Что стоит за слухами о создании мгб. Генерал ФСБ оценил последствия создания «министерства госбезопасности

Как сообщают последние новости, в 2018 году Федеральную Службу Безопасности ожидают значительные изменения. По предварительной информации в ее состав планируется включить несколько дополнительных подразделений. В частности, таких как:

Изменения в ФСБ в 2018 году призваны существенным образом увеличить степень эффективности управления силовыми структурами Российской Федерации, полностью искоренить такое негативное явление как коррупция, а также вывести на качественно новый уровень оборону страны.

Необходимо отметить факт того, что подготовка к реорганизации ФСБ в следующем году была проведена успешно. По приказу президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина была создана так называемая Росгвардия, в состав которой были включены внутренние войска России, а также подавляющее большинство ОВД государства. Кроме того, был ликвидирован такой орган как Федеральная служба по осуществлению контроля за оборотом наркотических средств. Их функции со следующего года также будут осуществляться ФСБ.

Переформирование ФСБ в МГБ

Как уже говорилось выше в состав МГБ (так будет называться ФСБ со следующего года) войдут такие подразделения как СВР и ряд подразделений ФСО. То есть налицо явная аналогия с такой организацией как Комитет Государственной Безопасности Союза Советских Социалистических Республик.

Так, например, ФСО с 2018 года будет функционировать в качестве службы личной президентской безопасности. То есть под контроль ФСБ попадут спецсвязь, охрана, а также личное транспортное обслуживание абсолютно всех высших должностных лиц страны.

Какие еще перемены произойдут?

Помимо вышеперечисленных МГБ Российской Федерации будет наделено и целым рядом других важных функций, которые ФСБ ранее не выполняла. Так, например, в следующем году планируется осуществление этим органом не только функции обеспечения уголовных дел, но еще и надзора над ними.

То есть реформа ФСБ в 2018 году внесет такие изменения, что данный орган получит статус главка. Он будет вести все самые «громкие» уголовные дела, а также дела, обладающие особой важностью. В настоящее же время этим занимаются МВД, а также Следственный комитет.

Помимо этого ФСБ в 2018 году будет осуществлять координацию, а также обеспечение собственной безопасности абсолютно во всех правоохранительных, а также силовых ведомствах.

Полная замена руководящего состава

Само собой разумеется, ч то в процессе проведения этой реформы правительство Российской Федерации планирует полностью сменить весь текущий руководящий состав данного государственного органа. Вполне возможно, что такая мера вызовет ряд скандалов, которые могут иметь достаточно большой резонанс. Однако для искоренения такого негативного явления как коррупция подобного рода меры являются просто необходимыми. Без этого просто невозможно будет обеспечить безопасность.

Видео о реформе:

Жилищная субсидия для ФСБ

Все те граждане, которые будут проходить военную службу в органах МГБ Российской Федерации в следующем году могут рассчитывать на получение жилищной субсидии. Однако форма ее предоставления будет кардинальным образом отличаться от действующей. Связано это главным образом с тем, что служба в органах ФСБ (МГБ) отличается высоким уровнем опасности. Размер же жилищной субсидии для сотрудников данной государственной структуры планируется увеличить в связи с сокращением уровня коррупции в спецслужбах.

Жилищная субсидия работникам такого органа как ФСБ (МГБ) будет предоставляться в централизованном порядке. Лимиты же данной разновидности выплат в настоящее время не подлежат разглашению. По этой причине их утверждение будет происходить согласно ставкам каждого конкретного подразделения данного государственного органа.

Необходимо также отметить, что помимо непосредственно самих сотрудников ФСБ (МГБ) в качестве получателей полагающихся им жилищным субсидий в 2018 году смогут выступать члены их семей. Исходя из этого, их вдовы, а также дети могут рассчитывать на предоставление каких-либо дополнительных льгот. Конкретный же порядок их получения нужно будет уточнять в уполномоченных на то органах, то есть в региональных жилкомиссиях.

Специалисты рекомендуют подготовить основу для получения Жилищной субсидии работниками ФСБ в 2018 году, потому как необходимо будет отправлять запросы в местные отделения УКС чтобы они осуществили проверку соответствующих документов, показателей, а также включили кандидата на получение данной разновидности субсидий в список.

Правом на получение жилищной субсидии ФСБ в 2018 году будут наделены те лица, прослужившие в ней не меньше 10 и не более двадцати лет подряд, а также уволенные в запас работники данного органа, члены семей погибших или же умерших работников МГБ.
Решение о выплате данной разновидности субсидий работникам ФСБ (МГБ) в 2018 году будет приниматься жилищной комиссией. Протокол ее заседания предоставляется абсолютно всем кандидатам в течение трех рабочих дней с момента вынесения решения. Тех кандидатов, в отношении которых было принято решение об отказе в выдаче данной разновидности субсидий, жилкомиссия согласно нормам текущего законодательства извещать не обязана.

Претензию по поводу отказа при однократной подаче документов в данном случае предъявлять абсолютно бессмысленно, потому как жилищной комиссией рассматриваются исключительно те претензии, которые были предъявлены давно ожидающими сотрудниками Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации. Либо же тем из них, которые преставлены к награде.

Повышение зарплаты работникам ФСБ

По предварительной информации работникам ФСБ (МБГ) Российской Федерации в 2018 году также будет повышена заработная плата. Однако прибавка это будет совсем не существенной. Если говорить точнее, то заработная плата сотрудников данного государственного органа в 2018 году будет увеличена на коэффициент индексации, который является равным текущему уровню инфляции. То есть на 5.5%. Как бы то ни было, другого варианта увеличения заработной платы работников ФСБ (МГБ) Российской Федерации в 2018 году правительство пока еще не придумало. На обсуждении уже был вынесен вопрос, который касается проведения дополнительного индексирования. Но в связи с продолжающимся кризисом в настоящее время это сделать не представляется возможным.

То есть по большому счету, уровень заработной платы сотрудников ФСБ (МГБ) Российской Федерации останется прежним. Хотя, в связи с предстоящими выборами президента надежда на то, что ситуация еще может повернуться в лучшую сторону все таки имеется, потому как Владимир Владимирович Путин совсем не намерен покидать свой текущий пост. Тем более что он и сам является бывшим фсбшником. А, соответственно, он очень сильно заинтересован в том, чтобы его коллеги по прошлой деятельности обладали уровнем достатка выше среднего. Но пока что он не делает абсолютно никаких предвыборных обещаний.

Но все это только предположения. Что будет в 2018 году с ФСБ покажет время.

МОСКВА – Новость о возможности создания в России Министерства государственной безопасности, появившаяся 19 сентября в газете «Коммерсант» со ссылкой на неназванный источник и под заголовком «Министерство чрезвычайных полномочий», была многими в России и за ее пределами воспринята с недоверием: аббревиатура МГБ ассоциируются с самыми мрачными делами советских чекистов с 1946 по 1953 год – именно тогда Сталин соединил в одном огромном министерстве аппарат подавления собственного населения, разведку и контрразведку, розыск и следствие и даже цензуру и связь.

В статье «Коммерсанта» утверждалось, что МГБ нового образца объединит нынешние Федеральную службу безопасности (ФСБ), Федеральную службу охраны (ФСО) и Службу внешней разведки (СВР). Его следственная часть будет заниматься самыми важными уголовными делами, а в остальных правоохранительных структурах России службы собственной безопасности будут состоять из сотрудников МГБ. Реформа правоохранительной сферы в России на этом не закончится, утверждали авторы статьи в «Коммерсанте»: изменения должны были произойти в Министерстве по чрезвычайным ситуациям (расформируют с передачей функций МВД и Министерству обороны) и Следственном комитете (его подчинят прокуратуре).

Пойдет ли российская власть на создание ведомства, отражающего в названии нынешнее отношение Кремля к сталинскому стилю, и чем это ведомство будет заниматься? Свои ответы на эти вопросы в интервью Русской службе «Голоса Америки» дали российские эксперты.

Борис Володарский: всех будет контролировать нынешняя ФСО

Бывший офицер ГРУ Генштаба Советской армии, историк советских и российских спецслужб Борис Володарский уверен, что замысел создать большую структуру по вопросам государственной безопасности вполне реален, и название тоже не случайно: «Если это вот так объявлено, то, скорее всего, это на самом деле делается. А поскольку у Кремля есть явная тенденция обращаться к «добрым» старым сталинским и постсталинским временам, то понятно, что они создают министерство, которое объединит в себя все силовые структуры. Они уже создали Национальную гвардию, и теперь воссоздают министерство, которое и раньше, при Сталине, объединяло внешнюю разведку и внутреннюю безопасность».

При этом Борис Володарский предполагает, что в новом ведомстве Федеральная служба безопасности – или ее бывшие сотрудники – доминировать не будут: «ФСБ, на самом деле, играет третичную роль, в данном случае, как это и было при Сталине. Самой главной структурой была и остается Федеральная служба охраны, а в ней – Служба безопасности президента. Фактически людям из Службы безопасности президента подчиняются все остальные. Как вы помните, Виктор Золотов, который возглавил Национальную гвардию, был личным телохранителем Путина. И именно он впоследствии возглавил именно эту Службу безопасности президента. Именно с этой должности Путин направил его в МВД вначале, чтобы там контролировать все, а потом переподчинил ему фактически все силовые структуры».

Более того, по мнению историка спецслужб, сама реформа проводится для того, чтобы сбалансировать усилившееся влияние ФСБ: «Думаю, что это принимается, чтобы сократить влияние ФСБ. Практически до нуля сведено значение Главного разведуправления Генштаба армии России. Очень сильно сокращено значение и влияние СВР после того, как туда Фрадкова направили, а Лебедева убрали. И сейчас в связи с возрастанием влияния ФСБ под Бортниковым, я думаю, в Кремле возникла идея переподчинения служб, создание единого министерства, в котором все одинаково будут подчиняться главному человеку, а ФСО будет все эти службы контролировать».

Андрей Солдатов: ФСБ последнее время присущи черты советского КГБ

Эксперт по органам безопасности, главный редактор сайта «Агентура.ру» Андрей Солдатов говорит, что у нынешней ФСБ черты советского КГБ уже прослеживаются некоторое время: «ФСБ много чем занималась за последние 16 лет, но с прошлого года совершенно очевидно, что стали усиливаться две функции, два направления: охота на шпионов и адресные репрессии. Это функции КГБ, если подумать: именно на них и держалась система КГБшного контроля над советским обществом: население держим в тонусе шпиономанией, а на элиты собираем материал и по приказу реализуем. Путин меняет функционал ФСБ – приближая к тому, чем занимался КГБ. С этой точки зрения, новое название вполне логично».

Андрей Солдатов уверен, что последние громкие дела и отставки в МВД не связаны с желанием ФСБ всех под себя подмять: «Одна вещь для меня кажется очевидной в последних адресных репрессиях – они никаким образом не инициированы самими спецслужбами, спецслужбы действуют как инструмент».

Главный редактор сайта «Агентура.ру» отмечает, что у ФСБ нет сейчас того влияния, которое было в середине 2000-х: «ФСБ вдруг перестала быть «новым дворянством» – это не поставщик кадров больше, теперь кадры набирают среди ФСО и технократов».

Алексей Кондауров: делается это точно не для укрепления безопасности граждан

Генерал-майор КГБ в отставке, бывший депутат Государственной Думы Алексей Кондауров не видит в возможном создании нового МГБ ничего позитивного: «Это не забота о том, чтобы жизнь граждан была более безопасной, – это забота о цеховых преимуществах или забота о себе: власти так кажется, что если она создаст такой кулак, то жизнь будет у нее спокойней».

Причин создания МГБ Алексей Кондауров видит несколько: «Это может быть связано с тем, что сейчас ФСБ предоставляют все больше и больше полномочий. Вот арестовали этих генералов из Следственного комитета России, а генералы заявляют ФСБшникам: «Вы не можете нами заниматься, потому что это не ваша подследственность», и пытаются обжаловать эти действия. Судя по тому, какими правами сейчас будут наделять это новое министерство, если его создадут, таких проблем уже частных возникать не будет. Это может происходить еще и потому, что бюджет скукоживается, денег меньше, а аппетиты не уменьшаются, и всяких параллельных структур полно: допустим, разведку с ФСБ развели, а потом начали в ФСБ городить разведывательные какие-то структуры, которые занимаются параллельной работой».

«Желание внести некоторую ясность в функционал тоже присутствует. После того, как комитет разогнали, условно говоря, разделили на ведомства, концентрация потихонечку в сторону ФСБ возвращается. Вернули правительственную связь, вернули пограничников, могут вернуть и ФСО, которая была 9-м управлением КГБ», предполагает ветеран спецслужб.

Андрей Колесников: создание супер-министерства – проявление страха перед будущим

Эксперт Московского центра Карнеги Андрей Колесников , как и другие специалисты, опрошенные Русской службой «Голоса Америки» в этом материале, вполне допускает, что новое ведомство будет создано: «Если была утечка, получается, что разговоры об этом как минимум идут. Значит, кто-то наверху считает, что следует оптимизировать деятельность всех секретных служб. И в техническом смысле их объединить, чтобы у них была единая вертикаль, и в финансовом смысле, может быть, даже сэкономить на разрозненном финансировании за счет финансирования единого».

Андрей Колесников видит в желании сделать мощную структуру госбезопасности проявление страха перед будущим: «Это отражение страха силовой элиты перед тем, что может случиться со страной в ближайшие годы. Причем страхи эти разного свойства – и внешнеполитические, и внутриполитические, и страх перед своим народом, и страх экономический по поводу того, что, возможно, кризис затянется, а это в свою очередь может вызвать некоторую социальную турбулентность, а эту турбулентность нужно как-то гасить».

Политолог недоумевает по поводу уверенности сотрудников спецслужб в том, что они созданы для управления людьми: «Здесь есть еще такой аспект «миссии» – эти люди, как будто вышедшие из романов Пелевина, считают, что именно они должны управлять страной, что у них получится лучше. Мне кажется, и Путин, и его ближний круг, нынешний и будущий, примерно так о себе и думают. В этом смысле, конечно, создание такого супер-министерства могло бы показать, где будет сосредоточена вторая часть власти, – помимо того, что она сосредоточена в самом Путине. Эта власть каким-то совершенно необъяснимым образом все время хочет все контролировать, начиная от Интернета и заканчивая финансовой жизнью россиян, частной жизнью россиян. Наверное, это логика саморазвития авторитарного режима».

В России может появиться новое министерство, которое будет заниматься вопросами государственной безопасности. Создание МГБ РФ – Министерства государственной безопасности Российской Федерации – планируется провести до 2018 года. Между тем, как отмечают эксперты, появление МГБ не станет неожиданностью для спецслужб, которые меняли свои ведомства и непосредственное руководство неоднократно на протяжении истории. Как в России может появиться новое "суперведомство" по вопросам госбезопасности, которое станет аналогом легендарного КГБ – в материале .

До выборов президента РФ в 2018 году в России планируется провести реформу правоохранительных и силовых структур. Масштабные изменения направлены на уничтожение коррупции, а также улучшение работы силовиков и правоохранителей, сообщает "Коммерсантъ" со ссылкой на собственные источники.

По данным источников, работу над реформой начали после упразднения двух структур - ФСКН и ФМС и последующего создания Нацгвардии. Согласно данным "Коммерсанта", в России планируется создать Министерство государственной безопасности на основе ныне действующей Федеральной службы безопасности. Кроме того, в новую структуру МГБ войдут Федеральная служба охраны и Служба внешней разведки РФ. Реформа также предполагает ликвидацию Министерства чрезвычайных ситуаций. Функции МЧС поделят между собой оборонное ведомство и МВД. Следственный комитет вновь вернется в ведение Генеральной прокуратуры, из которого он был выведен в 2011 году.

Министерство госбезопасности будет заниматься самыми важными и громкими делами, держать на контроле проведения расследований Министерства внутренних дел. МГБ также будет отвечать за безопасность силовых и правоохранительных ведомств.

Эксперты отмечают, что проект создания МГБ выглядит как вполне реалистичный сценарий укрупнения главной структуры государственной безопасности. Как отмечает главный редактор информационно-аналитического центра "Кассад" Борис Рожин , присоединение новых служб и функций к ФСБ превратит ведомство в аналогичные "супер-ведомства" СССР – Народный комиссариат внутренних дел (НКВД), советский МГБ и Комитет государственной безопасности (КГБ).

"Разумеется, все еще могут неоднократно переиграть и реформа может выглядеть несколько по другому, но в том, что роль силовых структур будет усиливаться и будет происходить концентрация функций в руках одних служб за счет других, в этом особых сомнений нет", - уверен Борис Рожин.

Между тем, как отмечает в беседе с писатель, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, полковник милиции в отставке Данил Корецкий , такие преобразования для службы, ведущей вопросы государственной безопасности – далеко не новость, и вряд ли будут проведены в ближайшее время.

"Это было неоднократно в 30-е годы, когда многократно объединяли и разъединяли министерства – тогда народные комиссариаты. В состав НКВД входило Главное управление госбезопасности и Главное управление милиции, - напомнил Данил Корецкий. - Потом похожую систему использовали в 90-е при создании Министерства безопасности и внутренних дел (МБВД) Российской Федерации – оно просуществовало несколько недель. В целом, я не думаю, что такая схема вновь будет использована – потому что такое уже делали неоднократно и от этой практики ушли".

В В России создается МГБ (Министерство государственной безопасности)

Масштабная реформа силовых и правоохранительных структур, предусматривающая создание на основе ФСБ Министерства госбезопасности, готовится в России. Об этом пишет в понедельник, 19 сентября, «Коммерсантъ» со ссылкой на информированные источники.

В новую структуру, помимо ФСБ, предлагается включить Федеральную службу охраны и Службу внешней разведки. Следственный комитет, согласно замыслу, может быть возвращен в состав Генпрокуратуры с понижением статуса его главных управлений, а функции МЧС предполагается распределить между Минобороны, к которому планируется присоединить войска гражданской обороны, и МВД, к которому может отойти Госпожнадзор.

Следственное управление Министерства госбезопасности, по информации издания, сможет заниматься наиболее резонансными делами, а также осуществлять процессуальный надзор над расследованиями, инициированными по материалам ведомства. Кроме того, МГБ будет обеспечивать собственную безопасность во всех правоохранительных и силовых структурах.

Как ожидается, реформа будет завершена к выборам президента России в 2018 году. К этому времени, по словам источников, будут заменены все главы силовых и правоохранительных ведомств, в том числе, руководитель Следственного комитета Александр Бастрыкин. Последнему, по сведениям газеты, уже дали понять, что «в новой структуре он может рассчитывать лишь на почетную, но лишенную управленческих полномочий должность».

Вскрикнул во сне Навальный, заметался по мокрой подушке Захарченко, сполз с кровати Касьянов, испуганно пукнул Яшин.

С удовольствием создаю новый тег.

+ СМИ: Из ФСБ, ФСО и СВР будет создано Министерство безопасности

До президентских выборов 2018 года планируется провести масштабную реформу силовых и правоохранительных ведомств с целью повышения эффективности управления и искоренения коррупции; речь идет о фактическом возвращении ФСБ функций Комитета госбезопасности СССР, сообщили источники.

По данным источников «Коммерсанта», подготовка к новой реформе началась вскоре после того, как указами президента были ликвидированы ФМС и ФСКН, функции которых получило МВД, а на основе внутренних войск и ряда подразделений органов внутренних дел создана Росгвардия.

«Если раньше мы (оперативники ФСБ) осуществляли лишь сопровождение расследований, то теперь перед нами поставлена задача контролировать их ход с момента возбуждения уголовных дел до их передачи в суд»


«Если раньше мы (оперативники ФСБ) осуществляли лишь сопровождение расследований, то теперь перед нами поставлена задача контролировать их ход с момента возбуждения уголовных дел до их передачи в суд» Теперь речь идет о фактическом возвращении ФСБ функций Комитета госбезопасности СССР.
Предполагается, что новая структура получит статус Министерства госбезопасности (МГБ). При этом в его состав войдут Служба внешней разведки (СВР) и большинство подразделений Федеральной службы охраны (ФСО). Нынешняя ФСО сохранится в виде Службы безопасности президента России, которой, помимо охраны, будут подконтрольны спецсвязь и транспортное обслуживание высших должностных лиц.

Помимо структурных изменений новое министерство получит и новые функции. Например, предполагается, что сотрудники МГБ будут не просто сопровождать и обеспечивать расследования уголовных дел, возбужденных по их материалам СК и МВД, а осуществлять процессуальный надзор за ними.

Как отмечает издание, выполнявшее эти функции главное управление процессуального контроля СК уже фактически ликвидировано. Более того, МГБ будет заниматься обеспечением собственной безопасности во всех правоохранительных и силовых структурах.

Следственное же управление МГБ, которое получит статус главка, сможет принимать в свое производство наиболее резонансные и имеющие государственное значение уголовные дела, подследственность которых в данный момент закреплена в УПК за СК и МВД.

Говорят, что новая схема расследования уже обкатывается. Например, именно ФСБ возбудила уголовное дело об организации преступного сообщества в отношении вора в законе Захария Калашова (Шакро Молодой) и его соратников, хотя соответствующая ст. 210 УК РФ не относится к ее подследственности. При этом с эпизодами предполагаемых преступлений, совершенных ОПС, разбираются другие ведомства.

ГСУ ГУ МВД по Москве расследует два факта вымогательства, обвиняемыми по которым проходят участники ОПГ Шакро, а СК разбирается в перестрелке, устроенной теми же фигурантами в ходе разборки на Рочдельской улице Москвы, и халатности не вмешавшихся в нее полицейских.

Сама же ФСБ, ведущая уголовное преследование высокопоставленных сотрудников СК, предположительно получавших взятки от Шакро, при этом фактически осуществляет процессуальный контроль за всеми расследованиями в целом.

«Если раньше мы (оперативники ФСБ) осуществляли лишь сопровождение расследований, то теперь перед нами поставлена задача контролировать их ход с момента возбуждения уголовных дел до их передачи в суд», – сообщил информированный источник в ФСБ, подчеркнувший, что речь идет о громких делах, в том числе коррупционной направленности. По его словам, сотрудники ФСБ будут также проверять, насколько эффективно и в полном ли объеме использовал следователь предоставленную ему спецслужбой информацию. Однако в какой форме будет осуществляться подобный контроль, еще до конца не ясно.

Как отмечает издание, в ходе реформы серьезные изменения могут произойти в Следственном комитете России. СК снова может стать структурой при прокуратуре России, из которой он был выделен в 2011 году. Соответственно, будет понижен и статус его главных управлений.

Например, главное военное следственное управление предполагается сделать обычным управлением. Кстати, с 1 января 2017 года в управление Генпрокуратуры превратится Главная военная прокуратура России. Соответствующий закон был принят еще в 2014 году в связи с тем, что военное следствие и надзор за ним перестанут финансироваться из бюджетов Минобороны, МВД и ФСБ.

В свою очередь, Минобороны может быть усилено за счет включения в его состав войск гражданской обороны, а также спасательных, пожарных и других служб МЧС. В МВД же из расформированного министерства отойдет Госпожнадзор, который и ранее находился в его структуре.

Предполагается, что реформирование силовых и правоохранительных ведомств будет завершено к выборам президента России, которые должны состояться в 2018 году. Однако для этого необходимо еще подготовить соответствующие законопроекты и принять их новым парламентом, а самое главное, найти средства на это. Ведь по самым скромным подсчетам, только на выплаты компенсаций сотрудникам реформируемых ведомств, которые не захотят служить в новых структурах, потребуются десятки миллиардов рублей, отмечает издание.

Также, по данным источников издания, в процессе предполагаемой реформы планируется сменить текущих руководителей служб и ведомств. Одним из них называют создателя СК Александра Бастрыкина, которому уже якобы «дали понять, что в новой структуре он может рассчитывать лишь на почетную, но лишенную управленческих полномочий должность».

Сразу в нескольких ведомствах изданию неофициально подтвердили, что вопрос об упразднении спасательного ведомства с передачей его функций другим министерствам действительно рассматривается.

В частности, по словам источников, речь может идти о передаче «пожарной» составляющей МЧС в ведение МВД, а спасательных и чрезвычайных подразделений – Минобороны.

Отметим, что в составе военного ведомства в августе 2014 года был сформирован 100-й отдельный полк материального обеспечения (расположен в подмосковном Алабино). Основной функцией формирования, подчиненного замминистра обороны Дмитрию Булгакову, является эвакуация населения, разбор завалов, работа в районах затопления или пожаров и усиление группировок войск в любой точке России. Как отмечает издание, участие в ликвидации последствий ЧС записано и в положении о Росгвардии.

Напомним, в начале апреля президент Владимир Путин ликвидировал Госнаркоконтроль и миграционную службу в качестве самостоятельных федеральных ведомств, передав их в ведение МВД России.

Кроме того, 5 апреля Путин объявил о создании Росгвардии на базе внутренних войск МВД. Структура будет заниматься борьбой с терроризмом, организованной преступностью.

Помимо этого, 15 сентября официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин прокомментировал якобы скорую отставку председателя СК Александра Бастрыкина.

Напомним также, 19 июля Лефортовский суд Москвы арестовал замглавы ГСУ СК по Москве Дениса Никандрова, замначальника управления собственной безопасности Следственного комитета России Александра Ламонова, а также главу управления службы собственной безопасности СК Михаила Максименко по делу о взятках. Позднее суд продлил срок ареста Никандрова до 19 декабря.

Высокопоставленные сотрудники СК были задержаны из-за возможной причастности к делу Шакро Молодого: якобы за крупную взятку следователи обещали «решить вопрос» с делом против вора в законе.

Также источник в правоохранительных органах сообщал, что сотрудники трех отделов ГСУ московской полиции получили уведомления об увольнении.

Между тем официальный представитель ведомства Владимир Маркин подтвердил, что в Следственном комитете России проводится реорганизация.

Ранее СМИ сообщали, что в Следственном комитете под руководством председателя ведомства Александра Бастрыкина проходят масштабные реформы, в ходе которых статус ряда главных управлений СК был понижен до управлений, а некоторые из управлений стали отделами.

Концепция «русского ФБР», разработанная главой СК Александром Бастрыкиным «под себя», вполне может быть реализована под крышей ФСБ

Уже 17 лет Россией руководят выходцы из КГБ СССР. Они везде: в политике, в бизнесе, в общественном секторе. Они возглавляют службы экономической безопасности в большинстве банков и руководят важнейшими управлениями в силовых ведомствах. В регионах молодые выходцы из госбезопасности становятся министрами и главами различных агентств. Как правило, это те, кто в начале 2000-х осознанно выбрал построение карьеры через ФСБ. Очень часто это дети бывших советских чекистов.

Сегодня ФСБ, как пылесос, собирает в режиме нон-стоп всю информацию, какую только можно, запускает самые разные процессы (как общественно-политические, так и уголовные) и управляет ими. Юристам в работе часто попадаются вежливые письма начальников региональных управлений ФСБ местному прокурору или начальнику полиции с просьбой на кого-то обратить внимание. Заканчиваются такие просьбы, как правило, административными и уголовными делами, исками с гарантированным результатом.

Чекисты давно уверовали в собственную избранность. Но что же происходит сейчас? Что означает по созданию в России Министерства государственной безопасности?

ФСБ выходит из тени

Сначала органы безопасности тщательно скрывали свою причастность к тем или иным событиям. Затем перестали стесняться, хотя и продолжали действовать чужими руками: полицейский центр «Э» и Следственный комитет России работали против оппозиционеров, экономические подразделения полиции — против бизнесов, прокуратура и Минюст — против неправительственных организаций, ФСИН — против уже осужденных активистов.

Потом все чаще ФСБ стала мелькать в кадрах оперативной съемки, наряду с другими игроками — СКР и МВД. Известна показательная история, произошедшая с нынешним замглавы Следственного комитета России Игорем Красновым. В 2009 году он возглавлял расследование убийства адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Спустя десять месяцев после убийства оно было раскрыто благодаря длительной прослушке на квартире пережидавших активный период следствия неонацистов. Краснов вместо того, чтобы бежать докладывать Александру Бастрыкину об успехе, занялся фиксацией полученных доказательств. В результате ФСБ, обеспечивавшая оперативное сопровождение, его опередила, и Путину о раскрытии резонансного убийства доложил Александр Бортников. Краснова за тот эпизод тогда чуть не уволили.

В последние год-полтора сотрудники ФСБ стали обязательными участниками длинной череды оперативных съемок задержания высокопоставленных чиновников. Фигурантами уголовных дел становятся губернаторы, руководители федеральных ведомств и их заместители, крупные бизнесмены с обширными связями в чиновничьей среде. Заведомо неприкосновенные в прошлом «сословия» стали на глазах публики утрачивать иммунитет от посадок. Пиком, безусловно, стали аресты генералов СКР и полковника полиции Захарченко. Вся борьба с коррупцией теперь прочно ассоциируется исключительно с ФСБ. В том числе потому, что она сама ни в одном сравнимом по масштабам скандале не замечена.

Однако собрать компромат и красиво его реализовать путем задержания с поличным недостаточно. Нужно процессуально грамотно оформить уголовное дело, нужно убедительно (особенно по громким делам) поддержать обвинение в суде, нужно, в конце концов, проследить за обвинительным приговором. И если с последней частью «контора» довольно успешно справляется, то остальному все последние годы препятствовало сопротивление следствия, до сих пор активно игравшего роль самостоятельного игрока.

Разгром конкурентов

Именно за противодействие расследованию дела Шакро Молодого арестовали генералов СКР. Именно за содействие фигурантам коррупционных дел губернатора Коми Вячеслава Гайзера задержали полковника Захарченко. Обе истории — провалившиеся попытки сопротивления внезапно заявившей о своей монополии на уголовный процесс в России ФСБ.

Владимир Маркин незадолго до своего громкого увольнения успел заявить о слабости уровня следствия в ФСБ и безусловных преимуществах СКР в сфере расследования коррупционных преступлений. Эта попытка апеллировать к былой монополии СКР на расследования преступлений была адресована, безусловно, президенту. Но это был и вызов в адрес ФСБ, которая с этого года стала активно подминать под себя следственную функцию.

Появились сообщения, что ФСБ огромное количество телефонов крупных чиновников и бизнесменов без каких-либо судебных решений. И не из-за того, что суды могут отказать, а чтобы не было никаких утечек.

Непосредственно перед масштабной дискредитацией МВД и СКР с поляны силовиков были удалены два игрока — Госнаркоконтроль (ФСКН) и Федеральная миграционная служба. Виктор Иванов уже год к тому времени был «хромой уткой»: решение о ликвидации ФСКН было принято еще в начале 2015 года, но он вымолил отсрочку его исполнения, первым распространив информацию о ликвидации ведомства и катастрофичности этого решения.

Тут надо вспомнить 2007 год и столкновение ФСБ, которую тогда возглавлял Николай Патрушев, с ФСКН во главе с Виктором Черкесовым. Тогда Госнаркоконтроль почувствовал себя достаточно влиятельным, чтобы выступить против ФСБ. О том, что он проиграл, стало понятно в момент выхода знаменитой статьи Черкесова про «чекистский крюк». Все последующие годы нарковедомство постепенно ослабляло свое влияние, но все же по закону оставалось одной из трех госструктур, которые могут осуществлять оперативно-разыскную деятельность, организовывать прослушку, слежку и применять другие способы негласного сбора информации.

После ликвидации ФСКН и ФМС к лету 2016 года была создана Национальная гвардия, оттянувшая на себя полмиллиона сотрудников полиции и значительную часть бюджета МВД. Росгвардии в ближайшие годы явно предстоит решать важные политические задачи. Кроме того, она забрала у МВД главный источник внебюджетного финансирования — вневедомственную охрану. По сути, полицию лишили любых «левых» неконтролируемых доходов, тем самым резко снизив ее самостоятельность и повысив контроль.

Таким образом, к лету 2016 года поляна игроков была зачищена и были созданы условия для атаки на главных оппонентов монополизации уголовного процесса в руках ФСБ — МВД в части оперативно-разыскной деятельности и СКР в части следственной.

Предпосылки «силовой» реформы

На сегодняшний день картина такова:

1. ФСБ открыто претендует на монопольное право осуществлять оперативную и следственную работу как минимум по категориям политически значимых уголовных дел. Вряд ли ей интересно тянуть уголовные дела о кражах, хранении наркотиков и бытовых убийствах.

2. Денег в бюджете все меньше, что требует экономии и повышения эффективности, а значит — сокращения штатов и устранения дублирования государственных функций.

3. Страна вошла в избирательный цикл, Кремль довольно легко решил тактическую задачу поддержания контроля за парламентом. Теперь предстоит предотвратить риски турбулентности в преддверии выборов президента. И речь вовсе не о возможной публичной конкуренции, а, конечно, о подковерной борьбе за близость к будущему главе государства. Будь то Владимир Путин или кто-то из преемников.

4. С 2012 года, когда либерализм Медведева сменился консерватизмом Путина, конфигурация игроков существенно сменилась, сформировались новые группы интересов и центры влияния, потерпели поражение в кулуарных боях другие. Возникла потребность законодательной фиксации и организационного оформления нового баланса сил.

Новый порядок

Все эти предпосылки уверенно приводят к необходимости системных организационных преобразований в правоохранительной сфере. Не стоит обманываться «страшным» названием «МГБ», вполне возможно, речь идет о более глубокой и продуманной реформе. А утечка информации могла быть организована не столько ее сторонниками, сколько, наоборот, противниками.

Например, буквально на прошлой неделе МВД представило законопроект о создании муниципальной милиции. Передача груза 90% дознания и следствия по разным незначимым уголовным делам на местный уровень с возложением одновременно и нагрузки на муниципальные и региональные бюджеты вполне отвечает всем перечисленным выше предпосылкам.

Вполне оформленная Александром Бастрыкиным «под себя» концепция русского ФБР вполне может быть реализована либо под крышей ФСБ, либо путем создания нового ведомства с оперативными и следственными полномочиями по наиболее значимым категориям преступлений против федеральной власти. То есть вырисовывается классическая дуалистическая американская система: федеральное силовое ведомство, наделенное слитыми оперативно-следственными полномочиями по делам национального уровня, плюс местная муниципальная полиция, работающая по львиной доле преступлений местного значения.

В дополнение к этому можно ожидать слияния Генпрокуратуры и Министерства юстиции по тому же американскому образцу с упразднением последнего (прокуратуру упразднить сложнее, она в Конституции упомянута). Также можно ожидать возвращения спасателей и пожарных в лоно Министерства обороны. ФСИН все равно останется полусамостоятельной структурой, возможно, в рамках объединенной прокуратуры и Минюста (отделения тюремного ведомства от следственных требует членство России в Совете Европы).

В итоге вся силовая картина получится и дешевле, и сердитее. Экономия на сокращении штатов, упразднении дублирующих функций вполне покроет расходы на саму реформу. Самое интересное, что она может реально стать значительно более эффективной. В условиях, когда власть в стране прочно принадлежит одному конкретному сословию, говорить уже приходится не о коррупции, а о некоем общем порядке вещей. Коррупция теперь — воровство у этого сословия, которому по умолчанию принадлежит все.

 

Возможно, будет полезно почитать: