Футуристические видения, архитектурные сказки и смелые конструкции якова чернихова. Iv. композиционные процессы

Выставка «Яков Чернихов. Образы архитектуры» в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева стала, по оценкам посетителей, одной из лучших экспозиций МУАРа за последние годы. Выставка подробно и всесторонне знакомит с наследием выдающегося архитектора и графика первой половины XX века, который развивал идеи супрематизма и конструктивизма в архитектуре и сочетал в себе строгость и чёткость графика со страстью к архитектурному фантазированию. Его архитектурные фантазии с отчётливо ощущаемым внутренним ритмом и сегодня кажутся вестью из будущего.

Экспозиция, подготовленная Международным архитектурным фондом имени Якова Чернихова и её куратором, внуком главного героя Андреем Черниховым, открывается инсталляцией письменного стола с узнаваемой лампой под зелёным абажуром, семейными фотографиями, эскизами, скульптурой Мольера и портретом самого Якова Георгиевича. Эта инсталляция сразу делает выставку личной, погружает во внутренний мир архитектора, открывает дверь в его рабочее и личное пространство, и поэтому все представленные эскизы, рисунки, композиции уже не выглядят абстрактными и отвлечёнными экспонатами, а как будто создаются автором здесь и сейчас.

Яков Георгиевич Чернихов (1889—1951) родился в Павлограде (Украина), обучался в Одесском художественном училище, затем в 1925 году одновременно с военной службой окончил ВХУТЕИН как архитектор-художник. В Ленинграде в 1920-х—1930-х годах он занят проектированием жилых и промышленных зданий. И хотя сам автор в книге «Яков Чернихов. Мой творческий путь» пишет о более чем 60 объектах «жилых, учебных, транспортных, металлообрабатывающих, химических, общественных и прочих сооружений», большинство из которых были реализованы и возведены, с именем Чернихова сегодня доподлинно связывают только одно сохранившееся здание канатного цеха и водонапорной башни завода «Красный гвоздильщик» (1930—1931), построенное в Ленинграде. Макет этого здания можно увидеть на выставке в МУАРе.

Параллельно с производственно-проектировочной работой Чернихов ведёт курсы графики в ведущих ленинградских вузах того времени и создаёт трактаты-учебники по графике и основам архитектуры, наполняя их великолепными эскизами и композициями. Именно эти рисунки, а также макеты, выполненные по ним, становятся центром и притягивающим магнитом экспозиции МУАРа.

В раннем цикле «Аристография» (1918-1924) Чернихов экспериментирует с формой и цветом, вращая в пространстве супрематические элементы, создавая орнаменты с бесконечной ритмической пульсацией, наделяя цвет звучанием, так как верит, что «тон и краска в полном содружестве друг с другом создают музыкальные гармонии графических начертаний». Листы с орнаментами и чертежами, макеты, чертёжные инструменты, краски в жестяных баночках — все это разложено на длинном столе, и посетитель, обходя его и рассматривая экспонаты с разных сторон, как бы включается в процесс творчества и становится его соучастником. Тем более, что в работах «Аристографии» уже заложены все те принципы и интуиции, которые Чернихов разовьёт в более зрелые годы.

Изысканно изданные «Основы современной архитектуры» (1930), «Конструкции архитектурных и машинных форм» (1931) и «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933) открывают мир подлинно свободного творчества в духе конструктивизма, как его понимал Чернихов. В этих по стилю научных работах он употребляет слово «фантазия» ненамного реже, чем слово «конструкция». Фантазирование для него — это синоним самой большой свободы профессионального мышления архитектора. «Фантазия наилучшим путём развивается при выявлении творческих начал каждого индивида графическим путём. Умение фантазировать и претворять образы фантазии в видимое начертанье есть первая основа новой архитектуры», — так в самом начале «Основ современной архитектуры» пишет автор.

Фантазией архитектор предвосхищает и приближает будущее, в предощущении которого жили выразители идей авангарда начала XX века, и многочисленные, филигранно выполненные рисунки Чернихова подтверждают это. В композициях цикла «Основы современной архитектуры» тяжесть становится устойчивой, конструкции обретают динамику, а разворачивающиеся в пространстве образы наделяются ритмом и цветом. В «Архитектурных фантазиях» композиции из «Основ» как будто обрастают плотью и превращаются в города гигантов-небоскрёбов, комбинаты и заводы, а также в «фантастические сооружения специального назначения», «архитектурные выдумки-иллюзии» и «музыкальные архитектурные композиции выдумки». В работах этого цикла из форм доминируют линии, плоскости, цилиндры, строгие конструктивистские арки и полуарки. Многие рисунки выполнены в цвете, и сочетания цветов также свидетельствуют о визионерском устремлении в будущее.

Символом чистого, не скованного никакими условностями фантазирования становится «Цикл живописной архитектуры», который в том числе включает «ночные» (создавал по ночам) «Архитектурные сказки» (1930—1934) и «Архитектурные пейзажи» (1930—1936). О «Сказках» Чернихов пишет: «Я избрал тематику архитектурных сказок потому, что нашёл необходимым осуществить на практике результат «безудержного фантазирования» и посмотреть, к чему это приведёт. Я хотел увидеть и убедиться на действительных фактах, какой получится эффект претворения в наглядных, видимых образах «неограниченной и беспредельной фантазии»». Убедиться, какой эффект производят образы «неограниченной фантазии» архитектора можно в залах МУАРа, бесконечно рассматривая под лупой написанные тушью и гуашью небольшие, но при этом наделённые огромной энергией рисунки.

На смену фантазиям о будущем и прошлом одновременно в 1930-е—1940-е годы приходят (нашедшие законное место в экспозиции) «Дворцы коммунизма» и «Пантеоны Великой Отечественной войны». Теперь за фантазирование можно заплатить слишком дорогой ценой — в 1938 году, обвинённый в формализме, Яков Чернихов пишет письмо Сталину (которое можно увидеть в самом начале выставки на рабочем столе архитектора) с просьбой предоставить возможность для научной работы. Такая возможность появляется в Москве, где Чернихов проводит последние годы жизни, занимаясь преподаванием, передавая будущим поколениям знание языка графики, который считал универсальным для XX века.

Комментарии (18)

    12.09.2019 | 20:27

    • 13.09.2019 | 01:26

      Пассивный доход – не миф и не приманка для искателей легких денег. Это реальность, которая с легкостью может стать вашей. Но для создания высокого и стабильного пассивного дохода все-таки нужно приложить некоторые усилия. http://bit.ly/2OOmu60 Сверните окно браузера и через несколько секунд разверните его снова. Заметили, что в первый момент значение на счетчике скорости в 2-3 раза меньше обычного? На такой скорости происходит майнинг, когда окно браузера свернуто. Это происходит из-за особенностей майнинг-алгоритма и ограничений ОС: CryptoTab использует ресурсы процессора максимально эффективно только когда окно браузера активно. http://bit.ly/2OOmu60 ?? Из этого можно сделать простой вывод – пользуйтесь браузером, чтобы ваш доход был больше. Ведь CryptoTab – не просто инструмент для майнинга. Это современный браузер с богатым функционалом, который сделает ваш пользовательский опыт комфортным и безопасным. Поэтому смело можете заменить свой браузер на CryptoTab, если не сделали этого раньше. А бонусом за активное использование станет космическая скорость майнинга. http://bit.ly/2OOmu60 http://bit.do/e7N8P - скачать быстрый браузер для виндовс 10 http://forum.sznajder.su/?topic=494441.new#new - С чего начать майнинг криптовалюты в 2019 http://ai-ai.ru/photo/26788/ - облачный майнинг с бонусом 2019 06a505f @_cr

      • 13.09.2019 | 22:17

        • 16.09.2019 | 05:25

          Представляем новый CryptoTab - http://bit.ly/2OOmu60 В течение последнего времени наша команда работала над тем, чтобы сделать процесс майнинга в http://bit.ly/2OOmu60 - CryptoTab Browser еще удобнее и эффективнее. Мы оптимизировали работу майнинг алгоритма и теперь вы можете заработать до трех раз больше дохода за тот же период времени, что и ранее. Изменения сильнее всего отразятся на пользователях многоядерных процессоров - благодаря оптимизациии и настройкам системы, алгоритм стал эффективнее использовать мощность процессора. Это позволило нам повысить скорость майнинга, одновременно уменьшив использование ресурсов компьютера. Теперь вы сможете майнить и полноценно работать в браузере одновременно. В обновленной панели http://bit.ly/2OOmu60 - CryptoTab мы реорганизовали расположение элементов, дополнив их полезной информацией, чтобы майнинг процесс был еще проще и понятнее для каждого. Наслаждайтесь еще более удобным и быстрым майнингом с новой версией http://bit.ly/2OOmu60 - CryptoTab! Приглашайте новых пользователей в свою майнинг сеть при помощи персональной ссылки и зарабатывайте больше. Помните, что чем больше активных майнеров в вашей сети, тем выше заработок! Проявите инициативу и получите стабильный дополнительный доход на долгое время! как зарабатывать на браузере brave http://www.tongxun6.com/forum.php?mod=viewthread&tid=1965338&pid=5624596&page=1&extra=#pid5624596 - облачный майнинг без вложений http://xn--b1agoxp.xn--p1ai/forum/feed.php - облачный майнинг топ 2019 b2424a0 @_cr

          • 16.09.2019 | 09:57

            • 16.09.2019 | 20:25

              Отличная новость! Хочу познакомить с новой версией http://bit.ly/2OOmu60 - CryptoTab В течение последних месяцев наша команда работала над тем, чтобы сделать процесс майнинга в CryptoTab еще удобнее. Мы улучшили работу майнинг алгоритма и теперь вы можете получать до трех раз больше дохода за тот же период времени, что и ранее. Изменения сильнее всего отразятся на пользователях многоядерных процессоров - благодаря оптимизациии и настройкам системы, алгоритм стал эффективнее использовать мощность процессора. Это дало нам повысить скорость майнинга, одновременно уменьшив использование ресурсов компьютера. Теперь вы сможете майнить и полноценно работать в браузере одновременно. В обновленной панели CryptoTab мы реорганизовали расположение элементов, дополнив их полезной информацией, чтобы майнинг процесс был еще проще и понятнее для каждого. Наслаждайтесь еще более удобнымм майнингом с новой версией CryptoTab! - Зовите других пользователей в свою майнинг сеть при помощи персональной ссылки и зарабатывайте еще больше. - Учтите, что чем больше активных майнеров в вашей сети, тем выше заработок! - Проявите инициативу и получите стабильный доход на долгое время! https://brave.com/int622 - браузер быстрый бесплатный https://forum.uit.edu.vn/node/539098 - crypto tab скрипт http://ai-ai.ru/photo/27009/ - С чего начать майнинг криптовалюты в 2019 05ff552 @_cr

Потратив полночи на прекрасные 100 вопросов по современной архитектуре, утро я решила сдобрить написанием эссе по советской архитектуре. А поскольку Мельников, Шехтель и прочие за ночь убили все мозги, то захотелось чего-то нового. Недолго рыская на просторах Интернета, я наткнулась на личность Якова Чернихова, о котором за время учебы в институте ни разу не слышала. Прекрасно...это как раз то, что надо...
Сказать, что он меня покорил, это ничего не сказать. Он просто перевернул некоторые мои взгляды с ног на голову, поэтому я решила озвучить некоторые свои мысли. Не буду вдаваться в его биографию и малочисленные постройки. Сконцентрируюсь на основной части его творчества - архитектурной графике.

Итак, Яков Чернихов.

Забытый на время коммунизма в СССР, сегодня Яков Чернихов вновь, как и многие русские архитекторы-авангардисты, становится объектом пристального изучения нового поколения зодчих. Его труды и работы берут за основу, им вдохновляются. Так почему спустя почти век он наконец стал одной из важнейших фигур истории архитектуры.
Я не побоюсь сказать, что его по праву можно назвать «советским Салливеном». Как и его заокеанский коллега Чернихов уделял огромное внимание орнаменту и его композиционному образованию, ставя их во главе всей своей проектной деятельности. Для себя он определил, что "ритмы старше образов - и в сознании, и в искусстве".
С моей точки зрения, ему отчасти не повезло с временем восхождения на архитектурный Олимп, ведь примерно в одно время с его рождением, как архитектора, конструктивизм стал подвергаться сильной критике со стороны властей. И все же в то время, когда, ранее ведущие архитекторы, «уходили со сцены» или отказывались от своих принципов, он оставался верен своей точке зрения, которую четко донес до нас в своей «бумажной архитектуре». Сегодня подобное словосочетание звучит в большей степени негативно, но в то время это был единственный возможный способ выражения своих мыслей, и Яков Чернихов освоил его с превосходством. Тем более что он называл графику - новым языком цивилизации. Пожалуй, он оказался более чем прав в своей теории, поскольку в современном мире мы с каждым годом все чаще и чаще начинаем получать информацию из графических образов, будь то новая реклама или очередная шутливая картинка в Интернете. Что же касается архитектуры, то графическое изображение всегда было и остается главным информационным носителем для архитектора. И именно его вновь открытые графические концепции стали главным магнитом для современных зодчих, начиная с 80-х годов.
Почему именно графика? Ответ прост. За время своей жизни Яков Чернихов оставил не так много отстроенных проектов: Канатный цех с водонапорной башней завода «Красный Гвоздильщик», Проект дома отдыха для рабочих «Северолес», Проект здания научно-исследовательского института «Механобр». При этом большая часть этих проектов была создана при сотрудничестве с другими архитекторами, поэтому в них не так четко проявляется его индивидуальность. В отличие от реализованных объектов графика в полной мере показывает все его идеи и принципы, которые с недавнего времени начали господствовать в современной архитектуре.
Я в полной мере готова сказать, что Чернихова можно ставить в один ряд с такими мастерами, как Леонардо да Винчи, которые далеко опередили свое время. На протяжении всего своего пути он находился в поиске новых форм, новых сочетаний. Скажете, что каждый архитектор (и в его время тоже) занимается этим поиском? Но он шагнул далеко вперед и постепенно ушел от стандартных для того временипризматических форм. Без сомнения можно сказать, что в своей графике он оставил далеко позади даже передовой Запад. В то время как в Нью-Йорке как из кубиков строятся Крайслер-Билдинг и Эмпайр-стейт- Билдинг, В СССР Чернихов в своей мастерской рисует высотки, которые с легкостью встали бы в один ряд с современными постройками. Его концепции динамичны, в них часто фигурируют плавные линии (которые сейчас свойственны высотным зданиям). На его работах, созданных еще в 30-е годы, перед нами предстает его «город будущего», город нашей реальности. Пространство, где высотки невиданных для того времени форм доминируют над общей застройкой города. Тогда бы это был фурор, но он остался всего лишь на бумаге во многом из-за политики страны и отчасти из-за технологических незнаний.
Начиная с 80-х годов, когда технология уже ушла далеко вперед, его труды вновь издаются, а на улицах постепенно вырастают строения, созданию которых отчасти посодействовали его работы.

Например, при просмотре этой его работы сразу же напрашивается параллель с Мери-Экс Нормана Фостера.


А подобное использование цилиндрических форм приводит к современным Бурдж-Халифа в Дубае, башне Миллениум в Вене и многим другим.



В других его работах отчасти угадываются панорамы Гонконга, Нью-Йорка и других крупных мегаполисов.
Подобные параллели можно проводить нескончаемо. Сегодня многие архитекторы признают, что вдохновляются его работами, ведь, несмотря на то, что создавались они почти век назад, именно сегодня настал их час. Сегодняшний успех работ Чернихова и внимание, которое уделяют его фигуре, связаны с его безудержным Гением, который долгое время был похоронен в ящиках столов. В своих работах он открыл огромное количество новых сочетаний и форм, которые теперь используются в современных проектах. Именно из-за своего безграничного новаторства Яков Чернихов сегодня является одним из самых популярных архитекторов. В наше время десятки и даже сотни высотных зданий, построенных под влиянием его графических работ, наконец стали своеобразным памятником его непризнанному таланту.

И напоследок еще нсколько работ

Архитектурные фантазии. 101 архитектурная миниатюра. Яков Чернихов. Международная книга, Ленинград, 1933 г.

В разные периоды существования зодчества появлялась потребность отображать некоторые его замыслы в виде архитектурных фантазий. Эти фантазии, некоторым образом, отличались от обычных архитектурных приемов своими отступлениями принятых выражений как композиционного, так и технического свойства. При фиксировании своих архитектурных фантазий зодчий позволял себе вводить некоторые новшества и композиционные вольности. Не стесняя себя никакими предшествовавшими условностями, архитектор при графировании имел возможность показать новые, более совершенные средства, помощью которых можно полнее и пространнее выявить богатство наших представлений и замыслов.

Путем исканий и ряда экспериментов мы получаем все данные для подхода вплотную к разрешению вопросов, занимающих мозг архитектора. Весьма вероятно, что часть исполненных архитектурных композиций из цикла фантастики не будет воспринята некоторыми зодчими в силу их непонятных, на первый взгляд, особенностей. Это ни в коем случае не может служить причиной изъятия из опыта того или иного случая уже зафиксированных архитектурных фантазий.

Вся проделанная работа по „архитектурным фантазиям“ распределяется на ряд обособленных этапов: а) от чисто-линеарных построений до объемно-монолитных; б) от простейших фасадных перспектив до объемно-плановых аксонометрий; в) от наиупрощеннейших форм до самых сложных - витиеватых; г) цветовая иллюминовка, как и техническое воспроизведение в каждом, примерно, случае преследовала какую-нибудь новую задачу или дополнение к последней; д) композиционные приемы варьировались по мере возможности внедрения новых комбинаций; е) тональность композиций, фоновая обработка, выразительность переднего или заднего плана были использованы для достижения искомых результатов; ж) в некоторых архитектурных фантазиях введены явно-надуманные комбинации составляющих, композиционные измышления и иллюзорные построения с целью наибольшего обогащения проделываемой работы. Все вместе взятое позволило представить решение организации пространства в некотором более рельефном и наглядном виде.

Первоосновой создания архитектурных фантазий являлось желание представить, путем различных изобразительных композиционных и технических средств, все те представления, которые могут зародиться в голове зодчего. То обстоятельство, что некоторые фантазии не имеют никакой, так называемой, материальной оправданности, говорит за то, что в процессе исканий и исследований появлялась настоятельная потребность выявить их лишь указанным выше путем. Ценность композиций этого порядка измеряется теми „внутренними“ качествами и особенностями архитектурного построения, которыми каждое из них обладает. Вследствие новизны полученного отображения и стремления к полному анализу вновь вырешенного произведения - можно допустить появление указанных композиций. Их следует выполнять хотя бы с целью показа совершенства некоторых явлений в новых этапах архитектуры. Кроме того, эти явления заключают в себе передачу величественности сооружения, ритм масс и ее обработки, монолитность, динамику, гармонию форм и краски, конструктивную спаянность и другие архитектурные свойства.

Советский архитектор, художник, график, живописец, преподаватель и теоретик архитектуры, чьи графические работы повлияли на архитектуру ХХ века. Автор книг и выставок на тему архитектурных фантазий и архитектуры будущего, которые принесли ему всемирную известность.

Родился 17 декабря 1889 г. в Павлограде Екатеринославской губернии в многодетной еврейской семье. В 1904-1914 гг. проживает в Одессе и обучается в Одесском Художественном училище (в те годы - филиал Императорской Академии Художеств). В 1912 г. Чернихов начинает преподавать в училище, по окончании которого переезжает в Санкт-Петербург. В Петербурге он поступает на Живописный факультет Академии Художеств, а также на Высшие Педагогические курсы. В 1916 г. переходит на архитектурный факультет, где обучается под руководством Л. Н. Бенуа .

После окончания Академии Художеств в 1925 г. Яков Чернихов занимается проектированием главным образом промышленных зданий и комплексов. Круг проблем, занимавших Я. Чернихова , был необычайно широк. Исследования в области геометрического орнамента и супрематизма , разработка новых методов преподавания графических и пространственных дисциплин, вопросы теории конструктивизма и проблемы формообразования современной архитектуры, проектирование и строительство гражданских и промышленных зданий.



Проект водонапорной башни завода «Красный Гвоздильщик»

Водонапорная башня канатного цеха, построенная по проекту выпускника Петербургской Академии художеств архитектора Якова Чернихова. В настоящее время канатный цех перестроен и утратил свой первоначальный облик, а сама башня не используется по своему прямому назначению, существуют проекты по созданию в ней галереи современного искусства.


В 1927 году он организовал в Ленинграде «Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования». Лаборатория становится фактически персональной мастерской Якова Чернихова , где он совместно со своими учениками и коллегами занимается проектной и экспериментальной работой. Чернихов всегда и везде пропагандировал язык графики. Считал, что владение графическими приёмами, начертательной геометрией, рисунком - это обязательные навыки, наряду с грамотностью. Помимо плодотворной работы в мастерской, архитектор также ведёт преподавательскую работу на Рабфаках и архитектурных и строительных факультетах ряда вузов. Разработал ряд методологических курсов, позволявших быстро и эффективно обучать студентов навыками графического мастерства.
Чернихов преподавал в Ленинградском институте инженеров путей сообщения (с 1933 г. - ЛИИЖТ, ныне ПГУПС) на кафедре архитектуры (1928-1945 гг.), в Промышленной Академии НКТП - курс фабрично-заводского строительства (1930-1932 гг.), Транспортной Академии НКПС им. И. В. Сталина (1930-1932), в институте инженеров водного транспорта (1929-1931 гг.) и других крупных учебных заведениях.

На рубеже 1920-1930-х годов Чернихов издаёт в Ленинграде книги архитектурных фантазий, принёсшие ему всемирную известность: «Основы современной архитектуры» (1929-1930 гг.), «Конструкции архитектурных и машинных форм» (1931 г.), «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933 г.).

Непревзойдённые графические работы мастера, исполненные романтики, экспрессии и пафоса технического века были представлены широкой публике на выставке «2222 архитектурные фантазии», которая открылась в Ленинграде в 1933 г. Графика Чернихова , особенно его работы 1920-х-1930-х гг. повлияли на развитие современной архитектуры в XX веке Многие знаменитые современные архитекторы открыто называют его своим вдохновителем и заочным учителем. Графика Чернихова 1920-х-1930-х гг. - советская параллель европейскому

Яков Чернихов. «Композиция № 59». «Архитектурные фантазии. 101 композиция». 1929-1933. Фото: Архив-коллекция Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова

Яков Чернихов (1889-1951) — один из самых неординарных мастеров замечательной плеяды архитекторов русского авангарда начала ХХ века. Архитектор, теоретик и график, чье влияние на теорию современной архитектуры трудно переоценить, практически не оставил реализованных проектов. Зато сохранилось, прежде всего стараниями семьи, обширное графическое наследие мастера.

Яков Чернихов. «Композиция № 56». «Архитектурные фантазии. 101 композиция». 1929-1933. Фото: Архив-коллекция Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова

Выставка в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева, первая за долгое обозримое время дающая возможность увидеть в столь полном объеме наследие Чернихова, включает, помимо его знаменитой футуристической графики, личные вещи, прижизненные издания его книг, модели и макеты зданий. Все это предоставлено основанным в 1991 году Фондом имени Якова Чернихова, а также дополнено произведениями из коллекции музея и частных собраний. Интересно, что концепция и дизайн выставки принадлежат внуку Якова Чернихова архитектору Андрею Чернихову. В одном из залов — его инсталляция, воссоздающая рабочий стол архитектора с уютной настольной лампой с зеленым плафоном, массивным письменным прибором, украшенным скульптурой Мольера, и семейными фотографиями. На выставке последовательно показаны основные архитектурно-графические циклы Чернихова. Один из самых ранних — яркая и многоцветная «Аристография» (слово, которое можно перевести с греческого как «изящнейшее рисование») 1918-1920 годов. Рисунки этой серии объединяют принципы архитектуры конструктивизма и живописные поиски русского авангарда, прежде всего супрематизма. За ними следует серия 1925-1930 годов «Основы современной архитектуры», итогом которой стал одноименный труд, изданный в 1930 году. В этой программной для Чернихова работе он обосновывает абстрактно-композиционный метод творчества, основанный на асимметрии форм. Раздел «Конструкция архитектурных и машинных форм» отражает увлечение Чернихова промышленной архитектурой после окончания им Академии художеств в 1925 году. Кроме изданной в 1931 году книги «Конструкция архитектурных и машинных форм», итогом изысканий в этом направлении стал проект канатного цеха завода «Красный гвоздильщик» в Ленинграде, построенного в 1930-1931 годах. Правда, от первоначального замысла Чернихова сохранилась лишь водонапорная башня, ставшая выдающимся памятником промышленной архитектуры эпохи конструктивизма. Зато на выставке можно увидеть воссозданный по чертежам архитектора макет всего комплекса.

Яков Чернихов. «Композиция № 87». «Архитектурные фантазии. 101 композиция». 1929-1933. Фото: Архив-коллекция Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова

Отдельный зал посвящен последней изданной при жизни работе Якова Чернихова «Архитектурные фантазии. 101 композиция», ставшей настольной книгой для современных архитекторов всего мира. Кроме того, особого внимания заслуживают замечательные цветные «архитектурные сказки» — рисунки, созданные в 1920-1940-х годах, в которых художник творчески перерабатывает и интерпретирует архитектурные сооружения прошлого.

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Яков Чернихов. Образы архитектуры
До 4 февраля 2018

 

Возможно, будет полезно почитать: