета на дужку, а не является ее частью.



Кстати, дужки утративших популярность застежек, тоже подразделяются по видам. Дуговые дужки имеют форму полукруга. Ладьеобразные похожи на них, но значительно утолщены посередине. Последний тип – змеевидные дужки. Они причудливо изогнуты.

«Золотой» век фибул

Фибулы стали массовым явлением в Бронзовом веке и были популярны до конца Средневековья. К 16-му столетию застежки использовали лишь для прихватывания тканей и в качестве .



Но, в римский период зажим использовали и для крайней плоти женщин. Так, античные мужчины добивались соблюдения дамами приличий при виде обнаженных гладиаторов, атлетов.

Зажим был щадящим, без иглы. Особая надпись, — вот чем еще отличалась благочестивая фибула . Купить мужчины соглашались лишь те модели, на которых было выгравировано: — «Пусть она не будет отдана тому, кто потребует».



В свой «Золотой» век фибулы нередко служили и . Стереотип, что застежка может защищать от злых духов и сглаза перешел на английские булавки. Многие, наверняка, слышали советы прикрепить булавку на свою одежду, или наряд ребенка в качестве своеобразного «телохранителя».

Фибула в наши дни

В 21-ом веке классические фибулы продают лишь в тематических магазинах, торгующих предметами старины и сделанными под старину. Массовое производство застежки не ведется. Антикварные лавки могут и не иметь в ассортименте зажима.



Если цель – винтажный образ, а не историческая подлинность аксессуара, подойдет и фибула своими руками . Римская, или подковообразная застежка делается из обычных шпилек для волос. Одна из них разгибается и образует кольцо.

Концы другой многократно перекручиваются. Так и получается фибула . Фото с мастер-класса указывают, что остается обшить обруч кожей, или ее заменителем. Для «иглы», так же, изготавливается кожаный чехол.


Его нижняя грань длиннее верхней. Это нужно, чтобы вставить булавку в «карман» и, при этом, оставить участок, который прикрепится к кольцу. Зона без металлического элемента даст возможность свободно манипулировать иглой.

Хоть, застежка и позабыта широкой публикой, ее имя живо. К примеру, есть салон красоты «Фибула» . На сайте компании не объяснен выбор названия, но есть перечень услуг. Мужские и женские стрижки, укладки, окрашивание, ногтевой сервис и педикюр, — все это предлагает «Фибула» в Самаре .


Специалисты компании, так же, держат кабинет косметологии, предлагают спа-процедуры и посещение солярия. Салон «Фибула» в г. Самара считается достоянием жителей города.

Они оставляют о «Фибуле» лишь лестные отзывы. Интересно, знают ли их авторы, в честь чего назван их любимый салон? Возможно, после прочтения этой статьи знатоков истории станет больше.


  • Фибула (лат. fibula, скоба) - металлическая застёжка для одежды, одновременно служащая украшением. Фибулы разнообразных форм были распространены с бронзового века до раннего Средневековья. При всех разнообразных изменениях формы и усовершенствованиях устройства, которым фибулы подверглись в течение различных эпох, общий их тип сохранился почти неизменным для фибул с иглодержателем, а также есть средневековые некоторые из них называют «плащевые», которые представляют собой скобу подобную сульгаме или дужку с иглой.

    Мода на фибулы менялась достаточно часто. По фибулам в захоронениях можно точно датировать эпоху. За годы археология выработала точную периодизацию по фибулам.

    Составными частями фибулы являются:

    игла, предназначенная для скрепления одежды

    иглодержатель - узкий канал или желобок, в который входит конец иглы; имеет целью удерживать иглу в данном ей положении и предохранять от уколов

    дужка, или корпус фибулы

    пружина, соединяющая дужку с иглой

    Все эти части фибулы на протяжении доисторического периода подверглись многочисленным изменениям, которые особенно отразились на дужке, игравшей роль украшения, и на иглодержателе и пружине, от устройства которых зависела практическая пригодность фибулы. Каждая эпоха оставила на фибуле отпечаток своих эстетических понятий, технического совершенства и, может быть, своего культа, вследствие чего фибула имеет громадное значение для доисторической хронологии.

    Бронзовый век почти не знал фибул; в этом веке, да и то лишь в конце его, они были в употреблении в Венгрии, Северной Германии, Скандинавии. Начиная с железного века, фибулы встречаются постоянно в большинстве местонахождений. Фибулы, открытые в европейских местонахождениях, делятся Монтелиусом на три группы: венгро-скандинавскую, греческую и италийскую.

    Венгерские фибулы делались первоначально из проволоки, причём один конец дужки, сделав короткий спиральный оборот, переходил в иглу, а другой, также закрученный спирально, служил иглодержателем.

    Скандинавские фибулы, происшедшие, вероятно, от венгерских, отличаются тем, что игла и дужка не составляют одного целого: игла надета на дужку.

    Греческие фибулы состоят преимущественно из двух или четырёх спиральных кружков, соединённых вместе. Игла выходит из одной спирали и укрепляется на другой. Спиральная форма иглодержателя указывает на родство этих фибул с венгерскими и скандинавскими. Этого рода фибулы были найдены также в Южной Италии и некоторых местах Средней Европы, куда они были, вероятно, занесены из Греции.

    Италийские фибулы представляют большое разнообразие как по устройству иглодержателя, так и по форме дужки. В древнейших италийских фибулах иглодержатель образуется, как и в венгерских и скандинавских, несколькими оборотами спирали. В дальнейших модификациях спиральный иглодержатель заменяется сначала круглой плоской пластинкой, затем пластинкой с загнутыми краями, образующей желобок, а иногда оканчивающейся пуговкой.

    По форме дужки среди италийских фибул различают:

    дуговые, дужка которых имеет форму полукруга. Это тип древнейших фибул. Дужка бывает либо равномерной толщины, либо утолщенной в одном или нескольких местах - либо совершенно гладкой, либо исчерченной продольными и поперечными полосками, покрытой бусами и пр.

    ладьеобразные - с дугообразной, значительно утолщенной посередине полой дужкой. Иглодержатели при этой форме бывают длинные и короткие.

    змеевидные - самая разнообразная группа италийских фибул; дужка изогнута иногда весьма причудливо. Иглодержатель представляет длинный жёлоб, заканчивающийся в позднейших формах пуговкой.

    Чертрозскими фибулами называются фибулы с продолговатой дужкой, переходящей в желобообразный иглодержатель, конец которого несколько загнут кверху и оканчивается пуговкой. Этого рода фибулы были найдены в большом числе в могильнике Чертрозы, среди различных фибул италийского типа. В гальштаттском могильнике среди разнообразных форм италийских фибул найдены некоторые очень характерные для этого местонахождения фибулы. Среди них особенно интересны очкообразные и арбалетовидные фибулы (fibules a l’arbalète). Первая форма, состоящая из

ГОУ СОШ № 000 ЗОУО Г. МОСКВЫ

Фибулы как исторический источник эпохи раннего средневековья

Исследовательская работа по истории

Халиани Анастасия

6 «Б» класс

Руководитель:

учитель истории, обществознания, права

МОСКВА 2010
Оглавление

Введение . 3

Глава 1. Описание фибулы. 5

Глава 2. Фибулы, представленные в ГИМ. 10

Глава 3. «Пальчатые» фибулы.. 17

Заключение . 20

Литература . 22

Введение

В прошлом учебном году мы начали изучать историю Древнего мира и посещать музейные занятия в Государственном Историческом музее. Мы посетили музей и были поражены представленной экспозицией, поэтому решили подготовить исследование о виртуальном путешествии в каменный век. В этом году мы знакомимся с историей средних веков, продолжаем посещать музейные занятия в Государственном Историческом музее, и решили продолжить свою исследовательскую деятельность .

Нас заинтересовал период раннего средневековья и украшения женского костюма – фибулы. Что такое фибула мы даже не знали. Поэтому и решили познакомиться поподробнее с этим украшением. Тема актуальна , так как костюм всегда был отражением статуса человека в обществе. Ту же роль выполняли и украшения.

Объект исследования – завершающий этап железного века и переход к эпохе раннего средневековья, получивший в науке название Великого переселения народов.

Предмет исследования – женские украшения.

Цель – обобщить и расширить знания об эпохе раннего средневековья, познакомиться с важным элементом в системе украшений, одним из самых ярких видов застежек – фибулами, используя литературу и памятники Государственного Исторического музея.


Задачи :

· посетить залы Государственного Исторического музея, посвященные эпохе раннего средневековья;

· охарактеризовать на основе памятников женские украшения эпохи раннего средневековья;

· проследить, как менялась форма и устройство фибулы;

· выяснить на какие группы делятся фибулы;

· определить, как украшения отражали статус человека в обществе;

· создать эскизы фибул в рисунках;

· создать компьютерную презентацию, используя программу Power Point для иллюстрирования положений проекта.

Методы исследования : описание, комплексный анализ источников, систематизация и обобщение полученной информации, метод моделирования.

Гипотеза : является ли фибула элементом украшения и отражением статуса человека в обществе.

Наше исследование включает введение, три главы основной части, заключение, иллюстрации фибул и собственные эскизы этих украшений.

Практическая значимость . Работа может быть использована при подготовке сообщений, при подготовке внеклассных мероприятий и уроков по культуре Средневековья. Она расширяет знания по изучаемой теме.

Глава 1

Описание фибулы

DIV_ADBLOCK36">


https://pandia.ru/text/78/194/images/image003_113.jpg" align="left" width="219" height="228 src=">Скандинавские фибулы, происшедшие, вероятно, от венгерских, отличаются тем, что игла и дужка не составляют одного целого: игла надета на дужку.

Греческие фибулы (рис.3), которые восходят к очень отдаленным доисторическим временам, состоят отчасти из двух, иногда из четырех симметричных спиральных кружков, соединенных при помощи довольно короткого корпуса. Игла выходит из одного кружка и укрепляется на другом. Спиральная форма иглодержателя указывает на родство этих фибул с венгерскими и скандинавскими. Этого рода фибулы были найдены также в Южной Италии и некоторых местах Средней Европы, куда они были, вероятно, занесены из Греции.

https://pandia.ru/text/78/194/images/image005_69.jpg" align="left" width="123" height="178">дуговые , дужка которых имеет форму полукруга. Это тип древнейших фибул. Дужка бывает либо равномерной толщины, либо утолщенной в одном или нескольких местах - либо совершенно гладкой, либо исчерченной продольными и поперечными полосками, покрытой бусами и пр.

· ладьеобразные - с дугообразной, значительно утолщенной посередине полой дужкой. Иглодержатели при этой форме бывают длинные и короткие.

· змеевидные - самая разнообразная группа италийских фибул; дужка изогнута иногда весьма причудливо. Иглодержатель представляет длинный желоб, заканчивающийся в позднейших формах пуговкой.

В Древней Греции женщины носили фибулы как на верхней, так и на исподней одежде, мужчины - только на верхней; обыкновенно части одежды (плащи) закреплялись на правом плече, реже на груди, женщины же употребляли фибулы нередко на обоих плечах.

В «Одиссее» (Од. XIX, 225-231) так описывается фибула:

«Божественный Одиссей был облечен в пурпурного цвета двойной шерстяной плащ; к нему была прикреплена золотая застёжка с двойными трубками; на наружной стороне застежки искусный мастер изобразил пса, который держал в передних ногах пёструю лань, упиваясь её трепетанием; и все удивлялись живости, с какой были изображены золотые фигурки - как один душил свою жертву, а другая, стараясь спастись, сопротивлялась ногами».

Иногда рукава женской туники скреплялись целым рядом застежек. Позже женщины закалывали фибулой тунику повыше колена, образуя особого фасона складку. Фибулы как пряжки употреблялись преимущественно на перевязях (портупеях) и поясах.

Бронза" href="/text/category/bronza/" rel="bookmark">бронзовыми , а иногда и серебряными, часто высокохудожественной работы, инкрустированными кораллами и эмалью.

Обычай скалывать плащ особой застежкой – фибулой – сложился в античном мире и был воспринят всеми окружающими варварами. Фибулы, а также металлические поясные пряжки и накладки так называемого «геральдического» стиля, распространившиеся в эпоху Великого переселения народов от Дуная до Урала, на Нижнюю Оку были принесены именно днепровским населением. Здесь сложился даже свой, окский, тип - крестовидная фибула.

Глава 2

Фибулы, представленные в ГИМ

Зал 7 . Восточная Европа и Азия в раннем средневековье (III– начало V Ш в.)

Зал 8 . Древнерусское государство в IX–XII вв.

Зал 9 . Древнерусский город (XI – первая половина XIII в.)

Раннесредневековые фибулы - огромная и исторически очень важная тема. Разработка ее затруднена, прежде всего, тем, что время бытования фибул – заключительный этап великого переселения народов, запутывающий и хронологию, и этническое определение отдельных народов.

Географически эта тема во всем ее объеме охватывает всю Европу - от Балтики до Ломбардии и от Северного Кавказа до Испании. В пределах Восточной Европы наиболее интересны два района: Причерноморье, где родились многие исходные типы, и лесостепное Среднее Поднепровье, "Русская земля", где появились свои вариации южных образцов.

Зал 7 посвящен завершающему этапу железного века и переходу к этапу раннего средневековья, получившего в науке название Великого переселения народов. Эти процессы охватили всю северную часть Евразийского континента – от берегов Тихого океана на востоке до побережья Атлантического океана на западе. Весь мир пришел в движение. Исчезали одни народы, другие смешивались между собой, порождая новые этносы, ставшие предками современных народов.

Зал 8 представляет памятники времен образования Древнерусского государства в IX–XII вв.

Зал 9 посвящен древнерусским городам XI – первой половины XIII в. – времени их расцвета.

Зал 7

На стене зала три карты представляют основные моменты эпохи Великого переселения народов. Первый характеризуется массированным передвижением племен германского происхождения с балтийских территорий. Среди них наиболее известны готы. В конце II века и на протяжении III столетия они расселились в бассейнах Днестра, Южного Буга, Днепра и в Северном Причерноморье. Образовалась черняховская культурно-историческая общность, расцвет которой в источниках связывается с фигурой Германариха, создавшего империю.

Следующая эпоха связана с миграцией в конце IV в. на запад из Центральной Азии полиэтнического союза племен, возглавляемого гуннами. Наивысший взлет гуннского могущества связан с именем Аттилы.

В третьей четверти I тыс. н. э. в византийских источниках появляются упоминания и описания славянских племен. Именно с этого времени часть археологических памятников можно связывать со славянами.

В витрине 1 представлены древности Поднепровья, принадлежавшие к черняховской культуре, бытовавшей на территории «империи Германариха». Справа, на верхнем планшете, можно увидеть застежки-фибулы – самую распространенную находку в погребениях этой культуры.

Большой раздел экспозиции зала (витрины 2–5) рассказывает о племенах лесной полосы Восточной Европы в I–VIII вв. Здесь представлены вещи из погребений и кладов, найденных в Москворечье, на Оке, в Пермской земле, в Приуралье. Особенно выделяется комплекс находок, происходящих из Прикамья (витрина 4): золотые и серебряные сосуды, монеты; серебряное блюдо с изображением сцены пира бога Диониса. Замечателен золотой кувшин согдийской работы; его тулово состоит из двух кованых золотых половинок, носик выполнен в виде клюва хищной птицы, а ручка украшена головой грифона. На серебряных монетах чеканено имя византийского императора Ираклия (VII в.).

Эти сокровища попали в дремучие леса Прикамья не случайно. Они являлись платой иноземных купцов местным князькам за пушнину, которая высоко ценилась на Востоке. Обилие монетных кладов в Поволжье подтверждает вывод о том, что в те времена именно Волга с притоками, Камой и Окой, была главной торговой артерией, которая соединяла восточные и западные страны.

Особое место в витринах занимают женские украшения из Поволжья и Приуралья. Это многочисленные браслеты, перстни, большие поясные и нагрудные пластины, накосники, нашивные на одежду и головной убор бляшки. Наиболее характерное для финских племен украшение – «шумящие» привески – бубенчики или геометрических форм пластиночки, напоминающие гусиные лапки, иногда на бронзовых цепочках. Часто привески крепились к поясу и выполняли функцию оберега: их бряцанье и шум при ходьбе должны были отгонять злых духов. Эти вещи принадлежали прямым предкам современных финно-угорских народов Волго-Камского региона.

В левой части витрины 10 – золотая гривна и мелкие золотые бляшки, которые нашивали на тонкую ткань одежды, стеклянная чаша с изображением пира Диониса. Эти вещи найдены в богатых погребениях знати, культура которой испытала сильное влияние античных городов-колоний Северного Причерноморья. Подобные украшения получили широкое распространение во всей Европе благодаря германцам и аланам.

Ниже можно увидеть тяжелые бронзовые фибулы, броши, подвески с цветными эмалевыми вставками. Такие украшения, получившие название «варварской эмали», обычно связываются с балтами, миграции которых прослеживаются далеко на юг и восток – в Поднепровье, в Поочье и Москворечье.

Зал 8

В 8 зале в витрине 21 можно увидеть женские украшения самой разной племенной принадлежности. Среди них «черепашьи» фибулы.

Среди скандинавских древностей, встречающихся в Восточной Европе, наиболее яркую и многочисленную группу составляют так называемые скорлупообразные или черепаховидные фибулы, получившие согласно типологической работе Яна Петерсена соответствующую индексацию: Petersen - 51. В исследованиях, посвященных русско-скандинавским связям, скорлупообразные фибулы привлекаются как бесспорные доказательства пребывания норманнов на Руси.

Большинство скорлупообразных фибул типа Р-51датируются в пределах 900-950 гг. Предложенная датировка свидетельствует о присутствии скандинавов на Руси уже на ранних этапах.

Зал 9

В 9 зале в витрине 3 представлены овальные фибулы славян Поднепровья. Витрина показывает пестрый этнический состав здешнего населения в древности. Об этом свидетельствуют многочисленные находки славянских, финских и балтских женских украшений. (5) – карельские овально-выпуклые фибулы с плетеным узором, (8) – балтские подковообразные фибулы.

В витринах 8–9 представлены древности Смоленска – крупного регионального центра XI–XIII вв.

В витрине 9 представлен комплекс бытовых предметов и украшений, происходящих с территории одной усадьбы.

Здесь же показан один из основных видов городского производства – обработка металлов . В витрине можно видеть глиняное сопло горна для отжига металлической заготовки, крицы и металлургические шлаки, разнообразную продукцию городских кузнецов – от металлических орудий до деталей костюма, а также изделия ювелиров, среди них фибула.

DIV_ADBLOCK39">

Глава 3

«Пальчатые» фибулы

«Пальчатые фибулы» появились в конце IV века в среде восточных германцев. В эпоху Великого переселения народов роскошные экземпляры, украшенные инкрустациями, треугольно-выемчатой резьбой, входят в престижный женский костюм народов гуннской державы, а ко второй половине VI в. фибулы становятся излюбленным украшением состоятельных женщин населения Восточной Европы. Округлые выступы на фибулах изначально изображали головки фантастических животных – мифологических персонажей. Позже эти изображения переосмыслялись и превратились в «пальцы».

Сложные космологические композиции на зооморфных и антропоморфных фибулах V – VII вв. из Среднего Поднепровья с их Дажьбогом, знаками земли и солнца, птицами и змеями, с неизменным ящером. Это не стихийное бессознательное творчество славянских литейщиков, а воспроизведение той картины мира, которая была истолкована и воплощена в образы многими поколениями ведунов.

Фибулы были предназначены не только для украшения, но и для охранения от рассеянных повсюду невидимых носителей зла – упырей-вампиров и вредоносных навий.

Все виды работ с металлом в древности были связаны с множеством обрядов, поверий и представлений, перераставших в мифы.

В 1906 г. В. А. Городцов нашел интересную фибулу близ хутора Блажки Зеньковского уезда Полтавской губернии.

Основа этого украшения – двупластинчатая фибула с полукруглым одним щитком и ромбовидным другим; пластины соединены дужкой. Такие фибулы широчайше распространены в Причерноморье, в Восточной Европе и прослеживаются во множестве вариантов в Западной Европе. Полукруглый щиток часто снабжался декоративными отростками (5-7), что и привело к не очень точному наименованию их пальчатыми. Блажковская фибула "родилась" из какого-то гладкого варианта без отростков. Носили эти фибулы, очевидно, двояко: вниз полукруглым щитком и вверх этим щитком, что сказывалось на направлении дальнейшего усложнения более поздних типов. Блажковская фибула была предназначена для ношения полукруглым щитком вверх.

Весьма интересную и распространенную категорию находок составляют пальчатые фибулы, имевшие полукруглые щитки с пятью-семью выступами, которые встречены в составе кладов, на нескольких пеньковских поселениях и в захоронениях. На селище Барнашевка в Винницкой области открыт производственный комплекс третьей четверти I тыс. н. э., в котором найдена литейная форма для изготовления пальчатых фибул.

https://pandia.ru/text/78/194/images/image024_14.jpg" align="left" width="101" height="198 src=">Пальчатые фибулы найдены в конце XIX в. у деревни Колосово Воронежской губернии в составе клада украшений, относящихся к древностям антов (вторая половина VI – первая половина VII в. Бронза). Среди находок – височные кольца, браслеты, фибулы, детали поясного набора (представлены в ГИМ).

Веер" href="/text/category/veer/" rel="bookmark">веерообразная драпировка.

Заключение

Теперь мы имеем наглядное представление о фибулах.

· В результате своего исследования мы доказали гипотезу, что фибула является элементом украшения и отражением статуса человека в обществе. Так же выяснили, что этот элемент одежды был необходим не только женщинам, но и мужчинам.

· Фибула – особого вида застежки, весьма распространенные в доисторические и древние периоды и служившие для скрепления одежды, а также для украшения. Это латинское слово обозначает тонкую грифельную кость лошади, которую в древности использовали для закалывания одежды.

· Как по устройству, так и по назначению фибулы имеют много общего с нашими брошками и так называемыми английскими безопасными булавками.

· Обычай скалывать плащ особой застежкой - фибулой - сложился в античном мире и был воспринят всеми окружающими варварами.

· Фибулы разнообразных форм были распространены с бронзового века до раннего средневековья. При всех изменениях формы и усовершенствованиях устройства, которым фибулы подвергались в течение различных эпох, общий их тип сохранился почти неизменным.

· Составными частями фибулы являются:

1) игла, предназначенная для скрепления одежды;

2) иглодержатель - узкий канал или желобок, в который входит конец иглы; имеет целью удерживать иглу в данном ей положении и предохранять от уколов

3) дужка, или корпус фибулы

4) пружина, соединяющая дужку с иглой.

· Каждая эпоха оставила на фибуле отпечаток своих эстетических понятий, технического совершенства и, может быть, своего культа, вследствие чего фибула имеет громадное значение для доисторической хронологии.

· Бронзовый век почти не знал фибул. Начиная с железного века, фибулы встречаются постоянно в большинстве местонахождений. Фибулы, открытые в европейских местонахождениях, делятся Оскаром Монтелиусом, шведским археологом, на три группы: венгро-скандинавскую, греческую и италийскую.

· Среди памятников Государственного Исторического музея представлены тяжелые бронзовые «пальчатые фибулы», «черепашьи» или скорлупообразные, кольцевые фибулы, карельские овальные фибулы, балтские подковообразные фибулы.

· В эпоху Великого переселения народов роскошные экземпляры, украшенные инкрустациями, треугольно-выемчатой резьбой, входят в престижный женский костюм народов гуннской державы, а ко второй половине VI в. фибулы становятся излюбленным украшением состоятельных женщин населения Восточной Европы.

· Фибулы нередко являлись образцами ювелирного искусства. Их делали из железа, бронзы, серебра. Они были литые, кованые, витые, украшались драгоценными камнями , эмалью.

· В рассматриваемую эпоху на фибулах появляется множество различных изображений оберегающего значения.

· Костюм и украшения (серьги, височные кольца, бусы, шейные гривны, колты, рясны, наручи, застежки и т. д.) с древнейших времен являются одним из самых важных источников для реконструкции этнических и социальных процессов на разных этапах исторического развития и отражением статуса человека в обществе.

· С изобретением пуговиц фибулы в большей степени исполняют роль украшений.

Используемая литература

1. От каменного века до 18 столетия. Путеводитель по залам 1-21 Государственного Исторического музея. М., 2003

2. Кареев книга древней истории. – М. Просвещение, Учебная литература, 1997.

3. Рыбаков Б. А. Древние русы. - Сов. археология. М., 1953

4. Рыбаков древних славян. М., 1981.

5. Седов в раннем средневековье. М., 1995.

6. Ханенко Приднепровья. Киев, 1901.

7. К датировке скандинавских фибул типа Petersen-51 http://www. /forum/index. php? showtopic=1578

8. Подковообразные и кольцевидные фибулы-застежки. http://kladoiskatel. /653.html

Приложение

 

Возможно, будет полезно почитать: