Икона агапита печерского чем помогает. Преподобный агапит печерский, врач безмездный. Иное житие преподобного Агапита Печерского






Краткое житие преподобного Агапита Печерского

Преподобный Агапит Печерский родился в Киеве, был учеником св. преподобного Антония Печерского. Святой Агапит безвозмездно помогал больным, исцеляя их своей молитвой и давая им те травы, которые сам употреблял в пищу. Преподобный претерпел много скорбей от завистливого врача-армянина, который хотел его отравить Но Господь хранил своего угодника, и яд не вредил ему. Своими чудесами св. Агапит обратил в православие врача-армянина, и тот принял иноческий образ. После многих трудов и подвигов преподобный Агапит мирно почил о Господе около 1095 г., был погребен в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря.

Иное житие преподобного Агапита Печерского

Преподобный Агапит Печерский, врач («лечец») безмездный, родом из Киева, постриженик и ученик преподобного Антония Печерского, жил в XI веке. Если кто из монастырской братии заболевал, преподобный Агапит приходил к нему и самоотверженно ухаживал за больным, кормил вареной травой, которую готовил сам, и больной выздоравливал по молитве преподобного. К монастырскому врачу, обладавшему даром исцеления, обращались за помощью и многие миряне. В то же время в Киеве был опытный врач-армянин, который по одному виду больного мог определить степень болезни и даже точно определить день его кончины. Когда один из таких обреченных обратился к святому Агапиту, благодатный целитель с молитвой дал ему отведать пищи с монастырской трапезы, и больной выздоровел. Разжигаемый завистью врач хотел отравить Агапита, но Господь сохранил преподобного, и яд не подействовал.

Святой Агапит исцелил Черниговского князя Владимира Мономаха, будущего великого князя Киевского (1114–1125), прислав ему вареное былие. Благодарный князь сам пришел в монастырь и хотел видеть своего целителя, но смиренный подвижник скрылся и не принял даров.

Когда сам святой целитель заболел, к нему пришел тот самый врач-армянин и, осмотрев, сказал, что кончина последует через три дня. При этом он дал обет стать православным монахом, если его предсказание не исполнится. Преподобный ответил, что Господь открыл ему, что призовет его только через три месяца.

Святой Агапит почил через 3 месяца (1 июня, не позднее 1095), а армянин пришел к игумену Печерского монастыря, покаялся и принял постриг. «Верно, что Агапит – угодник Божий, – сказал он. – Я хорошо знал, что нельзя ему было при болезни его пережить трех дней, а Господь дал ему три месяца». Так преподобный излечил душевный недуг и направил на путь спасения.

Полное житие преподобного Агапита Печерского

Когда преподобный отец наш Антоний Печерский 1 был прославлен даром исцеления, пришел к нему в пещеру из Киева блаженный Агапит, желая получить душевное исцеление через пострижение в иноческий чин; удостоившись желаемого, он всем сердцем последовал ангелоподобному житию преподобного Антония, руководясь и его наставлениями. Агапит был очевидцем того, как этот великий муж сам служил болящим и исцелял их своею молитвою, причем скрывая дарование, данное молитве его, вручал недужным под видом лекарства травы от пищи своей. Видя это, блаженный Агапит начал соревновать святому старцу в подвигах и трудился так много лет; когда расхварывался кто-либо из братии, блаженный оставлял келлию свою, в которой не было ничего, что можно было бы похитить, приходил к болящему брату и служил ему: поднимал его, укладывал, выносил на своих руках и непрестанно молил Бога об исцелении недужного; если же болезнь иногда и затягивалась, то чрез это Господь желал умножить веру и усилить молитву раба Своего Агапита. Подражая подвигам преподобного Антония, блаженный Агапит сподобился быть участником и равной с ним благодати: молитвою своею он исцелял всех болящих, также подавая им травы, которые варил в пищу себе, за что, собственно, и был прозван врачом. О нем распространилась молва в Киеве, и много болящих приходило к нему, отходя здоровыми.

В то время жил во Киеве некий врач, происхождением и верою армянин, настолько искусный в своем деле, что раньше не было равного ему. Достаточно было ему взглянуть на болящего смертным недугом, как он тотчас узнавал и объявлял день и час его кончины, и всегда безошибочно; такого больного он уже ни за что не хотел лечить. Один из болящих такого рода, первый боярин у великого князя Всеволода 2 , которого армянин поверг в отчаяние, предсказав смерть чрез восемь дней, был принесен в Печерский монастырь. Но блаженный Агапит, сотворив молитву о нем, дал ему в пищу трав, которые вкушал сам, и исцелил его; и немедленно прошла о нем слава по всей земле Русской. Армянин, уязвленный стрелою зависти, начал укорять блаженного и послал в Печерский монастырь одного осужденного на смерть, который должен был принять пред Агапитом яд и умереть. Блаженный, видя этого человека умирающим, дал ему с молитвою о нем той травы, которую вкушал сам, и этим избавил от смерти обреченного на смерть. С тех пор армянин особенно вооружился на блаженного и подговорил своих единоверцев подать самому Агапиту питье с примесью смертного яда; блаженный же принял и остался невредимым. «Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения» (2Пет. 2:9) по слову Своему: «если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мрк. 16:18).

Потом разболелся в Чернигове князь Владимир Всеволодович Мономах 3 . Армянин хотя и старательно врачевал его, но безуспешно, так что недуг всё более и более увеличивался. Уже будучи при кончине, князь просил тогдашнего игумена Печерского Иоанна прислать к нему в Чернигов для врачевания блаженного Агапита. Игумен призвал его и известил о просьбе князя, но блаженный Агапит, которого никто еще не видел выходящим из ворот для врачевания вне монастыря, со смирением сказал:

– Если я пойду для этого дела к князю, то и ко всем должен идти. Прошу тебя, отче, не побуждай меня выходить за монастырские ворота ради славы человеческой, избегать которой обещался я пред Богом до последнего издыхания. Если позволишь, лучше я удалюсь в иную страну и потом опять возвращусь сюда, когда минет эта нужда.

Посланный князя, убедившись, что не будет в состоянии призвать к своему господину самого блаженного Агапита, начал просить, чтобы он дал хотя трав для исцеления. По убеждениям игумена, блаженный дал посланному трав от пищи своей; их принесли к князю, последний вкусил и немедленно выздоровел по молитвам блаженного.

Тогда князь Владимир Мономах пришел сам в Печерский монастырь, желая видеть того, чрез кого Бог возвратил ему здравие; он никогда не встречался ранее с блаженным и теперь желал почтить его, щедро одарив. Но Агапит, не желая земной славы, скрылся; тогда князь отдал игумену принесенное для угодника Божия золото. Но спустя немного времени тот же Владимир снова послал одного из своих бояр со многими дарами к блаженному Агапиту. Посланный нашел святого Агапита в келлии и положил пред ним подарки князя. Блаженный сказал ему:

– Чадо, никогда, ни от кого и ничего не брал я (за исцеление), потому что исцелял силою не своею, но Христовою; не требую этого и ныне.

Боярин отвечал:

– Отче. Пославший меня знает, что ты ничего не требуешь; но умоляю тебя прими это, чтобы утешить сына твоего, которому чрез тебя Бог даровал здравие; дар же отдай, если тебе угодно, нищим.

Старец отвечал ему:

– Если ты так говоришь, то приму с радостью. Скажи пославшему тебя, что и прочее, что у него есть, – чужое, и ничего не возьмет он с собою, когда будет расставаться с жизнью; поэтому пусть и остальное раздаст он нищим. Ибо Сам Господь, Который находится среди обездоленных, избавил его от смерти, я же сам по себе никакого успеха не имел бы; и прошу, чтобы он не ослушался этих наставлений моих, дабы не пострадать более сильно.

С такими словами блаженный Агапит взял принесенное золото и вышел с ним из келлии, как бы для того, чтобы спрятать его; вынес и бросил, сам же бежал и скрылся. Спустя немного времени боярин вышел, увидел брошенные пред воротами дары, поднял и отдал игумену Иоанну. Возвратившись к князю, он рассказал ему всё, что видел у блаженного и что слышал от него; и все уразумели, что это – истинный раб Божий, ищущий награды от одного Бога, а не от людей. Князь же, не осмеливаясь ослушаться святого, начал раздавать нищим щедрую милостыню.

После многих богоугодных трудов и подвигов впал в болезнь и сам безмездный врач, блаженный старец Агапит. Узнав об этом, вышеупомянутый врач армянин пришел посетить его и начал спорить с ним о врачебном искусстве, спрашивая, каким средством лечится недуг Агапита.

Блаженный отвечал:

– Тем, каким подает здравие Сам Господь, врач души и тела.

Армянин счёл его совершенно не знающим врачевания и сказал сопровождавшим его:

– Он ничего не знает в нашем искусстве.

Потом взял его за руку и сказал:

– Говорю истину: на третий день он умрёт; если изменится слово мое, то я изменю жизнь мою и сам стану таким же монахом.

Блаженный с горячностью сказал:

– Так вот способ твоего врачевания: больше говорить о смерти, чем о помощи! Если ты искусен, дай мне жизнь; если не можешь этого, зачем унижаешь меня и осуждаешь на смерть в третий день? Меня же известил Господь, что через три месяца отойду я к Нему.

Снова сказал ему армянин:

– Вот ты уже весь изменился; такие никогда не выживают дольше трех дней.

Святой Агапит действительно был в крайнем изнеможении, так что без посторонней помощи не мог даже двинуться. Между тем к блаженному Агапиту, самому сильно болящему, принесли для исцеления некоего больного из Киева. Блаженный с Божиею помощью немедленно встал, как бы и вовсе не болел, взял обычную свою траву, которую вкушал, и показал армянину, говоря:

– Вот трава, которою я врачую: смотри и разумей.

Тот, посмотрев, сказал святому:

– Это не из наших трав, но, думаю, из Александрии.

Блаженный, осуждая невежество его, дал болящему вкусить травы, помолился и немедленно сотворил его здоровым. Потом он сказал армянину:

– Сын мой, прошу тебя, вкуси этой травы со мною, если хочешь, ибо ничем иным не могу угостить тебя.

– Отче, – отвечал ему армянин, – мы в этом месяце постимся четыре дня, и теперь я держу пост.

Услышав это, блаженный спросил его:

– Кто ты и какой веры?

Тот отвечал:

– Разве ты не слышал обо мне, что я армянин?

Тогда блаженный сказал ему:

– Как же ты осмелился войти сюда и осквернить мою келлию, да еще держишь меня за грешную мою руку? Выдь от меня, иноверный 4 и нечестивый.

И тот, посрамленный, удалился.

После того блаженный Агапит прожил, как предрек ранее, три месяца и, немного поболев, отошел ко Господу. Будучи на земле врачем безмездным, он принял великую награду уже на небе, где нет болезни. Братия приготовили к погребению честное тело его и с обычным пением положили в пещере преподобного Антония 5 . По кончине святого пришел армянин в Печерский монастырь и сказал игумену:

– Отныне я оставляю армянскую ересь и истинно верую в Господа Иисуса Христа, для Которого желаю трудиться в святом иноческом чине. Блаженный Агапит явился мне и сказал: «Ты обещался принять иноческий образ; если солжешь, то погубишь и жизнь, и душу». Я верую, что явившийся мне свят, и если бы хотел он дольше жить здесь, то это даровал бы ему Бог. Я полагал, что он не переживет трех дней, а Бог прибавил ему три месяца, а если бы он желал, то жил бы и три года. Но я думаю, что сам он, как святой, захотел оставить нас, стремясь в Царство святых и если преставил его Бог из временной жизни в сей обители, за то даровал ему жизнь вечную в обителях небесных. Поэтому желаю скорее исполнить повеление этого святого мужа.

Игумен, выслушав армянина, постриг его в иноческий образ и долго наставлял врача телес, чтобы он, последуя блаженному Агапиту, был искусен во врачевании своей души. Армянин подвизался богоугодно и, проведя остальную жизнь в том же Печерском монастыре, здесь же принял блаженную кончину, предав душу свою в руки врача душ и телес, Господа нашего Иисуса Христа, славимого с безначальным Отцом и с Пресвятым, Благим и Животворящим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Примечания

1 Преп. Антоний, родом из Любеча (в 40 верстах от Чернигова), постриженик Св. Горы Афонской. Придя в Киев, избрал местом поселения одну пещеру в лесистой горе близ Днепра. Богоугодная подвижническая жизнь преп. Антония собрала около него многих, желавших под его руководством проводить иноческую жизнь. Так возник знаменитый Киево-Печерский монастырь. Скончался преп. Антоний 90-летним старцем, после 46-летних подвигов в пещере, в 1073 г, 7 мая. Память его 10 июля.

2 Всеволод Ярославич княжил первый раз шесть месяцев (1075–1076 гг.) и второй раз с 1078 по 1093 год.

3 Владимир Всеволодович княжил затем в Киеве с 1114 по 1125 год.

4 Армяне разделяют монофизитскую ересь, осужденную Четвертым Вселенским Собором в Халкидоне (451 г.) и отвергают все последовавшие за ним Вселенские Соборы. Сущность монофизитской ереси состоит в учении, что Господь Иисус Христос, рожденный из двух природ, или естеств, пребывает не в двух – ибо человеческая природа в Лице Бога Слова так тесно соединилась с Его Божественною природою, что только мысленно может от нее отличаться. В Древней Руси вообще существовал взгляд на армян как злых еретиков: так, митрополит Киприан (1376–1406) в своих канонических ответах писал игумену Афанасию: «армянская же ересь гнуснейшая паче всех ересей; сего ради не достоит православному крестьянину (т. е. христианину) ни едино же общение имети с ними».

5 Прп. Агапит скончался не позднее 1095 года, мощи его почивают в пещере св. Антония.

Молитвы

Тропарь преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах

Богоноснаго Антония ревнуя смиренномудрию,/ аки некиим врачеством зелием снедным/ исцелял еси болящия, преподобне Агапите,/ тем и врача неверна уверив,/ наставил еси на путь спасения./ Уврачуй и наша болезни/ и молися Господеви о воспевающих тя.

Кондак преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах

Врач сый изряден, чудне,/ являя несумненную твою веру,/ обличая же армениново неверие/ и приводя его к благочестию,/ себе, близ смерти бывшу,/ испросил еси от Бога продолжение живота/ и, сим чудом того уверив,/ привел еси Христови,/ Емуже в веселии предстоя,/ молися о нас, преподобне.

Молитва преподобному Агапиту, врачу Печерскому

О всеблаженне Агапите, земный Ангеле и небесный человече! Припадаем к тебе с верою и любовию и молим ти ся прилежно: яви нам смиренным и грешным святое свое заступление; се бо грех ради наших не имамы свободны чад Божиих просити о потребах наших Господа и Владыку нашего, но тебе, молитвенника благоприятнаго, к Нему предлагаем и просим тя со усердием многим: испроси нам от благости Его благопотребная дары душам и телесем нашим, веру праву, любовь ко всем нелицемерну, в злостраданиих терпение, тяжкими болезнями одержимым - от недугов исцеление, под бременем скорбей и напастей неудобоносимых падающих и жития своего отчаявшихся твоими молитвами получити скорое облегчение и избавление. Не забуди, блаженне отче, и обитель сию святую, присно тя чтущую, но соблюди ю и всех живущих и подвизающихся в ней и на поклонение в ню приходящих невредимыми от искушений диавольских и всякаго зла. Егда же приспеет наше от временнаго сего жития отшествие, и к вечности преселение, не лиши нас помощи твоея небесныя, но молитвами твоими всех нас приведи в пристанище спасения и наследники яви нас быти всесветлаго Царствия Христова, да поем и славим неизреченныя щедроты Человеколюбца Бога Отца и Сына и Святаго Духа и твое вкупе с преподобными Антонием и Феодосием отеческое зaступление во веки веков. Аминь.

Агапит Врач Безмездный – монах Киево-Печерской Лавры, первый лекарь Киевской Руси. Он жил в XI веке в Киеве прославился далеко за пределами Печерского монастыря своей дивной силой, с помощью которой он лечил больных людей. Его называли «Лечец от Бога». Сейчас его нетленные мощи покоятся в ближних пещерах Лавры, в подземной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и почитаются в народе, как целебные и чудотворные. Вот уже тысячу лет к ним идут и идут люди, и этот людской поток не прекращается. К Агапиту приходят люди не только православной веры, но и других религиозных конфессий, и даже те, которые считают себя атеистами. К нему идут люди различных национальностей. Ведь Агапит Печерский всегда был преисполнен любовью ко всем нуждающимся. И даже его мощи по сей день продолжают излучать неимоверную целительную силу. Её действие ощущают многие, пребывая рядом с мощами. Так в чём же заключается секрет такого притяжения Святого, такого удивительного воздействия на людей? В чём заключается сила Агапита Печерского?

Глубоко почитаемая личность Агапита Печерского, овеяна большим количеством тайн. Много ценной информации о необыкновенной Личности Агапита Печерского и тайне его великой духовной силы, об удивительной неделе, начинающейся 25 февраля и проявления уникальных свойств мощей Агапита Печерского, раскрывается во II томе книги «Сэнсэй», популярной современной писательницы Анастасии Новых. Эти знания не только потрясают своей глубиной и силой подачи, но и заставляют задуматься над тем, сколько ещё неизведанных тайн хранит в себе окружающий Мир.


О знаменитом киевском монастыре Киево-Печерской Лавре знают не только жители стран СНГ, но и всей Европе. Именно с этим местом связанно огромное количество легенд и преданий. Здесь в разные годы переплетаются судьбы известных деятелей культуры и исторических персонажей. Агапит Печерский, Нестор-Летописец, Илья Муромец, Владимир Мономах и многие другие люди, так или иначе, связаны с жизнью Киево-Печерской Лавры. Сюда до сих пор съезжаются верующие и праздные туристы со всех уголков планеты, чтобы приклонится к мощам святых.


Стольких святых, собранных в одном месте, нет, пожалуй, больше нигде в мире. Причем большая часть из них – нетленные мощи. Ученые, начиная с 17 века, пытались объяснить этот феномен, да и вообще разобраться, в чем на самом деле сила мощей. В наше время чего только не придумывали они в поисках ключа к разгадке: облучали зерна пшеницы радиацией, заражали воду микробами… Но после «терапии» мощами на пшенице не оставалось ни следа радиации, а микробы из воды загадочным образом исчезали.

В 1988 году группа студентов Киевского мединститута проводили в Лавре гигиенические и микробиологические исследования. Они брали пробы воздуха в пещере и непосредственно в саркофагах, где находятся мощи святых. Так вот, в саркофагах количество микробов было в 6–7 раз меньше, чем в пещерах, а болезнетворных бактерий и вовсе не было. Хотя саркофаги негерметичны, и по логике показатели воздуха пещер и саркофага не должны были отличаться.

Исследовав мощи 54 святых, ученые пришли к выводу, что при жизни они были слишком истощены постами и тяжелой работой. У некоторых обнаружились заболевания опорно-двигательного аппарата. Например, святой Агапит из-за деформации правой стопы хромал.

На территории Киево-Печерской Лавры в галерее музея Истории среди отлитых бюстов святых, находится бюст преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, известного многими чудесами излечения тяжелых больных. Автором этих уникальных работ является учёный, современный эксперт-криминалист из Москвы, Сергей Алексеевич Никитин – человек, который спустя почти тысячу лет после смерти святых, сумел, благодаря научному методу антропологической реконструкции Михаила Герасимова, воссоздать их истинный облик. И теперь мы можем видеть этих Святых такими, какими они были при жизни.

Наряду с Сергеем Никитиным над мощами работало ещё много других учёных, проводя свои уникальные исследования. Результаты просто потрясающие. Исследования показали, что возле мощей Агапита живые растения ускоряют свой рост, становятся сильными и здоровыми. Вода меняет свою структуру, приобретая лечебные свойства. Как оказалось, возле мощей понижен радиоактивный фон. Они оказывают сильное бактерицидное воздействие на состояние воздуха. Считается, что причиной этих необъяснимых явлений возле мощей есть ещё не изученная энергия, природу которой пока не удалось объяснить учёным, как и её загадочную цикличность, поскольку в определённые дни таинственное поле возле Агапита Печерского многократно усиливается. Образ и духовный подвиг Агапита Печерского вот уже тысячу лет продолжает вдохновлять новые поколения людей.

У каждого святого, выражаясь светским языком, своя специализация. Больше всего, по словам отца Георгия, люди идут к Агапиту (который исцелил от смертельного недуга Владимира Мономаха), Нестору-Летописцу – особенно студенты во время сессии, святой летописец считается покровителем наук. Все больше людей приходит к Иоанну- Младенцу – молятся, если Бог детей не дал, а преподобного Эразма просят избавить от депрессий.


Посещал Киево-Печерскую Лавру и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев и Президент Украины Виктор Янукович молились в келье основателя обители преподобного Антония Печерского, поклонились честным мощам Киево-Печерских чудотворцев преподобных Агапита Печерского, Илии Муромца, Нестора Летописца и других преподобных отцев. Легендарная певица Алла Пугачева перед началом концертной программы «Рождественские встречи» посещала Киево-Печерскую Лавру, где в сопровождении архиепископа Павла посетила Ближние пещеры. Там в пещерной церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы у мощей преподобного Агапита Печерского наместник Лавры отслужил молебен и совершил елеопомазание всех присутствующих.

В наши дни, когда стал известен истинный облик Святого Лекаря Киевской Руси, появилась уникальная картина – портрет Агапита Печерского художницы Анастасии Новых. Этот портрет тоже будет представлен на II Международной фотовыставке «Агапит Печерский. За единство и дружбу!»


Несмотря на то, что картина является произведением искусства, многие люди уже отметили на себе ее необычное влияние и буквально живой взгляд самого Агапита. Молва об уникальном шедевре разнеслась далеко за пределы Украины. Удивительно, но даже копии этой картины в виде фотографий, открыток, календарей, не теряют этой необыкновенной силы воздействия при многократном тиражировании. Очевидно, вместе с изображением передаётся и «нечто», сокрытое в картине, что необъяснимым образом проявляет удивительные феномены. Так, многие люди отмечают, что выражение лица Агапита на фотографиях картины Анастасии Новых непонятным образом меняется, словно предопределяет события, нрав неизвестного тебе человека, дает подсказку решения сложного жизненного вопроса. Взгляд Агапита точно проникает в самые потаённые уголки души. Одни говорят, что он пронзительный, строгий. Другие утверждают, что взгляд Агапита тёплый, добрый, ласковый. Но все сходятся во мнении, что взгляд Святого действительно живой!

Многие люди, у которых появилась фотография картины Агапита Печерского, отмечают, что их жизнь начинает меняться по внутреннему содержанию. Живой портрет Агапита Печерского удивительным образом помогает им сориентироваться в жизненных ситуациях, справиться с трудностями, получить ответы на сокровенные вопросы. Даже таким необычным образом Агапит бескорыстно оказывает помощь людям, вдохновляет их, даёт редкую возможность прислушаться к самому себе. Очевидно, всё, что связано с необыкновенным святым Агапитом Печерским, обладает огромной духовной силой, преисполненной великой тайны творения.

Истории неизвестны дата рождения и мирское имя преподобного Агапита Печерского – врача безмездного, который считается первым лекарем Киевской Руси. Известно только, что родился он в Киеве и полагали его блаженным, что жил он в XI веке, не позднее 1073 года – то есть при жизни преподобного Антония Печерского, монаха из Афона, который был родом из Любеча, города княжества Черниговского. Вместе с преподобным Феодосием, что был из Василькова, города в Киевском княжестве, основал Киевскую Печерскую обитель на берегу Днепра.

Наиболее полное его жизнеописание составил по Киево-Печерскому патерику XI века Дмитрий Ростовский, оно включено в его труд «Жития святых». Для нас биография преподобного Агапита становится подробной только после того, как он из Киева пришел в пещеру к преподобному Антонию за исцелением. Исцеления Агапит ожидал через постриг в иноческий чин. После пострига Агапит остался при преподобном Антонии, служил ему и во всем следовал житию преподобного, а тот наставлял инока и позволял ему присутствовать при исцелениях больных.

Агапит видел, как Антоний исцелял недужных своей молитвой, но чтобы те не искушались чудотворчеством, преподобный давал им еще и травы полезные, но не они были причиной выздоровления, а чудотворная молитва Богу. Блаженный Агапит жил, не имея ничего в собственности, только самое необходимое, как и многие святые подвижники. Беря во всем пример со старца, он многие годы трудился. Если заболевал кто-то из братии, Агапит уходил из своей кельи и неотлучно находился при больном – ухаживал за ним, перекладывал малоподвижного, готовил ему еду и постоянно молился Господу о его исцелении, давая при этом ему травы из тех, что варил себе в пищу, – он во всем следовал примеру своего великого наставника. И, конечно, видя такой молитвенный и человеческий труд, Господь не оставил Агапита и наделил и его даром исцеления. Вскоре в Киеве стало известно о целителе Агапите, к нему стали приходить больные и отходили от него здоровыми.

В те же времена в Киеве жил врач и маг, имени которого в патерике не сохранилось, там он записан как Армянин – по вере и происхождению. Одной из способностей этого искуснейшего лекаря было умение, взглянув на больного, определить срок его кончины. Если болезнь была смертельной – он отказывался лечить больного. И все у него шло удачно, пока не заболел первый боярин великого князя Всеволода. Армянин предрек ему смерть через восемь дней. Отчаявшийся боярин повелел перенести его в Киево-Печерскую обитель. Там он принял от блаженного Агапита травы, которые подал тот ему с молитвой, и исцелился.

Об этом исцелении стало известно в Киеве, что, конечно, подорвало лекарскую репутацию Армянина. Тогда тот, с целью в свою очередь навредить блаженному, послал в Печерский монастырь человека, осужденного на смерть, чтобы тот принял перед Агапитом яд и умер. Однако молитвою и травами, которые Агапит готовил для себя, блаженный исцелил умирающего. Тогда озлобившийся маг попытался отравить самого Агапита, через своих единоверцев послав ему отравленное питье, но Агапит выпил зелье без всякого вреда для себя, ибо сказано в Евангелии от Марка о служителях Господних: «… если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мрк. 16; 18).

Случилось так, что в Чернигове занедужил сам князь Владимир Мономах. Армянин начал его лечить, но лечение было безуспешным – болезнь не оставляла князя, только становилась крепче. И вот, уже понимая, что кончина близка, Мономах обратился к тогдашнему игумену Печерской обители Иоанну (преподобный Антоний в то время уже отошел ко Господу) с просьбой отпустить к нему блаженного Агапита, ибо тот был его последней надеждой на исцеление. Игумен сказал Агапиту о княжеской просьбе, но тот, который никогда не выходил из монастырской обители, смиренно ответил, что он не пойдет к князю, поскольку и ко всем тогда идти придется: «Прошу тебя, отче, не побуждай меня выходить за монастырские ворота ради славы человеческой, избегать которой обещался я пред Богом до последнего издыхания. Если позволишь, лучше я удалюсь в иную страну и потом опять возвращусь сюда, когда минет эта нужда», – пишет в «Житиях» Дмитрий Ростовский.

Однако игумен убедил блаженного Агапита послать князю хотя бы трав «от пищи его», тот согласился, князь принял травы, а блаженный вознес за него молитву, и Мономах был исцелен.

После выздоровления князь сам посетил Печерскую обитель, чтобы увидеть и одарить княжескими дарами своего целителя, но тот, избегая земных почестей и прославления, удалился. Князь отдал золото игумену, но позже все-таки прислал одного из своих бояр со многими дарами к блаженному. И тот вновь не принял даров, сказав, что «исцелял он силою не своею, но Христовой». Боярин упрашивал Агапита, говорил, что если бы он принял дары, тем утешил бы того, кому через блаженного Бог послал исцеление. После этих слов Агапит согласился принять дары, но просил со смирением передать князю, что и все, что тот имеет, не его, чужое, повторив евангельскую истину, что ничего из земных сокровищ, когда наступит его последний час, князь с собою не возьмет. А потому надо князю раздавать милостыню, «ибо Сам Господь, Который находится среди обездоленных, избавил его от смерти, я же сам по себе никакого успеха не имел бы; и прошу, чтобы он не ослушался этих наставлений моих, дабы не пострадать более сильно», – так записано в «Житиях».

Однако княжеское золото постигла та же участь, что и в первый раз: блаженный Агапит вынес дары из кельи, будто бы хотел спрятать, а на самом деле бросил и скрылся. Игумен увидел это, взял золото и раздал его нищим. Князь Владимир Мономах не посмел ослушаться воли святого и стал с тех пор раздавать щедрую милостыню всем нуждающимся.

Настало время, и после всех трудов занемог и сам блаженный Агапит. Тогда к старцу пришел тот самый Армянин и стал спрашивать, какими средствами лечится преподобный. На это он ответил, что здравие подает Бог, чем вызвал замечание Армянина, что Агапит ничего не знает о лекарском искусстве. Маг взял за руку блаженного и сказал, что жить тому осталось три дня. И если за это время произойдет исцеление, то он изменит свою жизнь, примет крещение, постриг и станет таким же монахом. На это блаженный Агапит ответил ему, как пишет Дм. Ростовский, «с горячностью»: «Так вот способ твоего врачевания: больше говорить о смерти, чем о помощи! Если ты искусен, дай мне жизнь; если не можешь этого, зачем унижаешь меня и осуждаешь на смерть в третий день? Меня же известил Господь, что через три месяца отойду я к Нему».

Армянин же не поверил ему и настаивал, что через три дня старец отойдет ко Господу. Тут к Агапиту, который был болен сам, принесли другого болящего. Преподобный показал траву Армянину, но тот сказал, что такой травы не знает, и предположил, что она из Александрии. Тем временем блаженный дал вкусить травы больному, помолился, и тот стал здоровым. Однако, когда он предложил вкусить той же травы Армянину, тот отговорился тем, что в эти дни у него пост. Преподобный спросил, какой тот веры, и, узнав, что он – иноверец, потребовал немедленно оставить его келью.

Блаженный Агапит действительно прожил еще три месяца и отошел ко Господу 1 июня 1095 года по старому стилю. Братия с пением погребла его в пещере святого преподобного Антония. Узнав, что старец покинул сей мир в тот срок, который знал про себя сам, Армянин пришел в Печерский монастырь к игумену Иоанну со словами: «Блаженный Агапит явился мне и сказал: “Ты обещался принять иноческий образ; если солжешь, то погубишь и жизнь, и душу”. Я верую, что явившийся мне свят, и если бы хотел он дольше жить здесь, то это даровал бы ему Бог. Я полагал, что он не переживет трех дней, а Бог прибавил ему три месяца, а если бы он желал, то жил бы и три года. Но я думаю, что сам он как святой захотел оставить нас, стремясь в Царство святых, и если преставил его Бог из временной жизни в сей обители, за то даровал ему жизнь вечную в обителях небесных. Поэтому желаю скорее исполнить повеление этого святого мужа».

После наставления игумена новообращенный последовал примеру блаженного Агапита и навсегда остался в монастыре, где принял кончину.

Преподобный Агапит оставил после себя учеников – преподобный Алимпий (Алипий) иконописец считается первым дерматологом, преподобный Дамиан – первым педиатром, преподобный Прохор стал первым русским фармацевтом. Они все упокоены в пещерах Киевской лавры рядом со своим учителем, над гробом которого установлена краткая надпись: «Прп. Агапит Печерский - врач безмездный».

Ныне киевские ученые установили, что примерный возраст его был 60 лет, значит, дата рождения приходится на 1035 год. С.А. Никитин по своей уникальной методике реконструкции черепа восстановил для нас внешний облик преподобного – тонкое и мудрое лицо его теперь открыто нам.

Канонизация Агапита состоялась примерно в первой трети XIII века, что соответствует периоду составления Киево-Печерского патерика. Почитание началось во второй половине XVIII века.

Какие есть изводы иконы

Иконописных изображений преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, существует немного. На одном изводе он изображен в черном одеянии инока, в скрещенных руках его – склянка с лекарством, пучок трав и свиток. За спиной – вид Киево-Печерской обители. Лицо святого аскетично и сосредоточенно. На другом изводе преподобный изображен в черном клобуке, но алом одеянии, это более ранний византийский стиль, что особенно ясно видно по изображению фона: слева – вход в пещеру, где была келья блаженного старца, справа – стены обители. Еще один, также поздний извод изображает святого в синей одежде со свитком в руках.

На иконе преподобного Агапита кисти Ю.Э. Кузнецова, который взял для своего извода тот канонический вариант, где святой изображен в черном одеянии, иноческая ряса, сохраняя основной тон, сияет теплыми тонкими узорами: ими всегда иконописец наделяет одежды чудотворцев. Он раскрывает их внутренний образ, одевая в чудесные ризы, которые лучатся светом радости, а значит – надежды на исцеление и, прежде всего, духовное и душевное.

Значение иконы

С иконы Святого преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, глядит на нас длиннобородый старец, в правой руке его – сосуд с ложечкой, которой давали в древности врачи лекарства недугующим, в левой – снопик лекарственных трав, отварами из которых он исцелял больных, и свиток. На одном из списков иконы этот свиток развернут, и там читаются слова: «…николиже исцелих силою моею, но Христовою» – «…никогда не исцелял силою моею, но Христовою». Он смотрит с состраданием, очень внимательно, будто заглядывая внутрь, в душу, о спасении которой пекся в первую очередь, ибо знал, что излеченное тело при пренебрежении жизнью духа – бессмысленно. Все здешнее, материальное, земное рано или поздно подходит к неизбежному окончанию своего пути в мире сем. Даже обладая самым крепким здоровьем, мы уходим, и наше физическое тело по законам природы превращается в тлен, бессмертна лишь душа. Что будет с нею, если не было прижизненной заботы о ее состоянии, ее здоровье? Что дальше, если нет в ней Бога?

«Жизнь без Тебя – мгновение пустое», – говорил преподобный в своей молитве Господу, и Им была насыщена каждая секунда, каждое мгновение его земного жития, и потому мощи его уже тысячу лет нетленны. Это ли не образец того, что полная добровольная принадлежность души Богу сообщает и телесному ее носителю вечную жизнь в буквальном смысле, ибо сам святой по-настоящему жив возле Бога Живого, Иисуса Христа. Жив настолько, как и прочие святые, что мы можем обращаться к нему, говорить с ним, просить его о спасении наших душ и тел, и видим, как на протяжении десяти веков эти исцеления происходят.

Чудеса от мощей святого преподобного Агапита Печерского длятся и по сей день. Но после реконструкции его по методу Герасимова, о которой мы уже говорила в разделе «События из жизни святого», удивительные вещи, происходящие при мощах святого, привлекли внимание ученых других специальностей. Например, исследователями было замечено, что возле честных мощей преподобного растения растут быстрее и становятся более крупными и крепкими. Неожиданным образом, без явных внешних воздействий структурируется вода, что, как известно, приводит к изменению ее качества – структурированная вода благотворно действует на человеческий организм. Вблизи мощей снижен радиоактивный фон и уменьшается количество бактерий, то есть пребывание возле раки преподобного Агапита уже имеет оздоровляющий эффект. Также было замечено, что в некоторые дни такое воздействие усиливается многократно. Это поле, необъясненное пока с точки зрения эмпирической науки, безусловно, Божественного происхождения и связано с действием Святого Духа, присутствующего здесь: святой не мыслил своей жизни без непрерывного стяжания Его. Усердие преподобного в том было так велико, духовный подвиг во спасение своей и других душ для Бога столь бескорыстен и самоотвержен, что только в этом, очевидно, стоит искать возможное объяснение чудес от мощей и его, и других святых, чьи останки пережили века практически без искажения своих прижизненных черт. Если эти объяснения вообще стоит искать, вместо того чтобы просто радоваться диву от святыни, как мы просто радуемся внезапным посещениям Божией благодати...

О том, что святой Агапит Печерский не покидает нас, не оставляет своим попечением, говорит еще одно необъяснимое чудо. На портале «Дивное Дивеево», в новостях от 18 февраля 2012 года, было опубликовано сообщение об удивительном событии: в Свято-Покровской церкви Полтавы, где находится икона с частичкой мощей святого, на стекле, покрывающем икону, отпечаталось изображение его. Произошло это в рождественские праздники, когда настоятель о. Николай снял с иконы киот со стеклом, чтобы позолотить нимб над головой святого. Икона была не старая, ее написал в 2008 году художник Петр Гуменюк, который и до того писал иконы и для этого храма, и для других.

Настоятель забрал икону домой, а киот со стеклом оставил в церкви, не заметив перемены в нем из-за неяркого освещения. На другой день было солнечно, и работники храма сразу заметили, что стекло мутноватое. Они не сразу поняли, в чем дело, вынесли киот на улицу, на солнце, и тут – просто были ошеломлены: на стекле киота, как негатив, полностью отпечатался образ святого. Причем пейзажа со зданиями Киево-Печерской лавры на заднем плане, который обычно изображается на списках иконы Святого Агапита Печерского, не было, проявились только его образ и звездочка, куда были вложены мощи. Очевидно, энергия, исходящая от толики их, явила здесь свое удивительное действие.

Образ поместили в другой киот, а этот поставили рядом, и даже неверующие полтавчане заходили посмотреть на это нерукотворное чудо. На экспертизу киот решили не возить. Со времен Туринской плащаницы отпечатки, проявления изображений святых на стекле, покрывающих их иконы, и другие чудесные феномены, происходящие с образами, давно известны, но научного обоснования им так не находится. Если на это нечто, таинственное для нас, есть воля Божия, то стоит ли, как Фоме неверующему, пытаться, образно говоря, «вложить пальцы» в ту область непознанного, где умственное ничего не даст – даст только вера и доверие Ему. Другое дело, если задаться другими вопросами: не как это произошло с точки зрения объяснения механизма, законов чистой физики, которые здесь неприложимы, а зачем? О чем Господь через святого своего говорит с нами?

Возможно, что это напоминание нам о том, о чем часто забываем, даже стоя перед иконой. Образ святого – не просто нарисованный или отпечатанный лик. Первообраз сей момент смотрит на нас через образ, и сострадательный и строгий. Внимательный взгляд святого преподобного Агапита Печерского скажет многое, если человек приходит к его иконе с верой и любовью. Нам есть о чем его просить и есть за что благодарить. Дивный пастырь болящих телом и скорбящих душою, преподобный врач, всю жизнь стремившийся уподобиться Тому, Кто есть Первейший «Врачу душ и телес», Отцу нашему Небесному, он – с нами, со всеми, кто прибегает к нему за животворной и чудесной его помощью.

Потому вновь хочется закончить и этот рассказ радостными словами: «Дивен Бог во святых своих!»

Наравне с великими святыми в наше время почитается Агапит Печерский - этого целителя, который работал безвозмездно, уважают не только в России, но и за границей. В этой статье вы узнаете о его житии, где находится храм с мощами праведника, как помолиться святому.


Житие Агапита Печерского

Родился будущий лекарь в Киеве, в самом начале 11 в. Он поступил в монастырь при жизни преподобного Антония (Печерского) и многому от него научился. Житие Агапита Печерского упоминает, что он исцелил Владимира Мономаха. Лечил святой отварами трав и молитвами, денег не брал. Поначалу он вызывал зависть у врача, чьи пациенты уходили к святому, но со временем он и сам ушел в монахи.

О биографии Агапита Печерского до того, как он явился в монастырские пещеры, практически ничего неизвестно. Зато в стяжании монашеских добродетелей он был весьма усерден. Видя, как преподобный Антоний исцеляет страждущих, монах возревновал о Господе, стал с усердием служить братьям, которых постигали недуги. Укладывал, выносил на воздух, молился Богу о том, чтобы послал болящему исцеление. И вот, в конце концов, сподобился благодати стать лекарем, как и его наставник.

Агапит Печерский был очень скромен, употреблял лишь растительную пищу, никогда не запирал дверь кельи - ведь он не имел ничего, что можно было бы похитить. Когда в монастырь приехал князь, чтобы отблагодарить за исцеление, инок скрылся и не вышел, чтобы принять подарки. Единственная цель жизни его состояла в стяжании благодати и помощи ближним.


Испытания, которые выпали на жизнь Агапита

Некий врач очень завидовал святому Агапиту Печерскому, он даже подослал своих друзей с отправленным питьем. Но случилось по завету Господа - его преданный слуга выпил яд и остался невредим.

Пришло время, когда и сам преподобный стал тяжело хворать. Тогда пришел его давний соперник, стал спрашивать, чем лечится старец. Тот отвечал, что силою Божией. Разгорелся спор - врач уверял, что молитва не поможет Агапиту Печерскому и тот умрет через три дня. Старец же уверял, что его время придет через 3 месяца. Тогда противник его дал зарок - если через 3 дня инок будет жив, он сам уйдет в монахи.

Прошло время, указанное старцем, он тихо отошел в обители небесные. Тогда к настоятелю явился его бывший соперник - раскаялся и отступил от еретического учения, которого держался, просил постричь его в монахи, желая сдержать свой обет. Мечта его была исполнена, он окончил жизнь в святой обители, познавая евангельские истины. Так даже после смерти преподобный Агапит Печерский продолжает приводить людей ко Христу.


Иконы и храмы Агапита Печерского

На иконе преподобный Агапит Печерский изображается в облачении схимника, левая рука его поддерживает сосуд с целебными травами, в правой он держит ложечку, подобно другим святым целителям. Лицо его излучает покой, мирное настроение. К такому врачу не страшно идти на лечение, ведь у него самые лучшие рекомендации - от Господа Иисуса Христа. Иногда инок держит в одной руке свиток, а вокруг оплечного изображения - клейма из жития, которые повествуют о самых известных его исцелениях.

Мощи преподобного пребывают в ближних пещерах Киево-Печерской лавры. У саркофага стеклянная крышка, которую поднимают для особо важных гостей. Приезжал в Киев, чтобы посетить место упокоения Агапита Печерского, сам Билл Клинтон. Бывают здесь многие российские политики, знаменитости. Очень много желающих получить частицу мощей святого, но по словам митрополита, их раздача прекратилась - слишком много просителей.

В храм, где лежат мощи Агапита Печерского (церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы) особенно много паломников в дни памяти святого. Тогда гробницу перемещают из пещер, чтобы к ней смогло подойти больше людей. Поклониться приходят миллионы верующих. По словам митрополита Вышгородского Павла, совершается множество чудес. Одни из последних:

  • слепая девочка получила прозрение;
  • раковые больные исцеляются;
  • исчезает желчекаменная болезнь.

В святках Русской Православной Церкви память святого Агапита Печерского празднуется 1 июня и 28 сентября.

О чем молиться Агапиту Печерскому

Врачу от Бога, жившему в Печерской Лавре, прежде всего молятся ради избавления от телесных недугов. Преподобный Агапит после смерти лишь увеличил свою целительную мощь, но при обращении надо иметь твердую веру, что Господь поможет, он силен излечить от любой хвори, напасти, духовной немощи. Не каждый может поехать в Лавру - но тогда надо помнить, что Бог и святые слышат обращения независимо от вашего местонахождения. Молитесь перед иконой, результат будет такой же - по вере.

Молитва преподобному Агапиту, врачу Печерскому

О всеблаженне Агапите, земный Ангеле и небесный человече! Припадаем к тебе с верою и любовию и молим ти ся прилежно: яви нам смиренным и грешным святое свое заступление; се бо грех ради наших не имамы свободны чад Божиих просити о потребах наших Господа и Владыку нашего, но тебе, молитвенника благоприятнаго, к Нему предлагаем и просим тя со усердием многим: испроси нам от благости Его благопотребная дары душам и телесем нашим, веру праву, любовь ко всем нелицемерну, в злостраданиих терпение, тяжкими болезнями одержимым - от недугов исцеление, под бременем скорбей и напастей неудобоносимых падающих и жития своего отчаявшихся твоими молитвами получити скорое облегчение и избавление. Не забуди, блаженне отче, и обитель сию святую, присно тя чтущую, но соблюди ю и всех живущих и подвизающихся в ней и на поклонение в ню приходящих невредимыми от искушений диавольских и всякаго зла. Егда же приспеет наше от временнаго сего жития отшествие, и к вечности преселение, не лиши нас помощи твоея небесныя, но молитвами твоими всех нас приведи в пристанище спасения и наследники яви нас быти всесветлаго Царствия Христова, да поем и славим неизреченныя щедроты Человеколюбца Бога Отца и Сына и Святаго Духа и твое вкупе с преподобными Антонием и Феодосием отеческое зaступление во веки веков. Аминь.

Агапит Печерский - храм, молитва, иконы, биография was last modified: Июнь 12th, 2017 by Bogolub

Молитва первая
Преподобне отче Агапите! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покая нии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Агапите, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покая ние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья
О всеблаженне Агапите, земный Ангеле и небесный человече! Припадаем к тебе с верою и любовию и молим ти ся прилежно: яви нам смиренным и грешным святое свое заступление; се бо грех ради наших не имамы свободны чад Божиих просити о потребах наших Господа и Владыку нашего, но тебе, молитвенника благоприятнаго, к Нему предлагаем и просим тя со усердием многим: испроси нам от благости Его благопотребная дары душам и телесем нашим, веру праву, любовь ко всем нелицемерну, в злостраданиих терпение, тяжкими болезнями одержимым — от недугов исцеление, под бременем скорбей и напастей неудобоносимых падающих и жития своего отчаявшихся твоими молитвами получити скорое облегчение и избавление. Не забуди, блаженне отче, и обитель сию святую, присно тя чтущую, но соблюди ю и всех живущих и подвизающихся в ней и на поклонение в ню приходящих невредимыми от искушений диавольских и всякаго зла. Егда же приспеет наше от временнаго сего жития отшествие, и к вечности преселение, не лиши нас помощи твоея небесныя, но молитвами твоими всех нас приведи в пристанище спасения и наследники яви нас быти всесветлаго Царствия Христова, да поем и славим неизреченныя щедроты Человеколюбца Бога Отца и Сына и Святаго Духа и твое вкупе с преподобными Антонием и Феодосием отеческое зaступление во веки веков. Аминь.

 

Возможно, будет полезно почитать: