Религиозные верования древних славян презентация. Урок «Религия древних славян» с презентацией. Любовь - Лада матушка

«Быт славян» - Занятия славян. Перун бог грома и молний. Учитель истории Лапардина Ольга Анатольевна МОУ «Златоруновская СОШ». 1-2 ошибки – оценка «5» 3-4 ошибки – оценка «4» 5-6 ошибок – оценка «3» 7 и более ошибок – оценка «2». Славянский поселок. Восточные славяне. Южные. Вещественные. Религиозные верования славян.

«Лада» - МБОУ Тогучинского района Горновская СОШ учитель- Петрова Оксана Викторовна. - Благослови, мати, Ой, мати Ладо, мати, Весну закликати! «Молимся, Лада, молимся всевышнему богу. Да подует, Лада, да ударит урожайный дождь, Ой, Лада, ой!». Леле был посвящен праздник – Ляльник. Божья коровка связывалась с Великой Богиней, а позже была атрибутом Богоматери.

«Соседи восточных славян» - Алгоритм подготовки к презентации материала. Карта «Соседи восточных славян». Тема урока: «Соседи восточных славян». Дань – натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. Увы! А теперь ответим на вопросы?! Рассмотрите содержимое конверта. Какая из представленных ниже картин раскрывает особенности быта восточнославянских племен? 1 2 3.

«Жизнь славян» - Украинцы. Леший. Земледелие. Русалки. Белорусы. Шитьё. Славяне. Боги. Охота. Русские. Восточные. Водяной. Рыболовство. У реки. Бортничество. Почему? Расселение древних славян. 2. Сама жизнь требовала от … сплочённости. Перун. Духи. Домовой. Собирательство. Приготовление пищи. Женщины. Западные. Славян.

«Славяне» - Обряд погребения всегда занимал особое место среди обрядов славян… Из- за суеверий на одежду вешали бубенцы. В Древней Руси также широкое распространение получило бортничество. Славянские поселения. Религия славян. Хозяйство славянских племен. Различают до 200 типов различных видов подвесок.. Стадо крупного скота были важнейшим богатством славянской общины.

«Первые славяне» - 5. Что означало слово «русь» у славян? Первая русская летопись монаха Нестора. Родословная – перечень поколений рода, устанавливающий происхождение и степени родства. Миринская Наталья Алексеевна учитель истории 232 школы. Происхождение и расселение славян. 4. Соседи восточных славян: хазары и варяги.

Всего в теме 23 презентации

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Язычество восточных славян

Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называется язычеством. Сложной, разнообразной с детально разработанными обычаями была религия восточных славян. Ее истоки уходят в индоевропейские древние верования и еще дальше к временам палеолита. Именно там, в глубинах древности зарождались представления человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, о его отношении к природе и о ее отношении к человеку, о своем месте в окружающем мире. Восточные славяне были язычниками, то есть поклонялись богам.

Происхождение славян Славяне верили в свое происхождение от некоего прародителя. Например, некоторые племена считали своим прародителем Волка. Он считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Во время зимнего солнцестояния все мужчины этих племен во главе с языческими жрецами надевали волчьи шкуры (длаки), что символизировало превращение в волков. У звериного предка просили силы и мудрости. Позднее, с приходом христианства, словом "волкодлак", то есть облаченный в звериную шкуру, стали называть злого оборотня.

Боги и богини Как и другие древние народы, как, в частности, древние греки, славяне населили мир разнообразными богами и богинями. Были среди них главные и второстепенные, могучие, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые.

Во главе славянских божеств, стоял великий Сварог - бог вселенной, неба и огня небесного, напоминающий древнегреческого Зевса. По поверьям древних славян, он разбивал лучами-стрелами небесный покров. Когда-то Сварог бросил на землю с неба кузнечные клещи, и стех пор люди научились ковать железо. Он покровитель кузнецов. Его и самого представляли как молодого сильного кузнеца. Его сыновья - Сварожичи - солнце и огонь, были носителями света и тепла.

Бог солнца Даждьбог весьма почитался славянами. Недаром автор "Слова о полку Игореве" называл славян "даждьбожьи внуки". Он сын Сварога, олицетворял собой солнце. Каждое утро он выезажет на колеснице, запряженной белыми огнедышащими конями. Его сестры – Утренняя Заря и Вечерняя Заря – поочередно выводят и заводят в конюшню коней Даждьбога. У него были две прислужницы, разгонявшие тучи и с помощью дождей очищавшие его лицо.

Молились славяне Роду и роженицам - богу и богиням плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и был, поэтому особенно популярен. Род – творец всего сущего, он «вдувал» в людей жизнь. Когда в семье хотели иметь детей, для Рода готовили особое жертвоприношение – кашу, сыр, хлеб и сладкий, сваренный на меду напиток. Вкусив это угощение, Род будто бы посылал в помощь людям верно служивших ему дев – Рожаниц, которые и должны били позаботиться о приплоде.

Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя скотоводства, это был своеобразный "скотный бог". Считалось, что он способствует обогащению. В Х веке именем Велеса клялись князья и их договоров с византийскими монархами. Праздник Велеса отмечался в начале января. К Велесу дня выпекалось особое печенье в в виде домашних животных. Люди рядились в звериные маски, надевали на себя вывороченные тулупы.

Стрибог, по их понятиям, повелевал ветрами, как древнегреческий Эол.

Ярило – бог солнца. Олицетворял собой весну, пробуждающуюся от зимней спячки природу. Ярило славянам представлялся в виде молодого юноши, ездившего по полям на белом коне: где ярило проедет, там вырастет богатый урожай.

Единственным крупным женским божеством у славян была Макошь, которая олицетворяла рождение всего живого, была покровительницей женской части хозяйства.

Со временем, уже по мере выдвижения в общественной жизни славян князей, воевод, дружин, начала великих военных походов, в которых играла молодая удаль зарождающегося государства, на первый план у славян все больше выдвигается бог молнии и грома Перун, который затем становится главным небесным божеством, сливается со Сварогом, Родом как более древними богами. Происходит это не случайно: Перун был богом, чей культ родился в княжеской, дружинной среде. Если солнце всходило и заходило, ветер дул, а потом стихал, плодородие почвы, бурно проявлявшееся весной и летом, утрачивалось осенью и исчезало зимой, то молния никогда в глазах славян не теряла своего могущества. Она не была подвластна другим стихиям, не была рождена каким-то другим началом. Перун - молния, высшее божество был непобедим. К IX в. он стал главным богом восточных славян.

Для поклонения своим богам славяне не строили храмов. Они совершали свои обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, а иногда и каменные статуи языческих богов – идолы. Что бы задобрить разгневанного бога или заручиться его милостью, ему в жертву приносили животных, а в особо важных случаях – даже людей. У славян не было и особого сословия жрецов. Но они думали, что есть люди, которые могут общаться с богами, творить заклинания и предсказывать будущее. Таких людей называли волхвами, кудесниками.

Злые и добрые духи Но языческие представления не исчерпывались лишь главными богами. Мир был населен и другими сверхъестественными существами. Многие из них были связаны с представлением о существовании загробного царства. Именно оттуда к людям приходили злые духи - упыри. А добрыми духами, оберегающими человека, являлись берегини. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми "оберегами".

В лесу обитал леший и баба-яга, в глубине каждого озера или реки, по представлениям славян, жил водяной, у воды жили русалки. Славяне верили, что это души умерших выходящие весной насладиться природой. Название "русалка" происходит от слова "русый", что означает на древнеславянском языке "светлый", "чистый". Обитание русалок связывали с близостью водоемов - рек, озер, которые считались путем в подземное царство. По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже на земле.

Леший – дух леса, который живет в дупле старого дерева и наводит на людей ужас своими протяжными завываниям, жутким хохотом, стонами и плачем. Он любит петь, но в его песне нет слов. Она больше напоминает шум деревьев на сильном ветру во время бури. Леший – хозяин леса и повелитель зверей. Выглядит он наполовину как человек, наполовину как зверь. На нем звериная шкура, на голове рога, а ноги кончаются не пальцами, а копытами. Глаза у лешего зеленые и светятся в темноте. По своему желанию он может быть то не больше гриба-мухомора, и тогда его не сыскать среди травы и палой листвы, а может стать вровень с самыми высокими и могучими лесными великанами – дубами, елями и соснами. Люди побаивались лешего. Уж больно он недобрый и бедовый. Если кто-то заблудился в лесу, потерял тропинку, которая вела назад, к дому, значит, в том виноват лесовик. Это он сбивает человека с пути, заставляет его кружить и плутать в глухой чаще на одном и том же месте.

Водяной – дух рек и озер. Славяне считали, что он для запугивания людей громко хохотал, хлопал в ладоши. Мог подражать речи человека или животных (ухал, крякал, стонал, выл, блеял и пр.). Любил заманивать путников в свой подводный дворец. Выглядел он так: на пухлом лице горящие красные глаза-уголья, хвост рыбий, тело покрыто черной чешуей и тиной, вместо рук – лапы с перепонками. Думали, что водяной обладает способностью к превращениям и оборачивается то бревном, то рыбой, то свиньей, коровой или собакой. Любил ездить верхом на соме, которого за это прозвал «чертов конь». Место жительства выбирал глубокое, любил селиться под мельницами, и друживший с ним мельник ежегодно приносил водяному в жертву свинью.

Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового, которого отождествляли с духом своего родоначальника, пращура, или щура, чура. Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он призывал своего покровителя - домового, чура, защитить его и говорил: "Чур меня, чур меня!"

Амулеты, обереги Чтобы защитить себя от гнева божеств и злых духов, недобрых сил и дурного глаза, славяне придумали различные обереги – предметы, которые будто бы спасали от напасти и отводили колдовские чары. У каждого человека, будь он ребенок или взрослый, постоянно были при себе амулеты в виде медвежьего когтя, волчьего зуба или кабаньего клыка. Дома на видном месте ставили вырезанную из дерева фигурку домового, чтобы берег покой, сторожил жилище от воров и хранил от пожара. Заступницей женщин была Макошь, и потому многие славянки носили на шее или на груди изображение этого божества. Оберегами могли быть всякие знаки и узоры на предметах повседневного быта и обихода: на ложке, на гребешке, на ручке ножа или кувшине. На одежде, покрывалах, полотенцах и платках тоже были обереги: особая цветная вышивка или красивый рисунок на ткани. Большие надежды славяне возлагали на защитную силу слова. Произнося заветные заклинания, которые держались в большом секрете, а иногда прибегая и к грубым ругательствам, древние люди хотели прогнать беду, испугать врага, победить болезнь, не поддаться страху.

Вся жизнь славянина была связана с миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы природы. Это был мир фантастический и поэтичный. Он входил в каждодневную жизнь каждой славянской семьи.

Праздники новый год Уже накануне нового года (а год у древних славян начинался, как и теперь, 1 января, по некоторым данным 1 декабря, 1 марта), а потом поворота солнца на весну начинался праздник Коляды. Сначала в домах гасли огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения.

масленица Другой крупный праздник, совпадающий с природными явлениями, отмечался в марте. То был день весеннего равноденствия. Славяне славили солнце, праздновали возрождение природы, наступление весны. Они сжигали чучело зимы, холода, смерти; начиналась масленица с ее блинами, напоминающими солнечный круг, проходили гулянья, катания на санях, разные потехи.

живин день 1-2 мая славяне убирали лентами молодую березу, украшали ветками с только что распустившимися листьями свои дома, снова славили бога солнца, отмечали появление первых весенних всходов.

Иван Купала 24 июня – в день летнего солнцеворота – праздновали Ивана Купалу, который был божеством изобилия, земных плодов. Поспевал урожай, и люди молились о том, чтобы боги послали им дождя. В этот день собирали травы, которым приписывали чудодейственную силу; купались в реке и верили, что это исцеляет от недугов; приносили в жертву белого петуха – птицу, приветствующую рассвет, угодную Солнцу. Накануне этого дня, по представлениям славян, русалки выходили на берег из воды - начиналась "русальная неделя". Девушки в эти дни водили хороводы, бросали в реки венки. Самых красивых девушек обвивали зелеными ветками и поливали водой, как бы призывая на землю долгожданный дождь. Ночью вспыхивали купальские костры, через которые прыгали юноши и девушки, что означало ритуал очищения, которому как бы помогал священный огонь. В купальские ночи совершались так называемые "умыкания девиц", когда молодые люди сговаривались и жених уводил невесту от домашнего очага.

Обряды Сложными религиозными обрядами обставлялись рождения, свадьбы, похороны. Так, известен похоронный обычай восточных славян хоронить вместе с прахом человека (славяне сжигали на кострах своих покойников, помещая их сначала в деревянные ладьи; это означало, что человек уплывает в подземное царство) одну из его жен, над которой совершалось ритуальное убийство; в могилу воина клали останки боевого коня, оружие, украшения. Жизнь продолжалась, по представлениям славян, и за гробом. Затем над могилой насыпали высокий курган и совершалась языческая тризна: родственники и соратники поминали умершего. Во время печального пиршества также проводили в его честь воинские состязания. Эти обряды, разумеется, касались лишь племенных вождей.

Языческие верования и обычаи сохранялись у восточных славян еще долгое время и после принятия христианства, переплетаясь с христианскими праздниками и обрядами на протяжении многих столетий.


Урок « Религия древних славян»

Цели урока:

1. Углубить знания учащихся о язычестве .

2. Познакомить с понятиями: язычество, духи, боги, идолы, жертва.

3. Познакомить с пантеоном славянских божеств.

4. Воспитывать уважение к предкам, к истории Руси.

Оборудование: компьютер, меди апроектор, сообщения учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы с вами будем говорить о язычестве восточных славян. Наша цель – получить представление о религиозном мировоззрении древневосточных славян. Мы познакомимся с пантеоном славянской религии, духами и существами, а также с обрядами восточных славян

3. Изучение новой темы.

Во все времена людей интересовал вопрос о происхождении жизни. Мифы о рождении мира, деяниях богов создавали все народы планеты. Не стали исключением и восточные славяне. До появления на Руси христианства наши предки были язычниками.

Давайте вспомним, что такое язычество? (комплекс религиозных обрядов, верований, представлений, предшествовавший возникновению мировых религий и послуживший их основой). Язычество - традиционное обозначение нетеистичных религий по их противоположности к теизму. В современной науке язычеству соответствует термин «политеизм» - многобожие. Язычество предполагает циклический взгляд на мир: лето - осень - зима - весна. Душа переходит из одного тела в другое. Природа вечна. Душа человеческая вечна. Мир населен духами (упыри, домовые). Трава, деревья, реки, камни – словом все, что окружало человека, казалось ему живым. Он наделял их умом, чувством, речью. Весь мир казался населенным добрыми и злыми духами. Язычество древних славян имеет глубокие корни. Истоки его видятся за много тысячелетий до начала нашей эры. Основной источник современных знаний о язычестве - православная литература. Так, митрополит Макарий в XVI веке писал о язычниках: "Таковы же скверные мольбища их: лес, и камни, и реки, и болота, источники, и горы, и холмы, солнце и месяц, и звезды, и озера. И проще говоря - всему существующему поклонялись яко Богу, и чтили, и жертвы приносили". Наши предки в борьбе с хищными зверями, голодом, болезнями, засухой, наводнениями - на каждом шагу встречались с таинственным и непонятным. Задумываясь над тем, как устроен окружающий мир, они искали объяснения всему неизвестному. Так появились религиозные верования.

Как вы думаете, почему славяне верили в духов? Какие неприятности могли причинить людям духи? (Люди не могли объяснить причины неудач в быту, в занятиях рыбной ловлей, охотой, а также в земледелии и скотоводстве. Поэтому верили в духов и богов).

Сейчас мы с вами познакомимся с пантеоном славянских богов. Давайте вспомним, что такое пантеон? (Группа богов, принадлежащих к одной какой-то религии).

Вниманию учащихся предлагается таблица со значением основ ных языческих богов древних славян:

ОСНОВНЫЕ СЛАВЯНСКИЕ БОЖЕСТВА

Название

Значение

Древнегрече ский аналог

Древнеримский аналог

Сварог

Бог Неба

Уран, Гера

Юнона

Дажбог

Бог Солнца

Гелиос

Соль

Стрибог

Бог ветра

Борей, Нот, Евр, Зефир

Перун

Бог грома и молнии, покро витель дружины

Зевс, Арес

Юпитер, Марс

Велес

Бог скота и покровитель пастухов

Артемида, Гермес, Пан

Диана, Меркурий, Фавн

Ярило

Бог весны (или солнца)

Купала

Бог лета

Мокошь

Богиня женско го рукоделия

Гестия

Веста

Учитель просит записать в тетрадь и выделить: Главное отличие славянского язычества от античного или скандинав ского: по славянским представлениям, ни один бог не являлся , высшим среди других, повелителем богов, как Зевс или Юпитер!

Кроме низших богов, славяне поклонялись верховным божествам.

Сообщения учащихся о богах

Задание классу: в рабочей тетради с помощью аргументов и фактов докажите, что верования славян были языческими. Ответ оформите в виде таблицы.

Признаки язычества

Верования восточных славян

1. Основаны на первобытных мифах

Миф о загробном мире

2. Вера во множество богов и духов

Боги небесного, земного и подземного мира

3. Боги олицетворяют силы природы

В небесном мире – Дажьбог – солнечное божество, Хорс – Солнце, Сварожич – Огонь, Перун – Молния

В Земном мире: лешие, водяные, русалки, кикиморы, домовые.

4. Боги олицетворяют человеческие занятия

Сварожич – кузнечное дело, Перун – война, Рожаницы – землепашество.

Вопрос: Почему восточные славяне не взошли на ступень цивилизации одновременно с южными славянами?

Выводы записать в тетради

    Восточные славяне оставались язычниками, т.к. жили вдали от регионов распространения мировых религий.

    Восточные славяне заселили не цивилизованные территории, а земли первобытных племён.

    Только в южной части восточнославянского мира были благоприятные условия перехода к земледелию – основы перехода к цивилизации.

    Только в 9 веке в землях восточных славян стали проявляться черты, разрушающие родоплеменной первобытный строй.

Вопрос: Как вы думаете, что предпринимали славяне, чтобы уберечь себя от козней злых духов и гнева богов? (Они обращались к богам с молитвами, с просьбами и благодарностью, приносили им жертвы (дары богам). Славяне приносили дары богам – для этого существовали специальные места – СВЯТИЛИЩА. Их устраивали на возвышенных местах, окружали рвом, земляничными волами. День и ночь здесь горели костры. Дым костров должен был донести богам эти жертвы и просьбы славян. Проведением праздников жертвоприношений ведали волхвы (чародеи и колдуны), к ним обращались за советом и предсказаниями Издревле местом молений были горы, особенно “лысые”, т.е. с беслесной вершиной.На вершине холма находилось капище – место, где стоял капь – идол. Вокруг капища шёл подковообразный вал, на вершине которого горели крады – священные костры. Второй вал был внешней границей святилища. Пространство между двумя валами носило название требище – там “потребляли”, т.е. ели жертвенную пищу.

Языческие жрецы – волхвы – совершали обряды в святилищах, изготавливали идолов и священные предметы; используя магические заклинания, они просили богов об обильном урожае.

Далее учитель объяснит , что сразу же после прихода к власти Владимир предпринял попытку языческой реформы, повелел поставить рядом со своим дворцом идолы шести божеств, соствив ших государственный пантеон. Этими «главными», по мнению в еликого князя, богами стали Перун, Дажбог, Стрибог, Хорс (солнечный конь), Мокошь и Симаргл (значение неизвестно).

Главным стал считаться Перун - голову статуи покрыли серебряно й краской, а усы - позолотой. Идола Перуна поставили на холме перед самым теремным дворцом князя. Киевляне приносили жертвы тем идолам, называя их своими богами, даже закалывали своих сыновей и дочерей перед истуканами. Вся русская земля и холм тот были политы человеческой кровью.

О днако попытка реформировать язычество не удалась: народ не мог привыкнуть к новым ролям старых богов, а в пределы Киевской Руси все шире проникала монотеистическая вера соседних народов.

4.Закрепление

Кроссворд

Задания:

По горизонтали: 5. Бог ветра

6.Деревянная или каменная статуя языческого божества

7.Лесной дух.

По вертикали: 1. Бог солнца

2.Мифическая женщина, живущая в воде

3.Бог грома, молнии и войны

4.Богиня плодородия

Ответы:

1.Ярило

2.Русалка

3.Перун

4.Мокошь

5.Стрибог

6.Идол

7.Леший

    Подведение итогов

Какие выводы о занятиях восточных славян, их общественном строе можно сделать, зная их религиозные верования?

Верования древних славян (славянское язычество) – комплекс воззрений, верований и культов древних славянских племен, мощный религиозно- культурный пласт, по времени существования предшествующий христианскому. Язычество – христианский теологический термин для общего обозначения всех верований, кроме христианства, ислама и иудаизма.


Боги древних славян Славяне не имели единого политеистического пантеона божеств. У каждого племени верования в богов носили значительные различия: складывался свой пантеон, одни и те же боги получали различные названия, не было единого для всех племен верховного бога. Хотя есть ряд божеств, которых исследователи признают общеславянскими. Это такие боги как Сварог, Перун, Макошь, Лада, Велес. Религиозная традиция чутко отразила социально-культурные перемены, происходившие в древнеславянском обществе. В соответствии с тем, как разобщенные племена объединяются в племенные союзы, разобщенный многочисленный пантеон постепенно приобретает более четкие контуры. Выделяется определенная иерархия божеств, а верховный бог правящего племени признается главным над всеми другими. Но этот процесс так и не был завершен.



Источники изучения славянских верований Изучение язычества представляется весьма непростым делом из-за ряда факторов. Во-первых, это огромная территория расселения славянских племен и, как следствие, разные внутренние тенденции их развития и отличное влияние внешних факторов. Во-вторых, – неравномерность темпа исторического развития в разных зонах расселения славянских народов; в-третьих, – отсутствие достоверных мифологических и религиозных текстов; в-четвертых, – разрушение традиционной картины мира и мифо-религиозных представлений привнесенным христианством.


Идолы в религии древних славян Идолы – каменные и деревянные изваяния, передающие образ божества и служащие непременным атрибутом религиозных обрядов Древней Руси. Чаще всего идолов ставили на пригорках, на берегах рек, по рощам. Были также маленькие домашние идолы, которых зачастую прятали от чужих глаз. Скорее всего, идолов делали по одному образцу, но они отличались оформлением.


Пантеон князя Владимира Один из важнейших источников по славянской (точнее древнерусской) языческой мифологии это летописный рассказ о так называемой «языческой реформе» князя Владимира Святославича, когда он установил в Киеве идолы шести важнейших божеств: И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. В то же время, один из наиболее уважаемых в народе богов – Велес, покровитель торговли, богатства и скота, не был включен в официальный княжеский пантеон, а его идол был расположен на Подоле, у подножия Старокиевской горы.


Волхвы в религии древних славян Были у славян и так называемые волхвы. Вопреки распространенному мнению, они не являлись жрецами, хотя некоторые исследователи и связывают название «волхв» с именем бога Велеса. Волхвы составляли календари, хранили и передавали древние мифы, выполняли функции предсказателей и колдунов. Сохранились упоминания, в том числе и в летописях, о совершаемых волхвами чудесах. Поклонение волхвов


Календарные праздники славян Масленица – это праздник прощания с зимой и встречи весны. Обязательным атрибутом Масленицы являются блины. Считается, что блин, имеющий круглую форму, является символом солнца. Коляда – зимний праздник солнца, отмечающий поворот солнца с зимы на лето. Отмечался славянами 21 декабря, в день зимнего солнцестояния – самый короткий день года. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки, переодевания (ряжение, обычай «водить козу», «колядовать»). Купала – праздник летнего солнцестояния, самый длинный день в году. С праздником Купала связано огромное количество преданий и поверий. В праздничную ночь гадают, ищут легендарные цветы папоротника, сжигают чучело Марены, что символизирует победу над смертью. Таусень – осенний праздник равноденствия, связанный со сбором урожая, окончание всех крестьянских сезонных работ.


Свадебный обряд происходит в три этапа, в каждом из которых повторяются одинаковые ритуальные действия, которые постепенно развиваются и усложняются. Эти основные этапы: 1) сватанье; 2) помолвка; 3) сама свадьба. Всем трем этапам свадьбы присущ мотив похищения невесты женихом, внесения выкупа за невесту. В комплексе свадебных ритуалов также имеют место ритуалы очищения, связанные с древними культами воды и огня и отражающие представление об очистительных свойствах стихий.


Заключение Религия древних славян – довольно развитая система языческих верований, исповедуемся славянскими племенами до принятия христианства. Специфика славянского язычества заключается в свободном сосуществовании как развитых политеистических, так и архаических аграрных культов, анимистических и полидемонических представлений, культа предков. Другая характерная черта религии древних славян – ее неоднородность, различие между культами у разных племен, почитание разных божеств, отличная культовая практика в разных местностях. Язычество славян – это не только система культов, но и мировоззрение, мировосприятие, отразившееся в дальнейшем развитии культур славянских народов.

 

Возможно, будет полезно почитать: